ИЗ ОФИЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
В предыдущем
номере журнала было опубликовано решение
Коллегии Министерства образования РФ "О
состоянии и перспективах развития службы
практической психологии образования в
Российской Федерации" от 29 марта 1995 г.
Предлагаем сниманию читателей инновационную
модель комплексной службы практической
психологии, которая в вышеупомянутом решении
была обозначена как образцовая модель
организации соответствующей службы на
региональном уровне.
МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОЙ СЛУЖБЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ ЮГО-ЗАПАДНОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО
ОКРУГА Г. МОСКВЫ
КОМУ ОКАЗЫВАЕТСЯ ПОМОЩЬ
Психологический аспект:
1. Дети с проблемами обучения (отставание в
развитии познавательных функций, нарушение
мотивации в обучении, педагогическая
запущенность).
2. Гиперактивные дети и дети с нарушениями
внимания.
3. Дети с нарушениями речи.
4. Дети с личностными проблемами.
5. Дети с проблемами в семье (в т. ч. приемные дети,
близнецы, дети из неполных и многодетных семей).
6. Дети с ограниченными возможностями.
Социальный аспект:
1. Учащиеся, исключенные и выбывшие из школ.
2. Безнадзорные дети.
3. Дети и подростки, состоящие на учете в милиции.
4. Токсикоманы и наркоманы.
5. Дети в кризисной ситуации. -
ЦЕНТРПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
"ЮГО-ЗАПАД"
Центр педагогической реабилитации «Юго-Запад»
создан в 1993 г. с целью повышения психологической
защищенности детей и подростков,
социально-психологической компетенции
педагогов и родителей, поддержки и укрепления
психического здоровья подрастающего поколения.
Схема комплексной службы практической
психологии
Основными задачами Центра являются следующие:
1. Работа со школами по договору:
* комплексная методико-психологическая
диагностика развития детей и подростков,
испытывающих трудности школьной адаптации;
* индивидуально-ориентированная
коррекционно-развивающая работа;
*групповая работа с детьми и подростками,
направленная на развитие навыков эффективного
общения;
* социологические исследования по проблемам
взаимоотношений в системе «учение - ученик»,
духовный мир подростка и взаимоотношения в
семье.
2. Консультативный прием детей и подростков,
направленных как по инициативе образовательных
учреждений, так и по инициативе родителей:
* углубленная диагностика психического развития
ребенка;
* специализированная коррекционная помощь
(педагог-психолог, игротерапевт, дефектолог,
психоневролог, психотерапевт).
3. Помощь окружному методическому Центру
образования в проведении курсов повышения
квалификации для работников образования.
СТРУКТУРА ЦЕНТРА
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ
Психологический отдел организует деятельность
по диагностике и коррекции нарушений у детей,
испытывающих трудности школьной адаптации;
оказывает помощь педагогам и родителям в выборе
адекватных методов обучения и воспитания.
Специалисты проводят диагностику высших
психических функций, познавательной
деятельности, личностной сферы ребенка.
Коррекция, направленная на компенсацию дефектов
психического развития, проводится как
индивидуально, так и в группах специалистами
отдела (психолог, игротерапевт, педагог,
дефектолог).
На основании полученных данных проводится
индивидуальная консультативная работа с
родителями, учителями по вопросам возрастных
особенностей ребенка, согласования типов
обучения, преодоления школьной дезадаптации.
Специалист по групповой работе с педагогами
проводит занятия с целью повышения их
межпичностной и профессиональной компетенции.
В отделе работают два психолога-педагога,
нейропсихолог, патопсихолог, игротерапевт,
дефектолог, специалист по групповой терапии.
ОТДЕЛ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Специалисты отдела социальной педагогики
проводят профилактическую работу со школьниками
младшего и подросткового возраста с целью
повышения их социально-психологической
компетентности.
Программа работы с подростками включает в себя
следующие направления:
1. Групповая работа, направленная на развитие
навыков эффективного общения и эмоциональной
сферы.
2. Дискуссионные группы с целью расширения
познавательной мотивации и выявления интересов,
а также формирования критического отношения к
социально вредным веществам и явлениям
(алкоголь, наркотики, сексуальные излишества).
3. Индивидуальная консультативная работа.
