Вопросы 
психологии   Содержания номеров журнала за 2022 г.
 Все публикации журнала за 1980 - 1999 гг.
 Архив.Компакт-диски. Сборники статей.
 Психологический словарь

English  
новости  научная жизнь  анонсы  прайс  о журнале  тематическая подборка статей

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я

М

 

Макаренко Антон Семенович [1(13).3.1888, Белополье Сумского уезда Харьковской губернии, Украина, — 1.4.1939, станция Голицыно под Москвой] – выдающийся советский педагог, в центре педагогической концепции которого стоит личность ребенка как субъекта жизнедеятельности. Считал, что ребенок является не только объектом, но и субъектом воспитательного процесса. Ему принадлежат идеи о диалектическом единстве развития личности и коллектива, о достижении гармонии общих и личных целей на основе эффективности воздействия коллектива на личность. Он выработал новую, своеобразную стратегию воспитания, на основе неуклонной требовательности и твердости в сочетании с глубоким уважением и доверием, актуализацией положительных качеств в характере воспитанника и непримиримой борьбой с отрицательными (Тищенко С.П., Фурман А.В. Творческое наследие А.С. Макаренко и психология формирования личности. 1988. №3. С. 165).

 

Малые творческие задачи – это задачи на соображение и разные головоломки; по существенному сходству процесса решения мы объединяем их под общим названием «задачи на соображение». Это лабораторный вариант творческих задач, общепринятый объект экспериментального исследования. Основные этапы и характерные явления в процессе решения малых и больших творческих задач поразительно сходны (Гальперин П.Я., Данилова В.Л. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач. 1980. № 1. С. 31–38).

 

Маслоу Абрахам (1908—1970) — основатель и лидер гуманистического течения в послевоенной западной (в первую очередь американской) психологии; считается не только одной из самых крупных, но и одной из самых интересных фигур в психологии XX столетия. Разрабатывая идею самоактуализации на протяжении трех десятилетий, А. Маслоу сделал ее краеугольным камнем не только теории личности, но и целой философско-мировоззренческой системы. В своих работах А. Маслоу затронул очень много насущных жизненных проблем, которые интересуют каждого человека: творчество, любовь, нравственные ценности, воспитание личности, совершенствование общества и др. (Леонтьев Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу. 1987. №3. С. 150).

 

Материалистический монизм − позиция, в соответствии с которой психическое, сознание, дух − это функция мозга, отражение внешнего мира. (Методологические проблемы психологии в труде В.И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" (к 75-летию со дня выхода в свет). 1984. №3. С. 5 -11).

 

Межполушарная ассиметрия — функциональная специализация левого и правого полушарий мозга, каждое из которых вносит свой вклад в организацию деятельности человека, обеспечивает свою сторону этой деятельности. Левая гемисфера имеет ведущее значение в регуляции импрессивной и экспрессивной речи, а также других зависящих от речи функций — письма, чтения, счета, вербальной памяти, а правая доминирует в высших зрительно-пространственных функциях, синтезирует ощущения различной модальности в конкретные «кортикальные образы» (Хризман Т.П. и др. Функциональная асимметрия мозга и ее связь с развитием речи у детей. 1983. №5. С. 110). Левое полушарие осуществляет переработку информации последовательно, по аналитическому принципу, правое же — параллельно, целостно, синтетически (Мешкова Т.А. Онтогенез функциональной асимметрии мозга человека. 1982. №4. С. 144).

 

Меланхолик − тип темперамента, характеризуемый слабыми как возбудимыми, так и тормозными процессами. Реакции не соответствуют закону силы, а поэтому в ответ на слабый раздражитель может быть очень сильная реакция. Меланхолик трудно переживает смену жизненного окружения, в новых условиях теряется. Очень впечатлительный, нерешительный, замкнутый, требует особенно чуткого и осторожного отношения к себе. Для него очень опасно перенапряжение умственной и эмоциональной деятельности. Меланхолику подходит четко продуманный режим, который предусматривает постепенный переход от одних условий жизни, способов действия к другим. В поведении меланхолика проявляется недооценка своих возможностей, неуверенность в себе, повышенная эмоциональная возбудимость, болезненная чувствительность к мелочам, постоянное чувство тревожности. (Кагальняк А.И., Мельник Л.П. Темперамент учителя и успешность педагогической деятельности. 1986. №2. С. 79-85).

