ПЕРВЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС ПО ПРОБЛЕМЕ
ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
И.В. ДУБРОВИНА, И.Н. СЕМЕНОВ (МОСКВА)
В конце XX в. в странах европейской цивилизации
(включая, разумеется, Россию и США) вновь на
передний план выступают проблемы гуманизации
образования. Это объясняется наблюдающейся в
современной культуре сменой парадигм: от
технократической к гуманистической. Господство
технократической парадигмы (уподоблявшей
человека машинообразному винтику, рационально
функционирующему в системах управления и
образования) определялось тем, что после второй
мировой войны в общественном сознании довлела
вера в неограниченные возможности
научно-технического прогресса. Если
теоретическим ядром этой парадигмы явилась
кибернетика (как наука об управлении), а
методологическим стержнем — системный анализ,
то ее реальным воплощением стала концепция
программированного обучения и компьютеризации
образования на основе когнитивизма.
Однако технический прогресс в смене поколений
ЭВМ привел к тому, что компьютеры быстро взяли на
себя элементарные операции мышления, освободив
его от рутины и открыв новые перспективы для
развития интеллектуальных творческих
возможностей человеческой личности. В то же
время обострение ряда глобальных проблем —
экологических, энергетических, демографических,
социальных — потребовало пересмотра иерархии
общественных ценностей и законодательного
введения в качестве приоритетного —
человеческого измерения как аксиологической и
образовательной точки зрения, отсчета для
технологической реализации гуманистических
ценностей в качестве общечеловеческих для
населения разных стран Земли.
После выхода широко известной книги А. Печчеи
«Человеческие качества» и создания им Римского
клуба (куда помимо западноевропейской
интеллектуальной элиты вошли и советские ученые)
ЮНЕСКО взяло курс на конструктивное преодоление
с позиций гуманизма «кризиса образования».
Однако предлагавшиеся для его преодоления
проекты касались в основном отдельных аспектов
перестройки образования — эпистемологического,
дидактического, управленческого. Проблему же
составляют вопросы, связанные с разработкой
научно обоснованной стратегии гуманизации
образования в целом на рубеже XX—XXI вв. с учетом
развития различных его аспектов при
определенной социальной поддержке и
соответствующем психолого-педагогическом
обеспечении.
Обсуждению именно этого комплекса актуальных и
сложных вопросов был посвящен Первый
международный конгресс по проблеме гуманизации
образования, состоявшийся в конце июня 1995 г. на
Алтае в Бийске.
Открывая конгресс, его президент,
член-корреспондент РАО, директор Института
прикладных проблем РАО, проф. М.Н. Берулава
выступила с докладом «Гуманизация образования:
проблемы и перспективы». На пленарном заседании
с докладами выступили также: председатель
Педагогического общества Германии Р. Кекк («К
истории гуманизации образования»),
академик-секретарь отделения философии
образования и теоретической педагогики РАО В.В.
Краевский («Место философского анализа в
обосновании гуманизации образования»), проф.
Магдебургского университета (Германия) Р. Гольц
(«Ренессанс реформаторской педагогики в
Восточной Европе»), проф. Летбридгского
университета (Канада) К. Мазурек («Смена
направлений в образовании»), академик-секретарь
отделения образования и культуры РАО И.В.
Бестужев-Лада («Культура, контркультура и
антикультура в проблематике народного
образования»).
На конгрессе работало пять симпозиумов: 1) теория
и история гуманизации образования —
председатели В.В. Краевский и Р. Гольц, 2)
философские и культурологические проблемы
гуманизации образования — И.В. Бестужев-Лада, М.С.
Махаджан (Индия), 3) гуманистические тенденции в
профессиональном образовании — Н.И. Загузов, С.
Рудник. (Польша), 4) инновационные технологии
развития личности — И.М. Бобко, Г. Реттер
(Германия), 5) психологические проблемы
гуманизации образования — И.В. Дубровина, Г.А.
Берулава. Остановимся кратко на проблемах
психологии развития и психологического
обеспечения гуманизации образования. На этом
пятом симпозиуме было обсуждено свыше 15
докладов: «Состояние развития школьной
психологической службы России в русле
гуманизации образования» (И.В. Дубровина),
«Психодиагностика как средство гуманизации
образования» (Г.А. Берулава), «Неизменное и
изменяемое в образовании» (Г.В. Залевский),
«Гуманизация образования и развитие свойств
личности» (А.И. Крупное), «Проблемы
психологического обеспечения гуманизации
образования» (В.Г. Леонтьев), «Социальная
адаптация аномальных детей в условиях
гуманизации образования» (O.K. Агавелян),
«Проблемы психологического обеспечения
гуманитаризации обучения» (В.Е. Клочка),
«Рефлексивная энциклопедия самообразования как
средство гуманизации обучения» (И.Н. Семенов),
«Учебная тревожность в дошкольном возрасте в
соотношении с индивидуальными особенностями
мышления» (Н.В. Фролова) и другие. В
развернувшейся дискуссии была подчеркнута
важная роль психологического обеспечения
гуманизации образования, центром которого
является развивающаяся личность учащегося на
всех звеньях непрерывного и профессионального
образования (дошкольника, школьника, студента,
повышающего свою квалификацию специалиста).
Особое значение приобретает психология
развития, изучающая механизмы и закономерности
физиологического, психического,
интеллектуального, личностного, творческого,
профессионального и социального роста человека
на различных возрастных ступенях своего
развития. Учет этих закономерностей необходим
при разработке путей и способов гуманизации
образования в быстро меняющихся условиях
современной социальной практики.
На конгрессе завершилось формирование
Международной Академии гуманизации образования
(МАГО), устав которой был зарегистрирован в
начале 1995 г. по инициативе ряда ученых Австралии,
Германии. Испании, Канады, России, США. Франции и
других стран. Целью Академии являются
разработка, координация и внедрение в социальную
практику фундаментальных и прикладных проблем
гуманизации образования, в том числе их
философско-теоретического анализа и
психолого-педагогического обеспечения. Академия
состоит из отделений: 1) философии гуманизации
образования, 2) культурологии и социологии
гуманистического образования, 3) теории и истории
гуманистического образования, 4) психологии
гуманизации образования. Среди избранных
академиков известные психологи — Г.А. Балл
(Украина), И.В. Дубровина, В.Г. Леонтьев, И.Н.
Семенов (Россия), а членами-корреспондентами
—С.В. Дмитриев (Россия), П. Т. Тюрин (Латвия) и
другие. Важно отметить, что с 1994 г. издается
печатный орган МАГО — ежеквартальный
международный психолого-педагогический журнал
«Гуманизация образования» (главный редактор —
президент* МАГО - М.Н. Берулава). Следующий, Второй
международный конгресс по проблеме гуманизации
образования состоится в 1997 г в Берлине
Далее...
|