Вопросы 
психологии   Содержания номеров журнала за 2022 г.
 Все публикации журнала за 1980 - 1999 гг.
 Архив.Компакт-диски. Сборники статей.
 Психологический словарь

English  
новости  научная жизнь  анонсы  прайс  о журнале  тематическая подборка статей

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я

Э

Эвристические методы мышления – термин, введенный К. Дункером; эти методы находятся, по его мнению, как бы в ином плане мышления, нежели сами фазы или свойства решения, и являются только путями к нему. Под эвристическими методами мышления он понимал действия с собственными действиями, т.е. рефлексию. Суть таких действий в том, что они позволяют человеку учиться на собственных ошибках. Так, он пишет, что «учение на ошибках» играет в процессе решения задачи такую же важную роль, как и в жизни (Степанов С.Ю. Проблема концептуально-методического отображения процесса мышления. 1988. №5. С. 38–46).

 

Эйдетическая типология личности – типология, предложенная в 1930 г. Э.Йеншем; в ее основу было положено исследование эйдетического воображения. Разделение на типы происходит по признаку свойственного каждому человеку эйдетического восприятия, которое, в свою очередь, определяет перцептивное и когнитивное функционирование и, таким образом, структуру личности в целом. Хотя эта теория не нашла экспериментального подтверждения, она послужила основой современных исследований связей между личностными переменными и перцептивными особенностями (Личность: определение и описание. 1992. №3. С. 42).

 

Экспериментальное мышление – по классификации А. Деметроу, является одной из пяти основных специализированных структурных систем познавательной деятельности человека. Его функцией является выявление причинных связей во взаимодействующих структурах. В состав экспериментального мышления входят следующие компоненты: 1) комбинаторные способности, являющиеся краеугольным камнем данной специализированной системы и необходимые для исчерпывающего поиска всех возможных взаимодействий, 2) способности по формированию гипотез о возможных причинных отношениях, 3) способности строить планы экспериментов, направленных на проверку выдвинутых гипотез, 4) способности конструирования объяснительных моделей (Поддьяков А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. 1996. №4. С. 14–24).

 

Экспериментирование – термин введен Ж. Пиаже, который проанализировал значение этого вида деятельности для детей и подростков. Н.Н. Поддьяков считает, что в экспериментировании (реальном и мысленном) наиболее ярко проявляется саморазвитие детей. Эта деятельность составляет ядро любого вида детского творчества, а взятая во всей своей полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики. Обычно под ним понимается исследование объекта или ситуации путем управления условиями (переменными, факторами). Поскольку сами переменные, их сложность, количество, а также уровень их контроля могут варьировать в очень широком диапазоне, то это понимание охватывает и исследовательскую манипулятивную деятельность маленького ребенка, и деятельность коллектива ученых (Поддьяков А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. 1996. №4. С. 14–24).

 

Экспрессивные характеристики человека – внешность, походка, мимика, пластика тела – вся совокупность наружности в разных социопсихологических измерениях несет специфические смысловые нагрузки. В акте социальной перцепции наружность воспринимаемого субъекта выступает для воспринимающего не только как объект восприятия, но и как объект оценивания. В акте интроспекции собственная наружность предстает перед индивидом в двух планах: как осознание своей «тождественности» и как «социальный объект», «я-для-другого». Наружность человека выступает для воспринимающего как некий знак, текст, несущий определенную информацию о свойствах воспринимаемого субъекта. Эта информация во многом определяет отношение воспринимающего к объекту восприятия. «Считывание» информации происходит в соответствии с установками, диспозициями, ценностными ориентациями субъекта восприятия, индивидуализированными в процессе развития символами, представлениями и образами, в которых культура воспринимает, оценивает, осмысливает и нормирует наружность и здоровье индивида и которые можно обозначить как телесный символизм (по аналогии с предложенным И.С. Коном понятием возрастного символизма). Символы, представления и образы, лежащие в основе телесного символизма, противоречивы и не являются упорядоченной системой взглядов даже в рамках одной культуры. Многообразие и противоречивость телесного символизма обусловлены историческим путем развития каждого общества (Креславский Е.С. Избыточная масса тела и образ физического «я».  1987. № 2. С. 113–117. С. 113).

