Вопросы 
психологии   Содержания номеров журнала за 2022 г.
  Все публикации журнала за 1980 - 1999 гг.
  Архив. Компакт-диски. Сборники статей.
  Психологический словарь

English  
новости  научная жизнь  анонсы  прайс  о журнале  тематическая подборка статей

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я

Б

 

Бабанский Юрий Константинович (7.1.1927, с. Первомайское Ростовской обл., – 9.8.1987, Москва), педагог, доктор педагогических наук, вице-президент Академии педагогических наук СССР, действительный член АПН СССР.

Известен своей многогранной научно-педагогической и общественной деятельностью. Автор более трехсот научных работ, многие из них переведены за рубежом. Широко известны его труды по теории педагогики, дидактическим проблемам, оптимизации учебно-воспитательного процесса в школе, учебные пособия для вузов, педучилищ, системы партийного просвещения. В своих исследованиях и конкретных методических разработках Ю.К. Бабанский широко использовал систему психологических знаний для поиска оптимальных решений задач обучения и воспитания в современной школе ( Юрий Константинович Бабанский (некролог). 1987. № 6. С. 181).

 

Базовые потребности (basic needs) – потребности, которые имеют инстинктоидную природу в том смысле, что они выражают природу и видовую специфику человека. В отличие от инстинктов они могут остаться неразвитыми, поскольку их врожденный инстинктивный компонент слаб и легко перевешивается другими факторами, связанными с внешними средовыми (культурными) влияниями. А. Маслоу выделяет пять групп базовых потребностей: 1) физиологические (голод, жажда, сексуальное влечение, сон и др.); 2) потребности в безопасности (уверенность, защищенность, порядок и др.); 3) потребности в контактах и любви; 4) потребности в признании, оценке, уважении (в том числе самоуважении) и 5) потребность в самоактуализации (Леонтьев Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу. 1987. № 3. C. 150–158. С. 152).

 

Бардин Кирилл Васильевич [1.12.1929, Москва – 1995, Москва]  – доктор  психологических наук (1976).

Вел систематические экспериментальные исследования в области формирования учебной деятельности и разрабатывал понятие о предмете усвоения. Продолжая работы, проводившиеся в лабораториях С.В. Кравкова и А.В. Запорожца, K.B. Бардин занимался изучением онтогенеза цветового зрения в период школьного детства. Имя K.B. Бардина прочно связано с возрождением в отечественной науке исторически первой экспериментальной психологической дисциплины — психофизики — и ее развитием на современном уровне. В результате этой работы в отечественной психофизике выделились новаторские с точки зрения мировой науки направления, такие как исследования роли психологической структуры сенсорной деятельности в психофизических измерениях (K.B. Бардин), динамики сенсорных процессов (Ю.М. Забродин, Ю.А. Индлин), их психофизиологических коррелятов (М.Б. Михалевская), сенсорной памяти (Н.Н. Корж). Значительным научным достижением ученого является создание и экспериментальное обоснование зонной теории пороговой области (совместно с М.Б. Михалевской). K.B. Бардин обнаружил интереснейший психофизический феномен — повышение чувствительности в результате извлечения наблюдателем из сенсорной информации о простом сигнале признаков других модальностей и построения его целостного предметного образа — и разработал на этой основе концепцию переорганизации сенсорного пространства из одномерного в многомерное. К.В. Бардин обосновал крупное научное направление: субъектно-ориентированную психофизику. Данный подход получил развитие в работах последователей К.В. Бардина и явился (теоретически и практически) значительным вкладом отечественной психофизики в мировую науку. Необходимость этого направления стала очевидной наряду с традиционной объектной парадигмой психофизики, в соответствии с которой результаты сенсорных измерений анализируются как функция чувствительности наблюдателя и критерий принятия им решения   ( К.В. Бардин (некролог). 1996. №2. С. 155).

