Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в полнотекстовом ресурсе.  Заглавная страница ресурса... 

54

 

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА

 

Д.В. ЯРЦЕВ

 

Социализация ребенка осуществляется в ходе его деятельности, которая в подростковом возрасте, по мнению таких ученых, как В.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и других, включает в себя две стороны: предметную и социальную. Последняя тесно связывается со становлением мотивационно-потребностной сферы личности. Отметив данную взаимосвязь, Д.И. Фельдштейн пришел к выводу, что "раскрытие особенностей развития этой деятельности, закономерностей этого развития обеспечивает возможности познания важнейших моментов становления сознания, самосознания, выявления путей направленного развития социальной активности ребенка" [4; 179]. Таким образом, особенности социализации личности подростка в конкретный исторический период влияют на возникновение и протекание подросткового кризиса.

Исходя из этого становится понятной необходимость изучения влияния изменившихся социально-экономических условий на процесс становления личности в подростком возрасте.

В своем исследовании мы попытались определить некоторые особенности социализации современного подростка. Оно осуществлялось на базе средней школы № 276 Москвы. Всего в нем приняло участие 553 учащихся, среди которых на V класс пришлось 76 человек, VI класс - 80, VII класс - 77, VIII класс - 137, IX класс - 103, X и XI классы - по 40 человек.

Экспериментальное исследование состояло из двух основных этапов. Первый этап заключался в организации групповой работы с учащимися средних и старших классов и включал в себя проведение опроса (20 - 25 мин), а также чтение специально отобранных сказок-притч (15 - 20 мин). Суть второго этапа состояла в проведении индивидуальных интервью с включенными в экономическую деятельность подростками.

С целью изучения социально-психологических особенностей становления личности современного подростка был разработан специальный опросник. Входящие в него вопросы позволяли получить информацию о влиянии ведущих сфер жизни подростка на формирование его социальных отношений. Всего нами было выделено пять основных сфер: семья (1 - 4 вопросы); школа (10 - 14 вопросы); референтная группа (15 - 19 вопросы); интимно-личностное общение (20 - 24 вопросы) и зарождающаяся сегодня социально-экономическая деятельность (5 - 9 вопросы).

Приведенный ниже опросник включал следующие вопросы и допускал три варианта ответов на них: "Да", "Нет", "Не знаю".

 

1. Тебе нравится общаться с членами твоей семьи?

2. Рассказываешь ли ты в семье о своих переживаниях, тревогах, неудачах?

3. Чувствуешь ли ты себя уверенно в семейном кругу?

4. Когда у тебя складывается тяжелая ситуация, ты хочешь получить совет от родителей?

5. Считаешь ли ты, что высокое благосостояние человека - это результат упорного труда?

6. Задумываешься ли ты над тем, как можно заработать деньги?

7. Ты зарабатываешь деньги?

8. Нужны ли тебе деньги на собственные нужды?

9. Хотел бы ты иметь право не учиться, а идти зарабатывать деньги?

10. Хотел бы ты после окончания школы учиться в институте?

11. Тебе нравится получать в школе знания по предметам?

12. Используешь ли ты знания, получаемые в школе по предметам, в своей реальной жизни?

13. Рассказывают ли тебе учителя в школе о том, как в жизни быть успешным и избежать неприятностей?

14. Нравится ли тебе критиковать учителей?

15. Проводишь ли ты свободное время в компании своих сверстников?

16. Любишь ли ты находиться в центре внимания своей компании?

17. Следуешь ли ты тем законам, которые приняты в твоей компании?

18. Всегда ли ты можешь постоять за себя?

19. Можешь ли ты защитить слабого?

20. Нужно ли в твоем возрасте иметь настоящего друга?

21. Можешь ли ты сказать, что у тебя есть настоящий друг?

22. Можешь ли ты сказать, что ты сам настоящий друг?

23. Считаешь ли ты, что в твоем возрасте можно испытывать чувство глубокой симпатии, любви?

24. Имеет ли любовь отрицательные последствия в твоей жизни?

 

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о том, что современный подросток имеет, в целом, эмоционально-позитивное отношение к своей семье. Так, выражено значительное количество положительных ответов на вопросы 1 и 3 по всем исследуемым классам (91,3 %). Тем не менее наблюдается тенденция к некоторой отгороженности подростка от семьи и его нежелание пытаться решать свои проблемы, используя советы и опыт родителей. Если в V - VI классах данный факт имеет место лишь у 20 % опрошенных, то уже к IX классу этот показатель достигает своего апогея - 68 % (вопросы 2 и 4).

Как справедливо отмечает М. Кле [1], семья выступает референтным источником там, где культурные нормы стабильны. Исходя из этого становится очевидной взаимосвязь между социально-культурными изменениями и ослаблением референтной функции семьи. Таким образом, у современного подростка затруднено формирование таких ценностных ориентаций, которые в будущем могли бы способствовать его более успешной социальной адаптации.

Из них в первую очередь мы могли бы назвать такие, как развитие и оптимальное использование своих способностей, привлекательность построения конструктивных и "пластичных" отношений с окружающими людьми, предпочтительность формирования таких привычек потребления, которые бы базировались на разумном использовании материальных благ.

