К 75-ЛЕТИЮ Н.Е. ВЕРАКСЫ

 

19 декабря исполняется 75 лет Николаю Евгеньевичу Вераксе – доктору психологических наук, профессору факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, главному редактору журнала «Современное дошкольное образование. Теория и практика», почетному профессору Гётеборгского университета. Н.Е. Веракса широко известен своими работами в области детской психологии, методологии психологических исследований, он также является основателем научного направления «структурно-диалектическая психология».

Николай Евгеньевич родился в Брянске в семье военного летчика. С юных лет он проявлял способности в области точных наук, став победителем Всесоюзной олимпиады по математике в школьные годы. После успешного окончания школы с серебряной медалью поступил в МИФИ (на энергетический факультет), затем перешел в Московский институт химического машиностроения (на факультет технической кибернетики) и только потом поступил на вечернее отделение факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, который окончил в 1973 г. и был распределен в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, где проработал до 1980 г. Среди сотрудников института были А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, Ф.А. Сохин, Я.З. Неверович, Т.А. Репина, Я.М. Фонарев; сложившаяся атмосфера способствовала формированию особой исследовательской культуры, основанной на идеях Л.С. Выготского. Кандидатская диссертация на тему «Развитие временно-пространственных представлений у детей дошкольного возраста» была подготовлена и защищена Н.Е. Вераксой в 1977 г. под руководством Н.Н. Поддьякова. В 1991 г. состоялась защита докторской диссертации на тему «Возникновение и развитие диалектического мышления у дошкольников».

Многогранное изучение развития психики детей дошкольного возраста позволило Н.Е. Вераксе сформулировать концептуальные идеи относительно когнитивных и социальных аспектов онтогенеза. В когнитивном развитии им обнаружена самостоятельная линия диалектического мышления, представляющая собой систему мыслительных действий при решении проблемно-противоречивых ситуаций. В изучении социального развития детей он вводит новую единицу психологического анализа – нормативную ситуацию, представляющую собой стандартную ситуацию социокультурного взаимодействия, что открывало перспективы междисциплинарных исследований детства с позиций психологии, культурологии и социологии.

В методологии психологических исследований Н.Е. Вераксой предложен cтруктурно-диалектический метод анализа психических явлений; его использование позволило разработать систему диалектического обучения дошкольников, младших школьников, а также позиционного обучения студентов. Структурно-диалектический метод успешно применяется для методологического анализа социальной психологии развития и методологии общей психологии. Ресурс математических способностей, проявленных еще в юные годы, позволил Н.Е. Вераксе произвести четкую верификацию результатов теоретических и экспериментальных исследований на основе специально разработанных математических моделей. Широта диапазона психологических трудов Николая Евгеньевича – от методологии до прикладных работ – объясняет интерес к ним как ученых, так и практиков.

Н.Е. Веракса является крупным организатором науки: по его инициативе создавались лаборатории и кафедры в ряде вузов Москвы; он работал деканом в РГГУ. В разные годы преподавал в МПГУ, МГПУ, МГППУ, РГГУ, выступал с лекциями в университетах Великобритании, Мексики, Малайзии, Польши, США, Чехии и других стран. С 1980 по 1983 г. Николай Евгеньевич провел на Кубе, где преподавал психологию сотрудникам педагогического института в г. Сантьяго-де-Куба. Под руководством Н.Е. Вераксы защищено более 35 кандидатских и две докторские диссертации. С 2003 г. по настоящее время он является руководителем секции «Структурно-диалектическая психология развития» Московского отделения РПО. Особое место в его творчестве занимает издательская деятельность: он становится главным редактором журнала «Современное дошкольное образование. Теория и практика», который был основан по его инициативе в 2007 г. Сегодня это крупнейшее отечественное издание, специализирующееся на публикациях статей по дошкольному возрасту. Научно-экспертная деятельность Н.Е. Вераксы связана с его работой в редколлегиях журналов «European Early Childhood Education Research», «International Journal of Early Years Education», «Frontiers Psychology», «Вестник Московского городского педагогического университета», «Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия Психология», «Северо-Восточный научный журнал» и др.

В дошкольном образовании современной России широко используется разработанная им образовательная программа «От рождения до школы», в которую заложены идеи развития пространства реализации детской активности и творчества. В программе «Key to Learning», реализуемой в Великобритании, Польше и ряде других европейских стран, Н.Е. Веракса является научным руководителем. Он автор более 200 публикаций, в том числе ряда учебных пособий, которые опубликованы на иностранных языках. Некоторые из них: «Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста» (2003), «Диалектическое мышление» (2006), «Понимаете ли вы своего ребенка? Книга для родителей» (2006), «Методологические основы психологии: Учебное пособие для студентов вузов» (2008), «Пространство детской реализации: проектная деятельность дошкольников (5–7 лет)» (2020, в соавт. с А.Н. Вераксой). Научно-популярные книги о детском творчестве «Еще не поздно» (1991), «Чего на свете не бывает?» (1994), написанные совместно с замечательным детским психологом Ольгой Михайловной Дьяченко (1948–1998), супругой Николая Евгеньевича, стали классическими источниками, к которым повседневно обращаются педагоги, работающие с детьми.

Н.Е. Веракса награжден грамотами Правительства Москвы и Департамента образования Москвы «За многолетнюю плодотворную работу по подготовке педагогических кадров для учреждений города Москвы, достижение высоких результатов в профессиональной и научной деятельности» (2005, 2008). За вклад в изучение детского развития в образовании в 2017 г. Николай Евгеньевич был удостоен звания почетного доктора Гётеборгского университета (Швеция).

Коллеги, студенты, редколлегия журнала «Вопросы психологии» поздравляют Николая Евгеньевича с юбилеем и желают ему дальнейших творческих успехов, здоровья, счастья и вдохновения!