5 ноября 2019 г. в Психологическом институте РАО прошел круглый стол «Человек, излучавший свет», посвященный 125-летию со дня рождения Анатолия Александровича Смирнова – крупного ученого, организатора науки и общественного деятеля. Он много лет руководил институтом, который был центральным научно-исследовательским психологическим учреждением советской эпохи, являлся первым главным редактором журнала «Вопросы психологии». Кроме безусловного признания его научных заслуг он оставил глубокий след в сердцах и памяти знавших его людей как удивительно близкий им и родной по духу человек.

А.А. Смирнов родился 5 ноября 1894 г. в небольшом городке Руза в дворянской семье и получил обычное для людей своего круга классическое образование. Во время обучения в Московском университете он заинтересовался психологией, и это увлечение привело его в психологический семинарий Г.И. Челпанова, где он начал теоретические и экспериментальные исследования ассоциативных процессов. После окончания университета А.А. Смирнов сменил несколько видов деятельности, но уже с 1920 г. связал свою научную судьбу с Психологическим институтом. Здесь он прошел путь от ассистента (лаборанта) до директора. Путь этот не был простым. Существовал 10-летний период, когда он вынужденно не работал в стенах Психологического института, поскольку после отстранения от работы Г.И. Челпанова в 1923 г. А.А. Смирнов, как и другие его ученики, принял решение покинуть институт.

В этот период, помимо большой преподавательской работы, с 1927 по 1930 г. он проводил исследования восприятия в маскировочном отделе Инженерно-технического полигона Красной армии (изучение условий различения цветов, деформации предметов, константности восприятия и др.), занимался исследованиями проблем педологии и психотехники и на основе полученных результатов сумел обосновать возможность проведения профориентации и профконсультирования в средней школе («Психология ребенка и подростка», 1926; «Психология профессий», 1927; «Профориентация и профконсультация в школе», 1932). Позднее в сфере педагогической психологии ученым также были выдвинуты проблемы изучения психологических механизмов закрепления знаний в школе (1938) и усвоения школьниками понятий (1946). Однако под давлением идеологического прессинга А.А. Смирнову пришлось на время оставить работу в этой области, вновь он обратился к ней в 1950 г. («Вопросы психологии личности школьника»).

В Психологический институт А.А. Смирнов вернулся в 1933 г. и сразу включился в работу по изучению восприятия и зрительных ощущений. Но последовало назначение на должность заведующего лабораторией психологии памяти, и Анатолий Александрович вплотную занялся изучением мнемических процессов («К вопросу об условиях ретроактивного торможения», 1940).

С началом Великой Отечественной войны А.А. Смирнов ушел в ополчение и чудом остался жив, так как специальным распоряжением летом 1941 г. был отозван с передовой для продолжения научной работы. Вместе с институтом он был эвакуирован в Ашхабад, где в очень тяжелых климатических и бытовых условиях занимался научными изысканиями.

После возвращения в Москву А.А. Смирнов с 1942 по 1952 г. был профессором Московского университета, в 1944 г. стал членом-корреспондентом АПН РСФСР, с апреля 1944 г. – заместителем директора Института психологии АПН РСФСР, а с 5 июля 1945 г. возглавлял его в течение почти 30 лет. В 1947 г. был избран действительным членом АПН РСФСР.

Несмотря на столь высокие должности, А.А. Смирнов всегда оставался ученым-исследователем и ведущим специалистом по вопросам изучения памяти. Главная проблематика его исследований – психология запоминания (фундаментальные работы «Психология запоминания», 1948; «Вопросы психологии памяти», 1958; «Возрастные и индивидуальные различия памяти», 1967; «Развитие логической памяти у детей», 1976).

Не менее значим вклад А.А. Смирнова в исследование проблем истории психологической науки. В серии «Основы психологии» в 1975 г. вышла фундаментальная монография «Развитие и современное состояние психологической науки в СССР». Этот труд, который представлял собой плод многолетних раздумий автора о генезисе отечественной психологической науки, был отмечен Ленинской премией.