Другой референтный источник - компания сверстников. Имеет место некоторое снижение субъективной значимости дворовой компании по мере взросления подростков. Об этом говорит количество положительных ответов, полученных на вопрос 17: V - I классы - 69,7 %; VII - VIII классы - 46,8 %; IX класс - 37,5 %; X - XI классы - 25 % (здесь и далее мы прибегаем к замене данных исходной выборки на интервалы). Предварительные данные, полученные в ходе бесед с работающими школьниками, свидетельствуют о том, что

 

56

 

снижение конформности характерно именно для них.

Другой блок вопросов нашего опросника (вопросы 10 — 14) был нацелен на получение информации об особенностях отношения подростка к школе. Здесь следует отметить наличие общего эмоционального принятия подростком школы. Тем не менее с увеличением возраста (переходом в старший класс) такое принятие встречается все реже (V - VI классы - 92,5 %; VII - VIII классы - 83,6 %; IX класс - 59,2 %; X - XI классы - 52,6 %). Этот факт мы связываем прежде всего с тем, что с возрастом у школьника, наряду с потребностью в "чистых знаниях", все четче и осознанней возникает потребность в знаниях "о жизни" или в том, что мы называем аккумулированным опытом.

Прийти к такому выводу нам позволили наблюдения, полученные в ходе чтения небольших по объему сказок-притч [2] различной тематики. Здесь мы преследовали цель выявить отношение школьников к аккумулированному опыту, который, в частности, находит свое отражение в подобных сказках-притчах.

Отношение к такому чтению у учащихся разных классов было неодинаковым. Так, дети V - VII классов отнеслись к чтению сказок-притч либо со смехом, либо безразлично, отмечая при этом несерьезность данной деятельности такими выкриками с мест: "Вы нас хотите развеселить?" или "Мы уже не маленькие, лучше расскажите анекдот!" В более старших классах картина резко меняется. В VIII - IX классах ученики внимательно слушали и пытались дискутировать по проблемам, затронутым в той или иной сказке-притче. В ходе обсуждения подростки часто апеллировали к аналогичным проблемам, с которыми сталкивались сами, и либо предлагали свой опыт их решения, либо старались совместно определить пути их преодоления.

Отмеченная потребность подростков в некотором аккумулированном опыте, с одной стороны, говорит о наличии у них желания иметь теоретический опыт решения как социальных, так и личностных проблем, а с другой - об отсутствии реальных источников, которые бы способствовали его самостоятельному формированию.

Результаты обработки ответов детей на вопрос 13 свидетельствуют о том, что школа перестает быть той средой, где подросток смог бы научиться решать свои личные проблемы и более эффективно взаимодействовать с социумом. На этот вопрос отвечают утвердительно около 80 % учащихся V - VI классов, далее показатель снижается: VII - VIII классы - 51,5 %; IX класс - 16,5 %; X - XI классы - 11,3 %, из чего можно сделать вывод о снижении субъективной значимости школы для подростка как в личностном, так и в социальном аспектах.

Однако этот факт не означает, что школа теряет для подростка всякий смысл. Напротив, проанализировав ответы на вопрос 12 и получив средний процент утвердительных ответов по всем классам, равный 90,4, мы приходим к выводу, что подростки нуждаются в тех предметных знаниях, которые им дает школа.

Такая односторонняя функция школы, когда основной акцент делается на получение учащимися только предметных знаний, зачастую приводит к тому, что подросток относится к ней как к чему-то архаичному и не отвечающему его жизненным потребностям и требованиям. В определенной мере этим объясняется рост критичности по отношению к педагогам со стороны школьников более старшего возраста. Так, если в V классе, когда потребность в наработке социального опыта еще неярко выражена, число учащихся, которые находят возможным критиковать учителей, составляет лишь 6,6 %, то уже к IX классу этот показатель достигает пика - 32,5 %. Очевидно, именно в этом возрасте максимально обостряется потребность в аккумулированном опыте, оставаясь при этом практически неудовлетворенной.

 

57

 

Следующий блок вопросов (вопросы 20 — 24) был направлен на получение информации о том, как складываются у подростка интимно-личностные отношения со сверстниками.

Соответствующие данные свидетельствуют о том, что на всем протяжении обучения с V по XI классы у учеников сохраняется потребность в дружеских отношениях. Около 98 % всех участников опроса высказались за необходимость таких отношений, реально же их имеют 74,5 %.

Характер таких взаимоотношений определяется склонностью современного подростка к поверхностному типу общения, следствием чего является отсутствие у него стремления иметь особые привязанности. Об этом можно судить по тем высказываниям подростков, которые имели место во время обсуждения сказок-притч. Приведем одно из них, сказанное Ирой К. (15 лет): "Когда звоню близкой подруге, то часто мы даже не здороваемся и избегаем говорить о личном. Интересно, почему?" Можно ли такое общение объяснить лишь отсутствием культуры? Конечно же, нет. Здесь проблема может заключаться не только в отсутствии навыков такого общения, но и в боязни "открыться" перед человеком.

