Вопросы 
психологии   Содержания номеров журнала за 2022 г.
  Все публикации журнала за 1980 - 1999 гг.
  Архив. Компакт-диски. Сборники статей.
  Психологический словарь

English  
новости  научная жизнь  анонсы  прайс  о журнале  тематическая подборка статей

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т Ф У Х Ц Ч Ш Щ Э Я

А

Абстрагирование − вычленение некоторого отношения вещей, которое определяет целостность системы. (Семенова М.А. Критерии сформированности понятия величины у младших школьников. 1985. №1. С. 67−73).

 

Авторитаризм – (Э. Фромм) система ценностей, противостоящая гуманистической и опирающаяся на «иррациональный» авторитет власти: «Рациональный авторитет имеет своим источником компетентность... Источником же иррационального авторитета, напротив, всегда служит власть над людьми». Авторитарная система ценностей с необходимостью предполагает жесткую иерархию, в которой вышестоящий (более сильный) всегда берет на себя право определять, чтó есть благо для более слабого, а следовательно, не допускает критики или сомнения, директивно вменяет индивиду нормы, опирается на чувство страха и зависимости, основной добродетелью полагает послушание. Субъект, основывающий свою власть на иррациональном авторитете, живет в постоянном страхе, что обнаружится его некомпетентность; это делает страх и власть атрибутами всех субъектов, включенных в систему (Юдина Е.Г. Позиция педагогов: авторитаризм и партнерство. 2005. № 4. С. 132-142. С. 134–135).

 

Авторитарность – центральное и постоянно существующее ядро некоторых личностей. Основные черты: 1) большая озабоченность субординацией: чрезвычайное почтение к вышестоящим и начальственность по отношению к подчиненным; 2) сильный акцент на общепринятых правилах поведения, ценностях и морали; точное соблюдение норм своей социальной группы; 3) чрезмерный контроль и отрицание наличия собственных «аморальных» импульсов и чувств и их проекция на членов другой группы; преувеличенное чувство собственной моральной правоты; отсутствие проницательности в отношении себя; 4) обезличение социальных отношений: склонность манипулировать людьми и использовать их как неодушевленные предметы, а не как живых людей, готовность быть управляемым так же в свою очередь; сочетание садистских и мазохистских тенденций; 5) ригидность мыслительных процессов, мышление стереотипами, предубеждение и нетерпимость по отношению к представителям меньшинств. (Личность: определение и описание. 1992. №3. С. 34).

 

Авторитарный стиль воспитания – стиль, характеризующийся постоянными запретами и одергиваниями, которые способствуют развитию эмоциональной напряженности, не позволяющей активно включаться в деятельность, что, с одной стороны, может привести к задержке в развитии познавательно-интеллектуальной сферы, а с другой — возникающая эмоциональная напряженность провоцирует и нарушения общения. В сочетании с постоянной невозможностью реализации деятельности это приводит к развитию состояния отказа от поиска по типу обученной беспомощности, причем в этом случае она будет носить глобальный характер. Это усугубляется еще и тем, что до определенного возраста ребенок не в состоянии осознать причины своей эмоциональной напряженности (т.е. я ли плохой, или просто так складывается). (Коростелева И.С., Ротенберг В.С. Поисковая активность и проблемы обучения и воспитания. 1988. №6. С. 60, 63).

 

Авторитет – признание за человеком права принимать ответственные решения в различных ситуациях совместной деятельности, а также значимость его профессиональных, гражданских и духовных качеств личности для окружающих. Авторитетному учителю авансируется доверие, его мнение признается изначально верным, воспринимается как руководство к действию, а успех ожидается и предвидится. Такие отношения являют собой пример ярко выраженного личностного предпочтения и имеют глубоко эмоциональную окраску. (Кондратьев М.Ю. Взаимосвязь авторитета личности и авторитета роли учителя. 1987. №2. С. 99, 101—102).

 

Агрессивность (экстрапунитивность) – 1) личностная черта, которая является выражением либо врожденной психопатической акцентуации характера, либо борьбы за лидерство, а может выступать и как форма реагирования на фрустрацию (Бреслав Г.М. Проблемы эмоциональной регуляции общения у дошкольников. 1984. №3. С. 55);

2) непровоцируемое нападение, своеобразная защитная реакция человека на те или иные внешние раздражения, неоправданное, губительное стремление истязать себе подобных (Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии. 1991. №1. С. 81).

