Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии".  Заглавная страница сайта... 

117

 

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

 

ПСИХОЛОГИЯ БЕЗ ТРУДА И УСИЛИЙ

 

Б.С. БРАТУСЬ

 

МОСКВА

 

Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебн. пособие. Изд. второе, перераб. и доп. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

 

В последнее время журнал уделял много внимания рецензированию учебников по психологии. Причем важно, что рецензирование перестает быть традиционно комплиментарным, "заказным", а все чаще приобретает полемический оттенок. Характерна в этом плане статья П.А. Мясоеда, в которой автор анализирует недавно вышедшие отечественные учебники и сравнивает их с американскими. Сравнение явно не в пользу первых. Среди преимуществ американских изданий отмечаются доступность изложения, яркость полиграфии, богатство и разнообразие иллюстративного материала, наличие в качестве приложений слайдов и видеодисков и т.п. "Российские учебники, - делает вывод П.А. Мясоед, - не выдерживают сравнения с американскими по форме представления психологического знания, по связи этого знания с практикой жизни общества, по его направленности на удовлетворение потребностей читателя". Суть американского учебника в том, что "это товар, максимально ориентированный на своего потребителя", поэтому американские авторы предпочитают не пугать "сложностью психологии", а, напротив, угодить любому читателю - "от студента до бизнесмена" (Вопр. психол. 1998. № 1. С. 63).

Думаю, однако, что после появления "Основ психологии" Л.Д. Столяренко нам уже есть чем "ответить Америке". Конечно, слаба полиграфия: бумага газетная, печать мелкая, нет цветных картинок, и уж, разумеется, не прилагаются слайды с дискетами, но выраженная направленность на доступный, легкий учебник налицо. Он привлекателен для всех, ибо кто устоит против сказанного в первых же словах авторского предисловия: "Если вы хотите изменить свою жизнь к лучшему, насладиться успехом во всех областях жизни: в семье, в отношениях с близкими, в учебе, в карьере, бизнесе, вопросах здоровья.., то весь арсенал современных психологических знаний и мощных психологических средств к вашим услугам. И начать знакомство с этим арсеналом помогут "Основы психологии"" (с. 3).

Книга распадается на две, почти равные по объему части - научную и практическую. Последняя обозначена как приложения, но это вполне самостоятельная и даже во многом превалирующая по смыслу часть. Так, автор отнюдь не настаивает на том, чтобы читатель начал свое знакомство с научного, теоретического раздела, но при этом выражает надежду, что путь изучения предлагаемых психологических тестов и упражнений "приведет вдумчивого человека к осознанию необходимости знакомства с теоретической частью книги" (с. 4). Автор как бы извиняется перед читателем за науку, пытаясь заранее оправдать всю скуку и ограниченность ее теорий и типологий. Предисловие заканчивается словами: "И тем не менее без научных типологий не обойтись. Они нужны потому, что все-таки помогают как-то прогнозировать человека, помогают мыслить, пока мы помним об их искусственности и условности" (с. 5).

Далее следуют главы, кратко излагающие историю возникновения психологии, психологию познавательных процессов, сознания, формирования и развития мышления, памяти, воображения, личности, т.е. то, что традиционно относится к общей психологии. К этому добавляются главы по социальной психологии, по психологии труда и по педагогической психологии. Надо отдать должное бойкому перу автора. Он излагает материал легко и свободно. Последнее заключается и в произвольности выбора тем, и в отсутствии сквозной теоретической позиции,

 

                                                                118

 

и в свободе обращения с чужими идеями, доходящей до прямого плагиата, причем часто какого-то бегло-поверхностного, искажающего, уплощающего подлинный источник. Так, в разделе о воле приводится упрощенная схема типологии переживаний, соотношения внутреннего и внешних миров, принадлежащая Ф.Е. Василюку (с. 72), однако без упоминания его фамилии и без соответствующего указания источника в списке литературы в конце главы. На с. 88 — 90 легко узнать определение личности, принадлежащее А.Г. Асмолову, но опять же - ни фамилии, ни литературы. На с. 181 дан вариант самооценки по С.Я. Рубинштейн без упоминания автора методики и т.п. В этом славном ряду нашлось место и мне грешному: на с. 108 — 109 излагается моя типология личности, также упрощенная, не к месту приткнутая (в параграф о психологии юношеского возраста), небрежно списанная: эсхатологический слой обозначен бессмысленным наименованием "эстохолический", смысловые уровни - "уровни отношений" и т.п. И опять - ни намека на автора типологии, отсутствие соответствующего литературного источника в конце главы.