 

Экстерналистские теории воспитания и обучения (или Теории целенаправленного воспитания и обучения) – эта историческая традиция отмечена в истории педагогики именами И.Ф. Гербарта и Д.И. Писарева, а в современных теоретико-экспериментальных подходах — многочисленными концепциями бихевиорального контроля и интериоризации предметных действий. Суть данной традиции сводится к тому, что развитие ребенка рассматривается как всецело гетерономный (внешне обусловленный) процесс формирования, идущий под действием разнообразных формирующих воздействий взрослых, родителей, учителей, под действием всего широкого социального окружения в целом. Развитие ребенка осуществляется лишь в меру такого типа его обучения и воспитания, которые в бихевиористской традиции понимаются как техники и процедуры модификации поведения ребенка посредством классического или оперантного обусловливания (Орлов А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя. 1988. № 1.С. 16–26. С. 16).

 

Эльконин Даниил Борисович [16(29).2.1904, с. Малое Перещепино Полтавской губернии, — 4.10.1984, Москва] — советский психолог, член-корреспондент АПН СССР (1968), доктор педагогических наук (1962), профессор (1965). специалист в области детской психологии, автор теории периодизации психического развития. Обучался в Полтавской гимназии, но вскоре после Октябрьской революции оставил ее и начал трудовую деятельность, продолжая интенсивно заниматься самообразованием. В течение двух лет работал воспитателем в колонии для малолетних правонарушителей, откуда был направлен на учебу в Ленинград — в Педагогический институт им. А.И. Герцена. Впоследствии работал в этом же институте в должности ассистента, затем — доцента, преподавал детскую психологию в Ленинградском педагогическом институте им. Н.К. Крупской, работал учителем начальных классов.

В первые дни Великой Отечественной войны пошел добровольцем на фронт. Находился в блокадном Ленинграде, награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, медалями. Войну закончил в звании подполковника и продолжал свою психологическую деятельность в качестве старшего преподавателя Военного педагогического института Советской Армии. Вскоре стал старшим научным сотрудником, а позднее — заведующим лабораторией Института психологии АПН РСФСР. Научную работу совмещал с педагогической деятельностью: в течение многих лет был профессором факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Первая печатная работа Д.Б. Эльконина — исследование по проблемам физиологии нервной системы — появилась в 1929 г. Но окончательно его путь в науке определился в годы работы под руководством выдающегося советского психолога Л.С. Выготского. Развитию идей своего учителя Д.Б. Эльконин посвятил всю дальнейшую творческую жизнь. Долгие годы он работал плечом к плечу с А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, П.Я. Гальпериным, Л.И. Божович и другими замечательными учениками Л.С. Выготского, чьи исследования — как и исследования самого Д.Б. Эльконина — вошли в золотой фонд мировой психологической науки.

Круг научных интересов Д.Б. Эльконина чрезвычайно широк: получили известность его исследования в области психологии детей раннего, дошкольного, младшего школьного, подросткового возрастов. Он изучал развитие личности ребенка, формирование мышления, речи, овладение чтением и письмом. Особое внимание Д.Б. Эльконин уделял формированию различных видов деятельности детей, в первую очередь — ведущей деятельности разных возрастных периодов (само понятие ведущей деятельности разработано им совместно с А.Н. Леонтьевым). Так появились исследования предметных действий детей раннего возраста, игры дошкольников, учебной деятельности младших школьников, деятельности общения в подростковом возрасте. Развитая Д.Б. Элькониным теория периодизации психического развития детей служит источником большого числа конкретных психологических исследований в нашей стране и за рубежом.

Наряду с фундаментальными психологическими проблемами Д.Б. Эльконин уделял большое внимание и прикладным. Им разработан эффективный метод обучения детей чтению на основе звукового анализа слов, получивший широкое признание в отечественной и зарубежной педагогике. Этот метод воплощен в написанном Д.Б. Элькониным экспериментальном букваре, выдержавшем два издания.