3) черта личности, заключающаяся в готовность субъекта к агрессивному поведению. Агрессивность является личностным качеством, которое развивается у человека на основе темпераментального психодинамического свойства агрессивности как склонность к агрессивному поведению. Многие авторы справедливо рассматривают агрессивность как совокупность элементарных индивидуальных свойств, описывающих и некоторые личностные отношения, и склонности к тому или иному способу поведения. A. Басс (1961) полагает, что агрессивность проявляется в склонности к нападению на других, в косвенных агрессивных реакциях и вербальной агрессии, а также в негативизме (Моросанова В.И., Гаралёва М.Д. Индивидуальные особенности и саморегуляция агрессивного поведения. 2009. № 3. С. 45−55. С. 45).

 

Адаптация - процесс постоянного приспособления организма к окружающей среде, который заключается в изменении определенных форм поведения, направленных на удовлетворение основных и необходимых жизненных его потребностей (Колышкин В.В. Изучение роли интерференционных механизмов памяти в процессе адаптации. 1982. №6. С. 106).

 

Аддиктивное поведение − поведение, характеризующееся стремлением к употреблению одурманивающих (наркотических) веществ. (Гульдан В.В., Романова О.Л., Сиденко О.К. Подросток-наркоман и его окружение. 1993. №2. С. 44−49).

 

Адлер Альфред (1870—1937) — австрийский врач-психиатр и психолог, создатель одного из классических течений психоанализа — т.н. индивидуальной психологии. Основными понятиями индивидуальной психологии являются «социальное чувство» и «чувство неполноценности», основы которых заложены в самой природе человека, так как ребенок рождается беспомощным и нуждается в заботе других людей. Чувство неполноценности дает толчок к развитию человека, заставляет его стремиться к совершенству. Человек ставит перед собой конечную цель — добиться успеха. Однако его жизненный путь зависит не только от того, что понимается под успехом, но и от того, какими способами достигается успех, — от стиля жизни. Согласно А. Адлеру, для достижения конечной «цели успеха» необходимо преодолеть чувство неполноценности. Это преодоление получило название компенсации мотивацией. Как вид компенсации чувства неполноценности стиль жизни может различаться по успешности адаптации человека к требованиям общества. По этому критерию выделяются три основных стиля.

1. Удачная компенсация. Стремление к успеху и конечная цель подчинены социальному чувству. Человек успешно адаптируется к жизни в обществе.

2. Неудачная компенсация. Человек преодолевает чувство неполноценности способами, не одобряемыми обществом (алкоголизм, преступность), либо уходит в болезнь, служащую оправданием его неадаптированного поведения. Чувство неполноценности переходит в комплекс неполноценности, который часто скрыт за комплексом превосходства. В качестве причин возникновения данного стиля А. Адлер выделяет как наличие органических недостатков, так и неправильное воспитание.

3. Сверхкомпенсация. Стремление к успеху переходит в стремление добиться превосходства над остальными людьми. А. Адлер считал сверхкомпенсацию механизмом творчества. (Сизов К.В. Индивидуальный стиль и проблема личностного подхода к способностям. 1988. №2. С.160).

 

Айзенк Ганс Йорген (4.3.1916 – 4.9.1997) – британский ученый с мировым именем. Ему удалось сделать многое в разных областях психологии.

Его первые книги («Измерение личности», 1947; «Научное изучение личности», 1952; «Структура личности человека», 1952) посвящены изучению структуры свойств личности. В те годы появилась триада личностных свойств Г. Айзенка – экстраверсия–интроверсия, невротизм и психотизм, – исследование которой он не прекращал до последних дней своей жизни.

В контексте клинической психологии выполнены работы Г. Айзенка по тревожности и истерии, по выделению типов личности, имеющих склонности к различным соматическим заболеваниям. Он многое делал для развития поведенческой (бихевиоральной) терапии, занимаясь разработкой ее теории, популяризацией и непосредственно терапевтической работой, в частности, лечением раковых больных.

Он изучал психофизиологические основы интеллектуальной деятельности и создал «биологическую» теорию интеллекта, которая базируется на предположении о том, что в основе интеллекта лежит скорость прохождения импульса по «каналам нервной связи».

На протяжении всей жизни Г. Айзенка интересовали биологические, и в частности наследственно обусловленные, истоки индивидуальных различий. Он был активным и последовательным сторонником генетических исследований психических функций и, будучи человеком действия, стал одним из организаторов Лондонского близнецового исследования, выполненного в контексте генетики поведения.

