140
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
С.Н. БОКОВ
ВОРОНЕЖ
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по
психодиагностике. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер Ком, 1999. 528 с.
Широкое внедрение
психологических знаний в самые различные сферы современной профессиональной
деятельности неизбежно влечет за собой необходимость диагностики
(объективизации) тех или иных индивидуально-психологических особенностей
личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития
и разработки рекомендаций. Между тем сегодня это еще достаточно затруднительно для
практических психологов, в том числе и из-за отсутствия необходимых научных
руководств по применению и оценке результатов использования психодиагностических
методик (это почти повсеместно является одной из причин низкого уровня
психодиагностических исследований, использования непроверенных, невалидных
методик и в какой-то мере дискредитирует как психологическую диагностику, так и
психологическую науку в целом). Вот почему выход в свет второго издания
"Словаря-справочника по психодиагностике" - очень своевременное и
значимое для психодиагностической практики событие.
Книга написана известными
киевскими учеными - Л.Ф. Бурлачуком и С.М. Морозовым (следует отметить, что
Л.Ф. Бурлачук - единственный представитель из стран СНГ в Международной
комиссии по психологическим тестам). Она содержит 354 статьи, посвященных как конкретным психодиагностическим методикам,
так и общим вопросам психологической диагностики. Статьи расположены в
алфавитном порядке (в том числе и экономические), что делает поиск необходимого
материала достаточно удобным.
Каждая статья, посвященная
конкретной психодиагностической методике, имеет общий план построения: название
методики, включая соответствующую аббревиатуру и написание названия методики на
языке оригинала; классификационная принадлежность методики (например, проективная
методика, опросник личностный и т.д.); автор(ы)
методики и год внедрения ее в психодиагностическую практику; краткое описание
техники проведения и основы интерпретации; области практического применения
методики; сведения о валидности и надежности; сведения об использовании
методики на территории СНГ. Помимо этого многие статьи содержат ссылки на работы
авторов, внесших значительный вклад в разработку теоретических основ и
направлений практического использования конкретной психодиагностической
методики.
Статьи, касающиеся общих
вопросов психологической диагностики, раскрывают содержание ее теоретических
основ (например, валидности, надежности, репрезентативности, стимульного
материала теста, стандартов теста, психологического диагноза и др.). Все
они написаны на современном высоком профессиональном уровне и, несмотря на их
краткость (что диктуется требованиями к словарной статье), информационно
насыщены.
В целом, в рецензируемой
работе содержится описание большинства из используемых
в настоящее время в Российской Федерации
141
научных психодиагностических методик и раскрывается
содержание основных положений и понятий теории психологической диагностики.
Книга содержит также целый
ряд приложений, значительно повышающих ее практическую ценность.
В приложении 1 приводятся краткие биографические сведения об авторах психодиагностических методик (всего 58 биографических статей).
Очень важным является
приложение 2, в котором излагаются нормы профессиональной этики для
разработчиков и пользователей психодиагностических методик и стандартные требования
к психологическим тестам. Значимость данных материалов очень высока с учетом
существующей в нашей стране недостаточной культуры и самой процедуры
психодиагностического исследования, а также оценки получаемых экспериментальных
результатов.
Приложение 3 содержит
основные статистические таблицы, которые могут быть использованы в
психодиагностике.
Приложение
4, хотя и носит иллюстративно-исторический характер ("Определение
интеллекта детей в начале XX века"), но может быть в отдельных своих
положениях использовано (разумеется, в определенных границах) и в наши дни для
сугубо ориентировочной оценки уровня психического развития ребенка в случае
отсутствия у практического психолога других, современных методик, предназначенных
для этой же цели.
Приложение 5 -
"Контроль компетентности в тестировании профессиональной пригодности"
- является переводом Государственного сертификационного регистра Британского
психологического общества. Представленный в нем материал ранее на русском языке
не публиковался, и в силу этого, а также отсутствия подобных отечественных
стандартов и весьма широкого распространения у нас профессионального
психологического отбора, он представляет несомненный интерес для отечественных
психодиагностов и специалистов по профессиональному консультированию, в том
числе и для работников кадровых служб.
И наконец, приложение 6
содержит названия и адреса издательств, специализирующихся на выпуске
психологических и образовательных тестов. Перечень этот широк и подробен и
может оказать реальную помощь специалистам в приобретении высококачественного
психодиагностического инструментария.
Книга снабжена хорошим
библиографическим указателем, включающим как отечественные, так и зарубежные
источники.
Указатель тестов, а также
алфавитные указатели делают пользование "Словарем-справочником..."
более удобным, ускоряя поиск необходимой информации.
Отдельные досадные опечатки
в написании имен собственных (так, на с. 161 вместо В.В. Бочаров
напечатано В.В. Богаров; на с. 206 вместо М.З. Дукаревич
напечатано М.З. Друкаревич; на с. 287 вместо индексы Раухфляйша
напечатано индексы Раухфмейша), нисколько не снижают общее хорошее
впечатление о книге.
Оценивая
"Словарь-справочник по психодиагностике" в целом, необходимо сказать,
что он представляет собой очень полезное для психологов и специалистов смежных
наук издание, а его выход явился примечательным событием в ряду отечественной профессиональной психологической литературы.
Хотелось бы пожелать авторам в дальнейшем систематического переиздания книги с
учетом соответствующих достижений в области психодиагностики.