148
НАШИ ЮБИЛЯРЫ
Давиду Иосифовичу
Фельдштейну - доктору психологических наук, профессору, академику РАО 30 ноября
исполнилось 70 лет. Известный в нашей стране и за рубежом специалист в области
психологии развития, педагогической психологии и психологии личности, он внес своими
исследованиями крупный вклад в психолого-педагогическую науку и практику,
активно участвуя в разработке научных проблем образования.
Д.И. Фельдштейн имеет
богатый педагогический опыт - в течение 18 лет он работал учителем и директором
средних общеобразовательных школ разного типа, в том числе комплексной
школы-интерната (где воспитывались дети от рождения до 18 лет), специальной
школы по перевоспитанию несовершеннолетних правонарушителей, пять лет заведовал
университетской кафедрой педагогики и психологии, проблемной лабораторией
экспериментальной психологии и программированного обучения. С 1974 г. по
настоящее время Д.И. Фельдштейн руководит лабораторией психического развития в
подростковом и юношеском возрастах Психологического института РАО.
Д.И. Фельдштейн - автор 217
научных работ, в том числе 27 монографий. Только в последние годы опубликованы
"Психология становления личности" (1994); "Проблемы возрастной и
педагогической психологии" (1995); "Психология развивающейся личности"
(1996); "Социальное развитие в пространстве-времени Детства" (1997).
Труды Д.И. Фельдштейна
получили широкое признание как в России, так и во многих странах
"дальнего" (США, Канада, Япония, КНР, ФРГ, Португалия, Франция,
Англия, Финляндия, Словения, Чехия, Венгрия и др.) и "ближнего"
зарубежья (Украина, Беларусь, Литва, Латвия, Грузия, Армения, Казахстан,
Узбекистан, Таджикистан).
Многоплановая
исследовательская деятельность, сочетающаяся с личным педагогическим опытом,
позволила Д.И. Фельдштейну создать принципиально новую, целостную теорию
поуровневого социального развития личности, раскрывающую закономерности,
механизмы социализации-индивидуализации детей, построить на ее основе
социально-нормативную периодизацию, установив критерии
149
и единицы измерения социального взросления ребенка,
подростка, юноши (девушки).
Д.И. Фельдштейн не только
развил имеющиеся в мировой психологии представления об общих закономерностях
психического развития, но и существенно дополнил их, введя представления о
чередующемся развитии двух личностных позиций, связанных с процессами
социализации-индивидуализации, и о многостадийности каждой ступени онтогенеза.
Четко проведя грань между определением сущности личности и разными формами,
способами ее развития, Д.И. Фельдштейн разработал типологию направленности
личности, по-новому интерпретировав ведущие мотивы растущего человека, раскрыв
механизмы и характер их перестройки.
Фундаментальные положения
оригинальной психологической теории, разработанной Д.И. Фельдштейном, стали не
просто классическими (они уже вошли в учебники и хрестоматии для педагогических
университетов и институтов), но и базовыми, являясь реальным научным основанием
для работы психологов и педагогов.
Глубокий анализ психического
развития детей на всей обширной дистанции Детства - от младенчества до юности -
явился выдающимся достижением Д.И. Фельдштейна, его серьезным вкладом в теорию
и практику современного российского образования, открывающим новые
перспективные направления развития психолого-педагогической науки, что и стало
основанием для присуждения ему премии Президента Российской Федерации в области
образования за работы "Психология развивающейся личности" и
"Социальное развитие в пространстве-времени детства" (углубляющей и
дополняющей положения первой работы).
Вместе с тем Д.И. Фельдштейну
принадлежит тщательно проработанная и проверенная на обширном экспериментальном
материале теория социально признаваемой и социально одобряемой деятельности как
особого по своему психологическому содержанию типа деятельности, сензитивного
для подросткового возраста.
Д.И. Фельдштейн теоретически
обосновал возможности и раскрыл психологические условия, принципы, механизмы
коррекции различных форм отклоняющегося поведения подростков, апробировал их в
опытно-экспериментальной работе и успешно внедрил в практику педагогическую
технологию перевоспитания подростков-правонарушителей. Он провел глубокий
анализ психологических причин развития самодеятельных подростково-юношеских
групп, выявил психологические особенности членов различных молодежных
объединений, раскрыв условия и способы целенаправленного педагогического
взаимодействия с ними.
Д.И. Фельдштейн проявил себя
умелым организатором науки, руководителем ряда перспективных направлений
исследований (под его руководством подготовлено и защищено 63 кандидатских и 8
докторских диссертаций), учредителем и главным редактором таких исключительных
по своей значимости изданий, как "Психологии Отечества" в 70-ти
томах, "Духовное единение" в 25-ти томах, серии книг, объединенных в
библиотечки "Школьного психолога", "Педагога-практика",
журнала "Мир психологии", "Вертикаль развития" и др.
Желаем Давиду Иосифовичу долгих лет жизни, успехов в
творчестве, счастья в личной жизни.