Профессиональное ориентирование. Помощь в
создании жизненной стратегии, построении образа
будущего, в выборе профессии.
Социологические исследования включают сбор
объективных данных по проблемам «учитель -
ученик», «духовный мир подростка - ценностные
ориентации», «взаимоотношения подростка в
семье».
В отделе работают четыре социальных педагога,
один педагог-психолог и один социолог.
МЕДИЦИНСКИЙ ОТДЕЛ
Специалисты медицинского отдела проводят
диагностику функционального состояния
психического здоровья школьников, профилактику
и коррекцию невротических, астенических и других
болезненных состояний, включая обучение детей и
родителей здоровому образу жизни.
В отделе работают детский психоневролог,
психотерапевт, массажист, нарколог.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
Совместно с окружным методическим кабинетом
Центр осуществляет системную подготовку
педагогов, психологов, социальных работников в
области компенсирующего обучения, практической
психологии и педагогической реабилитации детей
и подростков. По мере возможности Центр
обеспечивает этих специалистов
учебно-методическими материалами.
В подразделении работают методист по начальному
звену обучения, специалист-консультант по
компенсирующему обучению, педагог начального
образования.
СПЕЦИАЛИСТЫ ПО ЭСТЕТОТЕРАПИИ
Средствами эстетического воспитания
специалисты подразделения стимулируют развитие
сенсорно-познавательной и моторной сферы
ребенка через включение его в художественное
творчество, музыкально-театральное и
танцевальное искусство.
ЦЕНТР ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДЕГОГИКИ
Центр лечебной педагогики — негосударственная
общественная благотворительная организация,
оказывающая психолого-педагогическую помощь и
социально-психологическую поддержку детям с
нарушениями психического и речевого развития, в
первую очередь тем, кто не может получить помощи
в существующих государственных учреждениях.
Задача специалистов Центра — способствовать
максимальному развитию, воспитанию и
образованию каждого ребенка, его реабилитации и
адаптации, создать условия для реализации всех
его потенциальных возможностей.
В Центре получают помощь дети в возрасте до 14 лет
со многими видами патологии развития: аутизмом,
нарушениями психоречевого и задержками
психического развития различной тяжести и
генеза, минимальными мозговыми дисфункциями,
олигофренией, психоорганическим синдромом,
неврозами и др. Коррекционная работа проводится
по индивидуализированным программам.
Помощь детям оказывают дефектологи (в том числе
логопеды), психологи, педагоги, нейропсихологи,
невропатологи, психиатры, педиатры, специалисты
по игровой лечебной физкультуре и массажу,
фонетической ритмике, арттерапии.
Наряду с практической работой по оказанию помощи
детям специалисты Центра лечебной педагогики
проводят научные исследования в области
образования детей с нарушениями развития, а
также разработку конкретных методик и программ.
СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ЦЕНТРА
ОТДЕЛЕНИЕ КОНСУЛЬТАТИВНО-АМБУЛАТОРНОЙ ПОМОЩИ
В рамках отделения консультативно-амбулаторной
помощи Центра лечебной педагогики проводится
большая часть диагностической и консультативной
работы, первичные обследования детей,
обратившихся за помощью в Центр, а также
некоторые формы коррекционной работы в тех
случаях, когда для оказания помощи ребенку
достаточно цикла консультаций или
индивидуальных занятий.
К амбулаторной группе отнесены также отдельные
виды коррекционной помощи некоторым детям
дошкольного и младшего школьного возраста с
глубокой умственной отсталостью.
ОТДЕЛЕНИЕ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ И НАРУШЕНИЯМИ ОБЩЕНИЯ
Программа работы включает несколько направлений
помощи детям дошкольного и младшего школьного
возраста с выраженными нарушениями общения и
эмоционально-волевой сферы (ранний детский
аутизм, ранняя детская шизофрения, психопатии
детского возраста, синдром двигательной
расторможенности, мутизм, эпилепсия, эписиндром
и др. ).
Помощь ребенку начинается с организации
элементарного взаимодействия ребенка со
взрослыми из близкого окружения и далее строится
таким образом, чтобы постепенно расширять его
познавательные и коммуникативные возможности.
Основная цель всей работы — достичь максимально
возможного для данного ребенка уровня развития,
жизнедеятельности и адаптации.
