Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в полнотекстовом ресурсе.  Заглавная страница ресурса... 

140

 

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

 

СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК ПО ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

 

С.Н. БОКОВ

 

ВОРОНЕЖ

 

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер Ком, 1999. 528 с.

 

Широкое внедрение психологических знаний в самые различные сферы современной профессиональной деятельности неизбежно влечет за собой необходимость диагностики (объективизации) тех или иных индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций. Между тем сегодня это  еще достаточно затруднительно для практических психологов, в том числе и из-за отсутствия необходимых научных руководств по применению и оценке результатов использования психодиагностических методик (это почти повсеместно является одной из причин низкого уровня психодиагностических исследований, использования непроверенных, невалидных методик и в какой-то мере дискредитирует как психологическую диагностику, так и психологическую науку в целом). Вот почему выход в свет второго издания "Словаря-справочника по психодиагностике" - очень своевременное и значимое для психодиагностической практики событие.

Книга написана известными киевскими учеными - Л.Ф. Бурлачуком и С.М. Морозовым (следует отметить, что Л.Ф. Бурлачук - единственный представитель из стран СНГ в Международной комиссии по психологическим тестам). Она содержит 354 статьи, посвященных как конкретным психодиагностическим методикам, так и общим вопросам психологической диагностики. Статьи расположены в алфавитном порядке (в том числе и экономические), что делает поиск необходимого материала достаточно удобным.

Каждая статья, посвященная конкретной психодиагностической методике, имеет общий план построения: название методики, включая соответствующую аббревиатуру и написание названия методики на языке оригинала; классификационная принадлежность методики (например, проективная методика, опросник личностный и т.д.); автор(ы) методики и год внедрения ее в психодиагностическую практику; краткое описание техники проведения и основы интерпретации; области практического применения методики; сведения о валидности и надежности; сведения об использовании методики на территории СНГ. Помимо этого многие статьи содержат ссылки на работы авторов, внесших значительный вклад в разработку теоретических основ и направлений практического использования конкретной психодиагностической методики.

Статьи, касающиеся общих вопросов психологической диагностики, раскрывают содержание ее теоретических основ (например, валидности, надежности, репрезентативности, стимульного материала теста, стандартов теста, психологического диагноза и др.). Все они написаны на современном высоком профессиональном уровне и, несмотря на их краткость (что диктуется требованиями к словарной статье), информационно насыщены.

В целом, в рецензируемой работе содержится описание большинства из используемых в настоящее время в Российской Федерации

 

141

 

научных психодиагностических методик и раскрывается содержание основных положений и понятий теории психологической диагностики.

Книга содержит также целый ряд приложений, значительно повышающих ее практическую ценность.

В приложении 1 приводятся краткие биографические сведения об авторах психодиагностических методик (всего 58 биографических статей).

Очень важным является приложение 2, в котором излагаются нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик и стандартные требования к психологическим тестам. Значимость данных материалов очень высока с учетом существующей в нашей стране недостаточной культуры и самой процедуры психодиагностического исследования, а также оценки получаемых экспериментальных результатов.

Приложение 3 содержит основные статистические таблицы, которые могут быть использованы в психодиагностике.

Приложение 4, хотя и носит иллюстративно-исторический характер ("Определение интеллекта детей в начале XX века"), но может быть в отдельных своих положениях использовано (разумеется, в определенных границах) и в наши дни для сугубо ориентировочной оценки уровня психического развития ребенка в случае отсутствия у практического психолога других, современных методик, предназначенных для этой же цели.

Приложение 5 - "Контроль компетентности в тестировании профессиональной пригодности" - является переводом Государственного сертификационного регистра Британского психологического общества. Представленный в нем материал ранее на русском языке не публиковался, и в силу этого, а также отсутствия подобных отечественных стандартов и весьма широкого распространения у нас профессионального психологического отбора, он представляет несомненный интерес для отечественных психодиагностов и специалистов по профессиональному консультированию, в том числе и для работников кадровых служб.

И наконец, приложение 6 содержит названия и адреса издательств, специализирующихся на выпуске психологических и образовательных тестов. Перечень этот широк и подробен и может оказать реальную помощь специалистам в приобретении высококачественного психодиагностического инструментария.

Книга снабжена хорошим библиографическим указателем, включающим как отечественные, так и зарубежные источники.

Указатель тестов, а также алфавитные указатели делают пользование "Словарем-справочником..." более удобным, ускоряя поиск необходимой информации.

Отдельные досадные опечатки в написании имен собственных (так, на с. 161 вместо В.В. Бочаров напечатано В.В. Богаров; на с. 206 вместо М.З. Дукаревич напечатано М.З. Друкаревич; на с. 287 вместо индексы Раухфляйша напечатано индексы Раухфмейша), нисколько не снижают общее хорошее впечатление о книге.

Оценивая "Словарь-справочник по психодиагностике" в целом, необходимо сказать, что он представляет собой очень полезное для психологов и специалистов смежных наук издание, а его выход явился примечательным событием в ряду отечественной профессиональной психологической литературы. Хотелось бы пожелать авторам в дальнейшем систематического переиздания книги с учетом соответствующих достижений в области психодиагностики.