В последние годы жизни Г. Айзенк создал теорию креативности, в соответствии с которой процессы активации рассматриваются как фундаментальная основа и личностных, и когнитивных составляющих креативности (к первым из них он относил психотизм, а ко вторым – преимущественно ассоциативные процессы).

При всем многообразии тематики исследований Г. Айзенк никогда не изменял главной теме своего научного поиска – исследованию индивидуальных различий. Какая бы психологическая реальность ни становилась предметом его исследования, какие бы экспериментальные схемы и методы им ни использовались, цель всегда была одна – понять, в чем проявляются различия между людьми и какова причина этих различий. В 1979 г. им был основан журнал «Личность и индивидуальные различия» (Personality and Individual Differences), предназначенный для публикаций именно по этой тематике и призванный объединить исследователей этой психологической области. Он многое сделал для создания Международного общества по изучению индивидуальных различий (ISSID). Г. Айзенк был исключительно продуктивен. Им (одним или в соавторстве) написано более 70 книг ( Г. Айзенк (некролог). 1998. № 3. С. 155).

 

Активированность − свойство нервной системы, под которым понимается длительный, устойчивый во времени интегральный безусловно-рефлекторный баланс процессов возбуждения и торможения. (Изюмова С.А. Уровни памяти человека и их психофизиологические характеристики. 1984. №6. С. 110−118).

 

Активность − деятельность по реализации установки на достижение образа потребного будущего, а установка − «состояние готовности к определенной активности» (Д.Н. Узнадзе); в социальной психологии под «активностью» стал пониматься исключительно широкий круг содержательных феноменов, связанных с самыми разными аспектами жизнедеятельности индивида (информационно-содержательный подход). Тенденция личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности (В.Д. Небылицын). Активность не описывает самовыражение индивида и тем более не идентична ему, а заключается лишь в тенденции к указанному самовыражению. Этим подчеркивается латентный характер активности, предполагающий включение в данное понятие внешне не проявляющихся процессов, таких, например, как умственная активность или формирование установок, а также ее бессодержательность, означающая, что содержательными являются качество и уровень реализации активности, обеспечиваемые содержанием интеллекта и ценностно-мотивационной сферы личности (энергетический подход).

Понятие «активность» является содержательно амбивалентным. С одной стороны, оно описывает информационный аспект деятельности, позволяющий противопоставить деятельность, направленную на реализацию индивидом образа потребного будущего, простому реагированию на стимулы внешней среды, а с другой — оно характеризует энергетический аспект деятельности, заключающийся в ее темпе, напряженности, скорости и иных динамических характеристиках. Употребление понятия «активность» в информационно-содержательном аспекте привело к неоправданному расширению понятия, включению в него столь разнообразных категорий, как установки, поведение, сознание, мышление, направленность, удовлетворенность, отношения и т.д. В энергетическом плане понятие «активность» характеризует то, как быстро действует индивид и как много им делается в определенный промежуток времени. При этом за пределами трактуемого подобным образом понятия остается такой важный аспект понимания человеческой активности обыденным сознанием, как длительность демонстрируемой человеком энергичности, время проявления им высокой работоспособности  (Дубов И.Г. Исследование уровня общей психической активности представителей различных социально-демографических групп населения Вологодской области. 2011. № 4. С. 33–50. С. 34–37).

 

Актуалгенез − функциональное развитие мыслительной деятельности. Стадии актуалгенеза выделяются по признаку развертывания в мыслительной деятельности определенных, опосредствующих ее движение смысловых образований. (Большунов А.Я., Молчанов В.А., Трофимов Н.М. Динамика рефлексивных актов в продуктивной мыслительной деятельности. 1984. №5. С. 117-124).

 

Акцентуации характера − это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. (Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации. 1984. №4. С. 89-95).

 

Алемаскин Михаил Алексеевич [1928–3.01.1985, Москва] – кандидат психологических наук, заведующий лабораторией по изучению причин и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений учащихся НИИ общих проблем воспитания АПН СССР. Занимался изучением проблем предупреждения педагогической запущенности учащихся, внес существенный вклад в исследования психолого-педагогических проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних. Много сил и времени отдавал распространению психолого-педагогических знаний, внедрению результатов научных исследований в профилактическую работу в школе ( Михаил Алексеевич Алемаскин (некролог). 1985. № 3. С. 187).