Значительных улучшений удается добиваться даже
у детей, находившихся исходно в тяжелом
состоянии. Ряд детей дошкольного возраста
удается подготовить к посещению массовых
детских садов; ряд детей, в соответствующих
государственных структурах признанных
«необучаемыми», удается подготовить и выпустить
для обучения в массовые и специализированные
школы.
В отделении также организована мини-школа для
обучения в небольших группах детей младшего
школьного возраста с нарушениями общения,
которые не были приняты ни в какие школы.
ОТДЕЛЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО И
КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ
В коррекционной работе используются методики,
которые очень эффективны для неговорящих детей и
позволяют формировать речь во многих случаях,
считавшихся бесперспективными, позволяют
активизировать компенсаторный потенциал
ребенка и достигать значительных улучшений
психического, речевого и познавательного
развития.
ОТДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ
С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Развивающее обучение крайне необходимо для
данной категории детей. Ранняя
психолого-педагогическая работа позволяет
достигать принципиально новых результатов
помощи детям, положительных сдвигов в
эмоционально-волевой и познавательной сферах,
сдвигов, расширяющих традиционные представления
о компенсаторных возможностях глубоко умственно
отсталых детей.
Начало коррекционной работы строится на основе
формирования отдельных видов продуктивной
деятельности, доступных для детей любого уровня,
позволяющих установить контакт с ребенком и
вызвать положительную реакцию на обучение.
Основным приемом обучения является совместная
работа педагога и ребенка:
руки педагога управляют руками ребенка. По мере
закрепления простейших навыков работы
производится переход к более сложным действиям и
формам работы.
Дети младшего школьного возраста, посещающие
специализированную школу, получают в Центре
поддерживающие занятия. Кроме того, проводится
консультативный прием детей.
Для детей, не принятых в специализированную
школу, в Центре действует мини-школа в составе
двух учебных групп.
ОТДЕЛЕНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ
ПРЕДШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
ТРУДНОСТЯМИ ОБУЧЕНИЯ
Современная массовая школа «выбраковывает» все
большее количество детей, имеющих те или иные
особенности, приводящие к трудностям обучения.
Таким образом, многие дети, даже признанные
исходно психически и соматически здоровыми,
постепенно вытесняются из системы образования.
Применяемые в рамках данной программы новейшие
методы нейропсихологической диагностики
особенностей индивидуального развития мозга и
отдельных его структур позволяют выявить
истинные причины трудностей обучения и
разработать в каждом случае систему методов и
коррекционных программ, адекватных структуре и
механизмам выявленных психических дисфункций.
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ДЕТСКИЙ САД
Выполняет функцию промежуточной адаптационной
площадки для «выпускников» Центра,
коммуникативные возможности которых
расширились и переросли естественные для Центра
формы работы, но еще недостаточны для интеграции
в обычную социальную среду и массовые детские
учреждения.
Дети приходят в интегративный сад, пройдя
предварительное диагностическое обследование (а
в случае выраженных нарушений — предварительный
коррекционный курс) в других отделениях Центра
лечебной педагогики, после чего они могут быть
включены в группы интеграционного типа, где
совместно воспитываются и обучаются нормально
развивающиеся дети и дети с различными
нарушениями развития: генетическими и
соматическими заболеваниями, отклонениями в
психомоторном развитии, различными речевыми
трудностями, расстройствами
эмоционально-волевой сферы, нарушениями слуха и
расстройствами эмоционально-волевой сферы,
нарушениями слуха и зрения, а также другими
видами нарушений.
АРТТЕРАПИЯ
Задачей занятий художественным творчеством
является знакомство детей с различными
материалами, помощь в освоении цвета, формы.
Дети занимаются рисованием жидкими красками,
акварелью, гуашью, мелками, карандашами,
фломастерами, раскрашиванием, лепкой из
пластилина, глины, соленого теста с последующим
раскрашиванием. Также проводятся занятия с
деревом: освоение его фактуры, выпиливание,
ошкуривание и т. д Кроме того, дети занимаются
плетением, шитьем, вышиванием, вязанием,
элементарным ткачеством, аппликацией,
вырезанием из бумаги, конструированием и т. п.
Такое разнообразие форм деятельности дает
возможность каждому ребенку найти наиболее
подходящий для него вид творчества.
