ПСИХОЛОГИЯ И ПРАКТИКА
ВОЗМОЖНОСТИ ПОЛИМОДАЛЬНОГО ПОДХОДА В
ДИАГНОСТИКЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ
И. А. КУРБАТОВА
Острая практическая потребность в методах
отбора одаренных детей для обучения в школах с
большим конкурсом среди поступающих, таких, как
музыкальные и специализированные языковые,
находится в противоречии с нерешенностью ряда
проблем, от которых зависит успешность прогноза
развития ребенка. Не касаясь в этой статье общих
теоретических вопросов и множественности
подходов к их решению, остановимся на нескольких,
наиболее тесно связанных с практикой отбора
проблемах.
Первая из них касается соотношения общей и
специальной одаренности. Эта проблема была четко
поставлена еще в 1962 году Б. Г. Ананьевым [1; 18-19],
который отмечал тенденцию сведения всей
проблемы к изучению специальных способностей,
фактически игнорируя явления общей одаренности.
Если в психофизиологическом плане при изучении
природных предпосылок одаренности: свойств
нервной системы и типов взаимодействия
сигнальных систем — эта. тенденция успешно
преодолевается [4], [7], [14], то в психологическом
плане вопрос о соотношении общих и специальных
способностей или об общих и специальных
критериях развития не только не решается, но даже
редко ставится.
Хотя всеми признается, что выдающиеся достижения
в любой специальности возможны лишь на основе
высокого уровня общего психического развития,
парадоксальным образом диагностика музыкальной,
художественной и других видов одаренности
ведется без учета общих способностей ребенка.
Проблема состоит в том, что между общим и
специальным развитием нет взаимно-однозначного
соответствия, и возможны случаи, когда высоко
развитыми специальными способностями
маскируется низкий уровень общего развития.
Наиболее выразительным примером этого являются
описания отдельных детей-имбецилов, обладающих
уникальными музыкальными способностями [18].
Такие дети могут отличаться феноменальной
музыкальной памятью и абсолютным слухом, но их
музыкальность сведена к подражательности, к
воспроизведению услышанной музыки без
проникновения в ее эмоциональный контекст.
Музицирование этих детей нельзя в подлинном
смысле назвать творческим и эстетически
значимым.
С этим связана и проблема социокультурной
маскировки. При отборе, ориентированном на
выявление уровня развития специальных
способностей, преимущества получают дети,
прошедшие предварительную специальную
подготовку по развитию музыкального слуха,
навыков владения иностранным языком и т. д. , в
результате чего одаренные дети, не имевшие
специального опыта, могут не пройти конкурса.
Отсюда напрашивается вывод о необходимости
включения в систему отбора, помимо диагностики
специальных способностей, критериев общего
развития психических функций ребенка.
Предпочтение должно отдаваться методикам,
минимизирующим эффект социо-культурных влияний,
поэтому вербальные тесты и тесты общей
осведомленности вряд ли могут являться
средствами диагностики одаренности у 6-7-летних
детей, участвующих в конкурсе.
Не находится ли положение о приоритетной роли
невербальных тестов в диагностике одаренности в
противоречии с мировой практикой выявления
одаренных детей, ведь вербальные шкалы
присутствуют в большинстве известных
диагностических инструментариев: в тестах
Бине-Симона, Термана-Меррилл, Векслера,
Мюнхенских тестах познавательных способностей?
На этот вопрос следует ответить отрицательно,
поскольку 0, 3-0, 5%-й критерий, позволяющий
достаточно надежно установить принадлежность
ребенка к группе особо одаренных детей и
прогнозировать будущие выдающиеся достижения в
овладении профессиональными знаниями и
навыками, и даже более мягкие критерии
одаренности, колеблющиеся от 1 до 20% у разных
авторов [12], [1б], в наших условиях, при почти полном
отсутствии массовых обследований детей,
использоваться в ближайшее время, по-видимому, не
будут.
В то же время есть основания полагать, что только
жесткие критерии в отношении результатов
интеллектуальных тестов могут
свидетельствовать об относительном статусе
ребенка на гипотетической шкале “общая
одаренность — узконаправленная одаренность” 1.
В частности, это результаты многолетних
исследований Л. М. Термана и сотр. [16],
свидетельствующие о том, что дети с необычайно
высоким интеллектуальным коэффициентом
сочетают в себе черты социальной
привлекательности, физического и
психологического здоровья, эффективного
лидерства и сохраняют их, достигая взрослости.
Таким образом, можно предположить, что
характерной особенностью детей с 10 выше 135
является наличие устойчивого паттерна
положительных межфункциональных связей,
образованных уровневыми характеристиками
различных сфер психического и физического
развития, в то время как у большинства детей
процессы развития интеллекта, эмоциональности и
регуляторных механизмов носят более автономный,
а иногда и разнонаправленный характер.
В результате гетерохронности и неравномерности
развития психических функций в онтогенезе [2], [13]
тестовые оценки интеллекта у менее
“выдающихся” детей могут значительно
расходиться с результатами измерения других
сторон одаренности, например с оценками
креативности, что делает трудоемкую процедуру
измерения общего интеллекта недостаточным
средством для оценки одаренности.
В определенной степени альтернативной
традиционному подходу к диагностике одаренности
может быть предлагаемый полимодальный подход,
специфическими особенностями которого являются:
1) невербальный характер используемых методик,
позволяющий минимизировать эффекты
социокультурных влияний;
2) базовый характер исследуемых способностей —
измеряются только те функции, которые имеют
непосредственное отношение к процессам анализа
и обобщения наиболее общих характеристик
зрительной и акустической информации, а также
скорость зрительно-моторной координации как
показатель подвижности нервной системы,
являющейся, как выявлено в ряде исследований ([7],
[10], [11] и др. ), психофизиологическим коррелятом
успешности в разных видах деятельности;
3) адресованность к разномодальным
функциональным системам, позволяющая
минимизировать возможные явления
индивидуальной парциальности в развитии
теменно-затылочных, теменно-височных и
премоторных ассоциативных структур и более
целостно оценить аналитико-синтетические
возможности ребенка;
4) комплексный характер оценки — использование в
качестве интегрального показателя суммы рангов
или суммы стандартизированных оценок в
отдельных испытаниях с целью выявления детей с
высоким статусом общего развития
психофизиологических функций как показателя
общей одаренности ребенка.
Далее...
|