 

Безадресная беседа  – вариант известного в психотерапии приема «психотерапевтическое зеркало». По данным дневниковых записей и бесед с больными выбираются наиболее тяжелые ситуации, в которых они находились и которые напоминаются им во время сеанса без указания конкретной личности, переживающей эти состояния (Некрасова Ю.Б.  Сеанс психотерапевтического воздействия и некоторые психические состояния заикающихся. 1980. № 5. С. 32–40. С. 40).

 

Бейн Эсфирь Соломоновна [1916–1981] – доктор психологических наук (1950), специалист в области психологии восприятия, патологии речи, нейропсихологии. Ученица Л.С. Выготского и А.Р. Лурии, она с самого начала своего творческого пути занималась проблемами патологии речи и восприятия. В 1940 г. Э.С. Бейн завершила ставшее классическим исследование константности восприятия величины у взрослых и детей в норме и патологии.

В годы Великой Отечественной войны Э.С. Бейн под руководством А.Р. Лурии работала в эвакогоспитале в г. Кисегаче, оказывая практическую помощь воинам с проникающими ранениями черепа. С этого периода проблемы афазии и реабилитации речи у больных с локальными поражениями мозга стали основным стержнем научной и практической работы Э.С. Бейн. Вместе с А.Р. Лурией она стояла у истоков советской нейропсихологии.

Э.С. Бейн проводила многолетние систематические исследования нарушений речи при мозговой патологии, на основе которых создала оригинальные методы восстановления речи ( Э.С. Бейн (некролог). 1981. № 6. С. 183).

 

Берн Эрик — известный американский психолог, основатель «транзактного анализа». Первым из психологов обратил внимание на такую закономерность: жизнь одних людей представляет собой цепь везений, другие сталкиваются с одними лишь неудачами, третьи вечно унижены, четвертые «перманентно» брошены своими супругами... Э. Берн предположил, что такая повторяемость ударов (или, наоборот, даров) судьбы — не случайность. Дело не во внешних обстоятельствах, а в особой бессознательной структуре, определяющей жизнь человека: одних она заставляет влюбляться в недоступных женщин, других браться за обреченные проекты, третьим, наоборот, позволяет всегда добиваться успеха. Бессознательную структуру, управляющую нашей жизнью, Э. Берн назвал сценарием («скриптом»). Встречаются сценарии счастливцев, мальчиков на побегушках, вечных «козлов отпущения», брошенных (постоянно бросаемых) жен и т.д. (Розин М.В. Психология судьбы: программирование или творчество? 1992. №1—2. С. 98).

 

Бессознательное — определенный класс неосознаваемых психических феноменов (Прангишвили А.С., Бассин Ф.В., Шошин П.Б. Существует ли дилемма "Бессознательное или установка"? 1984. №6. С. 95 - 96).

В литературе встречаются различные толкования термина «бессознательное». Принципиально разные толкования можно найти у Г. Рорахера и Л.С. Выготского. Г. Рорахер: «Не существует неосознаваемой психической деятельности как промежуточного звена между мозговыми процессами и активностью сознания, существуют только разные степени ясности сознания... В мозгу... непрерывно разыгрываются процессы возбуждения, которых мы совершенно не замечаем. Это процессы неосознаваемые в точном смысле этого слова, но это не неосознаваемые психические процессы (неосознаваемые мысли, стремления и т.п.), а неосознаваемые процессы нервного возбуждения, т.е. органические электрохимические проявления. Необходимо ясно понимать это различие, чтобы избежать недоразумений». Л.С. Выготский: «Бессознательное не отделено от сознания какой-то непроходимой стеной. Процессы, начинающиеся в нем, часто имеют свое продолжение в сознании и наоборот, многое сознательное вытесняется нами в подсознательную сферу. Существует постоянная, ни на минуту не прекращающаяся живая динамическая связь между обеими сферами нашего сознания. Бессознательное влияет на наши поступки, обнаруживается в нашем поведении и по этим следам и проявлениям мы научаемся распознавать бессознательное и законы, управляющие им» (Там же).

