К 70-ЛЕТИЮ Б.М. ВЕЛИЧКОВСКОГО

26 июня 2017 г. исполнилось 70 лет Борису Митрофановичу Величковскому – доктору психологических наук, профессору, член-корреспонденту РАН, заместителю директора Курчатовского комплекса НБИКС-технологий по научной работе, старшему профессору Дрезденского университета, заведующему кафедрой МФТИ, главному научному сотруднику РГГУ.

Б.М. Величковский широко известен своими основополагающими трудами в области когнитивных исследований, первыми отечественными руководствами по когнитивной психологии и когнитивной науке, большим количеством ярких журнальных статей с изложением результатов междисциплинарных исследований, число и разнообразие тематики которых с течением времени неуклонно растет. С точки зрения наукометрических показателей, он в настоящее время, по-видимому, является наиболее цитируемым за рубежом российским психологом. Так, его индекс Хирша, согласно базе данных GoogleScholar, равен 32, а число цитирований приближается к четырем тысячам. К этому можно добавить более двух тысяч ссылок на русскоязычные публикации. Условно научную жизнь юбиляра можно разбить на пять этапов, объединяемых несколькими центральными идеями, которым он остается верен уже в течение полувека.

Первый этап связан с поступлением на только что открывшийся факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова в 1966 г., с участием в качестве самого молодого делегата в работе XVIII Международного психологического конгресса в Москве и множеством других событий этого времени, окрашенного общением с выдающимися психологами – преподавателями и профессорами факультета. На III курсе Б.М. Величковский становится председателем Научного студенческого общества, начинает заниматься исследованием восприятия и проблемой построения образа. Подход к решению этой проблемы он пытается найти по аналогии с уровневым подходом к проблеме построения движений в работах Н.А. Бернштейна (1947). По рекомендации А.Р. Лурии он в 1970–1971 гг. учится на физическом факультете Берлинского университета имени Гумбольдта, где работает под руководством будущего президента Международной психологической ассоциации Ф. Кликса. После возвращения из Берлина он получает от А.Н. Леонтьева предложение стать ассистентом кафедры общей психологии. Такое же предложение поступает и от А.Р. Лурии. В 1973 г. Б.М. Величковский защищает кандидатскую диссертацию и публикует совместно с В.П. Зинченко и А.Р. Лурией учебник «Психология восприятия», радикально обновивший университетское преподавание в этой области.

Второй – охватывает период с 1974 по 1982 г. и проходит под знаком интенсивных экспериментальных исследований. Одна из двух основных линий его работы связана с созданием лаборатории восприятия (она до сих пор сохранилась на факультете психологии) и решением специальных задач военной авиации, вторая линия – с проверкой доминировавших в то время в мировой науке трехблочных моделей памяти человека. Эти модели, в основе которых лежала компьютерная метафора когнитивной психологии, предполагала существование трех последовательных блоков памяти: сенсорной, кратковременной и долговременной. Уже в рамках диссертации им были получены данные о существовании в восприятии человека двух уровней переработки информации, известных сегодня под названием дорсального и вентрального потоков (см., например: Velichkovsky et al., 2005; а также новый обзор английских авторов (Parr, Friston, 2017). Эти данные заставляют его усомниться в трактовке ранних стадий восприятия и запоминания в рамках трехблочных моделей. Открытие (совместно с К.-Д. Шмидтом) долговременной перцептивной памяти ставит под сомнение уже и компьютерную метафору в целом. Некоторые из его первых работ переводятся и издаются за рубежом. В 1979 г. Б.М. Величковского приглашают на мемориальную кафедру Вундта в Лейпцигском университете и в качестве Вундтовского профессора он участвует в работе XXII Международного психологического конгресса, посвященного 100-летию экспериментальной психологии. Этот этап научной биографии заканчивается выходом в 1982 г. в издательстве Московского университета первого в стране учебника по когнитивной психологии, посвященного памяти А.Р. Лурии и позднее переведенного на несколько языков (Величковский, 1982).

