152
К 60-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
В.Д. ШАДРИКОВА
Владимир Дмитриевич Шадриков
- один из крупнейших отечественных психологов, лидер ярославской
психологической школы, выдающийся ученый и педагог, заместитель министра общего
и профессионального образования РФ. Он известен в России и за рубежом как
руководитель и активный реформатор системы народного образования, много
сделавший для ее развития.
В.Д. Шадриков родился 18
ноября 1939 г. в Рыбинске. Окончив среднюю школу с серебряной медалью, он
поступил в Ярославский государственный педагогический институт им. К.Д.
Ушинского. Еще в институте он проявлял интерес к исследовательской работе, был
председателем Научного студенческого совета института, работал в Магаданской
области учителем, директором средней школы, инспектором РОНО, а в 1965 г.
поступил в аспирантуру Ярославского педагогического института и в 1968 г.
защитил кандидатскую диссертацию по теме: "Социальное программирование и
оптимизация подачи информации оператору".
Под руководством В.Д.
Шадрикова в Ярославском государственном университете была реализована программа
исследований системогенеза профессиональной деятельности. На основе
экспериментальных результатов им разработана новая теория профессионального
обучения, представленная в докторской диссертации "Системный подход в
психологии производственного обучения" (1977). В.Д. Шадриков выявил
закономерности системогенеза деятельности, к которым прежде всего относятся
неаддитивность структурных компонентов системы, оперативность, гетерохронность
и достаточность их развития.
С именем В.Д. Шадрикова
связаны основные этапы становления факультета психологии Ярославского
государственного университета, превращение его в третье по значению
психологическое образовательное учреждение страны. Он долгое время работал
деканом факультета психологии, заведующим кафедрой инженерной психологии и
психологии труда, проректором университета. В 1982 г. В.Д. Шадриков был
назначен ректором Ярославского государственного педагогического института им.
К.Д. Ушинского, на базе которого реализовывал научно-исследовательские
программы в области психологии способностей, связанные с разработкой методик
психологической диагностики способностей, интересов, профессионально важных
качеств и теоретико-методических основ психологической профессиональной
консультации. В.Д. Шадриков предложил рассматривать способность и одаренность
как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции,
которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и
качественном своеобразии освоения и реализации деятельности.
153
В.Д. Шадриков
экспериментально доказал, что развитие одаренности и способностей
осуществляется через изменение функциональных и операционных механизмов. Особое
место в развитии одаренности и способностей отводится формированию у
операционных механизмов черт оперативности. Этот процесс лежит в основе
развития профессиональных способностей из общих способностей и одаренности.
На основе теоретических
положений о сущности одаренности и способностей им предложены общие принципы
диагностики способностей и метод диагностики мнемических способностей, который
он обозначает как "метод развертывания мнемической деятельности".
В 1996 г. В.Д. Шадрикову
была присуждена премия им. С.Л. Рубинштейна РАН за цикл научных трудов по
психологии способностей, включающий следующие монографии: "Психология
производственного обучения" (Ярославль, 1974), "Проблемы
системогенеза профессиональной деятельности" (М., 1982), "Познавательные
процессы и способности в обучении: Учебное пособие" (М., 1990),
"Развитие и диагностика способностей" (Отв. ред. В.Н. Дружинин, В.Д.
Шадриков. М., 1991), "Деятельность и способности" (М., 1994),
"Философия образования и образовательные политики" (М., 1993).
В.Д. Шадриков ввел в
современную психологию понятие "духовные способности", раскрыл его
сущность, определил место духовных способностей в системе интеллектуальных
качеств человека, показал, что развитие способностей проходит через тройную
детерминацию: первая - средой развития, вторая - требованиями деятельности,
третья - индивидуальными ценностями и смыслами.
По данной теме В.Д.
Шадриковым опубликованы следующие монографии: "Индивидуализация содержания
образования" (М., 1997), "Способности и деятельность" (М., 1998), "Духовные
способности" (М., 1998), "Происхождение человечности" (М.,
1999).
Научный руководитель и один
из авторов отечественной теории творчества и одаренности, В.Д. Шадриков
является председателем Координационного совета Президентской программы
"Дети России", в рамках которой издана "Рабочая концепция
одаренности". При его непосредственном участии подготовлена и издается
библиотека "Одаренные дети", включающая 13 книг. Одной из книг этой
библиотеки является научный сборник "Основные современные концепции творчества
и одаренности" (М.: Молодая гвардия, 1997). Впервые издан столь полный
теоретический обзор подходов к исследованию творчества и одаренности,
представленных в мировой психологии. Сборник открывает статья "Способности
человека" В.Д. Шадрикова. В 1999 г. авторскому коллективу и разработчикам
программы "Одаренные дети" присуждена премия Президента Российской
Федерации в области образования.
В облике Владимира
Дмитриевича удачно сочетаются черты ученого, организатора и популяризатора
психологической науки, умеющего сплотить вокруг себя единомышленников и
учеников, увлекая их своей творческой энергией, смелыми замыслами и идеями. Он
член редколлегий ведущих психологических изданий и журналов, член экспертного
совета института "Открытое общество", руководитель секцией по
изучению проблем одаренности РАО. В.Д. Шадриков принципиален в научных
дискуссиях, требователен к себе и другим. Среди его учеников уже более 40
кандидатов наук и 10 докторов наук. Для многих общение с ним стало истинной
школой культуры научного исследования, главными предметами которой всегда
остаются самостоятельность научного поиска, грамотность, корректность и научная
этика в изложении результатов.
Поздравляя со славным юбилеем Владимира
Дмитриевича Шадрикова, его сотрудники, ученики, коллеги по работе желают
сохранить присущую ему жизненную энергию, оптимизм и творческую увлеченность в
реализации всех намеченных планов и замыслов.