Сознание отнюдь не исчерпывает всей психики. Существуют также неосознаваемые психические феномены, определенный класс которых представлен понятием бессознательного. По З. Фрейду, бессознательная психика является психикой, существующей независимо от сознания. Согласно психоанализу, бессознательное может осознаваться через чужое вмешательство: сначала это делает обязательно психоаналитик, а потом, в известных условиях, и сам субъект, носитель бессознательного (Григолава В.В. Бессознательное и установка. 1984. №3. С. 147, 148).

 

Бинокулярне зрение − функция парного зрительного анализатора. Монокулярные системы в формировании фузионного образа не дублируют друг друга, а имеют различные функции. Функцией одной из систем является собственно перцепция, т.е. непосредственное чувственное отражение воспринимаемого стимула, основой которого служит сетчаточное изображение. Функцией другой монокулярной системы является репродукция воспринимаемого образа, т.е. продуцирование образа, порождаемого мозгом. (Суворова В.В., Матова М.А., Туровская З.Г. Репродуктивные образы бинокулярного зрения при нетипичных межполушарных отношениях (у заикающихся). 1984. №1. С.105-110).

 

Биогенетический закон - см. принцип рекапитуляции.

 

Биографический метод — «собирание и анализ данных о жизненном пути человека как личности и субъекта деятельности (анализ человеческой документации, свидетельств современников, продуктов деятельности самого человека и т.д.)» [Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. С. 380, 310]. Биографический метод оперирует данными об объективных событиях и субъективных переживаниях личности в разных жизненных обстоятельствах, на основе чего позволяет делать умозаключения о характере, самосознании, жизненной направленности, таланте и жизненном опыте личности. Все эти структуры относятся к личностно-биографическим и не могут быть поняты в отрыве от реального жизненного пути человека, а следовательно, без биографического метода (Логинова Н.А. Биографический метод в свете идей Б.Г. Ананьева. 1986. №5. С.104).

 

Биография — бесконечный ряд аккумулирующихся и обобщающихся конкретных динамических функциональных систем психического отражения и регуляции поведения и деятельности в рамках определенной внешней среды (Чуприкова Н.И. Система понятий общей психологии и функциональная система психической регуляции поведения и деятельности. 2007. № 3. С. 3−15. С. 11).

 

Биодинамическая ткань — это наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения, рассматривавшегося Н.А. Бернштейном как функциональный орган индивида. Использованием для его характеристики термина «ткань» подчеркивается, что это материал, из которого строятся целесообразные, произвольные движения и действия. По мере их построения, формирования все более сложной становится внутренняя форма, внутренняя картина таких движений и действий. Она заполняется когнитивными, эмоционально-оценочными, смысловыми образованиями. Неподвижное существо не могло бы построить геометрию, писал А. Пуанкаре. А.А. Ухтомский утверждал наличие осязательной геометрии. Подлинная целесообразность и произвольность движений и действий возможна тогда, когда слово входит в качестве составляющей во внутреннюю форму или картину живого движения. Чистую, лишенную внутренней формы биодинамическую ткань можно наблюдать при моторных персеверациях, в квазимимике, в хаотических движениях младенца и т.п. Биодинамическая ткань избыточна по отношению к освоенным скупым, экономным движениям, действиям, жестам. (Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания. 1991. № 2. С.15, 24—25).

 

Биологические часы - у животных отсчитывают время соответственно внешним изменениям на основе собственного опыта особи и за эти пределы не выходят. У человека в отличие от животных «биологические часы» опосредствованы общественным опытом. Поэтому отражение времени человеком представляет сознательный процесс, по отношению к которому «биологические часы» находятся в подчиненном положении. (Цуканов Б.И. Анализ ошибки восприятия длительности. 1985. №3. С. 149-154).

 

Биологической рекапитуляции теория –  идея о том, что психологическое развитие ребенка повторяет основные этапы развития общества; возникла в психологии в XIX в. (С. Холл, Дж. Болдуин) под влиянием биогенетического закона. Затем в психологии все более обнаруживалась несостоятельность психологической теории рекапитуляции, прямо сопоставляющей стадии развития ребенка с конкретными и часто произвольно выделяемыми этапами развития общества (Давыдов В.В. Ленинские идеи о взаимосвязи диалектики и психологии (к 110-летию со дня рождения В.И. Ленина). 1980. № 2. C. 20–24).