Другой трудностью, с которой сталкивается подросток при налаживании близких отношений с ровесниками, является внутренняя неуверенность в том, что он сможет соответствовать "высокому идеалу друга". Об этом свидетельствует количество отрицательных ответов на вопрос 22 по всем классам (V класс - 63,2 %; VI класс - 57,5 %; VII класс - 42,9 %; VIII класс - 51,8 %; IX класс - 52,4 %; X класс - 62,5 %; XI класс - 55 %). Отсутствие последовательных изменений результатов по классам, как мы считаем, свидетельствует о том, что проблема установления доверительных отношений остается актуальной на протяжении всего подросткового периода.

Известно, что в подростковом возрасте появляется интерес к лицам противоположного пола и возникает первое романтическое чувство. По результатам нашего опроса около 40 % пятиклассников считают, что уже в их возрасте возможно испытывать такое чувство, а в более старших классах (VII - IX) такого мнения придерживаются уже более 95 % опрошенных. Необходимость возникновения такого переживания в эмоциональном мире подростка не вызывает сомнений, однако оно может таить в себе потенциальную опасность. Об этом свидетельствует рост утвердительных ответов на вопрос 24 из класса в класс (V - VI классы - 28,6 %; VII - VIII классы - 35,2 %; IX класс - 53,4 %). Очевидно, что подросток боится в большей мере каких-либо "эмоциональных" неудач (страх быть отверженным, насмешки друзей, боязнь первого сексуального опыта и т.п.), чем реальных отрицательных последствий (ранняя беременность, возможное заражение и т.п.). В подтверждение этого приведем одно высказывание, которое имело место во время развернувшейся дискуссии по проблеме отрицательных последствий любовных переживаний: "Не страшно заразиться, а страшно из-за таких пустяков (!) стать изгоем и подвергаться гонениям со стороны учителей и родителей. Слава Богу, сейчас есть анонимные кабинеты..." После таких слов класс буквально аплодировал сказавшей их К. (16 лет).

Вопросы 5 — 10 были посвящены изучению взглядов подростка на некоторые аспекты социально-экономических отношений.

Современный подросток не только хочет иметь собственные деньги (среднее количество утвердительных ответов на вопрос 8 составило 87,8 %) и задумывается над тем, как их можно заработать (вопрос 6 — 75,5 %); часть детей реально их зарабатывает. Об этом свидетельствует количество утвердительных

 

58

 

ответов на вопрос 7 (V - VI классы - 19,7 %;   VII - VIII классы - 22,5 %; IX класс - 31,1 %;     X - XI классы - 27,5 %).

Неудовлетворение потребности подростка в индивидуальной экономической деятельности имеет целый ряд как социальных, так и личностных причин. С одной стороны, в настоящее время еще отсутствуют специальные условия, необходимые для удовлетворения данной потребности, а с другой, сохраняя установку на получение высшего образования (около 87 % всех опрошенных), определенное число подростков допускает возможность полного ухода из сферы образования в сферу экономической активности. Если в V классе за предоставление такой возможности высказались лишь 5,3 %, то в IX классе этот показатель достигает максимального значения - 30,1 % (вопрос 9).

Мы считаем, что конфликт между потребностями подростка в обучении и в индивидуальной экономической деятельности обусловлен, в первую очередь, ослаблением референтной функции семьи в плане формирования четких социальных ориентаций.

В рамках нашего исследования проблема включенности подростка в реальные экономические отношения была рассмотрена фрагментарно и нуждается в дальнейшем специальном изучении.

 

ВЫВОДЫ

 

1. У современного подростка затруднено формирование таких ценностных ориентаций, которые бы способствовали его безболезненному вхождению в систему социально-экономических отношений. Причиной того служит изменившаяся социально-экономическая ситуация и, как следствие этого, - ослабление референтной функции современной семьи в плане формирования долговременных личностных установок ребенка.

2. В настоящее время подростки не спешат создавать близкие и доверительные отношения со своими сверстниками, а предпочитают более легкие и ни к чему не обязывающие контакты, однако потребность в глубоком интимно-личностном общении сохраняется, не находя своего удовлетворения.

3. Современный подросток стремится получить от школы не только предметные знания, но и определенный жизненный опыт, который бы помог ему в дальнейшем быть более эффективным в социальной среде. Но данная потребность сегодня в значительной степени депривирована ввиду неспособности современной школы транслировать такой опыт.

4. Возникшая на современном этапе развития социально-экономических отношений потребность подростка в индивидуальной экономической деятельности не находит своего полного и истинного удовлетворения. Негативные проявления, сопровождающие раннюю включенность подростка в экономические отношения, обусловлены, с одной стороны, отсутствием реальной возможности наиболее полного и адекватного удовлетворения данной потребности, а с другой - несформированностью соответствующих культурных традиций.

 

 

1. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. М.: Педагогика, 1991.

2. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопр. психол. 1997. № 3. С. 69 — 78.

3. Кротов В.Г. Массаж мысли. М.: Совершенство, 1997.

4. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная пед. академия, 1995.

 

Поступила в редакцию 3.III 1998 г.