***

Круглый стол был подготовлен сотрудниками группы истории отечественной психологии. В его работе приняли участие не только ученые Психологического института РАО, но и коллеги из других научно-образовательных учреждений – все те, кто захотел почтить память А.А. Смирнова в дружеском профессиональном кругу. Своими размышлениями о периоде второй половины XX в., о годах совместной работы с этим выдающимся человеком, о событиях своей личной научной биографии, связанных с его именем, о «Смирновской эпохе» в жизни института и еще многом другом поделились в юбилейный день известные российские психологи.

Во вступительном слове О.Е. Серова подчеркнула, что А.А. Смирнов был одним из немногих безусловных лидеров отечественной психологии советского периода. В его профессиональном облике сочетались талант большого ученого – теоретика и экспериментального психолога, талант организатора и руководителя науки, талант педагога и популяризатора психологии, талант наставника и воспитателя молодежи. Но эту разностороннюю талантливость венчало и интегрировало редкое качество – чистота души и высота идей. А.А. Смирнова называли «нравственным арбитром психологии».

В ярких, содержательных и очень личных выступлениях участников получили отражение многие аспекты жизни А.А. Смирнова, присутствующие говорили о нем: как о творческой личности – о его природном даре психолога и масштабности мышления (С.А. Изюмова); о мировом уровне и непревзойденности его работ в области психологии памяти и сожалении, что в институте нет лаборатории для продолжения этих исследований (В.И. Моросанова). Были отмечены выдающиеся заслуги А.А. Смирнова как организатора науки, благодаря мудрости которого в трудные 1950–1960-е гг. отечественная научная психология была сохранена и приумножена: был создан новый научный центр – Институт психологии РАН (В.И. Панов). О высоком профессионализме в должности главного редактора журнала «Вопросы психологии», о вдумчивости и доброжелательности при работе с авторскими текстами, а также об остроте дискуссий и свободе в отстаивании научных позиций, отличавших работу ученых советов, и полноценности формата научной жизни института под его руководством говорила Е.Д. Божович. Особое умение А.А. Смирнова выделить из меняющихся распоряжений вышестоящих организаций именно научную проблему и тем самым всегда направлять деятельность сотрудников на решение подлинно научных задач отметила Е.П. Гусева. Феномен многолетнего научного сотрудничества и дружбы с Б.М. Тепловым; ценность и актуальность фундаментального труда А.А. Смирнова о состоянии психологической науки в СССР, который остается базовым для лекций по истории психологии, подчеркнул М.К. Кабардов.

А.К. Осницкий говорил об интегрирующем характере деятельности А.А. Смирнова на посту директора института (ведь он выступал связующим звеном всех отечественных исследований), о его заботе в формировании научных кадров: ему удалось, например, привлечь для работы в институт выпускников факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова 1968–1970 гг. Участники научного собрания говорили о важном аспекте организационной и научной деятельности А.А. Смирнова – работе с учителями из разных регионов страны и поддержке просветительской миссии Общества «Знание» (Г.А. Вайзер); о необходимости привлечения архивных материалов из личных фондов ученых для анализа всей широты вектора научно-организационной деятельности А.А. Смирнова (С.В. Григорьев); об атмосфере свободы и доброжелательности, которая была визитной карточкой «Смирновского института» и позволяла называть его «оазисом» по сравнению с тогдашней обстановкой в жизни других учреждений (А.А. Мелик-Пашаев). Д.Б. Богоявленская особенно отметила заботливое отношение к сотрудникам института: оказание им помощи в затруднительных ситуациях настолько тонкое и деликатное, что сотрудники оставались в неведении о том, кем эта помощь была им оказана.

Все собравшиеся отмечали, что в когорте ученых Психологического института было немало ярких и талантливых людей. Но об А.А. Смирнове все вспоминают с особенно теплым чувством. Почему его как-то по-особенному помнят? Как утверждали его коллеги, проработавшие с ним не один год, Анатолий Александрович обладал редчайшим качеством – талантом человеческого общения. Чувство любви и беззаветной преданности науке не уступало в нем чувству любви и преданного служения людям.

Психология была для Анатолия Александровича его жизнью. Он утверждал, что психология никогда не может себя исчерпать и потому тот, кто занимается ею всерьез, никогда ее не оставит.

О.Е. Серова, Е.П. Гусева

Москва