143
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
VI
ЕВРОПЕЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНГРЕСС
4—9 июля 1999 г. в Италии
(Рим) состоялся VI Европейский психологический конгресс, проводившийся под
эгидой Европейской федерации профессиональных психологических ассоциаций (EFPPA).
Он был организован Итальянской национальной ассоциацией профессиональных
психологов (NPPA) в сотрудничестве с Международным объединением
психологических наук, а также Интернациональной ассоциацией прикладной
психологии. В работе конгресса участвовало свыше 600 ученых из 29 стран
Европейского континента, в том числе представители Исландии, Ирландии,
Люксембурга и Лихтенштейна, а также Турции и Израиля.
Открывая конгресс, президент
EFPPA И. Лунт высказала уверенность, что его участники найдут новые пути
развития партнерских отношений профессиональных психологов разных стран в
исследовании интеллектуальных, творческих возможностей человека. Выделение в
качестве приоритетной процедуры измерения творческих возможностей человеческой
личности будет способствовать конструктивному разрешению глобальных проблем
энергетики, экологии, демографии и социальной политики не только для Европы, но
и для населения Земли в целом. На пленарном заседании выступил также
сопредседатель конгресса Ф. Марини, который отметил, что в психологии на
рубеже XX—XXI вв. произошли значительные изменения: приоритет перешел от
теоретико-философских исследований к практико-ориентированным экспериментальным
исследованиям. Вместе с тем развитие комплексных, многоплановых
экспериментальных программ часто порождает множество частных, фрагментарных
исследований. Потенциал современной психологии в Европе включает возможность
проведения самых разнообразных исследований — от нейро-психологических до
кросскультурных, и это позволяет высказать надежду, что психология в XXI в.
будет многоликой и многоплановой, она сможет совместить унитарные и
фрагментарные подходы к изучению человеческих резервов и представить человека
во всей полноте его надежд и трагедий как субъекта, способного активно и
ответственно конструировать стратегии жизни.
Основным тенденциям развития
европейской психологии в настоящее время и перспективам развития психологии в
Европе в XXI в. был посвящен программный доклад председателя конгресса Дж.
Трентини. Было отмечено, что изменилось соотношение объекта и субъекта в
психологических исследованиях. Субъектный подход позволяет, по мнению
докладчика, представить упреждающее моделирование быстро изменяющихся условий
социально-экономического и социокультурного паттерна поведения человека как
проявления его субъектной активности. В основе субъектного подхода —
исследование активной позиции человека при решении задач жизнедеятельности в
условиях социальных, экологических, технологических и организационных
изменений, происходящих в Европе и оказывающих влияние на весь мир. В ряду этих
влияний — и
144
негативные последствия: рост
безработицы, миграционные процессы, изменение экосоциальной структуры жизни,
ломка технологических и энергосберегающих систем. При этом акцент на примате
личности закономерно приходится на моменты исторических кризисов социума, когда
поиски новых путей развития общества и человекосберегающих технологий
становятся особенно важными.
Идея необходимости
междисциплинарного подхода к изучению феномена человека получила свое
воплощение в разнообразных формах работы конгресса: это и симпозиумы по
основным направлениям развития европейской психологии, и мастер-классы ведущих
психологов, тематические сессии, индивидуальные и стендовые доклады (постеры),
вечерние лекции, дискуссионные клубы и “круглые столы”. В рамках конгресса была
организована презентация новых национальных ассоциаций профессиональных
психологов, работающих в различных направлениях прикладной психологии в составе
EFPPA. Среди них были отмечены национальные ассоциации психологов Венгрии,
Словении, Польши, а также Эстонии. К сожалению, среди них не представлены
российские психологи, нет их и в составе Европейской федерации.
На VI Европейском конгрессе
работало восемь симпозиумов: 1) экономическая, политическая и социальная
психология, 2) психология религии и антропология, 3) психотерапия и клиническая психология, 4)
психология здоровья, 5) психология развития и обучения, 6) общая и
экспериментальная психология, 7) организационная психология и психология труда,
8) вопросы этики и организации труда профессиональных психологов. Каждый
симпозиум включал от 10 до 20 тематических сессий; наиболее представительными
по составу участников, оригинальности и разноплановости тематических сессий,
докладов и постеров были 1, 3, 4, 6 симпозиумы.
Традиционно наибольшее
количество сообщений и презентаций было посвящено проблемам коммуникации и
информации в психотерапии, образовании, бизнесе, политике и международных
отношениях. Большой интерес вызвал доклад С. Саари (Финляндия) “Роль и
влияние массмедиа на формирование политического сознания избирателей”.
