20–21 ноября 2018 г. в Психологическом институте РАО состоялась Всероссийская конференция «Психодидактика современного учебника: преемственность традиций и векторы развития», организованная сотрудниками группы психологических основ построения школьных учебников ПИ РАО. Конференция была приурочена к юбилею доктора психологических наук, профессора, действительного члена РАО, дважды лауреата премии Правительства Российской Федерации в области образования, главного научного сотрудника ПИ РАО Генриетты Григорьевны Граник – автора свыше 50 учебников и учебных книг по русскому языку и литературе. В работе конференции приняли участие специалисты в области психологии, педагогики, теории и методики обучения, читателеведения, руководители образования, учителя-практики из 16 российских городов, а также гости из ближнего зарубежья.

Открыл конференцию В.В. Рубцов, который отметил актуальность заявленной тематики и огромный вклад Г.Г. Граник с работающим под ее руководством коллективом в решение одной из ключевых проблем современного образования – создание школьных учебников психодидактического типа. С.Б. Малых передал Г.Г. Граник поздравление от Российской академии образования и подчеркнул важное теоретическое и практическое значение поднимаемых на данном научном мероприятии вопросов.

Пленарное заседание началось с доклада Г.Г. Граник, посвященного психодидактическим основам разработки учебников нового типа по русской филологии. Особое внимание ею было уделено проблеме пробуждения и поддержания познавательного интереса школьников, в том числе с помощью обращенного к ученику языка учебника, «образной грамматики», увлекательных текстов заданий.

В.И. Панов рассмотрел основные позиции психодидактического подхода, представил алгоритм экспертизы образовательной среды и остановился на возможности использования стадий становления субъектности в качестве психологической предпосылки формирования универсальных учебных действий. Выступление М.А. Холодной было посвящено проблеме интеллектуального воспитания учащихся средствами содержания образования за счет развивающих учебных текстов. На примере обучения математике она показала, каким образом эти тексты обеспечивают формирование основных компонентов ментального опыта учащихся. И.В. Дубровина остановилась на том, какое место в образовательном процессе занимает учебник и каким он должен быть, чтобы успешно конкурировать с информацией, поступающей из Интернета, и содействовать сохранению культуры как в обществе, так и в отдельной личности.

Л.М. Митина представила теоретико-эмпирическое исследование, направленное на выявление специфики инновационного и традиционного подходов в педагогическом образовании. Ею было показано, что новая практика подготовки педагогов обеспечивает условия создания полисубъектной общности «преподаватель–студент» как основы образовательной среды вуза. В выступлении Н.А. Борисенко говорилось о системе структурных компонентов учебника нового типа по русскому языку, направленной на развитие у школьников воссоздающего воображения; были раскрыты психологические, психолингвистические и лингвистические основания разработки заданий, способствующих возникновению в сознании образов на основе художественных текстов.

На секционных заседаниях обсуждались методологические подходы психодидактики, психологические условия развития когнитивных процессов посредством учебника, психодидактические основы обучения пониманию текста и др. Так, Н.Л. Карпова рассмотрела с позиций психологии чтения, разработанных в научной школе Г.Г. Граник, особенности организации работы с художественным текстом методом библиотерапии. Е.И. Щебланова рассказала о лонгитюдном исследовании взаимосвязей увлеченности внешкольной литературной деятельностью с когнитивными и личностными характеристиками учащихся. Г.А. Вайзер раскрыла проблему использования нестандартных задач в целях развития субъектной позиции школьника. Д.Д. Климентьев и В.В. Климентьева проанализировали экспериментальные подходы к адаптации существующих учебных материалов для преподавания английского языка незрячим и слабовидящим учащимся. Н.Ю. Проскурнина остановилась на проблеме формирования у школьников познавательного интереса на основе применения стратегий смыслового чтения. Е.С. Романичева представила те ключевые приемы работы с текстом в учебниках под ред. Г.Г. Граник, которые способствуют развитию критического мышления. К.В. Миронова рассмотрела психодидактические основы формирования у подростков навыков аргументированного оценивания лирического произведения, что предполагает развитие художественного вкуса учащихся, их способности выявлять эстетические достоинства текста.

На конференции также был выстроен вектор проектирования триады «учитель – учебник – урок». В ходе работы круглого стола участники дискуссии плодотворно обсудили вопросы, касающиеся развития современного школьного учебника, рассмотрев их в аспекте психодидактического подхода.

 

К.В. Миронова

Москва