Третий этап – это период поиска альтернативных объяснений по отношению к компьютерной метафоре и возникшему в то время в работах Дж. Фодора и его последователей модулярного подхода (modularity of mind)[1]. Большое влияние на выработку новой концепции оказало общение с выдающимися учеными: П.Я. Гальпериным, В.А. Лекторским, основателем отечественных работ по искусственному интеллекту Д.А. Поспеловым, известным физиком и вице-президентом Академии наук СССР Е.П. Велиховым. Тесные дружеские связи в это время Б.М. Величковский и его жена, А.Б. Леонова, поддерживают с попавшим в административную опалу В.П. Зинченко. Этот этап логически завершается созданием уровневой модели когнитивной организации, обоснованию которой посвящены докторская диссертация (1987) и вечерняя лекция «The levels endeavor in psychology and cognitive science» на XXV Международном психологическом конгрессе (Брюссель, 1992)[2]. Между этими событиями ему удается при поддержке Е.П. Велихова создать в МГУ имени М.В. Ломоносова первую в стране кафедру когнитивных исследований (кафедра психологии и инженерии знаний, 1988), к работе которой привлекается ряд известных впоследствии психологов: Ч.А. Измайлов, Т.В. Корнилова, А.Г. Шмелев, М.В. Фаликман. Одновременно множатся приглашения от зарубежных университетов и фондов, в частности, по инициативе Хайнца Хекхаузена от Общества Макса Планка и Фонда им. Александра фон Гумбольдта с осени 1989 г. он становится одним из руководителей международного проекта «Mind and Brain» в Центре междисциплинарных исследований Билефельдского университета и возглавляет, по приглашению ректора, вакантную в тот момент кафедру нейропсихологии этого университета.

Четвертый этап богат внешними событиями, но суть его проста – это период международного признания и усилий, направленных на доказательство практической значимости когнитивной психологии. Еще в 1980 г., на конгрессе в Лейпциге, Б.М. Величковский получает от Фергюса Крэйка и Эндела Тулвинга приглашение в Университет Торонто, Мекку нейрокогнитивных исследований памяти. С конца 1992 г. он работает в Торонто и пытается использовать для проверки своей уровневой концепции возможности – тогда еще крайне слабые – новых физических методов визуализации работы мозга. Решение этой фундаментальной научной задачи откладывается на десятилетия (Velichkovsky, 1999, 2002; Velichkovsky et al., 2017). Уже годом позже он по приглашению ректора Билефельдского университета лингвиста Гердта Рикхайта и нейроинформатика Хельги Риттер возвращается в Германию, чтобы принять участие в создании первого в мире научного центра, изучающего взаимодействие человека и робота. Для снятия принципиальной многозначности речевых команд он предлагает сообщать роботу координаты зрительных фиксаций оператора, благо в своем багаже он привозит в Европу первый прототип видеобазированного айтрекера, созданного по его просьбе канадскими коллегами – Дэйвом Стампе и Ейлом Рейнгольдом. Предложенный им подход к улучшению взаимодействия человека и робота, основанный на идее Л.С. Выготского о роли «совместного внимания» в развитии ребенка, оказывается исключительно продуктивным (Величковский и др., 2016; Velichkovsky, 1995; Velichkovsky et al., 2012). О новых для психологии задачах Б.М. Величковский рассказывает в вечерней лекции «Towards pragmatics of human-robot interaction» на XXIII Международном конгрессе прикладной психологии в Мадриде (1994). В другой лекции на конгрессе ACM, крупнейшей в мире ассоциации информатиков, он впервые в мире отмечает возможность экспликации содержания образа и перспективность объединения айтрекинга с нейровизуализацией («New technological windows into mind», Ванкувер, 1996).

Осенью 1994 г. Б.М. Величковский становится профессором факультета естественных наук и директором одного из институтов Технического университета Дрездена. История психологии связана в этом университете с именами Карла и Шарлотты Бюлер, поэтому научный семинар отделения психологии по его предложению переименовывается в Бюлеровский коллоквиум. Сама профессура получает англоязычное название, первое такого рода в Германии, а возможно, и в мире, – «Applied Cognitive Research». Благодаря систематичности коллег и привычке немецкой бюрократии помогать, а не мешать работе ученых отделение быстро развивается. К концу выполнения Б.М. Величковским административных функций в Дрездене (2012) оно начинает стабильно занимать верхние строчки рейтингов психологических отделений университетов Германии, Нидерландов, Австрии и Швейцарии. Эти успехи отражены в десятках диссертаций и сотнях междисциплинарных дипломов, приглашенных докладах и лекциях, множестве выполненных под его руководством проектов, включая проекты Еврокомиссии. В Брюсселе Б.М. Величковский участвует в разработке и реализации программы NEST (New and Emerging Science and Technology), заложившей основы для последующих флагманских проектов Евросоюза. Немецкое исследовательское общество (DFG) доверяет ему курирование национальных проектов (SFB) по когнитивным техническим системам, а Международная ассоциация прикладной психологии (IAAP) дважды (1998–2002, 2010–2014) избирает членом совета директоров и президентом отделения прикладной когнитивной психологии.