 

Менталитет — некая интегральная характеристика людей, живущих в конкретной культуре, которая позволяет описать своеобразие видения этими людьми окружающего мира и объяснить специфику их реагирования на него. (Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ. 1993. №5. С. 20).

 

Менчинская Наталья Александровна [15.01.1905 – 6.07.1984, Москва] – основатель советской психологии обучения, доктор психологических наук,  профессор, член-корреспондент АПН СССР.

Научный путь Н.А. Менчинской был неразрывно связан с Институтом психологии. Н.А. Менчинская создала в психологии подлинно научную школу. Научную программу, которую она реализовывала совместно со своими сотрудниками и учениками, характеризует тесная связь разрабатываемых научных проблем с практикой работы школы. Ею выявлены основные закономерности процесса усвоения знаний, исследованы и психологически обоснованы наиболее эффективные приемы работы над учебным материалом. На основе целостного подхода к изучению личности школьника Н.А. Менчинская и ее сотрудники успешно разрабатывали проблему предупреждения и преодоления неуспеваемости в школе, а также проблему формирования мировоззрения. Труды Н.А. Менчинской переведены во многих странах мира (Наталья Александровна Менчинская (некролог). 1984. № 5. С. 171–172).

 

Мещерский Ростислав Михайлович [1921 – 4.07.1986] – доктор биологических наук, старший научный сотрудник Института психологии АН СССР.

Занимался разработкой новых перспективных направлений в советской нейрофизиологии и психологии. Сначала одним из первых он опубликовал методическое руководство по регистрации импульсной активности нейронов, а затем руководство по современным методам анализа нейронной импульсации. Им опубликованы также монография по стереотаксическим методикам, в том числе собственным, оригинальным, зарегистрированным как изобретение (Ростислав Михайлович Мещерский (некролог). 1986. № 6. С. 182).

 

Милерян Евгений Александрович [19.04.1913, г. Поти (Груз. ССР) – 5.11.1983] – доктор психологических наук, профессор.

Работал в НИИ психологии УССР, затем вел преподавательскую работу в Киевском университете и в педагогическом институте им. А.М. Горького. В 1976 г. был приглашен в Ереван, где организовал сектор психологии труда и профтехобразования, которым заведовал до 1982 г. Оставшиеся годы жизни работал на кафедре психологии Армянского пединститута им. X. Абовяна.

Е.А. Милеряну принадлежат 150 научных трудов по проблемам общей, педагогической, инженерной психологии и психологии труда и др. Он – автор ряда приборов, предназначенных для психологических исследований. Многолетний научно-исследовательский опыт Е.А. Милеряна и его сотрудников по изучению проблем воспитания и обучения отражен в коллективной монографии «Технологическая система профтехподготовки учащихся ПТУ» (Е.А. Милерян (некролог). 1984. № 2. С. 172).

 

Миракян Аршак Исраелович [9.03.1929, с. Пирмалак Талинского района Армении – 25.04.1995] – доктор психологических наук, основатель нового направления в изучении порождения психического отражения, которое он назвал трансцендентальной психологией.

Он показал, что в силу глубоко эмпирических оснований мышления исследователей изучение проблем восприятия исходно строилось на основе уже отраженных, имплицитно заданных продуктов самого процесса отражения, вследствие чего закономерности процесса, порождающего эти продукты, остаются неизученными. Выход за пределы «продуктного» подхода А.И. Миракян нашел в диалектико-материалистическом понимании единства материи и психики и общности принципов их развития. В последние годы жизни А.И. Миракян и руководимый им коллектив наряду с изучением фундаментальных принципов и закономерностей порождающего процесса восприятия занимался моделированием восприятия в искусственных системах отражения. (А.И. Миракян (некролог). 1995. № 4. С. 155–157).

 

Мировоззрение — фундаментальное образование достаточно зрелой психики, включающее в себя важнейшие знания человека о мире и отношения к нему, с позиции которых он осуществляет свою общую «рекогносцировку» действительности при выработке новых целевых программ своей жизни и при принципиальной оценке различных явлений и событий. (Додонов Б.И. О системе "Личность". 1985. №5. С. 36, 40).

