К 75-ЛЕТИЮ А.О. ПРОХОРОВА

 

6 января 2023 г. исполняется 75 лет Александру Октябриновичу Прохорову, доктору психологических наук, профессору кафедры общей психологии Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета, заслуженному профессору этого университета.

Свою научную деятельность А.О. Прохоров начал в 1972 г., после окончания службы в армии, в качестве младшего научного сотрудника в лаборатории индивидуальных различий Казанского университета (под руководством проф. Н.М. Пейсахова). Лаборатория занималась разработкой и созданием электронной аппаратуры для психофизиологических исследований, а также исследованиями в области психологии труда, учебной деятельности и спорта. После окончания аспирантуры и защиты кандидатской диссертации «Влияние спортивной подготовки на психофизиологическую реактивность студентов» по психофизиологии (под руководством проф. Т.А. Немчина в 1981 г. в Ленинградском университете) А.О. Прохоров сосредоточился на изучении психологии состояний человека. В 1992 г. в Ленинградском университете им была защищена докторская диссертация «Функциональные структуры психических состояний», консультантом по которой выступил проф. В.А. Ганзен.

С 1988 г. по 2002 г. он заведовал кафедрой психологии Казанского педагогического университета, а с 2003 г. по 2020 г., с воссозданием факультета психологии Казанского университета, – кафедрой общей психологии на факультете; в настоящее время он профессор той же кафедры. Этот период его деятельности связан с масштабными исследованиями психических состояний человека. Его работы были сосредоточены в четырех направлениях: исследования состояния как психического явления, изучение отношений между психическим состоянием и структурами сознания, исследование регуляции (саморегуляции) психических состояний и подготовка учебно-методической литературы и инструментария по психологии состояний.

В контексте первого направления им создана теория психических состояний, в которой состояние как категория психических явлений рассматривается с позиций отношений с другими категориями психики: процессами и свойствами, а также психической деятельности в целом. Были раскрыты фундаментальные механизмы и закономерности психических состояний: состав, структура, функции, динамика, особенности актуализации, взаимоотношения с процессами и свойствами, влияние на поведение и различные проявления жизнедеятельности субъекта и др. В рамках авторской теории были выделены и описаны классы психических состояний: неравновесных, повседневных трансовых и познавательных.

Изучение взаимоотношений психических состояний и структур сознания (смысловые, рефлексивные переживания, семантические пространства, система Я, ментальный опыт, ментальные репрезентации, образы состояний и др.) позволило выявить психологические механизмы и закономерности взаимодействий состояния как психического явления и сознания субъекта. В частности, А.О. Прохоровым были выявлены категориальные структуры сознания, обусловливающие дифференциацию состояний, обнаружены закономерности «осознавания» состояний в ходе онтогенеза и др. Исследование ментального опыта субъекта и его составной части – ментальных репрезентаций – позволило установить, что репрезентации психических состояний формируются в процессе жизнедеятельности и отражают опыт переживания («проживания») состояний, накопленный субъектом в процессе онтогенеза. Ментальные репрезентации состояний представляют собой формат мысленного образа, в котором происходит содержательное отображение переживаемого состояния при его последующем закреплении в структурах памяти.

В исследованиях образа психического состояния было установлено, что он является относительно стабильным образованием, интегрирующим различные психологические, физиологические и поведенческие показатели. Но это не предметный образ, а образ сознания – как результирующая влияний различных социальных, психологических и организменных составляющих на его актуализацию. В изучении взаимоотношений между смысловыми структурами сознания и состояниями было обнаружено, что смысловые структуры влияют на возникновение, динамику, интенсивность переживаний состояний и др., тогда как обратное влияние связано с переживанием неравновесных состояний.

Изучение отношений переживания и психических состояний позволило показать, что переживание является составной (стержневой) частью психического состояния, его внутренним ядром, обусловливая основные характеристики состояния: качество, интенсивность, длительность и др. При изучении рефлексивных процессов и состояний было обнаружено, что эти отношения характеризуются прямыми и обратными влияниями. Функция рефлексии связана с приданием психическому состоянию конкретного значения через его осознание и формирование образа состояния, тогда как роль состояния проявляется в усилении или ослаблении рефлексии. При исследовании роли системы Я показано, что данная система интегрирует структуры сознания, обусловливая состояния субъекта в жизнедеятельности.

