Вопросы психологии

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в пятилетнем ресурсе (1995-1999 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

 ПСИХОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

ВОЗМОЖНОСТИ ПОЛИМОДАЛЬНОГО ПОДХОДА В ДИАГНОСТИКЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ


И. А. КУРБАТОВА

Острая практическая потребность в методах отбора одаренных детей для обучения в школах с большим конкурсом среди поступающих, таких, как музыкальные и специализированные языковые, находится в противоречии с нерешенностью ряда проблем, от которых зависит успешность прогноза развития ребенка. Не касаясь в этой статье общих теоретических вопросов и множественности подходов к их решению, остановимся на нескольких, наиболее тесно связанных с практикой отбора проблемах.

Первая из них касается соотношения общей и специальной одаренности. Эта проблема была четко поставлена еще в 1962 году Б. Г. Ананьевым [1; 18-19], который отмечал тенденцию сведения всей проблемы к изучению специальных способностей, фактически игнорируя явления общей одаренности. Если в психофизиологическом плане при изучении природных предпосылок одаренности: свойств нервной системы и типов взаимодействия сигнальных систем — эта. тенденция успешно преодолевается [4], [7], [14], то в психологическом плане вопрос о соотношении общих и специальных способностей или об общих и специальных критериях развития не только не решается, но даже редко ставится.

Хотя всеми признается, что выдающиеся достижения в любой специальности возможны лишь на основе высокого уровня общего психического развития, парадоксальным образом диагностика музыкальной, художественной и других видов одаренности ведется без учета общих способностей ребенка. Проблема состоит в том, что между общим и специальным развитием нет взаимно-однозначного соответствия, и возможны случаи, когда высоко развитыми специальными способностями маскируется низкий уровень общего развития. Наиболее выразительным примером этого являются описания отдельных детей-имбецилов, обладающих уникальными музыкальными способностями [18]. Такие дети могут отличаться феноменальной музыкальной памятью и абсолютным слухом, но их музыкальность сведена к подражательности, к воспроизведению услышанной музыки без проникновения в ее эмоциональный контекст. Музицирование этих детей нельзя в подлинном смысле назвать творческим и эстетически значимым.

С этим связана и проблема социокультурной маскировки. При отборе, ориентированном на выявление уровня развития специальных способностей, преимущества получают дети, прошедшие предварительную специальную подготовку по развитию музыкального слуха, навыков владения иностранным языком и т. д. , в результате чего одаренные дети, не имевшие специального опыта, могут не пройти конкурса. Отсюда напрашивается вывод о необходимости включения в систему отбора, помимо диагностики специальных способностей, критериев общего развития психических функций ребенка. Предпочтение должно отдаваться методикам, минимизирующим эффект социо-культурных влияний, поэтому вербальные тесты и тесты общей осведомленности вряд ли могут являться средствами диагностики одаренности у 6-7-летних детей, участвующих в конкурсе.

Не находится ли положение о приоритетной роли невербальных тестов в диагностике одаренности в противоречии с мировой практикой выявления одаренных детей, ведь вербальные шкалы присутствуют в большинстве известных диагностических инструментариев: в тестах Бине-Симона, Термана-Меррилл, Векслера, Мюнхенских тестах познавательных способностей?

На этот вопрос следует ответить отрицательно, поскольку 0, 3-0, 5%-й критерий, позволяющий достаточно надежно установить принадлежность ребенка к группе особо одаренных детей и прогнозировать будущие выдающиеся достижения в овладении профессиональными знаниями и навыками, и даже более мягкие критерии одаренности, колеблющиеся от 1 до 20% у разных авторов [12], [1б], в наших условиях, при почти полном отсутствии массовых обследований детей, использоваться в ближайшее время, по-видимому, не будут.

В то же время есть основания полагать, что только жесткие критерии в отношении результатов интеллектуальных тестов могут свидетельствовать об относительном статусе ребенка на гипотетической шкале “общая одаренность — узконаправленная одаренность” 1.

В частности, это результаты многолетних исследований Л. М. Термана и сотр. [16], свидетельствующие о том, что дети с необычайно высоким интеллектуальным коэффициентом сочетают в себе черты социальной привлекательности, физического и психологического здоровья, эффективного лидерства и сохраняют их, достигая взрослости. Таким образом, можно предположить, что характерной особенностью детей с 10 выше 135 является наличие устойчивого паттерна положительных межфункциональных связей, образованных уровневыми характеристиками различных сфер психического и физического развития, в то время как у большинства детей процессы развития интеллекта, эмоциональности и регуляторных механизмов носят более автономный, а иногда и разнонаправленный характер.

В результате гетерохронности и неравномерности развития психических функций в онтогенезе [2], [13] тестовые оценки интеллекта у менее “выдающихся” детей могут значительно расходиться с результатами измерения других сторон одаренности, например с оценками креативности, что делает трудоемкую процедуру измерения общего интеллекта недостаточным средством для оценки одаренности.

В определенной степени альтернативной традиционному подходу к диагностике одаренности может быть предлагаемый полимодальный подход, специфическими особенностями которого являются:

1) невербальный характер используемых методик, позволяющий минимизировать эффекты социокультурных влияний;

2) базовый характер исследуемых способностей — измеряются только те функции, которые имеют непосредственное отношение к процессам анализа и обобщения наиболее общих характеристик зрительной и акустической информации, а также скорость зрительно-моторной координации как показатель подвижности нервной системы, являющейся, как выявлено в ряде исследований ([7], [10], [11] и др. ), психофизиологическим коррелятом успешности в разных видах деятельности;

3) адресованность к разномодальным функциональным системам, позволяющая минимизировать возможные явления индивидуальной парциальности в развитии теменно-затылочных, теменно-височных и премоторных ассоциативных структур и более целостно оценить аналитико-синтетические возможности ребенка;

4) комплексный характер оценки — использование в качестве интегрального показателя суммы рангов или суммы стандартизированных оценок в отдельных испытаниях с целью выявления детей с высоким статусом общего развития психофизиологических функций как показателя общей одаренности ребенка.



Далее...