Вопросы 
психологии   Содержания номеров журнала за 2022 г.
 Все публикации журнала за 1980 - 1999 гг.
 Архив.Компакт-диски. Сборники статей.
 Психологический словарь

English  
новости  научная жизнь  анонсы  прайс  о журнале  тематическая подборка статей

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я

У

 

Угасание – процесс устранения (торможения) ранее образовавшихся условных рефлексов путем их многократного повторения без подкрепления. Речь идет о процессе, который в известной мере противоположен образованию условных рефлексов (Лингарт Й. Актуальные вопросы теории учения: психический процесс и психическое развитие. 1984. №5. С. 152–157).

 

Удовлетворенность – 1) интегративный показатель, который отражает отношение субъекта к некоторому объекту или явлению (Реан А.А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией. 1988. №1. С. 83).

2) интегральный показатель системы отношений человека к жизни, общего умонастроения, частично пересекающийся с конструктом психологического благополучия (Мандрикова Е.Ю. Особенности психологического времени безработных. 2005. № 6. С. 54−62. С. 55).

 

Узнадзе Дмитрий Николаевич [20.12.1886(1.1.1887), село Сакара Зестафонского района Грузии – 12.10.1950, Тбилиси] – видный грузинский психолог и общественный деятель, чья научная, общественная и педагогическая деятельность оказала большое влияние на развитие психологической науки. Создал оригинальное направление в психологии — теорию установки, которая нашла широкое признание и превратилась в одно из серьезных теоретических направлений советской психологии. Д.Н. Узнадзе показал, что перед всякой деятельностью человек заранее внутренне и психологически готовится к ее осуществлению, хотя данный факт может совершенно не осознаваться им. В зависимости от скорости возникновения установки, ее сохранности во времени, силы воздействия и легкости смены могут быть охарактеризованы многие психические особенности человека (Надирашвили Ш.А. Дмитрий Николаевич Узнадзе (к 100-летию со дня рождения). 1986. №6. С. 87).

 

Уманский Лев Ильич  [29.10.1921, г. Курск – 13.07.1983] – доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии Костромского государственного пединститута. Вся его жизнь была связана с воспитанием молодого поколения. В психологическую науку Л.И. Уманский пришел в начале 1950-х гг. под руководством Б.М. Теплова. Круг его интересов сосредоточился на проблемах психологии организаторской деятельности и организаторских способностей. Многие работы Л.И. Уманского посвящены изучению социально-психологических проблем первичных коллективов. Он известен как автор параметрической концепции коллектива ( Л.И. Уманский (некролог). 1983. № 5. С. 172).

 

Умение – способность человека адекватно своим устремлениям и ситуации удовлетворительно формировать и решать некоторый круг родственных задач. Диапазон разнообразия, вариаций задач из этого круга может быть больше или меньше – соответственно более или менее широким является умение. (Коренберг В.Б. Решение задачи, умение, навык. 1993. №2. С. 80).

 

Умственный возраст – понятие, разработанное А. Бине и Т. Симоном в 1908 г.; это число, указывающее тот паспортный возраст, при котором средняя группа индивидов достигает данного результата по тесту «общего интеллекта». (Гильбух Ю.З. Понятие зоны ближайшего развития и его роль в решении актуальных задач педагогической психологии 1987. № 3. С. 33–40. С. 34).

 

Управление – прежде всего сознательная деятельность преследующего свои цели человека, которая связана с выработкой решений, с организацией, направленной на претворение решений в жизнь, с регулированием системы в соответствии с заданной целью, с подведением итогов деятельности, с систематическим получением, переработкой и использованием информации (Лазарев В.С. Планирование как главное направление и исходный принцип исследования в психологии управления. 1980. № 6. С. 25–33. С. 27).

 

Уровень притязаний – стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

Различные исследователи связывают его с одним из видов целей – либо с реальной, либо с идеальной. Реальная цель – та, которую, по мнению человека, он может достичь в данных конкретных условиях, которая непосредственно вытекает из сложившейся ситуации; идеальная цель – широкая, всеохватывающая цель, превышающая временные реальные цели; это цель, которую в идеале хотел бы достичь испытуемый в предлагаемой ему деятельности (Братусь Б.С., Павленко В.Н. Соотношение структуры самооценки и целевой регуляции деятельности в норме и при аномальном развитии. 1986. №4. С. 146).

У.п. связан с выбором более или менее труднодостижимых альтернатив (Костинская А.Г. Социально-перцептивные процессы в условиях группового принятия решений. 1984. №1. C. 75).

Основу У.п. составляет оценка субъектом своих возможностей. Важным фактором формирования У.п. является принятый субъектом способ целеполагания (Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки. 1989. №1. С. 11).

 

Уровень развития группы – важнейший параметр межличностных отношений. Имеется в виду общая интегративная социально-психологическая характеристика группы, обнаруживающая опосредствованность межличностных отношений содержанием и организацией совместной деятельности и действующими в группе нравственными нормами и ценностями. (Петровский А.В. «Решетка противостояния позиций» как принцип диагностики уровня развития межличностных отношений. 1985. №2. С. 32).

