ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
С.Е. БОРИСОВА
В последнее время социально-психологический
тренинг применяется в различных областях
человеческой практики, в том числе в работе с
профессионалами. Это объясняется тем, что он
позволяет за сравнительно непродолжительное
время решить задачу интенсивного формирования и
развития профессионально значимых навыков и
умений, а также скорректировать неадекватное
профессиональное поведение.
Под социально-психологическим тренингом (СПТ) в
самом широком смысле понимается практика
психологического воздействия, основанная на
методах групповой работы. В ходе СПТ происходит
овладение определенными
социально-психологическими знаниями и коррекция
поведения личности, формируются навыки
межличностного взаимодействия, развиваются
рефлексивные способности (например, способность
анализировать ситуацию и собственное поведение),
умение гибко реагировать на ситуацию и быстро
перестраиваться в различных условиях [8; 328]. В
процессе тренинга возможно изменение
стереотипов, имеющихся у участников группы [6] и
мешающих им справляться с нестандартными
обстоятельствами профессиональной
деятельности.
Проведение СПТ основывается на некоторых
принципах, а именно: представления Я участника,
активности на занятиях, открытой обратной связи,
"здесь и теперь" и других. Содержание этих
принципов достаточно полно раскрыто в научной
литературе [4], [6], [7], [9] и поэтому не
рассматривается в данной статье. Однако отметим,
что соблюдение этих принципов
в процессе тренинга является важнейшим условием
его эффективности.
СПТ может применяться как средство работы с
профессионалами в целях повышения эффективности
их служебной деятельности. При этом одним из
наиболее оптимальных нам представляется СПТ
методом деловой игры. Его особенностью является
воссоздание предметного и социального
содержания профессиональной деятельности [9].
Такое воссоздание достигается благодаря
игровому имитационному моделированию и решению
профессионально-ориентированных ситуаций при
целесообразном сочетании индивидуальной и
групповой игровой деятельности участников [3].
Достоинство этого вида СПТ объясняется тем, что
условия деловой игры являются весьма
приближенными к условиям реальной служебной
деятельности. В подобных игровых условиях
становится возможным формирование умений
конструктивного ролевого поведения, связанного
с выполнением определенных профессиональных
обязанностей. Другая особенность этого вида
тренинга заключается в групповом, а,
следовательно, и более интенсивном
взаимодействии его участников. Групповое
взаимодействие, по мнению К. Левина, в большей
степени, чем индивидуальная работа, способствует
возникновению эффективных изменений в
установках личности (цит. по [9; 67]). Это
объясняется, в частности, тем, что выявление и
изменение своих неадаптивных установок зависит
от умения видеть себя глазами окружающих людей.
Еще одним преимуществом СПТ методом деловой игры
является наличие проблемных ситуаций, которые,
как утверждает И.В. Горлинский [2], повышают
интерес и мотивацию играющих к продуктивной
деятельности, что способствует, на наш взгляд, не
только формированию у них необходимых
профессиональных навыков и умений, но и
появлению стремления к самоанализу и
саморазвитию. Захватывающее действие игрового
процесса способствует большей спонтанности и
естественности поведения представителей группы,
побуждает их к самовыражению и заставляет
интенсивно сопереживать и анализировать
происходящее.
Также отметим, что благодаря методу деловой игры
возможна диагностика некоторых психологических
явлений. Такая диагностика необходима для того,
чтобы ведущий мог умело и гибко выбирать
наиболее оптимальные способы взаимодействия с
участниками игры, учитывать их личностные
особенности, актуальный уровень их развития и
готовность к научению и самоизменению.
Психологическая диагностика в процессе СПТ
становится возможной в виду следующих
обстоятельств. Несмотря на то, что игровой
процесс подчиняется определенным правилам, он
отличается относительной неопределенностью
развития. В результате снимаются некоторые
ограничения поведенческих реакций, и участники
тренинга принимают такие самостоятельные
решения, в которых в наибольшей степени выражены
их психические и социально-психологические
характеристики. Эти характеристики проявляются,
в частности, в эмоциональном отношении к игровой
роли, стремлении (или отсутствии стремления) к
идентификации с нею и выборе средств для ее
реализации. Таким образом, становится возможной
психологическая диагностика личностных
характеристик представителей группы. Это
позволяет ведущему оперативно ориентироваться в
процессе СПТ и выбирать наиболее подходящие
способы взаимодействия с участниками деловой
игры.
В рамках данной статьи мы рассматриваем один из
вариантов проведения СПТ методом деловой игры.
Описание этого мероприятия сопровождается
методическими рекомендациями его ведущим.
Целями предлагаемого тренинга являются,
во-первых, развитие умений, помогающих
осознавать наличие проблемных профессиональных
ситуаций, во-вторых, развитие способности
анализировать данную ситуацию и свое поведение в
ней и, в-третьих, вырабатывание умений
профессионального поведения, которые являются
оптимальными в используемой в деловой игре
служебной ситуации и способствуют ее разрешению.
Эффективность проведения СПТ методом деловой
игры во многом зависит от понимания его целей
участниками группы. В связи с этим ведущему во
вступительном слове рекомендуется не только
сформулировать цели занятия, но и более подробно
раскрыть значимость и содержание каждой из них,
сопровождая свои пояснения примерами.
Также отметим, что уже в начале занятия важно
создать атмосферу взаимного доверия. Это
позволяет участникам контролировать и
исправлять свое неадекватное поведение [4; 17].
Если в группе не создается атмосфера понимания и
поддержки, то уменьшается способность ее
участников точно понимать мотивы, ценности и
эмоции друг друга. В таких условиях участники
тренинга создают видимость взаимодействия и
используют осторожную стратегию принятия
решений. Дж.Р. Гибб указывает два способа
создания поддерживающей, доверительной
атмосферы в группе: замена осуждающих
высказываний описательными и переориентация
контролирующего поведения на совместное решение
проблем (цит. по [9; 75]). Достижение взаимного
понимания и доверия участниками тренинга, их
заинтересованность в саморазвитии
обеспечиваются также соблюдением одного из
принципов организации СПТ - принципа
добровольного участия в тренинге.
На подготовительном этапе СПТ методом деловой
игры ведущий в общих чертах знакомит группу с
содержанием игрового процесса и его правилами, а
также демонстрирует материалы игры.
Общее правило, которое выполняют на данном этапе
играющие, заключается в представлении их друг
другу (при условии, что в группе имеются
незнакомые друг другу участники). При этом каждый
участник прикалывает к своей одежде
карточку-визитку с указанным на ней именем; это
имя может быть как настоящим, так и вымышленным.
Ведущий подчеркивает, что в течение СПТ
участники обращаются друг к другу только по
"тренинговому" имени.
Далее...
|