КЕРАМИЧЕСКАЯ МИНИ-МАСТЕРСКАЯ
В керамической мастерской занимаются дети с
психоречевыми нарушениями (задержка
психического развития, ранний детский аутизм,
шизофрения, детский церебральный паралич и др. ),
испытывающие трудности социальной адаптации.
Это дети школьного возраста, не обучающиеся в
массовой школе, а также школьники, ранее
получавшие помощь в Центре лечебной педагогики и
нуждающиеся в психолого-педагогической
поддержке.
ЗАНЯТИЯ МУЗЫКОЙ И РИТМИКОЙ; ТЕРАПИЯ ДВИЖЕНИЕМ
Каждое занятие представляет собой развернутую
ролевую игру и строится как
литературно-музыкальная композиция,
объединенная общей сложной канвой.
Усвоение технических навыков во всех видах
музыкальной деятельности является средством для
развития ладового чувства, ритмического чувства,
которому уделяется очень большое внимание, и
музыкально-слуховых представлений.
Во время танцев дети учатся двигаться в
определенном ритме, владеть своим телом. Особая
польза хороводных танцев состоит в том, что
каждый участник хоровода учится согласовывать
свои действия с действиями остальных. Во время
игры на музыкальных инструментах дети учатся
чувствовать ритм и точно выполнять свою роль.
ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА И РИТМИКА
Основная задача занятий — координация движений
тела и речевого аппарата. В организованном таким
образом ритмическом действии у неговорящих
детей происходит оттормаживание, «освобождение»
речевой функции. Для этой цели особенно
эффективно использовать хоровое танцевальное
действие.
На занятиях ритмикой большое внимание уделяется
формированию у детей пространственных
представлений, поскольку их несформированность
часто приводит к различным трудностям при
обучении речи, письме, чтении). В процессе занятий
у детей происходит осознание схемы собственного
тела, включение в пассивный, а затем и активный
словарный запас вербальных пространственных
эквивалентов (предлогов и наречий). Во время
индивидуальных занятий у детей формируется
зрительно-моторная координация.
МАССАЖ
Конкретные задача массажиста определяются
медицинскими показаниями. От этого зависит и
характер воздействия, и характер подготовки к
массажу. Любой массаж, если он направлен на
исправление каких-либо дефектов, заканчивается
комплексом гимнастики, направленным на
закрепление или создание необходимого объема
правильных движений или утраченных функций.
Упражнения могут быть как активными, так и
пассивными. В комплекс любых упражнений
включаются дыхательные, пространственные,
силовые.
Динамическое наблюдение за состоянием ребенка
врачей и всех работающих с ним специалистов
позволяет своевременно корректировать
индивидуальную программу работы с ребенком в
соответствии с изменением его состояния.
Общность педагогических целей, необходимость
взаимопроникновения предметных знаний и умений
делают необходимым постоянный контакт педагогов
и всех других специалистов. Они совместно
участвуют в проектировании, обосновании и оценке
разных форм организации воспитательного
процесса, консультируют друг друга, обсуждают
особенности каждого ребенка, согласуют действия,
направленные на коррекцию имеющихся нарушений и
раскрытие его возможностей.
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Одним из важным направлений деятельности Центра
являются консультации и психотерапевтическая
помощь родителям, обучение их различным способам
взаимодействия с ребенком.
Индивидуализированная коррекционная программа
разрабатывается на основании результатов
системного диагностического обследования и в
дальнейшем уточнявтся по ходу работы с ребенком.
Решение вопросов о распределении детей по
группам, о «движении» каждого ребенка внутри
Центра и за его пределы, а также oцeнкa
эффективности работы с ребенком входит в
компетенцию экспертного совета Центра.
КОМПЛЕКС СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Целью деятельности Комплекса
социально-педагогической реабилитации детей и
подростков является осуществление
педагогической и медико-психологической помощи
детям с социальной дезадаптациеи и
психологическими отклонениями в развитии.