Д.Б. Эльконин — автор более 100 научных работ, в том числе 13 монографий. Огромную популярность приобрели его книги «Детская психология» (1960) и «Психология игры» (1978), переведенные на многие языки. Он принимал самое деятельное участие в развитии и пропаганде взглядов своего учителя Л.С. Выготского и, в частности, в выпуске собрания его сочинений в 6 томах (К 80-летию со дня рождения Д. Б. Эльконина. 1984. №1. С. 171).

 

Эмотивизм – теория морали, согласно которой моральное убеждение – это команда, направленная на выполнение определенных правил. Таким образом, этическое поведение – это осознанное следование определенному своду правил. Многое из того, что мы обычно считаем моральным в поведении ребенка, подпадает под это определение: если взрослый учит ребенка не красть и ребенок, предоставленный сам себе, следует этому правилу, его поведение считается моральным. Однако согласно эмотивистскому подходу, любая пропаганда или реклама и даже неправильный свод правил оказывается составной частью этики. Эмотивизм не дает оснований для различения между этичным, легковерным, бездумным поведением или слепым повиновением (Нравственность, агрессия, справедливость. 1992. №1. С. 84–97).

 

Эмоциональная зависимость − это потеря личной автономии (либо чувства личной автономии) по эмоциональным причинам. При этом субъект этой зависимости, во-первых, испытывает страдания в силу либо недоступности объекта своего чувства, либо невозможности изменить его поведение, либо наличия неадекватной власти объекта над ним; во-вторых, ощущает невозможность освобождения от зависимости; в-третьих, оказывается под хроническим отрицательным влиянием связывающего его чувства на свой жизненный путь, общее самочувствие, принятие решений и поведение (Линде Н.Д. Коррекция эмоциональной зависимости с помощью метода эмоционально-образной терапии. 2007. № 5. С. 170−179. С. 170).

 

Эмоциональная устойчивость – а) относительная устойчивость оптимального уровня интенсивности эмоциональных реакций; б) устойчивость качественных особенностей эмоциональных состояний, т.е. стабильная направленность эмоциональных переживаний по их содержанию на положительное решение предстоящих задач. Эмоциональная устойчивость в значительной мере детерминируется динамическими (интенсивность, гибкость, лабильность) и содержательными (виды эмоций и чувств, их уровень) характеристиками эмоционального процесса. Важный фактор эмоциональной устойчивости – содержание и уровень эмоций, чувств, переживаний в экстремальной обстановке (Дьяченко М.И., Пономаренко В.А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости. 1990. №1. С.106–112).

 

Эмоциональность — чувствительность к эмоциогенным ситуациям (Поль Фресс). Это — целый конгломерат качеств, описывающих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний (В.Д. Небылицын) Эмоциональность можно отнести к «пограничному» понятию, относящемуся одновременно и к темпераменту, и к мотивации (Голубева Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий. 1983. №3. С. 19, 20).

Одно из основных измерений темперамента, проявляющееся в социальной привлекательности, глубине и выраженности эмоций и контроле за аффективными реакциями (Семенов В.В. Психогенетические исследования эмоциональности. 1983. №3. С. 150).

 

Эмоциональный тонус – важное свойство эмоций, которое выделял П.К. Анохин, заключающееся в их связи с активационным обеспечением деятельности, благодаря которому все жизненные процессы, включая умственную деятельность, поддерживаются на некотором оптимальном уровне (Тихомиров О.К., Клочко В.Е. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности. 1980. № 5. С. 23–31. С. 27).

 

Эмоция — своеобразная форма отражения действительности, в которой выражается субъективное отношение человека к миру и к самому себе (Кушнир Н.Я. Плач как показатель психического развития младенца в первые месяцы жизни. 1993. №3. С. 17).

Эмоции возникают в момент, когда высшие мозговые центры не могут обеспечить адекватный ответ на воспринимаемую ситуацию или когда существуют сомнения, колебания относительно возможности успешного ответа (Хоудж).

