Вопросы 
психологии   Содержания номеров журнала за 2022 г.
 Все публикации журнала за 1980 - 1999 гг.
 Архив.Компакт-диски. Сборники статей.
 Психологический словарь

English  
новости  научная жизнь  анонсы  прайс  о журнале  тематическая подборка статей

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я

О

 

Обаяние - притягательность человека, явно проявляющаяся в его внешнем облике, стиле поведения, манере общения и т.п. Обаяние не является признаком, прямо коррелирующим с нравственными достоинствами личности. Это сочетание определенных внутренних черт, явно выраженных во внешнем облике человека, и поэтому легко диагностируемых окружающими при самом поверхностном контакте. Главную из них в самом общем виде можно определить как доброжелательный интерес к людям, желание войти в контакт, то, что в английском языке обозначается словом «эппил» (призыв к общению) (Кочнев В.И. Понятия сценической заразительности, убедительности и обаяния в системе К.С. Станиславского. 1991. №5. С. 113).

 

Обобщение 1) – мыслительная операция (Локалова Н.П. Зачем нужна школьная физкультура: точка зрения психолога. 1989. №3. С. 110), заключающаяся в группировке различных стимулов на основании их принадлежности к тому или иному логическому классу или общности эмоционально-оценочного отношения к ним субъекта (Мелик-Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников. 1989. №1. С. 21).

Путем обобщения воспоминаний формируется жизненный опыт личности (Логинова Н.А. Жизненный путь человека как проблема психологии. 1985. №1. С. 106).

2) – перенос выработанного способа действия на новый конкретный материал. В зависимости от пути такого переноса и различаются виды обобщения. Первое различение касается вопроса: что общего должны иметь новый материал и материал, на котором выработан способ действия, чтобы перенос способа действия мог осуществиться учащимися? Если это общее является формальными сравнительными признаками, т.е. если учащийся ориентируется при переносе способа действия на внешнее эмпирически определенное сходство явлений, предметов или процессов, мы наблюдаем эмпирическое обобщение тех теоретических знаний, которые соответствуют этому способу действия (Максименко С.Д., Бех И.Д. Психологический анализ механизма классификации у младших школьников . 1980. № 5. С. 78–88. С. 82).

 

Обособление — защитный механизм, предполагающий изоляцию одного направления мыслей от другого или одного чувства от другого таким образом, чтобы защитная рационализация могла быть сохранена (Фрустрация, конфликт, защита. 1991. №6. С. 69–82).

 

Образ сознания − структура, имеющая не три образующих (значение — личностный смысл — чувственная ткань), а пять измерений. Четыре из них — значение, предмет, личностный смысл, знак (слово) — можно, пользуясь леонтьевской стилистикой, объединить термином «направляющие», имея в виду то, что они, будучи представителями мира культуры, внешнего мира, внутреннего мира личности и мира языка в психическом образе, являются своего рода магнитными полюсами образа. В каждый момент силовые линии внутренней динамики образа могут направляться по преимуществу к одному из этих полюсов, и возникающим при этом доминированием одного из динамических измерений создается особый тип образа. Последняя, пятая, образующая сознания — чувственная ткань. В чувственной ткани может быть усмотрено несколько парадоксальное свойство: она является чем-то единым и в то же время вовсе не гомогенным, а достаточно дифференцированным, сгущаясь вблизи полюсов образа и получая здесь сильные, специфические для каждого полюса характеристики. Вдали же от зон сгущения легко предположить наличие интерференции чувственных тканей, идущих от разных полюсов. Именно эта зона выполняет функцию синестезии, если под этим термином разуметь не только встречи, наложения и взаимные отображения разных перцептивных модальностей, но и интерференцию ощущений, идущих от разных полюсов образа. Как значение является единицей мира культуры, слово – мира языка, а смысл – внутреннего мира личности, чувственная ткань выступает как единица тела, представитель мира человеческого тела в образе сознания. Образ предстает перед нами не как внешняя по отношению ко всем этим мирам сущность, извне со стороны детерминируемая ими, а как часть каждого из них, как их интеграл, поле их интерференции, «голограмма», в которую вливаются волны и энергии всех этих миров, не сливаясь в аморфную массу, но и не оставаясь отдельными, а входя в такое единство, как отдельные голоса в многоголосье (Василюк Ф.Е. Структура образа (К 90-летию со дня рождения А.Н. Леонтьева).  1993. № 5. С. 5−19. С. 17−18).

