Н.В. КУЗЬМИНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Коссов Б.Б. Личность и педагогическая одаренность: новый метод. М.; Воронеж: Ин-т практ. психол.; НПО
"МОДЭК", 1998. 128 с.
Монография Б.Б. Коссова является обобщением многолетних поисков автора в
области методов диагностики структуры личности и ее важнейшей составляющей -
структуры способностей и одаренности. Она представляет собой новое слово в
области диагностики, поскольку построена на особом понимании личности, а также
проблем гуманизации и гуманитаризации,
новом назначении методов диагностики не столько для профориентации и
профотбора, сколько для психологической поддержки личности на разных этапах
профессионального становления и профессиональной образовательной деятельности
преподавателя школы и вуза.
Главным достоинством
монографии является ее соответствие новейшим концепциям и тенденциям развития
психологической науки, как отечественной, так и зарубежной. В центре внимания
автора - стиль жизнедеятельности как главная характеристика и проявление
личности, а также педагогическая одаренность. Впервые в психологической
литературе диагностические методики во всем их многообразии опираются на
системно-стилевую концепцию личности. Это позволило автору создать оригинальные
методики с высоким уровнем надежности.
Достоинством методик
является то, что они опираются на современные возможности компьютеризации, что
позволит в дальнейшем использовать их в маркетинговой деятельности вуза. Чтобы
это было именно так, необходимо развертывание психологической службы в вузе и
накопление опыта такой работы. Данная монография вполне может выполнять роль научно-методического и учебного пособия для
работников такой службы и подготовки специалистов-психологов.
Большой интерес для широкого
круга читателей представляет изложение собственного уникального опыта изучения
педагогических способностей в самом широком диапазоне их проявления - от
учащихся педагогических классов средней школы и студентов-педагогов
технического вуза до учителей школы и преподавателей вуза. Это важно в аспекте
развития непрерывного педагогического образования.
Для психолого-педагогической
поддержки развития и саморазвития личности в системе личностно-развивающего
образования приведены системно-структурные модели личности учащихся, студентов,
учителей и преподавателей вуза двух обобщенных типов, различающихся по
педагогическим способностям. Например, специальное внимание обращено на
мотивационные особенности творческих студентов-педагогов. Сформулированы основные
принципы личностно-развивающего подхода в высшем образовании.
Выделены и экспериментально
обоснованы факторы, влияющие на повышение оперативности и практической
эффективности диагностических и прогностических методик (на примере
системно-стилевых). Разработан и подробно описан эффективный алгоритмический
комплекс для программирования и компьютерной обработки диагностических данных.
В качестве пожелания к последующим изданиям
книги можно посоветовать отдельно выделить раздел
методологического обоснования надежности и валидности
системно-стилевого
123
метода автора в психодиагностике, а именно
материалы, как приведенные в данной книге, так и принципиально новые, недавно
полученные автором и его сотрудниками в Шуйском педагогическом университете.
Это же замечание относится и к новым подходам в компьютерной обработке
получаемых системно-стилевых данных — как групповых, так и индивидуальных. По
возможности следует уделить больше внимания специальному обсуждению такого
практически важного вопроса, как способы использования психодиагностических
данных не только в самоанализе и саморазвитии личности, но и в организации
групповых занятий по тренажу и коррекции тех или иных особенностей личности.
Материал в монографии хорошо
структурирован, логично выстроен. Книга написана хорошим языком и содержит
научно обоснованные рекомендации, опирающиеся на методические предложения,
рассчитанные на гуманизацию современного образования,
в центре которой должна быть личность учащегося, личность преподавателя,
личность руководителя.
Теоретическая значимость и
практическая направленность монографии, глубина и современность, новизна и
актуальность делают ее полезной и вызывающей интерес широкого круга читателей.