 

Младенец – ребенок первого года жизни (Царегородцева Л.М. Психологические условия организации контактов младенцев в доме ребенка. 1987. №6. С. 84). По Д.Б. Эльконину, ведущая деятельность данного периода - непосредственно-эмоциональное общение (Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии. 1984. №4. С. 17).

 

Мнемические способности — индивидуальные различия в точности, быстроте и прочности запоминания. Это понятие в советскую литературу ввел А.А. Смирнов. В психологических работах память рассматривается как компонент общих и специальных способностей. Она включается в общую способность к усвоению знаний — обучаемость.(Изюмова С.А. Мнемические способности и усвоение знаний в школе. 1986. №3. С. 53).

 

Многомерное шкалирование — метод, который можно применить к решению проблемы зрительного различения конфигураций. Первичный уровень анализа конфигурации — это выделение простых геометрических признаков конфигурации, таких, как наличие или отсутствие кривизны участка контура, знак кривизны, ступенчатое изменение направления линии в контуре (наличие углов), ориентация прямолинейных участков контура и т.д. Выделение первичных признаков осуществляется в процессе последовательного сканирования по контуру фигуры либо путем наложения фигуры на матрицу из дискретных пронумерованных элементов (аналогичных рецептивному полю). Метод состоит в представлении стимулов в виде точек геометрического пространства. Минимальная размерность этого пространства и положение в нем точек-стимулов определяются по оценкам воспринимаемых межстимульных различий, которые рассматриваются как расстояния между точками-стимулами в пространстве. Оси этого так называемого перцептивного пространства интерпретируются как искомые базисные признаки, определяющие различение стимулов. (Соколов Е.Н., Измайлов Ч.А., Завгородняя В.Л. Многомерное шкалирование знаковых конфигураций. 1985. №1. С. 133).

 

Мода — динамичная форма стандартизированного массового поведения, возникающая преимущественно стихийно под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстро изменяющихся вкусов, увлечений и т.д. (Новикова Е.Ю. Социально-психологический аспект отношения подростков к моде. 1989. №1. С. 121).

 

Моделирование − оперирование сущностными характеристиками замещаемого объекта, зафиксированными в какой-либо форме (знаковой, образной) с целью получения новой информации об этом объекте. Перечисляются функции, которые способно выполнять моделирование, становясь компонентом той или иной деятельности: функция абстрагирования, операциональная функция, функция симультанизации восприятия (Н.Г. Салмина), функции фиксации знаний, обозначения, планирования (Л.И. Айдарова), построения идеализированной предметности и, наконец, эвристическая функция (В.В. Давыдов, А.У. Варданян, Л.М. Фридман и другие). (Сапогова Е.Е. Операции моделирования как условие развития воображения у дошкольников. 1993. №3. С. 24-32).

 

Модель — это форма особых абстракций, в которых существенные отношения объекта закреплены в наглядно-воспринимаемых и представляемых связях и отношениях вещественных или знакомых элементов. Это своеобразное единство единичного и общего, при котором на первый план выдвинуто общее, существенное. (Сапогова Е.Е. Моделирование как этап развития знаково-символической деятельности дошкольника. 1992. №5. С. 26-30).

 

Мозг – это единственный и уникальный орган, который выполняет функцию познания, отражения, тогда как все другие телесные органы осуществляют различные формы превращения материи и энергии. По-видимому, не составляют здесь исключения и процессы кодирования и передачи наследственной информации, поскольку они также сводятся к регуляции синтеза органических молекул в организме, т.е. к процессам превращения материи (Чуприкова Н.И. Теория отражения, рефлекторная деятельность мозга и осознанные ощущения человека (к 110-летию со дня рождения В.И. Ленина). 1980. № 4. C. 10–21).

 

Мораль − конституирующая основа человеческого Я. Биологическими корнями морального поведения по отношению к членам своей группы и аморального – по отношению к чужой служит врожденная тенденция различать все окружающее с точки зрения «Я – не-Я», «Я (мы) – другие», играющая существенную роль в жизни всех живых существ (Поддьяков А.Н. Культурная психология человеческого Я. 2001. № 5. С.113−115. С. 113).

 

Мотив — 1) связанное с удовлетворением определенных потребностей побуждение к деятельности. Мотивы могут быть осознанными и неосознанными (А.В. Петровский) (цит. по: Голубева Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий. 1983. №3. С. 18);

2) системообразующий фактор деятельности (Имедадзе И.В. Проблема полимотивации поведения. 1984. №6. С. 87).

