Вопросы 
психологии   Содержания номеров журнала за 2022 г.
 Все публикации журнала за 1980 - 1999 гг.
 Архив.Компакт-диски. Сборники статей.
 Психологический словарь

English  
новости  научная жизнь  анонсы  прайс  о журнале  тематическая подборка статей

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я

Г

Галлюцинация — первое употребление этого термина слова появилось в Англии применительно к «призракам» в трактате Лаватера (1572). Термин применялся к широкому диапазону различных феноменов. И по сей день, как указывают многие ученые, галлюцинаторный образ трудно однозначно определить и отделить от некоторых других видов образов, тем более что он всегда кажется таким же реальным, ярким и внешним, как и перцепт. Галлюцинаторные симптомы обычно связаны с психопатологическими синдромами, однако галлюцинаторноподобные образы могут возникать и у нормальных людей (например, образы, возникающие при езде ночью на машине на фоне усталости, при подводном плавании и т.п.). Условия, в которых появляются галлюцинаторноподобные образы, различны. Их можно создавать посредством определенных экспериментальных процедур практически у всех психофармакологическими воздействиями и различными медитационными техниками. Большой интерес представляют образы, вызванные психотропными препаратами, наркотиками-галлюциногенами. Такие образы часто начинаются с необычного восприятия и прогрессируют к развитию интенсивных визуальных мысленных образов, иллюзий, псевдогаллюцинаций и истинных галлюцинаций. Содержание образа часто кажется «роковым» и «подчиняющим», может сопровождаться чувством сверхъестественности и мистическими «видениями». («Видения» всяких демонов, ангелов и т.п., т.е. так называемые паранормальные галлюцинации, могут иметь место и у психически здоровых, но религиозно-фанатичных людей.) Иногда после прекращения действия наркотика остается чувство какого-то знания. Человек, испытывающий такие галлюцинации, может решить, что кто-то «вкладывает» мысли ему в голову. Он может считать, что его расстроенная координация связана с покорением необычных пространств и сил; он может говорить о различных видах времени. Многие эффекты галлюциногенов сходны. Например, в случае мескалина, ЛСД и псилосибина наблюдается синестезия и нарушение схемы тела. Общее впечатление от образов более сильное, чем от актуальной галлюцинации. Сходства в содержании образов, независимо отмеченные многими исследователями, касаются так называемых констант формы, включающих «воронку», «конус», «туннель», «сотоподобные конструкции», «решетки», «спирали, «гобелены», «бесконечные проходы», «восхитительно раскрашенные арабески», «фантастическую архитектуру» и т.д. (Гостев А.А., Рубахин В.Ф. Классификация образных явлений в свете системного подхода. 1985. №1. С. 33-42).

 

Гальперин Петр Яковлевич [2.10.1902, Тамбов, - 25.03.1988, Москва] — доктор педагогических наук (1965), профессор (1966), заслуженный деятель науки РСФСР (1980). Один из плеяды выдающихся отечественных психологов, пришедший в психологию из медицины в начале 1930-х гг. П. Я. Гальперин принадлежал к Харьковской, затем к Московской школе психологов, созданной А.Н. Леонтьевым и получившей наименование деятельностного подхода в психологии. Он не был, как его ближайшие друзья и коллеги Л.И. Божович, А.В. Запорожец и другие, непосредственным учеником Л.С. Выготского или, как А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, коллегой и соратником Л.С. Выготского по созданию культурно-исторической психологии. Он встретился с А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, А.В. Запорожцем уже в харьковский период их научной деятельности. С участниками этой школы была связана его дальнейшая судьба.

После войны П. Я. Гальперин всю дальнейшую жизнь работал в МГУ им. М.В. Ломоносова. Он последним из всей блестящей плеяды школы Л.С. Выготского стал доктором наук и профессором. По настоянию декана А.Н. Леонтьева он возглавил кафедру детской психологии (Зинченко В.П. Слово об Учителе. 1993. №1. С. 89).