 

Образ тела – по В. Шонфельду включает следующие составляющие: 1) актуальное субъективное восприятие тела, как внешности, так и способности к функционированию; 2) интернализованные психологические факторы, являющиеся результатом собственного эмоционального опыта индивида, так же как и искажения концепции тела, проявляющиеся в соматических иллюзиях: 3) социологические факторы, связанные с тем, как родители и общество реагируют на индивида; 4) идеальный образ тела, заключающийся в установках по отношению к телу, в свою очередь, связанных с ощущениями, восприятиями, сравнениями и идентификациями собственного тела с телами других людей. Иными словами, психологические механизмы и условия формирования образа физического «я» определяются как социальными детерминантами, так и самоощущениями индивида. И.С. Кон выделяет, например, следующие механизмы: усвоение оценок других людей, социальное сравнение и самоатрибуция (Креславский Е.С. Избыточная масса тела и образ физического «я» . 1987. № 2. С. 113–117. С. 113).

 

Образное мышление включает в себя три мыслительных процесса: создание образа, оперирование им и ориентацию в пространстве (как видимом, так и воображаемом). Все эти три процесса имеют общий базис, фундамент, не зависящий от вида и содержания деятельности (рисования, решения математических задач, отгадывания загадок и т.д.). Зависит он от типа тех визуальных (зрительных) отношений, которые выделяются человеком при работе с образом или наглядным объектом (Каплунович И.Я. Структура и основные этапы развития образного мышления в дошкольном детстве. 2004. № 5. С. 47–55. С. 47–48).

 

Обучаемость — понятие, определявшееся Б.Г. Ананьевым как восприимчивость ребенка к обучению, как сложное явление, которое в значительной мере обусловлено развитием второй сигнальной системы. Н.А. Менчинская характеризовала обучаемость «как способность к усвоению знаний и способов учебной деятельности, проявляющаяся в степени легкости и быстроты, с какой приобретаются знания и осуществляется овладение приемами. Это свойство носит динамический характер, и тем самым его изучение дает возможность не только констатировать наличное состояние, но и в какой-то мере прогнозировать характер и темпы дальнейшего продвижения ученика» [Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. М., 1959.]. Позднее обучаемость стала рассматриваться прежде всего как совокупность интеллектуальных свойств человека (обобщенность, осознанность, гибкость, устойчивость, самостоятельность, экономичность мышления и др.) и восприимчивость к помощи. Обучаемость является сложным, многообразным и динамичным свойством личности, проявляющимся в индивидуальных показателях легкости, быстроты и качества усвоения применения знаний, умений и навыков в процессе обучения и самостоятельного познания. В структуру обучаемости входят не только познавательные процессы (мышление, память, восприятие, воображение, внимание), но и эмоционально-волевые. (Антонова Г.П., Антонова И.П. Обучаемость и внушаемость младших школьников. 1991. №4. С. 4243).

 

Обучение − источник развития, вызывающий к жизни ряд таких процессов, которые без него вообще возникнуть не могут (Л.С. Выготский). Oднако обучение, которое ориентируется на завершенные циклы развития, оказывается бездейственным с точки зрения общего развития ребенка, «оно не ведет за собой развитие, а само плетется у него в хвосте». Oбучение должно опираться не на созревшие, а на созревающие функции. Л.С. Выготский теоретически и экспериментально показал зависимость процесса развития от характера и содержания процесса обучения. «Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждается и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. В этом и заключается главнейшая роль обучения в развитии. Этим и отличается обучение ребенка от дрессуры животных… Обучение было бы совершенно не нужно, если бы оно только могло использовать уже созревшее в развитии, если бы оно само не являлось источником развития, источником возникновения нового» (Степанова М.А. Предпосылки теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий: Л.С. Выготский и П.Я. Гальперин. 2000. № 6. С. 90–99. С. 92−93).