Отдельной областью исследований А.О. Прохорова является регуляция (саморегуляция) психических состояний. Им разработана и апробирована системно функциональная концепция, представляющая собой трехуровневую организацию, в основании которой находятся механизмы регуляции отдельного психического состояния. Уровни более высокого порядка представляют собой функциональные комплексы и целостную функциональную систему регуляторного процесса. Центральное место в управлении регуляторным процессом занимает ментальный (субъективный) опыт регуляции состояний, интегрирующий структуры сознания (смысловые, рефлексивные, систему Я и др.) сообразно целям регуляции.

А.О. Прохоровым разработаны и опубликованы 23 учебных пособия для студентов психологических и непсихологических специальностей, в том числе уникальный учебно-методический комплекс «Психология состояний», используемый при обучении студентов-психологов в высших учебных заведениях России. Комплекс, включающий учебник «Психология состояний», «Практикум по психологии состояний» и хрестоматию «Психология состояний», был отмечен профессиональной наградой Национального психологического конкурса «Золотая Психея».

В 2015 г. профессором А.О. Прохоровым на основании многолетних исследований в области психологии состояний было открыто магистерское направление «Психология состояний человека». Основанием для его открытия явились собственные оригинальные научные разработки и созданные на их основе учебно-методические материалы. В магистратуре обучаются не только отечественные, но и зарубежные магистранты.

А.О. Прохоров – автор более 740 работ, включая 24 монографии. Среди наиболее известных его работ следующие: Психические состояния и их проявления в учебном процессе (Казань, 1991), Психические состояния и их функции (Казань, 1994), Психология неравновесных состояний (М., 1998), Семантические пространства психических состояний (Дубна, 2002), Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности (М., 2005), Смысловая регуляция психических состояний (М., 2009), Повседневное трансовое состояние (в соавт. с М.Г. Юсуповым; М., 2013), Образ психического состояния (М., 2016), Рефлексивная регуляция психических состояний (в соавт. с А.В. Черновым; М., 2019), Ментальные репрезентации психических состояний (М., 2021).

Под руководством А.О. Прохоров в России создана научная школа психологии состояний, в рамках которой защищены 22 кандидатские и две докторские диссертации (Н.Р. Салихова, Л.Р. Фахрутдинова). Каждые два года им издается сборник трудов по психологии состояний. На сегодняшний день опубликовано 13 выпусков. Ежегодно проводится международная школа по психологии состояний для студентов, магистров и аспирантов (в 2022 г. была проведена 16-я школа).

Исследования А.О. Прохорова поддерживались грантами Российского гуманитарного научного фонда и Российским фондом фундаментальных исследований.

Александр Октябринович является организатором многих международных и всероссийских научных конференций. В частности, при его участии в 2004 г. в Казанском университете была организована Первая международная конференция по когнитивным наукам, а в 2008 г. им была проведена Первая всероссийская научно-практическая конференция по психологии состояний человека, которая с 2008 г. регулярно проводится раз в 5 лет (прошла третья конференция, в 2023 г. предполагается четвертая).

Профессор А.О. Прохоров является членом экспертного совета Российского фонда фундаментальных исследований и экспертом Российского научного фонда. Он член диссертационного совета по психологии в Казанском федеральном университете, а также член редколлегий и ответственный редактор ряда научных журналов, среди которых «Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки», «Экспериментальная психология», «Психология. Психофизиология», «Теоретическая и экспериментальная психология», «Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология», «Новые психологические исследования», «Познание и переживание», «Ученые записки Института психологии РАН», «Образование и саморазвитие», «Russian Journal of Education and Psychology».

Научная и педагогическая деятельность проф. А.О. Прохорова отмечена государственными, ведомственными, профессиональными и региональными наградами. К ним относятся: заслуженный работник высшей школы Российской Федерации (2018), благодарность Президента России В.В. Путина (2014), премия Правительства Российской Федерации в области образования (2012), звание заслуженного деятеля науки республики Татарстан (2001). За заслуги в развитии психологии Российская академия образования наградила А.О. Прохорова медалью имени Л.С. Выготского.

Александр Октябринович трижды становился победителем Национального профессионального конкурса «Золотая Психея» и является лауреатом других конкурсов.

А.О. Прохоров – внимательный руководитель, заботливый наставник и замечательный семьянин. Друзья и коллеги ценят его за чувство юмора, умение поддержать в трудную минуту и доброту.

Коллеги, ученики, друзья, редколлегия и редакция журнала «Вопросы психологии» поздравляют Александра Октябриновича с юбилеем и желают ему талантливых учеников, новых открытий и душевной гармонии!