Думаю, что этот неряшливый, торопливый плагиат отнюдь не случаен, он вытекает из общего отношения к науке как к чему-то скучному и серому, но пока что остающемуся все же необходимым, поэтому изложим как можно быстрее и веселее, а где что-то непонятно, запутано, трудно выговариваемо, - спрямим, упростим, чтобы не утомить читателя. И не так важно поэтому, кто и что в этой науке придумал, кто и над чем бился и старался, - смело бери и черпай, что на потребу, пусть будут довольны, что хоть чем-то смогли пригодиться. Главное - побыстрее к практике, к применению, к пользе, к тому, что поможет в "карьере, бизнесе, вопросах здоровья".

И действительно, во второй части книги, скромно названной "Приложения" (с. 388 — 725) мы находим широкий спектр психологических спекуляций в угоду любому вкусу и запросу. Здесь и "психогимнастика ума" с упражнениями типа: "Находят три точки: пупок и две симметричные точки над вторым ребром сверху, в месте соединения с грудиной. Довольно плотно зажав левой рукой пупок, правой - круговыми, направленными движениями три раза массируют правую точку. Затем, так же поменяв руки, три раза, - левую" (с. 432 — 433). Здесь и профессиональный гороскоп, из которого я узнал, что благодаря тому, что родился 19 апреля, могу найти себе применение в науке, политике, искусстве, медицине, военном деле, авиации, космонавтике, педагогике, сельском хозяйстве. А вот если бы я родился на два дня позже, то, перейдя в другое созвездие, мог бы рассчитывать только на прикладную науку, искусство, ремесло, журналистику, спорт и садоводство (с. 593). Здесь и различные методики выявления личности, где, например, надо самому себе поставить баллы за патриотизм или космополитизм (с. 622), и указания как "якорить" эмоциональные состояния, и ценные упражнения для разрядки групповой напряженности, типа следующего: "каждому сделать выдох, затем медленно глубокий вдох - и задержать дыхание... теперь на выдохе надо выкрикнуть любые слова, пришедшие в голову, а если нет слов - сделать резкий звук, все, что угодно. Вперед!" (с. 677).

Честно говоря, после чтения всего этого мне действительно захотелось "выкрикнуть любые слова" и даже "издать резкий звук", настолько стало обидно за психологию, представленную в столь балаганном виде.

Но я бы не стал писать эту рецензию на случайно попавшуюся в руки книгу, если бы не одно обстоятельство. Действительно - мало ли какая нынче литература выходит, почему бы и не потешить обывателя, не дать ему ощущения, что вот так, запросто можно овладеть психологией. Но дело в том, что на титуле сего творения черным по белому стоит: "Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений". И это второе издание, а впереди, наверное, грядет третье и четвертое. А вот это уже не смешно и даже не забавно. Официально, с согласия и ведома весьма почтенных рецензентов издания (профессоров А.И. Галактионова, Б.Б. Косова, П.Н. Ермакова) предлагается знакомить студентов высших учебных заведений с психологией по такому пособию, прививать им такое отношение к науке, к трудам ученых, да и к практике, которая в реальности вовсе не столь проста и плоска. Прошу поэтому рассматривать данную публикацию как открытое обращение с требованием пересмотра решения Госкомитета и снятия грифа учебного пособия с книги Л.Д. Столяренко как не соответствующей уровню, содержанию и смыслу вузовского образования в России. Дело здесь, конечно, не в самих по себе санкциях, дело в принципе, в том, уважаем ли мы науку, которой призваны служить, и прививаем ли это отношение тем людям, которые впервые входят в ее область. Кстати, если ныне принято так уж во всем оглядываться на Америку, то укажем, что в последнее время "американские авторы избегают называть свои работы учебником и предназначают их для широкого круга читателей" (Вопр. психол. 1998. № 1. С. 63). Вот и книге

 

                                                               119

 

Л.Д. Столяренко пусть дадут подзаголовок «психология без труда и усилий» — «как стать психологом, мастером психодиагностики и психотерапии за две недели» и т.п. Тогда и оснований для подобного рода рецензий в серьезном психологическом журнале просто не будет.