146
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
ПЕРВАЯ РОССИЙСКАЯ
КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
3-5 декабря 1996 г. состоялась
первая Российская конференция по экологической психологии, организованная
лабораторией экопсихологии развития (Психологический институт РАО) и Российским
психологическим обществом при финансовой поддержке РГНФ.
Экологическая психология
(экопсихология) - это направление, оформившееся за рубежом в 70-х гг. и бурно
развивающееся в отечественной психологии в последнее десятилетие на стыке
психологии, экологии, педагогики, психотерапии, философии, истории,
культурологии и т.д. Исходным для экопсихологических исследований является
представление о том, что психическое развитие, обучение и поведение человека в
разных условиях, а также его психическое здоровье нельзя рассматривать вне
связи данного индивида с окружающей средой (природной, информационной, образовательной,
семейной и т.п.) и природой в целом.
В ходе конференции были
выявлены следующие направления исследований:
экопсихология как
исследовательская парадигма: предмет, метод, практика;
психологические проблемы
экологического сознания и образования: диагностика, традиционные и
нетрадиционные методы формирования, социоестественная история; психология среды
(семейной, образовательной, информационной, экстремальной); практическая
экопсихология: экспертиза, диагностика, консультирование, коррекция, реабилитация,
тренинг.
В работе конференции приняли
участие 225 человек: из городов России (Москва, Калуга, Санкт-Петербург, Тула,
Магадан и др.), стран ближнего зарубежья (Латвия, Украина, Казахстан), двое
ученых из США.
На двух пленарных заседаниях
по теме "Экологическая психология: теория, эксперимент, практика" с
докладами выступили: Е.А. Климов, В.В. Рубцов, В.И. Панов, В.С. Мухина, А.Г.
Асмолов, О.И. Генисаретский, Э.С. Кульпин, А.А. Тюков, В.А. Геодакян,
А.А. Бодалев, В.И. Слободчиков, Д.Н. Кавтарадзе, В.В. Кулешов, А.Н. Камнев, В.
Кунц.
В соответствии с программой
конференции было проведено 12 симпозиумов:
"Психолого-педагогические
аспекты образовательных сред" (рук. Л.М. Митина, В.И. Панов);
"След Чернобыля -
сознание и поведение населения" (рук. В.А. Иванников);
свободная дискуссия на тему "Эко-психология - взгляды и мнения" (рук. Г.Г. Аракелов);
"Методологические проблемы формирования экологического сознания" (рук. С.Д. Дерябо);
"Технологии
формирования экологического сознания" (рук. И.Д. Зверев);
"Социокультурный
контекст формирования экологического сознания" (рук. Б.Т. Лихачев);
"Игровая среда и экспериментальное
(деятельное) обучение в экологическом образовании" (рук. Д.Н.
Кавтарадзе, А.Н. Камнев);
"Экологическое сознание и дееспособность человека" (рук. А.Б. Леонова, В.И. Медведев);
"Человек в
информационной среде" (рук. В.Е. Лепский);
«Практическая экопсихология:
экспертиза, диагностика, консультирование, коррекция, реабилитация, тренинг»
(рук. О.М. Дерябина, М.И. Марьин, И.О. Котенев);
«Взаимодействие Человека и
Природы: социоестественная история» (рук. Э.С. Кульпин).
«Проекторы формирования
индивидуальности» (рук. А.Н. Лебедев, Т.М. Марютина).
Конференция показала, что развитие отечественной экопсихологии обусловлено практическими проблемами стихийного и целенаправленного изменения психических состояний человека и его сознания (включая, экологическое) в различных средовых условиях его развития и поведения (семейных, информационных, образовательных, экстремальных и т.п.), а также проблемами экологического образования и сознания. Экопсихологические исследования проводятся различными ведомствами (РАН, РАО, МГУ, Минобраз, Минздрав, Минобороны, МЧС, МВД и др.), но обособленно друг от друга, используя разные теоретические основания и методы, часто специалистами, не имеющими достаточного («экопсихологического») образования. Поэтому очень важно поставить и обсуждать вопросы о необходимости:
координации исследований,
проводимых в РАО по темам, связанным с диагностикой и формированием
экологического сознания в учреждениях среднего, высшего и дополнительного
образования;
координации экопсихологических исследований и создании с этой целью секции РПО по экологической психологии, а также создания межведомственного экопсихологического научно-практического центра;
разработки общей теории
изменения психических состояний человека (его поведения и сознания в целом) в
разных средовых условиях и при решении разных задач экологичного
природопользования;
создания специальной
программы и соответственно образовательного учреждения для подготовки и
повышения профессиональной — экопсихологической — квалификации специалистов
(экопсихологов), имеющих дело с проблемами диагностики и формирования
экологического сознания, с психологической экспертизой средовых условий
образовательной и трудовой деятельности человека, с диагностикой и
реабилитацией психических состояний в экстремальных условиях и т.п.