Обучение – изменение отношения, вызванное изменением окружающей среды и наступающее вследствие индивидуальной обработки информации, представляет собой универсальный процесс приобретения знаний, навыков и умений, формирования мотивов, установок, эмоций, и главное — овладения человеком социальными формами поведения (Рётер Д. Способность к обучению у взрослых. 1985. № 1. С. 57–66. С. 58).

 

Общение — 1) определенное взаимодействие людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией с целью налаживания отношений и объединения усилий для достижения общего результата (Лисина М.И.). С психологической точки зрения общение представляет собой особый вид деятельности, характеризующийся прежде всего своей направленностью на другого участника взаимодействия как на субъекта (Каган В.Е. Клинико-психологические аспекты онтогенеза коммуникативности. 1983. №2. С. 96);

2) словесное и несловесное взаимодействие двух и более индивидов — этот универсальный способ усвоения человеком общественного опыта — само детерминировано объективно существующими социальными структурами и служит «транслятором» этих структур в психику человека (Ковалев Г.А., Радзиховский Л.А. Общение и проблема интериоризации. 1985. №1. С. 110).

Структура общения может быть представлена тремя ее взаимозависимыми сторонами: коммуникативной, интерактивной и персептивной (Андреев А.Н., Мдивани М.О. Рыжонкин Ю.Я. Методика измерения коммуникативной дистанции. 1987. №1. С. 159).

 

Общительность — (в формально-динамическом аспекте) психическое свойство, которое регулирует динамику коммуникативной активности индивида: частоту установления социальных контактов, экстенсивность общения и т.п., — непосредственно обусловливаемое свойствами общего типа нервной системы, вследствие чего являющееся малоизменчивым (консервативным) в онтогенезе (особенно после созревания н.с.) и находящееся в закономерных отношениях с другими свойствами темперамента, образующими его тип. (Щебетенко А.И. Структура динамических характеристик общительности. 1984. №3. С. 128).

Общительность («психодинамическая общительность» (ПДО)) −  относительно независимое от содержания и ситуации деятельности общения психическое свойство, которое регулирует динамику коммуникативной активности индивида: частоту установления социальных контактов, экстенсивность общения и т.п., — непосредственно обусловливаемое свойствами общего типа н. с., вследствие чего являющееся малоизменчивым (консервативным) в онтогенезе (особенно после созревания н. с.) и находящееся в закономерных отношениях с другими свойствами темперамента, образующими его тип (Щебетенко А.И. Структура динамических характеристик общительности. 1984. №3. С. 128−132. С. 128).

 

Одаренность — 1) индивидуальный когнитивный, мотивационный и социальный потенциал, позволяющий достигать высоких результатов в одной (или более) из следующих областей: интеллект, творчество, социальная компетентность, художественные возможности, психомоторные возможности (Хеллер К.А., Перлет К., Сиервальд В. Лонгитюдное исследование одаренности. 1991. №2. С. 120);

2) качественно своеобразное сочетание способностей; различия по одаренности — проблема прежде всего качественная, а не количественная. Эти различия выступают не только в том, что у одного человека одаренность — преимущественно в такой-то области, а у другого — в другой, но и в том, что люди, проявляющие себя в одной и той же области деятельности, отличаются по составу, структуре своих способностей (Б.М. Теплов) (Лейтес Н.С. Б.М. Теплов и психология индивидуальных различий. 1982. №4. С.37).

Есть три категории одаренных детей: 1) школьники, которые резко выделяются высоким уровнем интеллекта; 2) ученики, у которых, при обычном общем уровне интеллекта, обнаруживается особая расположенность к какому-нибудь отдельному учебному предмету (к какой-нибудь области науки или техники); 3) те, которых отличают особые качества отдельных психических процессов (например, необычайная память на какие-нибудь объекты или богатство воображения, проявляющееся в неожиданных ассоциациях, или особая наблюдательность, пока еще не находящая себе применения. (Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности. 1988. №4. С. 98—99).