 

Бифуркационные процессы - пороговое неустойчивое состояние какой-либо системы, в котором осуществляется ее переход в одно из множества допустимых устойчивых состояний, причем в какое именно — предсказать невозможно. (Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке. 1989. №3. С. 11-21).

 

Бихевиоральный подход — теоретическая установка и построенные на ее основе психотерапевтические и коррекционные методы, при которых исследуются не причины того или иного способа поведения, а само поведение. На основе бихевиорального подхода построена так называемая поведенческая терапия. Исследователи, использующие в качестве коррекционного метода этот вид терапии, ориентируются не на причины нарушений поведения, а на само нарушенное поведение. Бихевиоральный подход и практика поведенческой терапии тесно связаны с бихевиоризмом как наукой о поведении. Многие видные представители этого подхода, например Б. Скиннер, О. Линдсли, известны своими работами по экспериментальному изучению поведения. Теоретическая схема бихевиорального подхода предполагает рассмотрение нарушений поведения не в качестве симптома какого-либо заболевания (исследователи отказываются от самого понятия «симптом»), а в качестве «обусловленных типов реагирования». Таким образом, объектом воздействия в процессе поведенческой терапии является само поведение субъекта. Многие авторы отмечают эффективность поведенческой терапии именно при работе с детьми. (Слуцкий В.М. Психологические методы коррекции личности ребенка. 1984. №6. С.141).

 

Бихевиоризм — психологическое направление, основателем которого является Дж. Уотсон, который в 1913 г. в статье «Психология с точки зрения бихевиориста» сформулировал новое определение предмета и метода психологии: «С точки зрения бихевиориста психология есть чисто объективная отрасль естественной науки. Ее теоретической целью является предсказание поведения и контроль за ним. Для бихевиориста интроспекция не составляет существенной части методов психологии, а ее данные не представляют научной ценности…» (Хрестоматия по истории психологии. М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 17—18). «С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии (человека) является поведение человека от рождения и до смерти. Явления поведения могут быть наблюдаемы точно так же, как и объекты других естественных наук. В психологии поведения могут быть использованы те же общие методы, которыми пользуются в естественных науках. И поскольку при объективном изучении человека бихевиорист не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, постольку он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии... Наблюдения над поведением могут быть представлены в форме стимулов (С) и реакций (Р). Простая схема С—Р вполне пригодна в данном случае. Задача психологии поведения является разрешенной в том случае, если известны стимул и реакция» (Уотсон Дж. Бихевиоризм // Хрестоматия по истории психологии. М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 34—35). Бихевиористы считали, что истинная цель психологии — описывать, объяснять, предсказывать и управлять поведением. Они делали акцент на том, чтобы понять, как опыт формирует поведение; поэтому, естественно, их интерес был сконцентрирован на процессе научения. В настоящее время существует много направлений бихевиоризма. Его основные положения нашли применение во многих областях современной психологии. Большинство психологов согласны в том, что изучение поведения занимает центральное место в психологии, но только немногие придерживаются мнения о полной бесполезности психологических понятий для описания и объяснения психических процессов. Представители раннего бихевиоризма исключили из психологии многие разделы — восприятие, эмоции, познание,— интерес к которым находится в центре современных когнитивных исследований. (Введение в психологию: материалы к школьному учебнику. 1993. №3. С. 71—72).

 

Близнецовый метод. В основу данного метода положен факт генетической идентичности монозиготных близнецов и генетического несходства дизиготных близнецов и допущение равенства постнатальных средовых влияний для членов монозиготных и дизиготных близнецовых пар. Внутрипарное сопоставление результатов диагностики того или иного психического параметра у монозиготных и дизиготных дает определенную информацию об относительной доле генотипа и среды в возникновении межиндивидуальных вариаций исследуемого признака. (Богоявленская Д.Б., Сусоколова И.А. Опыт психогенетического исследования интеллектуальной активности. 1985. №3. С. 157).

