Вопросы 
психологии   Содержания номеров журнала за 2022 г.
 Все публикации журнала за 1980 - 1999 гг.
 Архив.Компакт-диски. Сборники статей.
 Психологический словарь

English  
новости  научная жизнь  анонсы  прайс  о журнале  тематическая подборка статей

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я

Т

 

Творчествомыслительный процесс, результатом которого являются интеллектуальные новообразования в виде открываемых субъектом знаний о способах разрешения проблемной ситуации (Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитии личности. 1983. №2. С. 36).

Фазы творчества: I фаза (сознательная работа) — подготовка — особое деятельное состояние, являющееся предпосылкой для интуитивного проблеска новой идеи; II фаза (бессознательная работа) — созревание — бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи; III фаза (переход бессознательного в сознание) — вдохновение — в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения (например, изобретения, открытия, создания шедевра литературы, искусства и т.д.), вначале в виде гипотезы, замысла; IV фаза (сознательная работа) — развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка (Пономарев Я.А. Фазы творчества и структурные уровни его организации. 1982. №2. С. 5).

 

Текст − языковое выражение, способное выполнять знаковую и коммуникационную функции. Первое предполагает возможность использовать текст в качестве знака некоей внеязыковой сущности, которая в определенной знаковой ситуации является денотатом или значением этого текста. Второе предполагает, что адресат, достаточно владеющий языком текста, способен соотнести его с денотатом и получить о нем определенную информацию (Мусхелишвили Н.Л., Шрейдер Ю.А. Значение текста как внутренний образ. 1997. № 3. С. 79−91. С. 79).

 

Темперамент — 1) характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности (В.Д. Небылицын). Совокупность формальных и относительно устойчивых характеристик поведения, проявляющихся в энергетическом уровне поведения и во временных параметрах реакций (Я. Стреляу) (Голубева Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий. 1983. №3. С. 18).

2) это система устойчивых динамических и энергетических характеристик всех психических процессов, которая определяется свойствами нервной и нейрогуморальной систем организма. Роль свойств темперамента в поведении и деятельности очень велика. Они откладывают отпечаток на протекание всех без исключения психических процессов и на индивидуальные устойчивые особенности всех подструктур личности (Чуприкова Н.И. Система понятий общей психологии и функциональная система психической регуляции поведения и деятельности. 2007. № 3. С. 3−15. С. 10).

 

Теория деятельности — теория, постулаты которой касаются прежде всего зарождения психики в деятельности, механизмов ее развития через развитие деятельности, приобретения психикой на высших стадиях своего развития статуса особой предметной деятельности, зарождения личности и механизмов ее развития и т.д. Одним из краеугольных камней теории деятельности является утверждение о первичности деятельности по отношению к отражению, ее ведущей роли.

Эта теория оказалась плодотворной при решении теоретических и прикладных проблем зарождения и развития психики в ходе биологической эволюции, развития психики в онтогенезе, обучения, нарушений психики, восстановления нарушенных функций. Существенные достижения были получены в области профессионального обучения, в анализе трудовой деятельности и во многих других областях психологии при решении проблем развития и формирования психических функций и способностей. Хорошо работает теория деятельности при изучении процессов построения образа (актуалгенез), особенно моторных звеньев восприятия, значение которых открывается именно при подходе к восприятию как особой деятельности. Значимые научные результаты дал анализ и таких познавательных процессов, как внимание, память и мышление в плане актуалгенеза, развития средств познавательной деятельности, целеобразования и др. (Смирнов С.Д. Общепсихологическая теория деятельности: перспективы и ограничения (К 90-летию со дня рождения А.Н. Леонтьева). 1993. №4. С. 94.).

 

Теория игр – теория, претендующая на выяснение формальных моделей принятия оптимальных решений в ситуации строго регламентированного матрицей выигрышей и проигрышей конкурентного взаимодействия. Теория игр возникла из нефизических задач и «представляет один из первых примеров сложных математических выводов, относящихся исключительно к вопросам, возникающим в общественных науках». В теории игр выделяются два класса: 1) игры со строгим соперничеством (или, что равнозначно, с нулевой суммой), когда два игрока имеют прямо противоположные интересы: один выигрывает столько, сколько проигрывает другой; 2) игры с нестрогим соперничеством (или с ненулевой суммой), где возможен обоюдный выигрыш. Игры с ненулевой суммой, предоставляющие возможность как конкурентного, так и кооперативного поведения сторон, как раз и были избраны моделью для изучения конфликтного взаимодействия и определяющих его факторов. Наибольшую популярность и повсеместное распространение получил один из вариантов этой игры, известный под названием «дилемма узника». Описание этой игры большинством западных авторов цитируется по книге Р. Д. Льюса и X. Райфы (Полозова Т.А. Методические проблемы изучения межличностного конфликта в группе. 1980. № 4. С. 123–129. С. 124).