П.Я. Гальперин разработал учение о предмете и методе психологии, создал теорию планомерного формирования умственных действий и понятий, теорию языкового сознания, предложил новую теорию внимания, разработал концепцию трех основных типов учения. Теория П.Я. Гальперина позволила психологам и педагогам конкретно и содержательно включиться в исследовательскую и практическую работу по коренному преобразованию системы обучения в школе. (Памяти Петра Яковлевича Гальперина. 1988. №3. С.170).

 

Гемблинг — это общее понятие для обозначения азартной игры на деньги. Если речь идет о зависимости, представляется более правильным использование понятий «проблемный гемблинг», «патологический гемблинг», «патологическая склонность к азартной игре», «патологическая азартная игра». Несмотря на сходство патологической склонности к азартной игре с другими видами аддиктивного поведения, этот вид зависимости имеет свои отличительные особенности, требующие особых методов исследования. (Ениколопов С.Н., Умняшкина Д.А. Психологические проблемы патологического влечения к азартным играм. 2007. №3. С.82-99).

 

Гендерные роли — нормы, позволяющие женщинам и мужчинам в различных культурах вести себя тем или иным образом, играть определенные роли в семье и обществе. Гендерные роли и связанные с ними социальные установки регулируются на глубинном ментальном уровне общественного сознания и сами влияют на него (как наиболее стабильные, уходящие корнями в далекое прошлое, передающиеся из поколения в поколение, менее подверженные изменениям в ходе развития общества). Этот ментальный уровень формируется в ходе долгой истории развития общества и имеет самые различные аспекты, как-то: исторический, социальный, экономический, культурный, религиозный, политический. Американский исследователь Г. Холфстед считает, что женские гендерные роли являются одним из наиболее значимых показателей общественной психологии (Митина О.В. , Петренко В.Ф. Кросскультурное исследование стереотипов женского поведения (в России и США). 2000. № 1.  С. 68–86. С. 68).

 

Генезис — 1) процесс становления (Панов В.И. Системогенез перцептивного процесса. 1991. №2. С. 170);

2) путь от более примитивных форм ко все более совершенным (Катаева А.А., Обухова Т.И., Стребелева Е.А. К генезису развития мышления в дошкольном возрасте. 1991. №3. С. 17).

 

Генетико-моделирующий эксперимент — (В.В. Давыдов) исследовательский метод, который «проверяет дееспособность и продуктивность некоторой модели (проекта) генезиса (происхождения) у учащихся каких-либо понятий» [Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996, с. 518]. Речь идет о представителе обширного семейства методов, созданных в педагогической психологии для изучения причин, условий и механизмов развития средствами образования (Цукерман Г.А. Развивающее обучение: генетико-моделирующий эксперимент. 2010. № 4.  С. 128−141. С. 129).

 

Геносоциограмма — классическое генеалогическое дерево, дополненное перечнем важных жизненных событий с использованием концепции, на которой основана социометрия Морено. На ней показаны (на протяжении трех—пяти поколений) рождения (включая выкидыши и мертворожденных детей), браки, смерти и их причины, серьезные болезни, несчастные случаи, союзы и их разрывы, уровни образования, профессии, место жительства и переезды, важные события в жизни, потери объектов любви, все то, что известно о каких-либо затерянных семейных ветвях и людях, которые уехали далеко от семьи. Включены также социометрические связи, психологические отношения, взаимные обиды и взаимные симпатии, своего рода «психологическая книга взаимных расчетов». Геносоциограмма помогает каждому человеку лучше понять свою жизнь и свой «жизненный сценарий», свой профессиональный и личный выбор, принять во внимание семейные черты и особенности (сознательные и подсознательные), унаследованные через несколько поколений. Это способ показать некоторые подсознательные тенденции и повторы среди близких и дальних родственников, обнаружить их разнообразные роли, динамику создания мифов и легенд, скрытые семейные секреты и повторы (выбор супруга, болезни и смерти, профессии, образ жизни, взгляды). Геносоциограмма используется в индивидуальной и групповой психотерапии (как с психическими, так и с онкологическими больными), в семейной терапии, а также в тренировочных группах при подготовке студентов-психологов, врачей, медсестер и на стажировке профессионалов после окончания института. (Шутценбергер А.А. Тяжелобольной пациент (15-летний опыт применений психодрамы для лечения рака). 1990. №5. С. 94).

