Вопросы 
психологии   Содержания номеров журнала за 2022 г.
  Все публикации журнала за 1980 - 1999 гг.
  Архив. Компакт-диски. Сборники статей.
  Психологический словарь

English  
новости  научная жизнь  анонсы  прайс  о журнале  тематическая подборка статей

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я

Ц

 

Цветовой тест отношений (ЦТО) — клинико-психодиагностический метод, предназначенный для изучения эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям и отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни этих отношений. Тест состоит в том, чтобы испытуемый подобрал для значимых людей и важных понятий соответствующие цвета. Теоретической основой ЦТО является концепция отношений В.Н. Мясищева, идеи Б.Г. Ананьева об образной природе психических структур любого уровня и сложности, а также представления А.Н. Леонтьева о чувственной ткани смысловых образований личности. Методической основой ЦТО является цветоассоциативный эксперимент. Он базируется на том, что существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и к самому себе отражаются в цветовых ассоциациях к ним. Цветоассоциативный эксперимент, согласно этому предположению, позволяет выявить достаточно глубокие, частично неосознаваемые компоненты отношений, минуя при этом искажающие, защитные механизмы вербальной системы сознания. (Сермягина О.С., Эткинд А.МПрименение цветового теста отношений при изучении неврозогенной семьи. 1991. №3. С. 80).

 

Целенаправленного воспитания и обучения теории (или Экстерналистские теории воспитания и обучения) – историческая традиция, отмеченная в истории педагогики именами И.Ф. Гербарта и Д.И. Писарева, а в современных теоретико-экспериментальных подходах – многочисленными концепциями бихевиорального контроля и интериоризации предметных действий. Суть данной традиции, которую можно назвать также экстерналистской, сводится к тому, что развитие ребенка рассматривается как всецело гетерономный (внешне обусловленный) процесс формирования, идущий под действием разнообразных формирующих воздействий взрослых, родителей, учителей, под действием всего широкого социального окружения в целом. Развитие ребенка осуществляется лишь в меру такого типа его обучения и воспитания, которые в бихевиористской традиции понимаются как техники и процедуры модификации поведения ребенка посредством классического или оперантного обусловливания (Орлов А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя.1988. № 1. С. 16–26. С. 16).

 

Целеполагание – выделение той конечной цели, ради достижения которой осуществляется деятельность. Представляет сложный, развертывающийся во времени процесс. В качестве его основных стадий, закономерно сменяющих друг друга, гипотетически можно выделить: 1) актуализацию мотива-стимула, побуждающего субъекта; 2) восприятие, заключающееся в категоризации элементов; 3) смысловую оценку воспринятого содержания, которая психологически представляет собой актуализацию смыслообразующего мотива: 4) конкретизацию смыслообразующего мотива т.е. выделение цели деятельности и условий ее достижения (Дорохина В.Т. Формирование целеполагания как компонента учебной деятельности в зависимости от типа обучения. 1980. № 6. С. 73–82. С. 74).

 

Целеобразование — процесс субъективного выделения осознания и конкретизации ближайшего результата, достижение которого осуществляет данную деятельность, способную удовлетворить потребность, опредмеченную в ее мотиве. Целеобразование — важное звено, опосредствующее связь «структура деятельности — особенности мотивации деятельности» (Бибрих Р.Р., Орлов А.Б. Мотивация и целеобразование в поведении с закономерным и случайным исходом. 1985. №1. С. 167).

 

Целительство – система лечения, возникшая из первобытной веры в то, что причина болезни или сверхъестественна (например, одержимость злым духом), или является следствием магии (например, в результате проклятия колдуна). Лечение заключалось в соответствующих ритуалах, которые уничтожают или нейтрализуют нежелательное воздействие. Обычно такие ритуалы требовали участия не только самой жертвы, но и его семьи или всего племени. Считалось, что духи-покровители способствуют исцелению (Криппнер С. Духовные измерения психотерапии и целительства. 1994. №6. С.118–133).

 

Цельность −  совокупность частей, в том числе весьма разнообразных, вступающих в плодотворное объединение и связь. В образе цельности подчеркивается здоровое, органичное, постепенное взаимодействие различных функций и частей в рамках целого, границы которого открыты и подвижны (Ильин В.А. Использование психосоциального подхода для изучения социально-психологических процессов в современном обществе. 2007. № 2. С. 109–123. С. 110).

 

Ценности −  привлекательные объекты (предметы, их свойства, состояния и т.д.), вызывающие положительно-эмоциональное отношение. Они — источники удовлетворения, наслаждения, радостей, пользы. Ценность отражается в сознании на трех уровнях — эмоциональном, образном (на основе эмоциональной памяти) и понятийном. Ценность объектов вырастает из эмоциональных реакций. Их ценные свойства познаются особым образом — в результате специфического ценностного взаимодействия с объектом. Так, приятную сладость сахара можно ощутить лишь при условии, если взять его в рот, любовь женщины — почувствовав струящийся поток нежности из ее глаз, услышав ее трепетный голос, увидев ее взволнованное лицо и ощутив теплое прикосновение ее рук. Если нет специфического взаимодействия, то ценность объектов познать невозможно. Невозможно объяснить людям, что такое любовь, если их никогда не любили и они сами никого не любили  (Шакуров Р.Х. Психология смыслов: теория преодоления. 2003. № 5. С.18–33. С. 20).

 

Ценностная типология личности – типология, основанная на предположении о том, что возможна классификация по признаку доминирующей жизненной ценности, формирующей и определяющей целиком личность человека, которое было высказано Э. Шпрангером (1928). Им была предложена типология, включающая шесть идеальных ценностных типов: теоретический, экономический, эстетический, общественный, политический и религиозный. Как и для других классификаций, соответствие типу в чистом виде – большая редкость: большинство людей придерживается какой-то одной ценности как преобладающей, но при этом другие ценности могут играть хоть и не ведущую, но существенную роль (Личность: определение и описание. 1992. №3. С. 42).

 

Ценностно-ориентационное единство группы — важнейший показатель групповой сплоченности, являющийся интегральной характеристикой системы внутригрупповых связей. Термин введен А.В. Петровским. Индексом ценностно-ориентационного единства может служить частота или степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций членов группы по отношению к объектам (лицам, явлениям, событиям), наиболее значимым для группы в целом. (Цехновичер В.М. Способ измерения показателя ценностно-ориентационного единства малой группы. 1984. №2. С. 130).

 

Ценностность – центральное, ядерное образование личностной сферы. Понятие введено Н.И. Непомнящей. Ценностность по отношению к мотивам можно рассматривать как более широкий и общий слой личности. Ценностность характеризуется единством внешней направленности личности и ее представлением о себе и находит свое проявление в отношении к выполняемой деятельности, другим людям и т.д. (Овчинникова Т.Н. Исследование личностных характеристик мыслительной деятельности. 1980. № 5. С. 117–121. С. 118).

 

Ценностные ориентации — составляющие содержательной части характеристики личности (Сайко В.Д. Ценностные ориентации детей при переходе в младший школьный и подростковый возраст. 1986. №2. С. 67).