НАШИ ЮБИЛЯРЫ
К 75-ДЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Б.Н. СОКОЛОВА
23 сентября 1995 г. исполнилось 75 лет Евгению
Николаевичу Соколову — действительному члену
РАО, доктору биологических наук, профессору,
заведующему кафедрой психофизиологии
факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова,
создателю оригинального научного направления и
школы в отечественной и мировой
психофизиологии, исследователю, которому
удалось построить новый предмет этой науки.
В отличие от традиционного понимания
психофизиологии как науки о протекании
физиологических реакций при изменяющихся
внешних воздействиях
Е.Н. Соколов выдвинул и экспериментально
обосновал положение о том, что психофизиология —
это наука о нейронных механизмах психических
процессов и состояний. Схематически стратегию
исследований, предложенную Е.Н. Соколовым и
успешно реализуемую под его руководством его
учениками и последователями, можно представить
в виде цикла: человек — нейрон — модель.
Включение концептуальной модели в качестве
промежуточного и организующего звена
реализует монистический подход к решению
проблемы отношения мозга и психики.
Психофизиологическое исследование начинается с
изучения психического явления на макроуровне,
затем осуществляется с помощью раскрытия
нейронных механизмов тех или иных процессов в
опытах на животных и завершается построением
адекватной модели, ассимилирующей как
особенности изучаемого психического процесса,
так и характеристики нейронов.
Научная деятельность Е.Н. Соколова началась во
время обучения в аспирантуре Института
философии АН СССР, где он, вчерашний фронтовик, в
секции психологии, руководимой С.Л. Рубинштейном,
провел исследование, посвященное проблемам
восприятия. Уже в этой работе развивались
учение И.П. Павлова об анализаторах и его
представление об ориентировочном рефлексе,
которые послужили Е.Н. Соколову основой для
создания детекторной концепции восприятия и так
широко известной сейчас концепции нервной
модели стимула и ориентировочного рефлекса.
В 1954 г. Е.Н. Соколов вместе с известными
советскими учеными — Б.М. Тепловым, А.В.
Запорожцем, Г.С. Костюком, А.Н. Леонтьевым и Е.А.
Асратяном впервые принял участие в XIV
Международном конгрессе по психологии. Его
доклад «Высшая нервная деятельность и проблемы
восприятия» содержал основные направления
изучения ориентировочного рефлекса, которые
Евгений Николаевич развивал в последующие годы и
которые нашли отражение в его монографии
«Восприятие и условный рефлекс» (1958), изданной,
помимо нашей страны, в США, Великобритании,
Мексике и Японии.
В 60-е гг. Е.Н. Соколов исследовал физиологические
механизмы памяти в процессах восприятия. Одним
из первых в мировой нейрофизиологии он применил
методы экстра- и внутриклеточной регистрации
реакций отдельных нейронов. В этом исследовании
был обнаружен конкретный механизм опережающего
отражения — фундаментального явления в теории
функциональных систем П.К. Анохина. Этот цикл
исследований был обобщен в монографии
«Механизмы памяти» (1969) и нашел отражение в
лекциях, прочитанных в 1969 г. в Кембриджском и
Оксфордском университетах (Англия) и в 1974 г. в
Массачусетсом технологическом институте (США).
Е. Н. Соколов активно занимается разработкой
нейронных и молекулярных механизмов памяти и
обучения, обращая особое внимание на
постсинаптические механизмы пластичных
перестроек, в частности на эндогенный
пейсмекерный механизм. Эти результаты
опубликованы в работах: «Пейсмекерный
потенциал нейрона» (1975), «Нейронные механизмы
памяти и обучения» (1981). В 1974 г. Е.Н. Соколов был
приглашен на кафедру психологии Массачусетского
технологического института США, в 1975 и в 1976 гг. —
в университеты Софии и Будапешта для чтения
лекций по результатам его последних работ.
Исследования в области нейрофизиологических
механизмов памяти и обучения выдвинули Е.Н.
Соколова в число ведущих психофизиологов мира.