3) это понятие служит своеобразным теоретическим мостиком, объединяющим разные исследования мотивационной сферы; мнения авторов в определении мотива расходятся: этим термином обозначают инстинктивные импульсы, потребности, биологические влечения, переживание эмоций, интересы, желания, жизненные цели и идеалы и т.п., получившие в литературе название мотивационных переменных или компонентов. Выделены различные функции мотивов деятельности: структурирующая, смыслообразующая, побудительная, направляющая, организующая, ориентировочная, энергетическая, регуляторная, целеобразующая, когнитивная, селективная, целемоделирующая, преградная и др. (Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении. 1997. № 3. С. 12–22. С. 15).

 

Мотивация познавательная – внутренняя мотивация; это мотивация, предмет которой лежит непосредственно в содержании решаемой мыслительной задачи, в условиях и способах ее решения, в ее результате. С.Л. Рубинштейн называл ее собственно мыслительной мотивацией. Выделение этого мотива в самостоятельную психологическую целостность он связывал с развитием трудовой деятельности, «в процессе которой неизбежно начинают действовать мотивы познавательные». П.Я. Гальперин видит в формировании внутренних мотивов в процессе мышления, «подлинного интереса к предмету мыслительной задачи» основной источник эффективности мыслительной деятельности. Внутренняя мотивация, как отмечает П.Я. Гальперин, выполняет и энергетическую функцию в развитии мыслительного процесса, и функцию ориентировочную, являясь условием адекватных оценок и понимания задач субъектом. Познавательная мотивация является побудительной силой деятельности, когда самый процесс деятельности «как бы изнутри обеспечивает ее внутреннее побуждение» (Усманова Э.З. Мотивы мышления в условиях конфликтной деятельности. 1980. № 6. С. 121–127. С. 121).

 

Мотивационной индукции метод (MIM) − разработанный Ж. Нюттеном метод изучения личностных мотивов, основанный на завершении незаконченных предложений определенного типа. Начало предложения, данное в первом лице единственного числа, должно вызвать (индуцировать) желание написать то, что лично волнует, занимает, интересует данного конкретного человека. По мнению Ж. Нюттена, в отличие от других методов, направленных на изучение мотивации, MIM обеспечивает наиболее оптимальные условия, при которых человек спонтанно «выдает» большое количество личностных мотивов. Использование адаптированного для нашей страны варианта методики MIM при работе с подростками подтвердило высокую валидность и продуктивность данного метода. (Толстых Н.Н., Кулаков С.А. Изучение мотивации подростков, имеющих пагубные привычки. 1989. №2. С. 35-38).

 

Мотивационный синдром − совокупность мотивов, соотнесенных с той или иной потребностью. Автор термина Ю.М. Орлов отмечает факт «перекрещивания» мотивов потребности в познании с мотивами достижения, аффилиации, доминирования, позволяющий путем стимулирования одного мотива воздействовать на мотивы других потребностей. Мотивационный синдром – это, с одной стороны, способ осмысления мотивационной сферы как системы, в которой представлены и взаимодействуют все мотивационные переменные или компоненты: собственно мотивы, цели, интересы, влечения и т.п.; а с другой – способ понимания их соотношения и взаимосвязи в мотивационной сфере конкретного субъекта учения. Иными словами, мотивационный синдром выступает единицей анализа этой сферы (Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении. 1997. № 3. С. 12–22. С. 16).

 

Мотивация — 1) относительно устойчивая и индивидуально неповторимая система мотивов, в основе которой лежит сочетание материально-биологических, социальных и идеальных потребностей (П.В. Симонов) (Цит. по: Голубева Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий. 1983. №3. С. 18);

2) сложный системный процесс, который выступает как единство аффективных и когнитивных процессов и включает в свою структуру побудительные компоненты (мотивы), регулятивные компоненты, компоненты причинной интерпретации и др. (Магомед-Эминов М.Ш., Васильев И.А. Анализ когнитивного подхода в зарубежных теориях мотивации. 1986. №5. С. 167).

Дж. Аткинсон выделил в мотивации личностные детерминанты (устойчивые обобщенные мотивы) и ситуационные детерминанты (ожидание, побудительная ценность) (Там же. С. 161).