 

Амбивалентность чувств - противоречивость одновременно испытываемых к одному объекту эмоциональных отношений устойчивого характера. (Гордеева О.В. Развитие у детей представлений об амбивалентности эмоций. 1994. №6. С. 26-37).

 

Анализ - один из компонентов теоретического мышления наряду с рефлексией и планированием. Специфическая функция анализа — поиск и выделение генетически исходного (всеобщего, основного) отношения некоторой предметной системы (совокупности преемственно связанных состояний некоторого объекта). Прямым продуктом анализа является понятийный образ предметной системы. Его построение начинается с выделения адекватных объекту операций, что открывает возможность преобразовывать объект путем поисковых проб. Выделение всеобщего отношения этой системы реализуется посредством содержательной рефлексии преобразований. В ходе рефлексии происходит сравнение состояний объекта до и после каждой трансформации, фиксация различий, выделение основного противоречия системы и гипотетическое полагание способа его разрешения, т.е. мысленного перехода, который задает единый принцип связи между различными состояниями объекта. (Медведев А.М., Нежнов П.Г. Исследование теоретического анализа у школьников. 1989. №5. С.137-143).

 

Ананьев Борис Герасимович (1907—1972) — выдающийся советский психолог. Отличительной особенностью Б.Г. Ананьева как исследователя и организатора науки, экспериментатора и теоретика был многогранный подход к изучению человека. Ананьев организовал комплексное изучение проблем обучения, воспитания и развития, особое внимание в этих работах уделялось проблеме взаимосвязи сенсорного и речевого развития ребенка. Под руководством Б.Г. Ананьева осуществлялось исследование интеллектуального развития взрослого человека. В качестве исходного положения в исследовании было взято определение возраста, данное Б.Г. Ананьевым. (Степанова Е.И. Б.Г. Ананьев как исследователь и организатор науки (к 80-летию со дня рождения). 1987 №4. С.119).

 

Аномия – 1) форма нарушения памяти, характеризующаяся нарушением понимания произносимых и написанных слов. (Парамей Г.В. Конференция Британского общества экспериментальной психологии. 1993. №3. С. 115-116).

2) (от фр. Anomie) — беззаконие, безнормность (Одинцова М.А. Образ мира у подростков из неполных семей. 2011. № 2. С. 82−89. С. 82).

 

Антиципация — психологический процесс предвосхищения, ориентации на предвидимое будущее. Этот процесс составляет предсказание логики событий. Антиципация становится возможной благодаря скрытому состоянию ожидания (Береговой Г.Т., Пономаренко В.А. Психологические основы обучения человека-оператора готовности к действиям в экстремальных условиях. 1983. №1. С. 28).

 

Артемов Владимир Алексеевич (23 апреля (5 мая) 1897 – 27 ноября 1982) – советский психолог, известный своими трудами в области психологии речи и психологии обучения иностранным языкам.

В число 250 опубликованных им трудов входят также работы по детской дефективности, социальной психологии, восприятию, памяти, сценическому искусству и др. Однако основное место среди них занимают статьи, учебные пособия, монографии по проблемам экспериментальной фонетики и психологии речи, а также психологии обучения иностранным языкам. В течение почти 40 лет — до 1973 г. В.А. Артемов заведовал кафедрой психологии МГПИИЯ им. М. Тореза и был руководителем лаборатории экспериментальной фонетики и психологии речи в этом институте. Исследования показали, что в речи репрезентирована как система языка, так и психические особенности и личностные качества человека.

В.А. Артемов разработал коммуникативную теорию речи, которую положил в основу своей теории обучения иностранным языкам ( Владимир Алексеевич Артемов (некролог). 1983. № 2. С. 170).

 

Артемьева Елена Юрьевна [22.5.1940 – 9.12.1987, Москва]  – доктор психологических наук (1987). Преподавала на кафедре нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Имела широкие научные интересы. Первые годы занималась проблемами медицинской психологии (изучением функций лобных долей мозга, математической оценкой ЭЭГ и др.). Позже ее интересы сосредоточились на проблемах субъективной семантики в норме и патологии, на применении математических методов в психологии. Ею опубликовано более 70 работ, посвященных проблемам психосемантики, медицинской психологии, статистическим задачам психофизиология, общим вопросам математической психологии.