 

Одаренный ребенок — 1) ребенок, интеллектуальное развитие которого характеризуется прежде всего значительным опережением возрастных норм (Гильбух Ю.З., Гарнец О.Н., Коробко С.Л. Феномен умственной одаренности. 1990. №4. С. 147);

2) творческий ребенок, у которого доминирует познавательная мотивация, выражающаяся в форме исследовательской, поисковой активности и проявляющаяся в более низких порогах (т.е. более высокой сензитивности) к новизне стимула, новизне ситуации, обнаружению нового в обычном. Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других, стандартных решений (Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. 1989. №6. С. 30).

 

Ожидание — предвосхищение того, что выполнение некоторого действия приведет к определенным последствиям. Ожидание является когнитивным образованием и количественно представляет собой субъективную вероятность наступления определенных последствий. (Магомед-Эминов М.Ш., Васильев И.А. Анализ когнитивного подхода в зарубежных теориях мотивации. 1986. №5. С. 161).

 

Онтогенез — индивидуальное развитие человека, формирование его личности, которое заключается в неразрывно взаимосвязанном процессе социализации и индивидуализации, на определенной стадии дополняющемся самоуправлением личности, которая «начинает сама сознательно организовывать собственную жизнь, а значит, и определять в той или иной мере свое собственное развитие, в том числе психическое» (цит. по: Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. С. 309—310) (Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе. 1985. №6. С. 27).

Внутри каждого периода онтогенеза становление личности ребенка проходит через три закономерно чередующиеся стадии: 1) появление тенденций развития определенной стороны деятельности, когда ранее накопленные смысловые нагрузки вычленяют возможности функционирования ребенка, создавая соответствующее поле для его развернутой деятельности; 2) максимальная реализация, кульминация развития ведущего типа деятельности; 3) насыщение ведущего типа деятельности при невозможности дальнейшей реализации ее потенций, что ведет к актуализации другой стороны деятельности (Там же. С. 36).

 

Оперативная память – длительный и непрерывный процесс, в котором операции восприятия, запоминания, сохранения, переработки, воспроизведения и забывания определенных порций информации чередуются и переплетаются друг с другом. При этом объектом запоминания становятся не только сигналы, поступающие извне, но и собственные предшествующие действия... в том числе продукты мысленной и имажинативной переработки воспринятой ранее информации (Барташников А.А. О содержательной валидизации тестов, специализированных по виду интеллектуальной деятельности. 1987. № 2. С. 146–151. С. 147).

 

Операция — 1) составная часть действия, служащая средством достижения его цели (Брушлинский А.В. Деятельность, действие и психическое как процесс. 1984. №5. С. 18);

2) практическое действие, трансформирующее одну ситуацию в другую (Каплунович И.Я. Содержание мыслительных операций в структуре пространственного мышления. 1987. №6. С. 115).

Мыслительная операция понимается как «звено мыслительного процесса, определяемое правилом или формулой (Шиянова Е.Б. Формирование у школьников мыслительных операций преобразования. 1986. №1. С. 65).

 

Опознание – различение стимулов, т.е. испытуемому перед реагированием необходимо отличить определенный стимул (эталон, положительный стимул) от других (отрицательных), не соответствующих заданному (Суздалева В.А. Процесс опознания и типологические свойства нервной системы человека. 1980. № 2. С. 122–125).

 

Опорные сигналы – весьма оригинальный вид наглядности в системе обучения В.Ф. Шаталова, играющий существенную роль. В опорных сигналах (ОС) в соответствии со спецификой излагаемого на уроке материала моделируется изучаемый абстрактно теоретический материал программы (общепринятые научные понятия, формулы, графики, схемы и т.д.). Этим ОС сходны с наглядными пособиями, широко используемыми в школе, но в отличие от них включают знаки, отражающие средства конкретизации, использованные при объяснении содержания абстрактно теоретического материала: конкретные рисунки, значки, ключевые слова, короткие предложения и т.д. ОС прежде всего служат опорой для понимания отвлеченных знаний через их связь с наглядными образами (Калмыкова З.И. Развивает ли продуктивное мышление система обучения В.Ф. Шаталова?1987. № 2. С. 71–80. С. 74).