 

Близнецы однояйцевые – люди с абсолютно одинаковыми генными задатками,  представляющие собой, тем не менее, совершенно разные «я», обладающие разным индивидуальным сознанием со своей собственной субъективностью. А из этого вытекает, что уникальность «я», уникальность индивидуального сознания формируется лишь в процессе жизнедеятельности организма, в процессе его неповторимого индивидуального опыта. Большое сходство их психики в раннем детском возрасте, сходство в некоторых основных нервных процессах, сказывающихся на характере, склонностях и т.д., сменяется по мере взросления все большими и большими различиями в психической сфере (Бахур В.Т. К вопросу о нейрофизиологических механизмах чувства собственного «я». 1980. № 5. С. 41–45. С. 42).

 

Блонский Павел Петрович [14(26).5.1884, Киев, - 15.2.1941, Москва] — психолог и педагог, оставивший заметный след в развитии психологии и педагогики. Показал необходимость неразрывной связи психологии и педагогики в действительно плодотворном решении задач воспитания подрастающих поколений. Во главу угла всей воспитательной системы П.П. Блонский поставил два основных принципа: принцип гуманизма и принцип развития. Реализуя идею развития, П.П. Блонский представил становление и совершенствование психики как ряд последовательных эволюционных этапов от примитивных форм психического отражения (сон) до высших его форм, выражающихся в разумном человеческом поведении, основанном на логическом мышлении и социальной активности. При этом в процессе эволюции человеческой психики высшие формы не уничтожают низшие, а преобразуют их деятельность, «напластовываются» на них. В основу своей концепции о сущности и происхождении психической жизни П.П. Блонский положил три главные идеи: развития; потребностей и интересов как двигателей развития психической жизни; зависимости реакции субъекта на внешние воздействия от силы или слабости природной нервно-психической организации. (Никольская А.А. Значение П.П. Блонского в истории психологии (К 100-летию со дня рождения). 1985. №1. С. 121).

 

Богоявленский Дмитрий Николаевич [1898–1981] – крупный специалист в области педагогической психологии. Одним из первых в нашей стране начал вести систематические исследования по психологии обучения русскому языку. Достиг замечательных успехов во внедрении результатов своих исследований в практику школы.

Д.Н. Богоявленский не ограничивался разработкой лишь отдельных аспектов педагогической психологии. Он внес вклад в теорию учения, обогатил ее разработкой основных закономерностей учения, постоянно и творчески искал новые пути разработки этой проблемы, пытаясь связать вопросы усвоения знаний с изучением личности ученика (его мотивов, интересов, потребностей). Много работал Д.Н. Богоявленский над проблемой формирования приемов умственной деятельности учащихся общеобразовательной и вечерней (сменной) школы. Под его редакцией вышли сборники, отражающие пути активизации мышления учащихся, развитие их самостоятельности в процессе учения. Ему принадлежит около 60 работ по различным проблемам психологии обучения ( Д.Н. Богоявленский (некролог). 1981. № 2. С. 187).

 

Божович Лидия Ильинична [11.1.1908, Курск — 21.7.1981, Москва] – крупный советский психолог, автор фундаментальных работ в области психологии личности и психологии воспитания, которые приобрели мировую известность. Блестящий исследователь-экспериментатор, она обогатила психологию новыми идеями и новыми методами исследований. Вела научно-исследовательскую, научно-практическую и преподавательскую работу в области детской и педагогической психологии, психологии личности.

Еще будучи студенткой Московского университета, она провела под руководством Л.С. Выготского свое первое экспериментальное исследование по психологии подражания. Совместно с А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, А.В. Запорожцем, П.И. Зинченко осуществляла активную научно-исследовательскую работу в отделе психологии Харьковский психоневрологической академии. Около 40 лет Л.И. Божович проработала в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, из них более 30 лет бессменно руководила созданной ею лабораторией психологии формирования личности.