Е.Ю. Артемьева внесла важный вклад в решение одной из фундаментальных задач современной психологии — в построение модели-концепции субъективной семантики, связывающей практику взаимодействия человека с предметной действительностью (и являющейся образующей образа мира). Построенное целостное представление о генезе, функционировании и актуализации следов деятельности, регулирующих структурную презентацию мира субъектом и влияющих на все формы поведения человека, актуально для дальнейшего изучения как проблем активности, пристрастности и творческого характера восприятия, речеведческих проблем, так и прикладных аспектов педагогической, медицинской, социальной психологии и психологии труда. Обратившись к экспериментальной реальности непосредственного контакта с объектами мира, Е.Ю. Артемьева ввела понимание смысла как следа деятельности и основанные на этом понятия модальной субъективной семантики и психологии субъективной семантики ( Елена Юрьевна Артемьева (некролог). 1988. № 4. С. 188).

 

Асимметрия функциональная анализаторных систем человека − см. профиль латеральности.

 

Ассессмент психологический — вид психологических услуг для руководителей высшего ранга, отличающийся упором на индивидуальное психологическое консультирование. Основателями подхода являются американские клинические психологи: Rohrer, Hilber, Replogle; соответственно и методы, которые применяются, заимствованы из арсенала клинической психологии. Основные среди них — индивидуальное психологическое интервью, диагностические методики и «обратная связь». Цель психологического ассессмента — раскрытие потенциала организации через правильное использование человеческого фактора. Психологический ассессмент позволяет решать и очень конкретные задачи: отбор менеджеров, выдвижение на новые должности, разработка индивидуальных рекомендаций по совершенствованию стиля руководства для каждого работника.

Психологический ассессмент в своей стандартной форме включает следующие этапы:

— предварительное интервью с руководителем;

— глубинные интервью с работниками;

— наблюдения за работой руководителей;

— тестирование для выявления стиля руководства;

— конструктивную обратную связь с работником;

— итоговое сообщение руководителю. ( Психологический ассессмент для руководителей. 1991. №5. С.88).

 

Астенический тип — тип телосложения, характеризующийся худобой, длинными конечностями, впалой грудью. Согласно работам Э. Кречмера, ассоциируется со стеснительностью, чувствительностью, отстраненностью (в случае психического заболевания — с шизофренией). Этот тип противопоставляется пикническому. (Личность: определение и описание. 1992. №3. С. 42).

 

Атрибуции межличностной теория - описательная теория Е. Джонса и К. Дэвиса. Основным содержанием этой теории являются констатация общей направленности атрибутивного процесса — от наблюдаемых поведенческих актов к внутренним интенциям и препозициям, и ряд категорий, служащих для описания его основных стадий. В то же время эта теория всегда отличалась гибкостью категориального аппарата. Теория Е. Джонса и К. Дэвиса в ее современном виде является лишенной какой-либо категоричности формулировок. В то же время эта теория выполняет ряд существенных функций в изучении атрибутивного процесса и приобретает возрастающую популярность в связи с интенсификацией попыток построения его математических моделей. (Юревич А.В. К анализу исследований каузальной атрибуции в зарубежной социальной психологии. 1986. №5. С.168-175).

 

Аттракция — привлекательность субъекта для другого человека в условиях межличностного восприятия. Трактуется в психологии как характеристика личности субъекта (Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности. 1987. №1. С.15).

 

Ауберта−Фляйшля парадокс − предъявляется движение одного и того же объекта, движущегося с одной и той же скоростью, но при точном прослеживании объекта его скорость воспринимается в 1,5−2 раза меньшей, чем при фиксации взора на неподвижной точке (фона). (Панов В.И. Непосредственно-чувственный уровень восприятия движения и стабильности объектов. 1998. №2. С. 82-105).

 

Аффект неадекватности – устойчивое отрицательное эмоциональное состояние,  проявляющееся в неадекватных эмоциональных вспышках ребенка, его замкнутости, упрямстве, как результат столкновения двух разнонаправленных мотивационных тенденций. Проведенное под руководством Л.И. Божович изучение «трудных» детей выявило психологическую природу детских личностных конфликтов и позволило разработать средства и пути их преодоления ( Лидия Ильинична Божович (некролог). 1981. № 5. С. 184–185).

 

Аффиляция − потребность переживания чувства принадлежности и теплого принятия. (Магомед-Эминов М.Ш., Васильев И.А. Анализ когнитивного подхода в зарубежных теориях мотивации. 1986. №5. С. 161-168).