Основные задачи, решаемые на базе Комплекса:
* осуществление социальной,
психолого-педагогической и медицинской помощи
детям и подросткам с различными формами
социальной дезадаптации. возникшей к<к в
результате неблагоприятных школьных, семейных и
других воздействий, так и в связи с пограничными
нерано-психическими и физическими отклонениями,
хроническими заболеваниями;
* разработка и внедрение новых методов
педагогической, психологической и медицинской
помощи детям с проблемами в обучении,
личностными и познавательными нарушениями,
личностными проблемами на фоне тяжелых
соматических заболеваний (лейкемия,
бронхиальная астма и другие);
« оказание консультативной помощи детям и
родителям в проблемных семьях:
многодетным и неполным семьям, семьям с
близнецами и приемными детьми.
СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ КОМПЛЕКСА
КОНСУЛЬТАТИВНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ
Консультативно-диагностический отдел состоит из
штатных сотрудников (психологов) и внештатных
(сотрудников других отделов Комплекса,
привлекаемых к консультационно-диагностической
работе).
Консультативно-диагностический отдел проводит
первичный прием детей, направленных в Комплекс,
комплексную диагностику состояния ребенка,
оценку уровня его развития, консультирования
родителей и педагогов по вопросам обучения и
воспитания детей, подготовку результатов
диагностического обследования для обсуждения на
Консилиуме.
Специалисты ведут первичный прием детей с целью
определения характера жалоб родителей или
педагогов, предварительной оценки состояния
ребенка и решения вопроса о необходимости его
дальнейшего обследования в Комплексе,
определения уровня психического развития,
соответствия последнего возрастной норме,
сформированности основных психических функций и
диагностике возможных отклонений психического
развития и их характера. Учитывая резкое
нарастание числа детей и родителей, желающих
проконсультироваться в Комплексе, в отделе
разрабатывается программа взаимодействия со
школьными психологами и логопедами для
первичного обследования детей по месту учебы. С
этой же целью в отделе сформирована библиотека
психологических методик, которой может
воспользоваться школьный психолог для
углубленной диагностики проблемного ребенка.
ОТДЕЛ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ
Отдел нейропсихологии является единственным в
системе образования Москвы. Сравнительно
молодая наука, основанная нашим
соотечественником А. Р. Лурией около пятидесяти
лет назад, занималась диагностикой очаговых
поражений мозга. Нейропсихологи проводили
реабилитацию больных после онкологических
операций и ранений головного мозга. Уникальный
опыт топической диагностики и коррекции в
последние 5—б лет начал внедряться в практику
помощи неуспевающим школьникам. Проблемы
поражений мозга и школьные проблемы оказались
сходными из-за неравномерного созревания
различных структур головного мозга ребенка и
разной скорости установления функциональных
связей между правым и левым полушарием, лобными и
затылочными отделами и т. д. Отдел
нейропсихологии ориентирован на коррекцию,
направленную на формирование навыков
программирования, контроля и концентрации
внимания, нарушение которых приводит к
специфическим трудностям в усвоении школьной
программы. Сравнительно новым направлением
отдела является работа так называемых моторных
групп, на которых нвйропсихологи вырабатывают у
детей правильные двигательные стереотипы,
образующиеся в норме на первых годах жизни.
Считается, что при неправильно сформированных
двигательных стереотипах страдает адекватное
восприятие пространства ребенком. При
несформированном «поле собственного тела»
возникают большие трудности в освоении
математических символов, семантических полей,
что манифестируется в школьной неуспеваемости.
ОТДЕЛ ЛОГОПЕДИИ
Деятельность логопедического отдела
ориентирована на коррекционную работу с детьми,
имеющими тяжелые отклонения в речевом развитии,
с которыми не может справиться школьный логопед.
К ним относятся серьезные нарушения
звукапроизношения, написания и чтения, общее
недоразвитие речи. В настоящее время
сотрудниками отдела подготовлен к печати первый
том стимульного материала для работы школьного
логопеда и набор методических материалов,
позволяющих ему эффективно сотрудничать с
педагогом коррекционного класса и оказывать
помощь учащимся начальных классов со школьной
неуспеваемостью.
ОТДЕЛ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ
Отдел психофизиологии был сформирован более
десяти лет назад в Институте
медико-биологических проблем АМН СССР. В то время
его деятельность была ориентирована на
психофизиологические исследования космонавтов
до, во время и после орбитальных полетов, а также
на сбор и анализ деятельности операторов
различных экстремальных профессий. При участии
отдела был разработан и внедрен
психофизиологический стенд ракетоносителя
«Энергия».