В начале 70-х гг. Е.Н. Соколов возвращается к
изучению механизмов восприятия. Исследование
работы различных сенсорных анализаторов и
центральных механизмов ВИД позволило
сформулировать общие принципы организации
сенсорных и исполнительных систем и построить
теорию работы органов чувств в виде обобщенной
модели «концептуальной рефлекторной дуги». На
основе этой модели в настоящее время
разрабатываются методы построения
искусственных органов чувств роботов из
нейроподобных элементов. Полученные результаты
отражены в монографиях «Искусственные органы
чувств» (1979), «Нейробионика» (1983),
«Нейроинтеллект: от нейрона к нейрокомпьютеру»
(1989).
Общие принципы «концептуальной рефлекторной
дуги» были конкретизированы при изучении
цветового зрения человека. Будучи достаточно
хорошо проработанной, эта область стала
объектом нового психофизического и
психофизиологического исследования Е.Н.
Соколова и его учеников, завершившегося
построением сферической теории цветового
зрения. Данная теория главным образом отражена
в двух монографиях Е.Н. Соколова и его
сотрудников: «Цветовое зрение» (1984) и
«Психофизиология цветового зрения» (1989).
Изучение восприятия цвета стимулировало
развитие нового направления в работе Е.Н.
Соколова — исследования соотношения
перцептивного и семантического пространств
представления данных (на примере восприятия
цвета и семантики цветообозначений). В
дальнейшем этот же подход, т.е. многомерный
анализ системы вербальных обозначений, был
распространен на другие предметные области и
позволил перейти к компьютерной системе
количественной оценки структуры усваиваемых
понятий. Диагностика направлена на объективный
контроль структуры знаний обучаемого,
определение способа его ориентировки в учебном
материале и степени усвоения системы понятий на
каждом этапе обучения.
Наряду с активной и разнообразной научной
деятельностью Е.Н. Соколов в течение сорока лет
ведет большую педагогическую работу на
факультете психологии МГУ. Им разработаны курсы
лекций по физиологии высшей нервной
деятельности, физиологии анализаторов,
психофизиологии, нейроинтеллекту,
информационным процессам в нейронных сетях.
Лекции Е.Н. Соколова, на которых «душа обязана
трудиться», всегда отличаются насыщенностью
информацией, стройностью и строгостью изложения,
привлечением новейших данных. Их основное
содержание опубликовано в нескольких учебных
пособиях: «Физиология высшей нервной
деятельности» (часть 1 — 1974, часть 2 — 1981),
«Психофизиология» (1979), «Теоретическая
психофизиология» (1986), «Психофизиология:
нейрон. Компьютеризованный курс» (1988). За
выдающийся вклад в педагогический процесс на
факультете психологии Е.Н. Соколов отмечен
Ломоносовской премией МГУ (1993).
Под руководством Е.Н. Соколова написаны десятки
курсовых и дипломных работ, кандидатских и
докторских дисзертаций. Для многих его учеников
общение с ним стало истинной школой гультуры
научного исследования, главными предметами
которой для Евгения Николаевича всегда остаются
самостоятельность научного поиска,
грамотность в изучаемой области, корректность
экспериментирования, аккуратность и строгость
в изложении результатов, уважение к читателю.
Курсы лекций Е.Н. Соколова слушали студенты и
преподаватели Кембриджского, Оксфордского,
Софийского, Будапештского, Станфордского,
Калифорнийского и Хельсинкского
университетов, Массачусетского
технологического института. В 1975 г. Е.Н. Соколов
был избран иностранным членом Национальной
академии наук США и в 1976 г. — членом Американской
академии искусств, в 1984 г. — иностранным членом
Академии наук Финляндии. С 1984 г. он является
почетным членом Международной ассоциации
психофизиологов. Ассоциация психофизиологов
США в 1989 г. отметила наградой его фундаментальные
достижения в психофизиологии.
Евгений Николаевич — ветеран Великой
Отечественной войны, кавалер боевых орденов и
медалей. Его трудовые достижения также отмечены
правительственными наградами — орденом
Трудового Красного Знамени и медалями. За
большой вклад в развитие физиологии высшей
нервной деятельности Академия наук СССР в 1985 г.
присудила профессору Е.Н. Соколову золотую
медаль им. И.П. Павлова.
Ученики, коллеги, студенты, аспиранты и друзья
горячо поздравляют Евгения Николаевича
Соколова с юбилеем и желают ему активной работы,
новых научных достижений и крепкого здоровья.
Далее...
|