 

Опосредствованность активное произвольное и осознанное управление человека своим поведением [Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., 1986.]. Процессы опосредствования включают разные уровни саморегуляции: от собственно личностного уровня ответственности за свои поступки до влияния ситуационных детерминант выполнения действий. Нарушения опосредствованности, богатый материал которых обсуждается в патопсихологических исследованиях, связаны обычно с изменениями произвольной психической регуляции как разными видами смещений осознанности в планировании и реализации целенаправленных действий. Эти смещения обусловлены изменениями в эмоционально-смысловой сфере личности и изменениями саморегуляции мыслительной деятельности. (Корнилов А.П., Булыгина В.Г. Типология целевых тактик у больных шизофренией. 1991. №4. С.151).

 

Оптимального возбуждения теория – базируется на работе Ю.Л. Ханина, в которой высказывается мысль о том, что каждому индивиду присуща «зона оптимального функционирования» (ЗОФ): эффективность деятельности оказывается наилучшей, когда уровень возбуждения находится в пределах ЗОФ. Не существует оптимального уровня возбуждения для выполнения определенного задания, но при низком, умеренном или высоком уровне возбуждения действия конкретного спортсмена могут оказаться наиболее эффективными в данных обстоятельствах (Морган У. П., Элликсон К.А. Ситуативная тревога и результативность деятельности. 1990. №3. С. 155–161).

 

Опыт – способ познания действительности, основанный на ее непосредственном, чувственном практическом освоении. В соответствии с антропологическим принципом опыт рассматривается как сложный сплав знаний, переживаний, ценностей, смыслов. В частности, «в экзистенциальной философии опыт понимается как глубинное знание, которое рождается в корне экзистенции в процессе переживаний и действий, составляющих духовное бытие личности, решение ею коренных вопросов существования: отношения к смерти, причастности миру, преодоления одиночества». В психологии понимания категория «опыт» играет значимую роль при интерпретации событий и феноменов, которые нельзя понять на основе исключительно рационального знания. К ним относятся смысл жизни и смерти, надежда как метаценность человеческого бытия, поведенческие проявления мудрости, понимание террористической угрозы, моральной допустимости абортов, эвтаназии и т.п. (Знаков В.В. Понимание, постижение и экзистенциальный опыт. 2011. № 6. С. 15–24. С. 15–16).

 

Организованность социальной системы – специфический способ взаимосвязи ее частей, определяющий упорядоченность и направленность системы. Организованность определяет интегративные свойства системы как целого и тем самым обусловливает, эффективность выполнения ее функций. Организованность, т.е. способ взаимосвязи, частей целого, не может оставаться все время неизменной, так как изменяются условия, в которых система реализует свои функции. Чем динамичнее изменение условий, тем быстрее должна изменяться организованность, чтобы обеспечить необходимый уровень эффективности системы (Лазарев В.С. Планирование как главное направление и исходный принцип исследования в психологии управления. 1980. № 6. С. 25–33. С. 27).

 

Ориентировочная основа действия (ООД) 1) один из элементов в структуре действия, впервые выделенный П.Я. Гальпериным. Этот операционный элемент включает в себя, во-первых, знания (полные или неполные) об объективных условиях успешного выполнения действия, связанных с данной предметной областью. Во-вторых, в состав ООД входят сведения (также полные или неполные) о самом действии: о цели, составе и последовательности выполнения входящих в него операций и т.д. П.Я. Гальперин выделял три типа ООД [Гальперин П.Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий // Доклады АПН РСФСР. 1958. № 2. С. 75—78]; в основу их выделения были положены следующие характеристики: а) полнота представления в содержании ООД условий, обеспечивающих успешность выполнения действия; б) мера общности ориентиров, определяющая границы использования данной ООД; в) способ получения ООД субъектом действия: найдена самостоятельно или получена в готовом виде от другого человека. (Талызина Н.Ф. Теория планомерного формирования умственных действий сегодня. 1993. №1. С. 92).