 

Теория предельной полезности – см.: Полезности предельной теория

 

Теория психического развития Ж. Пиаже — теория генетической психологии, согласно которой ребенок в интеллектуальном развитии проходит четыре основные стадии: сенсомоторную (от рождения до двух лет), преоперационную (2 года — 7 лет), стадию конкретных операций (7—11 лет) и стадию формальных операций (11—15 лет). (Кечакмадзе И.К. Психологические условия формирования понятия сохранения количества у детей шестилетнего возраста. 1984. №6. С. 33).

 

Тест — набор специальных вопросов и задач, имеющих определенную шкалу значений, с помощью которых оценивается степень выраженности некой психической способности индивида (суммарная оценка интеллекта; творческий потенциал личности; профессиональная пригодность и др.) Эта шкала разрабатывается заранее на основе массовых обследований, данные которых подвергаются статистическому анализу с целью их стандартизации. (Слободчиков В.И. Вопросы теории и диагностики психического развития. 1982. №1. С. 20).

 

Техника репертуарных решеток (ТРР) — совокупность методических приемов, представляет собой операциональную реализацию индивидуально ориентированного подхода к субъективному шкалированию. Эта техника стремится реконструировать индивидуально определенную систему смысловых расчленений, противопоставлений и обобщений, лежащую в основе субъективных оценок, отношений и предсказаний. ТРР — не батарея тестов, а экспериментальный метод, включающий особые приемы планирования и проведения эксперимента, обработки и интерпретации результатов. Возникновение ТРР связано с именем Дж. Келли, с созданной им теорией индивидуальных конструктов. (Похилько В.И., Федотова Е.О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности. 1984. №3. С. 151).

 

Типы личностные – качественно различающиеся категории, к которым предположительно могут быть отнесены личности. Классификации типов существуют как применяющие очень ограниченное число критериев, так и комплексные, рассматривающие многие непрерывно изменяющиеся параметры (Личность: определение и описание. 1992. №3. С. 42).

 

Толерантности межличностной механизмы − устойчивая структура определенным образом связанных психических действий, активизация и целостное проявление которых фасилитируют изменения в совокупности свойств личности (проявление психической активности в конкретных условиях). Изменения выражаются прежде всего в трансформации состояния аффективно-когнитивной сферы, внутренней позиции и поведенческих реакций относительно содержания и форм общения с партнером (Кожухарь Г.С.  Модель усиленной мотивации: взаимодействие базовых механизмов межличностной толерантности. 2007. № 2. С. 15–29. С. 16).

 

Толерантность к фрустрации — способность переносить фрустрацию без деструктивных последствий. Толерантность к фрустрации является переменной величиной, зависящей от личностных качеств и от ситуации. (Фрустрация, конфликт, защита. 1991. №6. С. 81).

 

Толпы эффект — отказ людей от личностной автономии, слипания массы людей в единую коллективную личность (Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке. 1989. №3. С. 15).

 

Толстых Александр Валентинович [7.07.1953, г. Николаев 8.03.1997, Москва] доктор психологических наук, член-корреспондент РАО.

Статьи и книги А.В. Толстых посвящены широкому кругу фундаментальных проблем психологии личности, педагогической и возрастной психологии, социологии образования, культурологии. Всего им было опубликовано около 250 работ научного, научно-популярного и публицистического жанров, часть из которых переведена на английский, немецкий, испанский, португальский, финский, чешский и другие языки. «После детства», «Возрасты жизни», «Психология юного зрителя», «Человек и возраст», «Морально-этические проблемы психологической практики», «Взрослые и дети: парадоксы общения», «До 16 и старше... Заметки психолога», «Подросток в неформальной группе», «Наедине со всеми: о психологии общения», «Искусство понимать искусство»... Выход каждой из этих книг А.В. Толстых, изданных общим тиражом более 1 млн экземпляров, с неизменным интересом встречался педагогическим сообществом.  Одним из направлений научной работы А.В. Толстых было создание психологической картины жизненного пути современного человека. Он показал, что каждый возраст жизни подчинен закономерностям, имеет свои особенности и внутреннюю красоту. Нет возрастов плохих и хороших – все они прекрасны, если суметь полностью реализовать заложенные в них возможности человека к саморазвитию ( А.В. Толстых (некролог). 1997. № 3. С. 157–158).

 

Томограф (от греч. «томе» — срез, сечение) — компьютерный аппарат, который использует для построения изображения разную степень поглощения рентгеновских лучей, «просвечивающих» череп и мозг. Тончайшие различия коэффициентов поглощения анализируются компьютером, который и строит на экране дисплея послойные «срезы» мозга; при этом толщина компьютерного «среза» мозга может не превышать 5 мм. Современные компьютеры могут выводить информацию на дисплей в цвете, что повышает информативность изображений. Информативность томограмм увеличивается также в результате использования контрастных веществ. (Лалаянц И.Э., Милованова Л.М. Томографы: психологические аспекты использования. 1991. №1. С.143).