Пятый этап – возвращение – датировать сложно, поскольку юбиляр никогда не прерывал контактов ни с Alma mater, ни с российской наукой. Об этом говорит его открытое письмо в редакцию «Вопросов психологии», обусловленное беспокойством об уровне отечественных научных публикаций и вызвавшее в свое время оживленную дискуссию (Величковский, 2001). По приглашению коллег В.Д. Соловьева, А.А. Кибрика, К.В. Анохина, Т.В. Черниговской и других, он становится президентом-основателем (2004), а затем и первым президентом (2006) Межрегиональной ассоциации когнитивных исследований, известной продолжающейся серией высококачественных международных конференций. В 2006 г. выходит в свет двухтомное руководство «Когнитивная наука: основы психологии познания» (Величковский, 2006). Он также является автором ряда фундаментальных обзоров по проблемам изучения сознания (Величковский, Анохин, 2011; Величковский и др., 2014, 2016) и ключевых статей Большой российской энциклопедии, таких как «Воображение», «Восприятие», «Внимание», «Гештальтпсихология», «Искусственный интеллект», «Когнитивная наука», «Мышление», «Образ», «Память», «Сознание» (см., например: Величковский, 2014, 2015).

В 2008 г. Б.М. Величковский становится членом-корреспондентом РАН, первым психологом в истории «большой» Академии, избранным по одному из естественнонаучных отделений. По приглашению руководителей Национального исследовательского центра «Курчатовский институт», Е.П. Велихова и М.В. Ковальчука, он на совершенно новом для этой тематики месте создает первый в стране институт когнитивных исследований, вошедший в настоящее время в состав уникального не только для России Курчатовского комплекса НБИКС-технологий. Напомним, что «К» обозначает в этой аббревиатуре «когнитивные технологии». Не случайно президентская лекция Б.М. Величковского на XXVII Международном конгрессе прикладной психологии (Мельбурн, 2010) называлась «From studying cognitive systems to developing cognitive technologies». Работа лабораторий, которые он курирует, необычна для психологии; его ближайшие сотрудники и соавторы публикаций – специалисты по нейрофизиологии, математической физике, компьютерной лингвистике, робототехнике, иммунологии, молекулярной биологии, биоинформатике и биохимии[3]. Однако и при таком разнообразии возможных направлений исследований удивляет постоянство центральных для его научной работы тем. Так, название одного из новых проектов в НИЦ «Курчатовский институт» почти совпадает с названием его первых студенческих тезисов: «Уровни построения образа».

В разговоре с автором этого очерка Б.М. Величковский признался, что, несмотря на все сложности повседневной работы в междисциплинарной среде Megascience, последние годы – едва ли не самый творческий период его жизни, а некоторые новые результаты заставляют зарубежные центры выглядеть глубокой провинцией. Занимая высокие посты в Курчатовском институте и вне его, он много работает в редколлегиях отечественных и зарубежных журналов и не обрывает связи с университетами: МГУ имени М.В. Ломоносова (лекции на физическом факультете), МФТИ (заведует кафедрой), РГГУ (главный научный сотрудник) и Техническим университетом Дрездена (старший профессор факультета естественных наук и математики).

Постоянно преодолевая границы и барьеры разного рода, он остался верен идеалам и принципам отечественной психологии, ее славного раннего периода. Его увлечение наукой и классической музыкой в последние годы дополнилось лишь страстью к посадке деревьев. Возможно, кому-то это напомнит гегелевскую спираль, а другим – идеальный пропповский сценарий. Закончим этот очерк цитатой из И.В. Гёте, в должной мере отдающей дань первопроходцам: «История науки принимает всегда очень важный вид на той точке, где мы находимся; мы ценим, правда, своих предшественников и до известной степени благодарим их за услугу, которую они нам оказали. Но никто не любит рассматривать их как мучеников, которых неудержимое влечение к знанию заводило в опасные, иногда почти безысходные положения; и, однако, у предшественников, заложивших фундамент нашему существованию, часто больше серьезности, чем среди изживающих это наследие потомков».

Д.В. Ушаков

Москва



[1] Теории модулярности познания посвящена его более поздняя работа (Velichkovsky, 2005).

[2] На русском языке модель подробно изложена в главе 8 его двухтомного руководства «Когнитивная наука: основы психологии познания» (Величковский, 2006).

[3] Некоторые значимые работы последних лет опубликованы в ведущих мировых и отечественных научных журналах «Frontiers of Human Neuroscience», «Frontiers in Neuroscience», «Genome Biology and Evolution», «Nature Neuroscience», «Вопросы психологии» и «Psychology in Russia: State of the Art». Один из номеров последнего журнала, целиком посвященный современной когнитивной науке, вышел под редакцией юбиляра и содержит несколько статей, в которых он является автором или соавтором (например: Velichkovsky, 2017; Dolina et al., 2017).