В настоящее время деятельность отдела в
Комплексе социально-педагогической
реабилитации детей и подростков включает три
основных компонента:
* психометрический, основным содержанием
которого является комплексная диагностика
уровня психической работоспособности ребенка и
анализ состояния основных психических функций:
внимания, памяти, мышления;
* психофизиологический, основным содержанием
которого является исследование адекватности
психофизиологического реагирования ребенка как
в покое, так и в напряженной ситуации,
позволяющее оценить уровень физиологических
затрат, необходимых ребенку для осуществления
той или иной работы;
* психокоррекционный. включающий группу методов,
направленных на оптимизацию функционального
состояния ребенка с использованием процедур
аудио- и видеовоздействий и некоторых других
корригирующих мероприятий, а также различные
методы тренинга сенсомоторных и
счетно-логических навыков.
По характеру проводимых обследований они
разделяются на экспресс-контроль уровня
психической работоспособности и психического
состояния ребенка и углубленное исследование,
включающее всю совокупность вышеназванных
направлений и методов.
ОТДЕЛ НЕВРОЛОГИИ ДЕЗАДАПТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ
Отдел неврологии дезадаптивных состояний
проводит неврологическое и
нейрофизиологическое обследование и
динамическое наблюдение детей, обращающихся в
Комплекс и обучающихся в школе Комплекса.
Разрабатывает индивидуальные программы
медикаментозной коррекции различных видов
негрубой неврологической патологии, оказывает
помощь педагогам в индивидуальной работе с
«трудными» учениками, участвует в составлении
программ коррекционных занятий,
психотерапевтических процедур. Проводит
семинары для специалистов смежных
специальностей.
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ
Психосоматический отдал оказывает
психологическую, немедикаментозную помощь детям
с тяжелыми хроническими заболеваниями (лейкоз,
сахарный диабет, бронхиальная астма и др. ), а
также детям, имеющим соматоформные жалобы без
определенных болезней. Кстати, последние
составляют до 60% причин посещения поликлиник.
Отдал проводит комплексную психологическую
диагностику состояния ребенка, определяет
функциональное состояние жизненно важных систем
организма ребенка, степени его физиологической
адаптации. Соматические заболевания часто
подкрепляются психотравмирующей ситуацией
вокруг ребенка, а иногда врачи и психологи
психосоматического отдала помогают ребенку с
хроническим заболеванием и его родителям в
решении психологических проблем и
психологическими и физиологическими тренингами
предупреждают обострение заболевания, Среди
методов, которые используются в практике отдела,
особый интерес представляет аппарат для
интервальной гипоксической тренировки («Горный
воздух») и методы направленной психотерапии
бронхиальной астмы, ориентированные на
неразвитие сезонного приступного периода. В
настоящее время готовится к открытию
«Астма-школа» и «Школа сахарного диабета» для
родителей и датой.
ОТДЕЛ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ И ПСИХОТЕРАПИИ
В отделе оказывается квалифицированная помощь
детям с высокой тревожностью, нарушением
коммуникации, неврозами, эмоциональной
неустойчивостью, жертвам насилия. Отдел создает
и внедряет в практику работы Комплекса программы
по формированию междисциплинарного
психотерапевтического подхода к детям,
подросткам и их семьям с охватом всех звеньев
службы помощи на основе обучающих программ в
области психогигиены и психопрофилактики
детского возраста. Сотрудники отдела участвуют в
международных научно-практических разработках
по проблемам насилия и агрессивности в детском
возрасте, по вопросам ранней
психопрофилактической работы с сиротами.
ШКОЛА ЛЕЧЕБНО-КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Школа лечебно-коррекционной педагогики (ЛКП)
является составной частью системы образования,
предоставляющей возможность адаптации к
массовой школе учащихся с различными
отклонениями в развитии.
Школа ЛКП, реализуя цели государственного,
муниципального учреждения, одновременно решает
и специальные задачи коррекционного характера,
обеспечивающие воспитание, обучение, лечение,
социальную адаптацию и интеграцию в обществе
детей со специальными потребностями.