 

Мотивация внешняя − конструкт для описания детерминации поведения в тех ситуациях, когда факторы, которые его инициируют и регулируют, находятся вне Я (self) личности или вне поведения. Достаточно инициирующему и регулирующим факторам стать внешними, как вся мотивация приобретает характер внешней. (Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека. 1996. №3. С. 116-130).

 

Мотивация внутренняя − конструкт, описывающий такой тип детерминации поведения, когда инициирующие и регулирующие его факторы проистекают изнутри личностного Я и полностью находятся внутри самого поведения. Е. Деси пишет: «Внутренне мотивированные деятельности не имеют поощрений, кроме самой активности. Люди вовлекаются в эту деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград. Такая деятельность является самоцелью, а не средством для достижения некой другой цели». Для объяснения этого типа мотивации было создано множество теорий: теория компетентности и мотивации эффективностью, теории оптимальности активации и стимуляции, теория личностной причинности, теория самодетерминации, теория «потока». (Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека. 1996. №3. С. 116-130).

 

Муканов Маджит Муканович [1920 – 3.8.1985] – доктор психологических наук, профессор, специалист в области общей, возрастной, педагогической и этнической психологии.

Начиная с 1958 г. и до последних дней своей жизни М.М. Муканов работал в КазПИ им. Абая (с 1968 г. – заведующим первой в Казахстане кафедрой психологии). Занимался сопредельными с психологией науками – философией, психолингвистикой, этнографией и теорией обучения. Внес вклад в исследование интеллектуальной деятельности казахов прошлого (Маджит Муканович Муканов (некролог). 1985. №5. С. 186).

 

Мышление — высшая психическая функция анализа, синтеза и обобщения информации, изначально включенная в непрерывное взаимодействие человека с миром (Корнилов Ю.К. Теоретическая и экспериментальная психология мышления. 1983. 6. С.142). А. В. Брушлинский ввел понятие о недизъюнктивности мышления: оно функционирует по принципу системности — целостности и иерархии, связи и соотношения подсистем, неотделимости психических аспектов от логических, анализа через синтез от выбора во множестве альтернатив, процесса от продукта, действия от познания и т.д. (Шапиро С.И. Мышление человека и переработка информации в ЭВМ. 1983. №1. С.130).

 

Мышление продуктивное (самостоятельное, творческое) определяет возможности постановки и решения принципиально новых для субъекта проблем. Оно характеризуется не только степенью новизны, своеобразием самой проблемы, но и особенностями путей ее решения. Действуя в условиях неопределенности, решающий не знает существенных признаков искомого, способов их определения, поэтому он прибегает к догадке, опирается на интуицию, использует эвристические приемы, хотя они и не гарантируют правильность решения. К ним относятся приемы аналогии, схематизации, варьирования и др. (Калмыкова З.И. Развивает ли продуктивное мышление система обучения В. Ф. Шаталова? 1987. № 2. С. 71–80. С. 72).

 

Мышление репродуктивное (рассудочное, логическое) предполагает решение задач в процессе развернутых рассуждений в соответствии с законами формальной логики, с применением известных способов решения, алгоритмов, с осознанием этого процесса, отражением его в слове. Этот вид мышления обеспечивает понимание нового материала, преподнесенного в готовом виде, при объяснении учителем, при чтении учебных текстов и т.д. (Калмыкова З.И. Развивает ли продуктивное мышление система обучения В.Ф. Шаталова? 1987. № 2. С. 71–80. С. 72).

 

Мясищев Владимир Николаевич (1893—1973) — видный отечественный психолог, психоневролог, психиатр, психотерапевт. Весь жизненный и творческий путь В.Н. Мясищева связан с разработкой важнейших научных проблем общей и медицинской психологии, психоневрологии, психиатрии и психотерапии. Центральной научной проблемой, на многие годы привлекшей внимание В.Н. Мясищева, явилась проблема личности здорового и больного человека. Целостное понимание человека как единства организма и личности побудило В.Н. Мясищева в своих научных исследованиях использовать объективные физиологические и психофизиологические характеристики состояния индивида для объяснения субъективных, психологических особенностей человека, его чувств, испытываемых состояний, воли. Одним из фундаментальных трудов В.Н. Мясищева является исследование проблемы характера во всей ее сложности. (Бодалев А.А. Психология межличностных отношений (к 100-летию со дня рождения В.Н. Мясищева). 1993. №2. С. 86).