Нервный аппарат отрицательных и положительных эмоций активируется в тот момент, когда обнаруживается рассогласование или совпадение акцептора действий (афферентной модели ожидаемых результатов) с импульсацией, сигнализирующей о реально достигнутом эффекте (П.К. Анохин). (Симонов П.В. Потребностно-информационная теория эмоций. 1982. №6. С. 44).

 

Эмпатия − способность к пониманию чувств и мыслей другого человека (Поддьяков А.Н. Культурная психология человеческого Я. 2001. №5. С. 113−115.  С. 115).

 

Эмпирические типологии личности – классификации, основанные на выявленных на определенной выборке реально существующих личностных качествах. Суть эмпирической типологии заключается в группировке личностных черт независимо от теоретических установок исследователя. Однако различие между эмпирическим и теоретическим подходами на самом деле не так уж радикально: заранее сформулированная теоретическая посылка не может быть полностью устранена, а теория не создается на пустом месте, без принятия во внимание жизненных реалий (Личность: определение и описание. 1992. №3. С. 42).

 

Эпигенетический принцип − принцип, согласно которому «все, что развивается, имеет исходный план развития, в соответствии с которым появляются отдельные части — каждая имея свое время доминирования, — покуда все эти части не составят способного к функционированию целого». На базе строил свою концепцию развития Э. Эриксон. Существенно важно, что данный принцип Э. Эриксон считал универсальным, действующим как на онтогенетическом, так и на социогенетическом уровнях, позволяющим рассматривать эти две линии развития в их органичной взаимосвязи. С учетом данных соображений им была разработана оригинальная периодизация развития личности, в рамках которой жизненный цикл человека представляется в виде последовательности восьми возрастных кризисов, каждый из которых можно рассматривать как поворотную точку в процессе развития. В основе каждого кризиса лежит конфликт между позитивным, витальным началом в человеческой природе и негативным, деструктивным началом в его специфических, присущих данному возрасту проявлениях. Разрешение этих конфликтов определяется генетической заданностью, результатами предшествующего развития и социальным влиянием. Последнее проявляется на двух уровнях — через непосредственное социальное окружение индивида — в первую очередь референтные группы — и в более широком социальном контексте — через базисные институты общества (Ильин В.А. Использование психосоциального подхода для изучения социально-психологических процессов в современном обществе. 2007. № 2. С. 109–123. С. 110).

 

Эстетический — связанный с чувственным восприятием неповторимого облика некоторого объекта.

Эстетическое отношение к миру представляет собой способность воспринимать чувственный облик предметов и явлений как непосредственное выражение характера, состояния судьбы, родственной воспринимающему человеку внутренней жизни и благодаря этому осознанно переживать свою сопричастность миру. (Мелик-Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников. 1989. №1. С. 17–18).

 

Этнос (этническая общность, от греч. ethnos — народ) — исторически сложившаяся социальная общность, отличающаяся уникальными характеристиками культурного фонда и обладающая этническим самосознанием и групповой идентичностью (Иванова Н.Л., Мазилова Г.Б. Изменения этнической и гражданской идентичности в новых общественных условиях. 2008. № 2. С. 83–93. С. 85).

 

Эффект правого/левого уха – наблюдается при предъявлении через изолированные наушники на два уха испытуемого разных слуховых стимулов. При этом в случае одновременного предъявления двух слов (или других вербальных стимулов) обычно лучше воспринимаются стимулы, подаваемые на правое ухо (эффект правого уха), что свидетельствует о левополушарной латерализации речевых функций. Преимущественное восприятие стимулов, подаваемых на левое ухо, — эффект левого уха — говорит о локализации речи в правом полушарии. Случаи нечеткой симметрии соответствуют слабо выраженной специализации полушарий относительно речевых функций (Бережковская Е.Л., Голод В.И., Туровская З.Г. Сенсорная асимметрия у здоровых и у больных логоневрозом. 1980. № 1. С. 57).