2) воспроизводит объективную логику формируемого действия, дает критерии проверки и средства контроля правильности выполнения каждого шага действия, выделенного в схеме. Становление ориентировки обучающихся в структуре действия и ее полноценное усвоение обеспечивают формирование способов мышления, проникающего в сущность явлений при решении как типовых, так и нестандартных задач (Лернер Г.И. , Орестова Е.В. Опыт формирования умственных действий в учебном процессе медицинского вуза . 1987. № 2. C. 87–91. С. 88).

 

Ориентировочная реакция — сдвиг уровня мобилизационной готовности мозга к восприятию информации. Ориентировочная реакция, вовлекая широкий круг структур мозга в перцептивную деятельность, создает условия для облегчения процессов приема, анализа и переработки информации (Ибатуллина А.И. Влияние развития символической функции мышления на показатели межполушарной асимметрии. 1984. №6. С. 128).

Ориентировочная реакция – реакция организма на новизну раздражителя, улучшающая его восприятие (Луньков А.И. Зависимость восприятия научных понятий и примеров от организации учебного текста. 1987. № 2. С. 92−98. С. 93);

 

Осязание – создание образца какого-либо предмета посредством ощупывания, и хотя и использует тактильные и кинестетические ощущения, но ограничено именно этой сферой психической деятельности (Гончаров В.И. Исследование двигательной памяти. 1991. № 3. С. 75–79).

 

Отражение психическое – это не физический отпечаток объектов действительности, оно не зеркально, а, напротив, активно, избирательно, оно осуществляется у человека и высших животных посредством сложнейшей многоуровневой тонко регулирующейся системы нервных механизмов и имеет свои собственные законы (Чуприкова Н.И. Система понятий общей психологии и функциональная система психической регуляции поведения и деятельности. 2007. № 3. С. 3−15. С. 5−6).

 

Отрицание — механизм психологической защиты, посредством которого человек отрицает либо некоторые фрустрирующие, вызывающие тревогу обстоятельства, либо некий внутренний импульс или личностные проявления; иными словами, человек не воспринимает информацию, которая тревожит и может привести к конфликту. (Алмаев Н.А., Малкова Г.Ю. Оценка психометрических свойств методики «индекс жизненного стиля» Плутчика—Келлермана. 2006. №4. С.152—153).

 

Отставание в развитии – очень серьезная психологическая и педагогическая проблема. Имеются в виду случаи, когда ученик не может усваивать программу общеобразовательной школы в том же темпе, что и его нормально развивающиеся сверстники. Но это не дебильность. Таким детям доступно учение по обычной программе, но в более медленном темпе. Причинами их отставания в развитии могут быть как социальные, так и биологические факторы. Неблагоприятные социально-биологические условия в ясельном и раннем дошкольном возрасте могут оказаться существенным тормозом формирования необходимых для учения умственных качеств (Лейтес Н.С. Психологические проблемы неуспеваемости школьников с задержками психического развития. 1987. №6. С. 151–153).

 

Отчуждение — 1) это понятие анализируется в социально-политическом, моральном, эстетическом и некоторых других аспектах. Исторически сложившаяся внутренняя дихотомия самого термина «отчуждение», вытекающая из немецких Entfremdung — «отдаление», «отрыв» и Anomie — «отклонение от закона», предполагает в первом случае наличие интерсубъектных отношений, когда личность чувствует свою разобщенность с другой личностью, группой или обществом в целом. В результате отчуждаемый субъект принимает различную степень чуждости по отношению к другим, вплоть до враждебности. Во втором значении отчуждение выступает как отвержение, отрицание закона (в широком смысле), т.е. как отрицание норм морали, жизненного уклада, социально-одобряемых целей, общественного строя и т.п. (Абраменкова В.В. Проблема отчуждения в психологии. 1990. №1. С. 5);

2) опредмеченный результат деятельности, который оказывает обратное и негативное воздействие на породившее его явление (Царегородцев Г.И., Губанов Н.И., Альжанов Р.Г. Монографическое исследование проблемы идеального. 1984. №4. С. 161);

3) весьма распространенный психотерапевтический ход, заключающийся в размежевании Я человека и его тягостного переживания (Огинская М.М., Розин М.В. Мифы психотерапии и их функции. 1991. №4. С. 13).