 

Генотип — 1) программа, на основе которой и при взаимодействии со средой складывается фенотип — непосредственная (proximate) обусловленность; 2) конечная цель фенотипического существования — первопричинная (ultimate) обусловленность. (Кукаркин А.З. Критический анализ современной социобиологии (о роли наследственных предпосылок в психическом развитии человека). 1984. №2. С. 35, 36).

 

Гештальт — в переводе с немецкого означает «структура». Один из основоположников гештальтпсихологии М. Вертгеймер писал: «Есть сложные образования, в которых свойства целого не могут быть выведены из свойств отдельных частей и их соединений, но где, напротив, то, что происходит с какой-нибудь частью сложного целого, определяется внутренними законами структуры всего целого» (цит. по: Ждан А.Н. История психологии. От античности к современности. 4-е изд., перераб. М.: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. С. 333). Несмотря на то, что сказанное относится к 1920-м гг., термин «гештальт» активно используется психологами разных направлений при описании и интерпретации полученных данных. (Степанова М.А. П.Я. Гальперин: теория, опередившая время. 2006. №1. С.146).

 

Гештальтпсихология — направление в психологии, которое явилось протестом против представлений о психическом как сумме отдельных независимых психических процессов. Была сформулирована общая идея о том, что все психические процессы функционируют как целостные образования — как гештальты. Макса Вертгеймера (1880—1943) принято считать теоретиком и методологом этого направления в психологии. Хотя гештальтпсихология возникла как реакция на структурализм, она также вступила в противоречие и с бихевиоризмом. Гештальтпсихологи оспаривали присущий бихевиоризму анализ сложных феноменов в терминах элементарных поведенческих проявлений. Бихевиоризм, со своей стороны, не принял положений гештальтпсихологии. Влияние гештальтпсихологии остается сильным не только в некоторых областях общей психологии (исследовании когнитивных процессов психологии личности), но также в различных разделах социальных наук. (Введение в психологию: материалы к школьному учебнику. 1993. №3. С. 74);

— влиятельное направление психологии, утвердившее принцип самоорганизации психических (ментальных) структур (гештальтов). Возникновение нового трактуется как акт их мгновенной перестройки (инсайта). (Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии. 1985. №6. С.18).

 

Гибкость – умение отказаться от стереотипного способа действия и даже в знакомой ситуации выделить новые свойства и отношения объектов. Это способность перестраивать имеющиеся способы действия, что зависит от умения выделять в средствах мыслительной деятельности, которыми он уже владеет, новые свойства и отношения, применять эти средства в новых ситуациях (Ермакова Е. С. Изучение гибкости мышления дошкольников. 1987. № 2. С. 118–122. С. 118).

 

Гиперактивность — синдром, основным поведенческим компонентом которого является нарушение способности выделения фигуры из фона. Для гиперактивных детей эквивалентны такие стимулы, которые резко различны по своей значимости для взрослых. Именно этим обусловлены их отвлекаемость, рассеянность, трудности концентрации внимания. Другие поведенческие компоненты гиперактивности — незрелость, агрессивность, двигательная расторможенность, трудности обучения. (Эткинд А.М. Рец. на кн.: Психологическая коррекция поведения гиперактивных детей / Под ред. Гиттельмана. 1984. №4. С. 156).

 

Гиперопека — стиль родительского воспитания, развивающийся в результате того, что отношение к ребенку, оценка его возможностей со стороны родителей не изменяется по сравнению с младенческим возрастом, т.е. они продолжают видеть в ребенке беспомощное существо, не способное ни к каким (или к очень малому количеству) самостоятельным действиям. Естественно, в таком случае возникает стремление оградить ребенка от решения встающих перед ним задач, даже таких, которые он уже способен решать самостоятельно, что также не приводит к формированию активного отношения к окружающему миру (Коростелева И.С., Ротенберг В.С. Поисковая активность и проблемы обучения и воспитания. 1988. №6. С.60, 63).