 

Установка – 1. (set) — такое психонервное состояние субъекта, которое оказывает влияние на динамику протекания реакций, вызванных объективной ситуацией. Выражает крайне обобщенную готовность к реакции. По концепции Д.Н. Узнадзе, существуют следующие виды установки: 1) первичная установка, которая создается на основе единства актуальной потребности и объективной ситуации; такая установка обусловливает возникновение всех видов деятельности и переживаний; 2) фиксированная установка, которая возникает на основе многократного повторения и вследствие этого упрочения первичной (актуальной) установки; фиксированная установка приобретает большой личностный вес в случае, когда она образуется на основе единства потребности, имеющей большую личностную значимость, и соответствующей ситуации (фиксированные установки могут быть нереализованными и диффузными). Основным признаком фиксированной установки является ее диспозиционный характер: в соответствующей ситуации она представляет собой потенциальную возможность возникновения определенной деятельности. Указанные виды установки представляют собой составные компоненты структуры целостной (глобальной) установки (Норакидзе В.Г. Свойства личности и фиксированная установка. 1983. №5. С. 130);

2. (attitude) – неосознаваемые или не полностью осознаваемые аспекты личностных смыслов как диспозиции социального поведения личности; в ней интегрированы сугубо «внешние» (социальные) и «внутренние» (индивидуальные) детерминанты поведения, разворачивающегося одновременно и как реализация социальных предписаний, и как реализация индивидуальных побуждений (Каган В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков. 1987. №2. С. 54).

 

Установки эффект (Einstellung-effect) – феномен ригидности, обнаруженный А. Лачинсом. Экспериментатор использовал методику, известную из различных интеллектуальных тестов: испытуемому говорится, что в его распоряжении имеется три сосуда различной емкости и неограниченное количество жидкости; затем предлагается, манипулируя этими сосудами (на бумаге или реально), получить строго определенное количество жидкости. «Эффект установки» достигался следующим образом: испытуемым давалась установочная серия из пяти задач, решить которые можно было только одним способом. Затем предъявлялись задачи, которые имели два решения – старое и новое, значительно более легкое. Оказалось, что большинство испытуемых решает критические задачи старым способом. Если же после установочной серии предъявлялась задача, требующая только нового способа решения, время решения значительно увеличивалось, а некоторые испытуемые вообще не находили решения. Эффект Лачинса вызвал большой интерес у исследователей. В многочисленных работах были показаны различные факторы, усиливающие или ослабляющие эффект. Так, количество задач, решенных старым способом, уменьшается, если перед началом критической серии экспериментатор пишет на доске: «Не будьте слепыми!». При действии мотивационных и стрессовых факторов (тревожность, лимит времени и др.) эффект увеличивается (Нижарадзе Г.А. О двух типах ригидности при решении интеллектуальных задач. 1987. № 3. С. 142–145. С. 143).

 

Устойчивость – целостная характеристика личности, обеспечивающая ее устойчивость к фрустирующему и стрессогенному воздействию трудных ситуаций. Она вырабатывается и формируется одновременно с развитием личности и зависит от типа нервной системы человека, от опыта личности, приобретенного в той среде, где она развивалась, от выработанных ранее навыков поведения и действия, а также от уровня развития основных познавательных структур личности. (Тышкова М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях. 1987. №1. С. 27).

 

Устойчивость к стрессу – понимается по-разному: 1) как способность выдерживать интенсивные или необычные стимулы, представляющие собой сигнал опасности и ведущие к изменениям в поведении; 2) как способность выдерживать чрезмерное возбуждение и эмоциональное напряжение, возникающее под воздействием стрессоров; 3) как способность выдерживать без помех для деятельности высокий уровень активации. (Тышкова М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях. 1987. №1. С. 27).

 

Утомление – особый, динамический по своей природе сдвиг адаптационной структуры целостной активно действующей личности, формирующийся при выключении человека из процесса деятельности. (Кечхуашвили Г.Н., Каукич М., Най Ким Кыонг. Установка как метод исследования утомления. 1985. №6. С. 117).

 

Учебно-ролевая (имитационная) игра – условное воспроизведение участниками игры реальной практической деятельности людей. Степень условности воспроизведения определяется целями, которые преследует такая игра. Обязательным ее элементом является исполнение ролей (Коровяковская Е.П., Юдина О.Н. К психологической характеристике эффективности учебно-ролевых игр. 1980. № 1. С.112–115).

 

Учебное общение – организованное речевое взаимодействие преподавателя и учащихся, а также учащихся между собой, состоящее в обмене информацией и обеспечивающее усвоение необходимых средств и способов. В учебном общении роль эмоционального компонента возрастает, так как кроме предмета общения, поведения партнеров и межличностных отношений между участниками общения особую значимость приобретает успешность собственного речевого высказывания, его содержательных и формальных параметров. Все указанные составляющие общения эмоционально оцениваются его участниками и оказывают непосредственное, иногда решающее влияние на его ход (Самарова О.В. Учебное общение и эмоциональность при изучении иностранного языка. 1987. № 3. С. 91–96. C. 91).

 

Учение – 1) проявление активности, направленной на усвоение определенных знаний, выработку умений, навыков (Проколиенко Л.Н. . Проблема активности развивающейся личности в исследованиях Г.С. Костюка (К 85-летию со дня рождения). 1985. № 1. С. 126−132. С. 127).

2) активное отражение объективной действительности, которая определенным способом организована и которая изменяется, является процессом обработки приобретенного опыта, его сохранения в памяти и использования в жизни человека; одновременно оно состоит в создании новых форм как поведения и деятельности, так и свойств личности. Учение – это психический процесс, возникающий как отражение новой для субъекта ситуации, по отношению к которой он не имеет готовой адекватной реакции (например, технологическое нововведение в каком-то производстве вызывает потребность научиться новым навыкам). Человек учится, следовательно, тогда, когда появляется что-то новое, что он должен освоить, познать. Как каждый психический процесс, учение имеет свой результат, которым является, например, опыт, знание, умение (например, умение читать), установка, мотив и т.д. (Лингарт Й., Туркова М. Совершенствование начального обучения чтению. 1987. № 3. С. 165–167. С. 165).