155
К
60-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А.А. ЛЕОНТЬЕВА
Имя Алексея Алексеевича Леонтьева - доктора филологических
наук (1968), доктора психологических наук (1975), действительного члена
Российской Академии образования (1992), профессора кафедры методики
преподавания иностранных языков Московского педагогического государственного
университета (1988), ректора Института языков и культур им. Л.Н. Толстого
(1994) - широко известно как у нас в стране, так и в ближнем и дальнем
зарубежье.
Автор более 600 самых
разнообразных публикаций, многие из которых опубликованы или переведены за
рубежом на 30 языках, среди которых наряду с английским, немецким, французским,
испанским, итальянским, японским такие языки, как персидский, хинди, тамильский
и др., А.А. Леонтьев является в то же время и активным участником множества
международных форумов-съездов, конференций, симпозиумов.
Уже первые публикации А.А.
Леонтьева "О методологических основах концепции С.К. Шаумяна" (1958),
"Общелингвистические взгляды И.А. Бодуэна де Куртенэ" (1959),
"Психолингвистика и проблемы функциональных единиц речи" (1961) обратили
на себя внимание направленностью автора на анализ глубинных механизмов языка,
речи. Не случайно именно творчество И.А. Бодуэна де Куртенэ - представителя
психологизма в языкознании было выбрано А.А. Леонтьевым в качестве материала
исследования в кандидатской диссертации (1963).
В 1966 г. под редакцией А.Р.
Лурия вышла брошюра А.А. Леонтьева "Языкознание и психология". Она
предвестила появление отечественной психолингвистики как сложной
междисциплинарной науки. Автор писал, что "уже пришла пора закладывать
основы той будущей науки о Человеке, которая поможет ему стать Человеком, - во
всех смыслах этого слова... Это не будет ни языкознание, ни психология, ни
физиология, ни логика, - это будут все они вместе взятые, слитые в единый
сплав".
А.А. Леонтьеву принадлежит
заслуга развития одного из направлений такой единой человековедческой науки,
как психолингвистика. Эрудированный, широко и системно образованный,
воспитанный в условиях высокой психологической культуры, А.А. Леонтьев
буквально
156
ворвался в традиционную филологическую и
психологическую науку своими публикациями, переводами, организацией
исследовательских групп.
Глубокий анализ
развивавшейся в тот период зарубежной психолингвистики Г. Осгуда, Дж. Миллера,
структурной лингвистики Н. Хомского позволил А.А. Леонтьеву сформулировать
принципиально новые основания отечественной психолингвистики. Как он
подчеркивал в предисловии к книге С. Слобина, Дж. Грина "Психолингвистика"
(1978), "если миллеровская психолингвистика - лингвистически
ориентирована, то в СССР эта научная область возникла и развивалась как
неотъемлемая часть общей психологии, опираясь на теоретические положения Л.С.
Выготского и его школы, в первую очередь А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия. В ней
речь трактуется не как система речевых реакций, а как активная и
целенаправленная речевая деятельность". Деятельностная природа речевых
процессов, их социальная обусловленность выступили основными постулатами
отечественной психолингвистики в трактовке А.А. Леонтьева и всех его
единомышленников - сотрудников и учеников.
Психолингвистика А.А.
Леонтьева, конечно, не исключала ни языкознания, ни психологии, но она дала
качественно новый поворот их развитию в исследовании речи, языка, общения. И
то, что А.А. Леонтьев в 1975 г. защитил докторскую диссертацию на тему
"Психология общения", свидетельствовало о естественном расширении
области психолингвистики и включении ее в широкие границы человеческой
коммуникации и общения.
Разрабатывая проблему общения, А.А. Леонтьев выступил и в качестве теоретика, и в качестве организатора целой серии прикладных исследований в сфере лекционной деятельности, рекламы, кино и др. А.А. Леонтьев своей научной деятельностью представляет удивительный органичный сплав, подлинную междисциплинарность наук: философии, филологии, психологии, психолингвистики, теории и практики обучения родному и иностранному языкам. Существенно, что А.А. Леонтьев представляет собой в то же время и практикоориентированную науку. Его исследования используются в криминалистике, например работа "Речь в криминалистике и судебной психологии" (1977), в методике обучения языку, где он выступает как разработчик программ спецкурсов, общих концепций, и в других областях практической деятельности.
В 1994-1995 гг. А.А.
Леонтьев начинает разрабатывать глобальную проблему языковой политики,
образования и языкового самоопределения личности и создаетцелостную концепцию
систем языкового образования в России, что послужило основой федеральной программы
этого образования.
Об А.А. Леонтьеве можно
писать очень много - это человек быстрой и продуктивной мысли и легкого пера, -
поэтому лучше его читать и общаться с ним - остроумным, открытым, утверждающим
Науку в Жизни и Жизнь в Науке. Пусть так будет долгие годы!