 

Гипнагогические образы - образы, появление которых многие испытывают в дремотном состоянии, предшествующем засыпанию. Они могут включать сложные геометрические формы: декоративные красивые паттерны, кривые, спирали, которые могут двигаться, вращаться, искриться, содержать архитектурные или пейзажные мотивы (часто луноподобные ландшафты); последовательности образов людей (чаще всего незнакомые лица, страшные, скалящие зубы в абсолютной темноте) и т.п. Некоторые испытуемые сравнивают такие образы с сюрреалистической живописью, что связано с их оригинальностью, странными цветами и нереальной ясностью деталей. Есть свидетельства того, что на подобные образы в своем творчестве иногда опираются писатели. К гипнагогическим образам относят также образы, которые появляются у человека после долгого повторения моторных действий (собирание ягод, грибов и т.п.). Гипнагогические образы характеризуются большой яркостью, реальностью, перцептоподобностью. Относительно них человек чувствует себя наблюдателем. Гипнагогические образы различной модальности появляются приблизительно у 75% людей. (Гостев А.А., Рубахин В.Ф. Классификация образных явлений в свете системного подхода. 1985. №1. С. 33-42).

 

Гипотеза контакта  − предложена Г. Олпортом; гласит, что контакт между членами разных социальных групп способствует снижению враждебности в их отношениях. Она основана на предположении, что негативные стереотипы относительно членов аутгруппы возникают из-за недостатка контакта с ними, поскольку точность их восприятия членами ингруппы прямо пропорционально зависит от интенсивности межличностного взаимодействия между членами разных социальных групп. Формирование неточных и, как правило, негативных стереотипов членов аутгруппы приводит к появлению аутгрупповой дискриминации по отношению к ним со стороны носителей этих стереотипов. Повторные контакты между членами разных групп приводят к формированию ими более полного представления друг о друге. Чем более сложными будут представления членов социальных групп о своих оппонентах, тем менее негативными будут суждения о них, тем меньше вероятность возникновения межгруппового конфликта. Таким образом, в рамках этого направления существует интерес как к когнитивной, так и к поведенческой составляющим межгруппового взаимодействия (Гулевич О.А. Способы оптимизации межгруппового взаимодействия: направления и результаты исследований. 2004. № 6. С. 103–117. С. 104).

 

Гиппократа типология темпераментов (IV век до н.э.) − утверждает существование четырех типов темперамента в зависимости от четырех основных жидкостей организма: кровь (лат. sanguis) − сангвинический (оптимистический, жизнерадостный); черная желчь (греч. melan coin) − меланхолический (печальный, угнетенный); желчь (греч. coin) − холерический (раздражительный); мокрота (греч. flegma) − флегматичный (апатичный). Рассматривавшиеся Гиппократом организменные жидкости не соответствуют современным физиологическим представлениям, однако предложенная им классификация темпераментов сохраняется, и древние термины, происходящие от названий жидкостей, живут в современном языке. Его теория была классической предшественницей современных классификаций, связывающих темперамент с секрецией гормонов; типология Гиппократа положила начало череде концепций, связывающих структуру личности с телосложением и физиологией человека. (Личность: определение и описание. 1992. №3. С. 42).

 