 

Тоталитаризм — общественная система, которая не просто механически навязывает всем без исключения своим членам якобы изначально чуждое им тоталитарное сознание, но апеллирует к уже существующим общепсихологическим и личностным его предпосылкам. Для этого она создает условия закрытости реальному опыту (от «железного занавеса» до цензуры, систем дезинформации и контролирующих состояние умов «добровольных помощников»), насаждает единообразный набор клишированных нормативов осмысления жизни, себя и своего места в жизни, фокусирует сознание на «великих», «грандиозных», «небывалых» победах и достижениях (от лозунгов «Слава труду!» до разветвленной системы наград и поощрений публичного характера). Одновременно тоталитаризм выдвигает на первый план людей, в характере личности которых свойства «тоталитарного Я» занимают ведущее место. Массовое сознание, таким образом, не только вводится в тоталитарную колею, но и получает идентификационные образцы тотализированного «идеального Я». Соответственно, главная цель тоталитарной системы — не просто трансформация личности, обеспечивающая ее подчинение системе, а также трансформация, в ходе которой человек «открывает» в себе общепсихологическое или индивидуально-личностное «тоталитарное Я», с которыми и идентифицирует свое целостное актуальное Я. (Каган В.Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание. 1992. №1—2. С. 14).

 

Трансцендентный опыт – относится к событиям, сферам, процессам, которые выходят за пределы повседневного существования, которые могут быть оценены как «высочайшие» и «глубочайшие», которые отмечены благородством и величественностью, самоактуализацией и альтруизмом; они представляют собой также предположительное общение с духами или божествами, соприкосновение и слияние с Богом, «с высочайшим организующим принципом вселенной», с «родиной всего сущего». Человек, однако, не должен обязательно верить в Бога, чтобы признать важность трансцендентного опыта (Криппнер С. Духовные измерения психотерапии и целительства. 1994. №6. С. 118–133).

 

Тревожность — эмоциональная напряженность, беспокойство, повышенная чувствительность к неудачам и ошибкам (Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя. 1987. №5. С. 40). Характеризуется возбуждением, волнением и беспокойством и другими признаками психической неупорядоченности (Ямпольский Л.Т. Типологический подход к прогнозу клинических особенностей хронического алкоголизма. 1986. №2. С. 96).

 

Тренинг — лабораторное социальное обучение (laboratory education). Среди его видов можно вычленить, во-первых, группы, нацеленные на выработку или развитие отдельных инструментальных (чаще всего лидерских) умений типа принятия решения, руководства, дискуссией, разрешения конфликта и т.д., во-вторых, это группы, ориентированные на так называемый тренинг сензитивности (sensitivity training). Они представлены тоже множеством разнообразных групповых форм, среди которых обычно выделяют две основные — это Т-группы и «группы встреч» (encounter groups). Т-группу можно охарактеризовать как собрание гетерогенных индивидов, встречающихся с целью исследовать межличностные отношения и групповую динамику, которую они сами порождают своим взаимодействием. Тренинги сензитивности чаще всего непосредственно нацелены на изменение индивида (Ковальчук М.А., Петровская Л.А. Проблема группового тренинга в зарубежной психологии. 1982. №2. С. 140).

 

Труд − функциональная система в структуре сознания, характеризующаяся следующими четырьмя признаками: сознательное предвосхищение социально ценного результата; сознание обязательности достижения социально фиксированной цели; сознательный выбор, применение, совершенствование или, создание орудий, средств деятельности; осознание межлюдских производственных зависимостей – «живых» и овеществленных  (Климов Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии. 1984. № 4. С. 5–14. С. 8–11).

 

Тутунджян Овсеп Мовсесович [1918–13.11.1994] – доктор психологических наук, профессор, почетный член французского Общества психологов (1979), ученого совета Института психосоматики г. Сан-Паулу (Бразилия, 1978).

Свою научно-педагогическую, психологическую и общественную деятельность О.М. Тутунджян начал в г. Каире (АРЕ), где по окончании педагогического факультета Американского Университета начал работать в армянской школе им. Г. Галустяна (1942–1947). В эти годы он опубликовал ряд философских и психологических статей, а также сборник стихов. По возвращении на родину, в Армению, О.М. Тутунджян был активным участником формирования и развития отечественной научной психологии. В круг его научных интересов входили: экспериментальная психология, психология спорта, детская и педагогическая психология, вузовская психология, психология творчества, теория и история психологии. Им была осуществлена первая в отечественной психологии серьезная попытка осмысления французской научной психологии, ее возникновения и развития, которая была высоко оценена прежде всего французскими психологами. Благодаря его труду в Ереванском университете были созданы кафедра психологии, лаборатория инженерной психологии, лаборатория возрастной и педагогической психологии в НИИ Министерства просвещения Армении, а также отделения психологии на факультетах Ереванского госуниверситета и Ереванского медицинского института ( О.М. Тутуджанян (некролог). 1995. № 6. С. 152–153).