МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛОК
ВОДИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В.М. Хейккила
История водительской деятельности начинается в
первые десятилетия ХХ в., когда был создан
автомобиль. С тех пор и до сегодняшних дней
водительская деятельность приковывает к себе
пристальное внимание ученых и специалистов,
являясь одним из наиболее тщательно изучаемых
видов конкретной предметной деятельности
человека. Водительская деятельность –
разновидность операторской деятельности,
которая изучается в системе “человек – техника
– окружающая среда”. Различные науки и
дисциплины исследуют эту систему, включающую в
себя взаимодействия многих участников и
элементов дорожного движения.
Психология, стоящая у истоков изучения
водительской деятельности, по-прежнему остается
одной из ведущих наук в обеспечении безопасности
дорожного движения. В последнее время ее
значение продолжает неуклонно расти, поскольку
сам по себе технический прогресс и
совершенствование условий дорожного движения
без учета человеческого фактора еще не
обеспечивают безопасности на дорогах. Эта цель
может быть достигнута путем непосредственного
изучения человека в различных проявлениях его
личности. Исследование водительской
деятельности без изучения личности водителя
невозможно. Об этом писали в своей статье Б.Ф.
Венда и др.: “Надежность водителя – одна из
важнейших составляющих проблемы безопасности
дорожного движения” [1]. Водитель сам выбирает
главную линию своей деятельности, например
уровень ее сложности. С.Л. Рубинштейн
подчеркивал, что личность проявляется всегда во
всех видах деятельности, в ее способе и стиле
осуществления [4].
В течение долгого времени главной целью изучения
водительской деятельности была попытка найти
такую комбинацию индивидуально-психологических
свойств личности, которая соответствовала бы
большей подверженности несчастным случаям одних
водителей по сравнению с другими. В свое время ее
считали чуть ли не фатальным свойством личности.
Эти теории многосторонне проанализированы,
например, Котиком [2], Л. Шоу и Х. Сичел [18] и другими.
Но как психоаналитики не смогли найти такие типы
личности, которые соответствовали бы
классическим психосоматическим болезням (язва,
астма и т.п.), так и психологи, изучающие
водительскую деятельность, не смогли дать
общепринятой характеристики водителя, особо
подверженного несчастным случаям. В процессе
изучения аварийности выяснилось, что на
подверженность несчастным случаям оказывают
влияние не только свойства личности, но и в
значительной степени опыт, практические навыки,
возраст и другие факторы. Постепенно интерес
ученых к проблемам подверженности личности
авариям переключился на теории риска (см.,
например, [16]) и другие частные вопросы
водительской деятельности. Следствием старения
населения в индустриально развитых странах
является все возрастающий интерес ученых к
проблемам геронтологии. В связи с этим в
последнее время особое внимание уделено
способностям к вождению пожилых людей [5], [6].
В большинстве случаев способность управлять
машиной можно, в принципе, изучать в естественных
условиях, т.е. непосредственно на дороге. Но
имеются категории лиц, к которым это неприменимо.
К ним относятся молодые люди, еще не имеющие
водительских прав, а также те, кого лишили права
водить машину вследствие каких-либо заболеваний
или травм. Водительские способности этой группы
людей необходимо изучать в лабораторных
условиях. Подобных исследований пока немного [17],
[20], и, как правило, они проведены с применением
ограниченного набора тестов. На основании
имеющихся исследований еще нельзя делать выводы
о том, какими же методами можно определить
способность водить машину или поступить в
автошколу. Ясно то, что сама по себе диагностика
психологических особенностей еще не говорит о
способности или неспособности к водительской
деятельности. Этот вопрос надо решать
специальными методами, выбор которых должен быть
основан на теоретических обобщениях, имеющихся в
области транспортной психологии.
------------------------------------------------------------------------
[1] Работа выполнена при поддержке Фонда развития
губернии Оулу, Финляндия.
Далее...
|