Вопросы 
психологии   Содержания номеров журнала за 2022 г.
 Все публикации журнала за 1980 - 1999 гг.
 Архив.Компакт-диски. Сборники статей.
 Психологический словарь

English  
новости  научная жизнь  анонсы  прайс  о журнале  тематическая подборка статей

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я

Н

 

Навык — высшая степень владения действием, физическим упражнением, обязательной его характеристикой является качественное исполнение действия (Ильин Е.П. Умения и навыки: нерешенные вопросы. 1986. №2. С. 140). Навык осуществляется, когда человека к соответствующему действию побуждают какие-либо внешние условия. Без этой внешней к самому навыку стимуляции он не реализуется (Божович Л.И. О культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности. 1988. №5. С. 112).

 

Намерение — решение человека совершить в определенный момент будущего определенное действие. Для психологии памяти большое значение имеет выявление и изучение факторов, способствующих вспоминанию намерения, поскольку именно такие факторы могут стать основой установления тех или иных мнемонических приемов (Квавилашвили Л.Дж. Факторы, влияющие на вспоминание намерения. 1990. №2. С. 126).

 

Направленность личности — уже сложившаяся система ее важнейших целевых программ, определяющая смысловое единство ее инициативного поведения, противостоящего случайностям бытия, … то, что феноменально дает себя знать в непреходящих жизненных устремлениях субъекта. (Додонов Б.И. О системе "Личность". 1985. №5. С. 36, 40).

 

Нарциссическая личность — человек, жизнь которого потеряла привлекательность, исполнена скуки и суеты, а все усилия сконцентрированы на поддержании самоуважения. Сущность нарциссического самоутверждения состоит в непрестанной шлифовке манипуляций, заставляющих других людей обращать внимание на «блестящий фасад» и не замечать ужасающей внутренней пустоты, нищеты и порочности Я. Создавать у других (и у самих себя) впечатление совершенства и превосходства («грандиозности») при глубинном страхе дезавуирования окружающими «голого короля», беспомощного «импотентного» Я – вот основа мотивации нарцисса и секрет его поглощенности всем внешним – телесным обликом, жилищем, блестящим окружением. Потребности во всеохватном контроле и безграничной власти составляют один из наиболее глубоких и бессознательных источников нарциссизма. Требования неограниченного совершенства как жесткий внутренний императив (рудимент доверчиво и некритично интроецированной инфантильной зависимости от завышенных родительских ожиданий) при принципиальной недостижимости идеала вырастают в постоянную обесценивающую критику себя самого или других и приводят к неспособности получать какое бы то ни было удовольствие от жизни, одновременно смиряясь с естественной ограниченностью человеческого существования (Соколова Е.Т. Нарциссизм как клинический и социокультурный феномен; 2009. № 1. С. 67–80. С. 69).

 

Наследуемость одно из главных понятий психогенетики, обозначает популяционный показатель, отражающий генетический вклад в межиндивидуальную изменчивость изучаемого признака. Наследуемость не является свойством изучаемой черты и зависит от широты представленности в популяции генетических и средовых факторов, влияющих на данную черту. По разным причинам: из-за миграции населения, изменения социальных условий развития, ассортативиости (браков между людьми, похожими по наблюдаемому признаку) и т.д., представленность генетических и средовых факторов может изменяться: уменьшать или увеличивать показатель наследуемости. Высокие показатели наследуемости свидетельствуют о том, что межиндивидуальная вариативность признака (т.е. его индивидуальные различия) в основном определяется генотипическим разнообразием, а разнообразие среды не таково, чтобы оказать влияние на формирующийся признак. Иначе говоря, единообразие условий среды создает предпосылки для проявления генотипического разнообразия. (Егорова М.С., Марютина Т.М. Развитие как предмет психогенетики. 1992. №56. С. 5).

 

Наука — не только «чистое» знание, развивающееся по имманентным логическим законам, но и особый «социальный организм», научное сообщество, имеющее свою социальную историю, свои собственные (хотя и тесно связанные с предметно-логическими) закономерности развития (Умрихин В.В. «Идеогенез» и «социогенез» науки в творчестве Г.И. Челпанова. 1994. №1. С.17–26).

 

Нация (от лат. natio — народ, племя) − общность людей, имеющая единую территорию, экономические связи, литературный язык, этнические особенности культуры и характера. В англоязычной литературе нация — синоним государства и его граждан. «Encyclopedia Americana» трактует это понятие следующим образом: нация — большая группа людей, которые рассматривают себя как общность или группу и которые обычно ставят лояльность к группе выше любых других конфликтующих форм лояльности. Часто нации присуща одна или несколько из следующих особенностей: язык, культура, религия, политические и другие институты, история, с которой она отождествляет себя, и вера в общую судьбу. Обычно нации населяют компактную территорию (Иванова Н.Л., Мазилова Г.Б. Изменения этнической и гражданской идентичности в новых общественных условиях. 2008. № 2. С. 83–93. С. 85).

 

Невербальная коммуникация — первичный и наиболее универсальный способ коммуникации, проявляющийся в мимике, пантомимике, характеристиках голоса и проч.; способ передачи другим людям информации о необходимой с их стороны помощи субъекту (Магун В.С. Понятие потребности и его теоретико-психологический контекст. 1985. №2. С. 124).

 

Невроз — нарушение развития личности, проявляющееся в изменениях системы отношений человека с окружающими людьми. Согласно психоаналитической традиции, основную роль в формировании невроза играют нарушения эмоциональных взаимоотношений между растущим ребенком и его родителями. (Сермягина О.С., Эткинд А.М. Применение цветового теста отношений при изучении неврозогенной семьи. 1991. №3. С. 80).

 

Нервная система — специализированный орган, взявший на себя функцию все более тонкого, детального, всестороннего воспроизведения в своих состояниях количественных, качественных и структурных особенностей вне его существующей действительности (Чуприкова Н.И. Система понятий общей психологии и функциональная система психической регуляции поведения и деятельности. 2007. № 3. С. 3−15. С. 5).

 

Норма — долговременные требования, призванные содействовать сохранению культурных и общественных завоеваний человечества, а также обеспечить выполнение индивидуумами и сообществами общечеловеческих, гражданских, семейных и других обязанностей. Происхождение, содержание и назначение норм изучается общественными, гуманитарными науками (Розов А.И. Некоторые психологические вопросы проблематики социокультурных норм. 1990. №5. С. 112).

 

Нравственность - способ воспроизведения исторически сложившихся форм общения, заключающихся в этических и моральных нормах (Бодрова Е.В., Князева О.Л., Кудрявцев В.Т. Актуальные проблемы развития творческих способностей в обучении и воспитании. 1989. №1. С. 174). Выделяются этапы нравственного развития ребенка, которым соответствует вербальное, прагматическое и бескорыстное моральное поведение. Первое характеризуется тем, что ребенок говорит о соблюдении нормы, на практике нарушая ее; второе тем, что норма соблюдается по прагматическим соображениям; третье тем, что норме следуют бескорыстно (Якобсон С.Г., Равич-Щербо И.В. Советско-американский симпозиум по проблемам психического развития. 1983. №6. С. 161).