КОРОТКО О КНИГАХ
УЧЕБНИК ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
Sternberg R.J. In search of the human mind. 2nd ed. Fort Worth: Harcourt Brace
College Publishers, 1997. 864 p.
Книга "В поисках человеческого разума"
принадлежит перу профессора Йельского
университета (США) Р. Стернберга - одного из
ведущих специалистов в области общей психологии.
Объемный труд представляет собой введение в
психологию для студентов университетов и дает
панорамную и одновременно детальную картину
современного состояния психологической науки и
практики. Учебник содержит полный курс общей
психологии, а также введение в социальную и
клиническую психологию. В краткой
характеристике частей и глав сделаем акцент на
отличиях от российских учебников в изложении
определенных тем и на новейших данных.
В части 1 "Природа психологии" дается
определение психологии как науки,
характеризуются ее цели и методы исследования и
диагностики. Освещаются история развития
психологических идей в рамках философии и
методологические основы различных
теоретических направлений в психологии XX в.
Нужно отметить, что в своем эссе, обрисовав
становление психологии как науки в XIX в. в
Германии, автор освещает историю
экспериментальной и гуманистической психологии
преимущественно в США, ограничивая европейскую
науку лишь двумя именами - И.П. Павлова и З. Фрейда.
Часть 2 "Основные биологические и когнитивные
процессы" открывается главой о строении
центральной нервной системы, анатомии и
физиологии мозга и включает новейшие данные,
полученные с помощью методов измерения
магнитного резонанса (MRI) и томографии
позитронной эмиссии (PET). Построенные
традиционно, главы о сенсорике и восприятии
дополнены подглавами о привыкании и внимании,
понимаемыми как феномены перцептивных
процессов. Завершает часть глава о сознании,
которое трактуется как интроспективно данная
реальность; обсуждаются факторы (суггестивные и
наркотические), изменяющие состояние сознания;
одновременно сознание рассматривается сквозь
призму его объективных коррелятов.
В части 3 "Высшие когнитивные процессы"
излагаются механизмы научения и памяти, проблемы
языка и речи, мышления и интеллекта. В главе о
научении рассматривается также социальное
научение - усвоение стереотипов поведения. Глава
о памяти содержит современные представления о
механизмах запоминания и формах хранения
информации, включая данные о нейрофизиологии
памяти. В главе о речи, где основное внимание
уделяется значению и смыслу, представлены также
синтаксис, прагматика языка и
социолингвистические аспекты речи. В главе о
мышлении рассматриваются процессы разрешения
проблем и принятия решений. В заключительной
главе обсуждаются традиционные подходы к
исследованию интеллекта, методы его измерения, а
также проблемы наследственности и способы
развития интеллекта.
Часть 4 посвящена процессам развития. В главе о
когнитивном и физическом развитии представлена
картина физиологического развития мозга и
нервной системы. Обсуждается проблема
взаимодействия созревания и научения и под этим
углом зрения рассматриваются основные теории
когнитивного развития - Ж. Пиаже и Л.С. Выготского.
Глава о социальном развитии охватывает развитие
эмоций, личности и межличностных отношений;
развитие личности излагается в рамках теории Э.
Эриксона; отдельно рассматривается формирование
образа Я и самооценки; обсуждаются
альтернативные модели становления моральных
оценок.
В части 5 описываются социально-психологические
процессы в личностной и межличностной/групповой
перспективах. Первая из них охватывает развитие
социальной компетентности, формирование и
изменение установок, проблемы межличностной
аттракции, вторая - закономерности изменения
индивидуального поведения под воздействием
группы, феномен конформизма, формы
антисоциального поведения, в частности агрессию.
Заключительная глава посвящена природе и
характеристикам мотивации и эмоций, современным
подходам к их изучению - физиологическому,
поведенческому, клиническому и когнитивному.
Часть 6 отведена клинической психологии.
Наиболее объемная глава посвящена парадигме
изучения личности - психодинамической,
гуманистической и экзистенциальной,
когнитивной, теории черт и теории личностных
конструктов - и соответствующим методам
диагностики. Предмет другой главы - расстройства
личности и аномальное поведение. В контексте
названных подходов освещаются различные методы
индивидуальной и групповой психотерапии,
анализируется их эффективность. В последней
главе, посвященной психологии здоровья,
рассматриваются психосоматические заболевания
и роль психологических и социальных факторов в
модели болезни.
Завершающий раздел учебника отведен справочному
материалу: это статистическое приложение,
обширная библиография, глоссарий использованных
терминов, именной и предметный индексы.
"В поисках человеческого разума"
представляет собой капитальный, почти
исчерпывающий курс введения в психологию,
который характеризуют широкий охват и
актуальность материала, - "почти", поскольку
российскому студенту, использующему этот
учебник, придется дополнительно изучать работы
по теории и истории отечественной и европейской
психологии.
В завершение отмечу, что учебник отличают также
достоинства, относящиеся к форме подачи
материала. Одно из них - дидактически блестящее
построение, являющееся результатом многолетнего
преподавательского опыта автора и воплощающее
его же "Двадцать советов по преподаванию
введения в психологию" (см.: ARS Monitor. 1999. V. 12. N 1. P.
16-17). Для современного студента полезна и
приводимая информация об интерактивных
компьютерных программах, сопряженных с
учебником (например, Harcourt Interactive, Psychology: The Core on
CD-ROM). Другое достоинство - полиграфическое
оформление издания: наряду с множеством цветных
иллюстраций в учебнике представлены портреты
выдающихся психологов прошлого, а также интервью
и фотографии ученых, внесших значительный вклад
в современную (западную) психологическую науку.
Эстетическое впечатление усиливают также
репродукции картин, предпосланных главам, -
вариации на тему мифа о Психее.
Г.В. Парамей
Москва
Далее...
|