Горе – комплексный феномен, охватывающий эмоциональную и соматическую сферы, а также сферу повседневной деятельности и общения, где горе создает трудности адаптации, изоляцию, утрату работоспособности и т.д. Пережить горе – значит не только испытать соответствующие эмоции, но и преодолеть их; чтобы пережить горе, необходимо прочувствовать, выразить и принять все эмоции, которые оно вызывает. Хотя горе болезненно, это нормальное и неизбежное жизненное переживание. Горе преодолимо, более того, оно дает возможность личностного роста. Горе как процесс состоит из нескольких фаз: 1) шок; «Не верю!» – первая реакция на весть о смерти; 2) «страдание и дезорганизация»; в этой наиболее болезненной фазе сознание и чувства поглощены переработкой воспоминаний об умершем, испытываются подавленность, чувства одиночества и вины; возможны головокружения, головные боли, утомляемость, нарушения сна и сексуальной функции; 3) «остаточные толчки и реорганизация»; эта фаза наступает через несколько месяцев, когда жизнь постепенно входит в свою колею, мысли об умершем перестают быть главным, на чем сосредоточено сознание (Василюк Ф.Е. Тейтелбаум Д. Книга о переживании горя. 1987. № 3. С. 168–169. С. 168).

 

Госпитализм - глубокая физическая и психическая отсталость у детей, вызванная дефицитом межличностных ситуаций, проектируемых в интересах ребенка, обычно возникающая в результате равнодушия взрослых или эмоциональной холодности матерей (Емельянов Ю.Н. Социально-психологическое проектирование в педагогике. 1988. №1. С. 26-33).

 

Готовность к школе — ядерным элементом готовности к школе является феномен утраты непосредственности, описанный Л.С. Выготским как главный поведенческий симптом «прожитости», исчерпанности игрового этапа развития ребенка. Интерпсихическое основание этого новообразования: особая (контекстная) форма сотрудничества ребенка и взрослого, в которой общение опосредствовано задачей, правилом, образцом (Цукерман Г.А. Готовность к школе. 1991. №3. С. 101).

 

 

Группа — 1) контактная (малая) группа — это универсальная, относительно постоянная система, в рамках которой осуществляется непосредственное межличностное взаимодействие, значимое для ее членов (Коломинский Я.Л. Дифференциация социальной психологии и проблемы воспитания. 1983. №2. С. 63);

2) главный способ организации общественной жизни современного человека… обладает особой системой межличностных взаимодействий, складывающихся между членами социальной общности и образующих специфическую «групповую психологию» (Донцов А.И. Группа: психология и этимология. 1983. №4. С. 132);

3) совокупность реально существующих людей (Там же. С. 134).

 

Гуманизм — подход, заключающийся в признании первостепенного значения человека как личности, а его блага — мерилом ценности социальных институтов (Радзиховский Л.А. Опыт комплексной постановки проблемы человека. 1984. №2. С. 161).

 

Гуманистическая психология — направление практической психологии, основанное К. Роджером в начале 1960-х гг. Она возникла как ответ на негуманные и редукционистские аспекты бихевиоризма и психоанализа. Гуманистическая психология, получившая название «третьей силы», объединила философов, психологов, социологов и педагогов, которые искали более позитивные и жизнеутверждающие методы анализа и изучения целостной природы психической жизни человека. В гуманистической психологии человек как объект изучения не «раскладывается» на отдельные элементы — рефлексы, познавательные процессы, интеллектуальные знания, неосознаваемые фиксации или проекции неврозов. Внимательно изучая малейшие и тончайшие проявления субъективных компонентов индивидуального сознания, форм накопления индивидуального опыта, особенностей переживаний и психических состояний человека в ситуациях повседневной жизненной практики, оказывая конкретную психологическую помощь клиентам, гуманистические психологи отработали богатый арсенал методик, позволяющих точно оценивать и поддерживать в человеке такое ценнейшее свойство его психической организации, как стремление к развитию потенциала творческих возможностей (Грининг Т. История и задачи гуманистической психологии. 1988. №4. С. 161–162).

Гуманистический подход предполагает веру в изначальную конструктивную и творческую мудрость человека; убеждение в социальной, личностной природе средств, актуализирующих конструктивный личностный потенциал человека в процессах межличностного общения; представление о трех основных условиях межличностного общения, стимулирующих личностное развитие («активное слушание», «эмпатическое принятие», «конгруэнтное самовыражение»); представление о закономерных стадиях протекания группового процесса, возникающего в указанных межличностных условиях, и его столь же закономерных терапевтических результатах (О Карле Рэнсоме Роджерсе. 1987. №3. С. 185).