Учащиеся направляются в Комплекс из
общеобразовательных школ по рекомендации
школьного психолога, медико-педагогической
комиссии и по заявлению родителей. Вопрос о
зачислении в школу ЛКП решается Консилиумом
после проведения комплексной диагностики. Срок
пребывания учащегося в школе ЛКП составляет от
одной учебной четверти до одного учебного года и
определяется медико-педагогической комиссией
Комплекса. При необходимости, определяемой
указанной комиссией, срок может быть продлен.
Педагоги совместно с психологами, дефектологами
и другими специалистами, основываясь на данных
углубленной диагностики, разрабатывают для
детей индивидуальные учебно-коррекционные
программы.
Образовательные программы разрабатываются на
базе основных общеобразовательных программ с
учетом особенностей психофизического развития
учащихся, их индивидуальных возможностей.
Организация образовательного процесса в
Комплексе строится на основе учебного плана,
разрабатываемого самостоятельно в соответствии
с примерным государственным учебным планом и
регламентируется расписанием занятий. Для
полноценной социально-педагогической
реабилитации учащихся, достигаемой за счет
сочетания психотерапевтических,
лечебно-коррекционных и педагогических
мероприятий, наполняемость классов
устанавливается до 10 человек.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ
На базе Комплекса функционирует
психолого-педагогичвский консилиум. Консилиум
создается для решения вопроса о виде и характере
помощи детям, прошедшим полное обследование или
реабилитацию в Комплексе, и выработки
согласованной программы и условий ее реализации,
а также для решения вопроса о направлении детей в
дошкольные или школьные образовательные
учреждения, включая обучение в школе Комплекса.
Консилиум является внутренним, постоянно
действующим, функциональным подразделением
Комплекса.
На консилиум направляются дети, прошедшие полное
обследование (или курсовую реабилитацию, включая
обучение в школе Комплекса) на базе Комплекса
социально-педагогической реабилитации детей и
подростков, в отношении которых должен быть
решен вопрос о виде и характере дальнейшей
реабилитации в рамках деятельности Комплекса. В
состав консилиума входят специалисты,
проводящие консультативный прием, заведующие
структурными подразделениями Комплекса,
директор и его заместители по психологической,
педагогической и медицинской работе. На
консилиум приглашаются специалисты, которые
проводили обследование ребенка, обсуждаемого в
данный момент, а также учителя школы Комплекса.
Деятельность консилиума ориентирована на
решение следующих задач:
1. Оценка психолого-педагогического статуса
ребенка;
2. Констатация вида и степени выраженности
отклонения в развитии;
3. Определение психолого-педагогических путей
решения проблем обучения и личностного развития
ребенка;
4. Выработка согласованной программы помощи
данному ребенку:
5. Отслеживание эффективности реализуемой
программы;
6. Определение возможностей ребенка к тому или
иному виду обучения и типа дошкольного или
школьного учреждения, включая специальные, в
которые ребенок должен быть направлен после
прохождения обследования или реабилитационного
курса в Комплексе;
7. Решение вопроса о направлении ребенка в
соответствующие его возможностям
образовательные учреждения, в том числе на
обучение в школе Комплекса.
На основании данных индивидуального
обследования ребенка различными специалистами
Комплекса, включая педагогическую квалификацию
учителей школы Комплекса, участниками
консилиума принимается коллегиальное решение о
характере реабилитационной работы с данным
ребенком на базе Комплекса, предлагается
комплексная программа и структура реабилитации,
форма организации коррекционного обучения,
воспитания и лечения ребенка с учетом его
психологических возможностей и индивидуальных
особенностей, назначается ведущий специалист.
В тех случаях, когда окончательный диагноз,
психологическая квалификация нарушений
развития и психолого-педагогический прогноз
могут быть установлены лишь в процессе
учебно-воспитательной работы, консилиум дает
рекомендации об обучении ребенка в специальном
учебно-воспитательном учреждении (как в
экспериментальной школе Комплекса, так и в
других: продолжительность диагностического
срока определяется в каждом случае
индивидуально а зависимости от особенностей
конкретного ребенка) и осуществляет
динамическое наблюдение за его развитием. На
консилиуме ведется методическая работа,
заключающаяся в выработке комплексных подходов
к реабилитации детей и согласованных действий
специалистов разного профиля: врачей, психологов
и педагогов, отработка взаимопонимания и
конвенциональных понятий.
Далее...
|