Л.И. Божович изучала познавательные интересы школьника и условия их формирования. Ею осуществлен дифференцированный подход к изучению мотивов учебной деятельности и выявлены особенности соотношения широких социальных мотивов и мотивов, непосредственно связанных с учебной деятельностью школьника на разных возрастных этапах. Большое значение для развития советской психологии личности и воспитания имело организованное Л.И. Божович комплексное исследование личности школьника в условиях реальной жизни и деятельности в ученическом коллективе. В этом исследовании была применена разработанная в лаборатории Л.И. Божович методика формирующего эксперимента, которая с тех пор широко используется в психолого-педагогических исследованиях. Полученные материалы внесли существенный вклад в решение задачи соединения психологической науки с педагогической практикой.

Л.И. Божович сформулировала принцип: понять закономерности психического развития ребенка можно лишь в том случае, если мы учитываем особенности его мотивационно-потребностной сферы. Этот принцип реализовывался в ряде конкретных исследований. Так, было показано, что качества личности по своей психологической природе представляют сплав определенного мотива и соответствующей формы поведения, усвоенной ребенком. Отсюда был сделан важный вывод о том, что формирование нравственных качеств у детей требует определенной организации как поведения ребенка, так и его мотивационной сферы.

Другое направление работ Л. И. Божович с сотрудниками позволило охарактеризовать так называемый аффект неадекватности, проявляющийся в неадекватных эмоциональных вспышках ребенка, его замкнутости, упрямстве, как результат столкновения двух разнонаправленных мотивационных тенденций. Проведенное под руководством Л.И. Божович изучение «трудных» детей выявило психологическую природу детских личностных конфликтов и позволило разработать средства и пути их преодоления.

Под руководством Л.И. Божович были экспериментально изучены место и функция самооценки, уровня притязаний и идеалов в мотивационно-потребностной сфере ребенка. Подробному рассмотрению были подвергнуты различные виды мотивационных иерархий личности, проанализированы психологическая природа и пути формирования устойчивости личности.

Большое значение для развития детской, возрастной психологии и психологии личности имела работа Л.И. Божович, посвященная психологическому анализу основных этапов формирования личности в онтогенезе.

В последние годы жизни Л.И. Божович занималась изучением научного наследия Л.С. Выготского, а также проблем волевого поведения и гармонического развития личности ( Лидия Ильинична Божович (некролог). 1981. № 5. С. 184–185).

 

Болезнь достижения — резкое уменьшение эмоционального напряжения после достижения желанной цели, которое становится причиной соматических и психических расстройств. Это бывает в тех случаях, когда желанная цель воспринимается самим человеком как высшая и конечная. Например, врачи академических поликлиник хорошо знакомы с постдиссертационным синдромом — заболеваниями, возникающими вскоре после защиты диссертации у тех научных работников, которые останавливаются в своем росте. (Ротенберг В.С. Проблемы воспитания в свете психосоматической парадигмы. 1989. №6. С. 22).

 

Боуен Мюррей (1913—1990) — американский психолог, основатель теории семейных систем. М. Боуен применял свою теорию в практике семейной психотерапии. М. Боуен был самым крупным теоретиком среди пионеров семейной психотерапии. Он пытался развить естественнонаучную теорию человеческого поведения, которая была бы применима ко всем людям и в условиях любых культур. Восемь положений теории семейных систем М. Боуена таковы: 1) дифференциация Я, 2) эмоциональный треугольник, 3) ядерный эмоциональный семейный процесс, 4) процесс проекции в семье, 5) процесс трансмиссии многих поколений семьи, 6) эмоциональная отстраненность, 7) позиция ребенка среди братьев и сестер (сиблинговая позиция) и 8) эмоциональный процесс в обществе. (Бейкер К. Теория семейных систем М. Боуена. 1991. №6. С.155).

 

Брока зона — зона мозга, связанная преимущественно с фонологической и синтаксической кодификациями, есть все основания считать ее «кинетико-моторным вербальным анализатором», потому что в ней перерабатывается в основном проприоцептивная информация. Патология этой зоны ведет к тем или иным проявлениям анартрического синдрома. (Цветкова Л.С., Шуаре М. Нейролингвистика и афазия. 1988. № 1. С. 172).