Оживленную дискуссию на тематической сессии “Коммуникация и информация” вызвали
доклады “Невербальная экспрессия в современном мире” А. Коваева (Словения)
и “Роль речевой и визуальной информации в понимании говорящего” Д. Абе
(Япония). Достаточно много докладов было представлено на симпозиуме по
психологии здоровья. Тематическая сессия “Психология возраста и здоровье женщины”
вызвала интерес как количеством представленных сообщений, так и их
многообразием: “Здоровье женщины. Психосоциальные и средовые детерминанты и
медиаторы женского здоровья” (П. Фри, Бельгия), “Стратегии социальной
поддержки и мобилизации депрессивных пациентов” (Г. Клауэр,Германия), “Социальная поддержка,
враждебность и гнев в межличностных отношениях” (Е. Греенгласс,
Нидерланды). Проблемы здоровья женщины и демографического кризиса в Европе
нашли отражение в докладе М. Хандмана (Дания) “Здоровье женщины и
психология” и Д. Гумминг (Ирландия) “Биомедицинская информация и
качество жизни”.
В целом создалось
впечатление, что традиционные для европейской психологии в прошлом гендерные
проблемы уступают место интенсивным исследованиям в области экологии и
психологии здоровья. Тематическая сессия “Среда, экология и психология”
вылилась в дискуссию по вопросам уровня жизни экономически развитых стран
Европы и качества жизни, которое во многом зависит от экологии среды; здесь
формируются новые понятия: “экопсихология” и “психология жизненной среды”. В
этом плане интересны были доклады Л. Ненчи и М. Мура (Италия)
“Урбанистические представления в организации жизненного пространства” и Р.
Швайцер-Риез (Швейцария) “Использование солнечной энергии в социальной работе
с людьми в Альпах и Пиренеях”, Д. Каррус, М. Бонаиуто (Италия) “Влияние
восприятия среды на организацию национальных парков в Италии”. Проблемам
формирования экологического стиля жизни и детским фантазиям был посвящен доклад
М. Виллеуендаса (Испания). С. Мюнцер и С. Тейлор (Англия)
осветили проблему “Социальная репрезентация здоровья в профессиональной сфере”.
Тематический доклад группы испанских ученых на тему “Особенности психического и
физического здоровья женщин в старости” представил М. Толедо Альяга.
145
Различным проблемам
психотерапевтического взаимодействия были посвящены сообщения Д. Раярди
и Р. Кателлани (Италия), Г. Травесо (Испания) и Г.Де Лео (Нидерланды).
Большой интерес у участников конгресса вызвали презентации-мастерские П.Д.
Хавкинса “Идеомоторное поведение в психотерапии. Клинический подход”, П. Шеттгена (Мальта)
“Японское искусство айкидо в психотерапии конфликта”, “Психодрама” А.Л.
Иаконо (Италия).
Непосредственное отношение к
обсуждавшимся на конгрессе проблемам европейской психологии имеет и проблема
войны и мира, как и была названа одна из тематический сессий. Несколько
докладов было посвящено исследованию основных принципов и результатов психосоциальной
поддержки детей, перенесших войну (М. Затович, К. Станулович, Д. Бергер). Не
вызывает сомнений важность и актуальность исследования “Личностные
характеристики детей, перенесших войну” М. Затовича (Словения), “Ресурсы
и средства утверждения этнических групп в Ливане” Д. Зугуеиб (Ливан),
“Рефлексия жестокости в мирное время” Л. Фонтеса (Испания).
Достаточно представительным
по количеству тематических сессий, заявленных докладов и мастер-классов был
симпозиум “Психология развития и обучения”. Интересными были доклады “Стресс и
интеллектуальное развитие студентов” X. Ловегрове (Норвегия),
“Когнитивная активность и психическое здоровье” Г. Бертолотти (Италия),
“Трансактная модель поддержки социальной и физической активности детей в
процессе обучения в школе” К. Джонсон, Д. Ли (США). С сожалением надо
отметить, что в этом симпозиуме, как и в ряде других были заявлены доклады
российских ученых (например, Л.
Обуховой “Формы и функции имитационного поведения у детей”, А.
Подольского “Депрессия и другие психопатологические проявления в среде
русских детей-эмигрантов в Хельсинки” и других), но в силу известных
обстоятельств многие из них не приехали на конгресс. Российская психология была
представлена довольно компактной группой, в основном, представителями молодого
поколения ученых, доклады и постеры которых были заявлены в различных
тематических сессиях. Это доклад Н. Михайловой (Москва) “Развитие
личности в ситуации эмиграции”, Е. Савиной (Орел) “Социальные
репрезентации о душе у детей и взрослых”, М. Чумаковой (Курган)
“Личность студента в аспекте эффективности обучения”, И. Макаровой
(Москва) “Особенности психомоторного развития детей с нарушениями речи”, И.
Лоткиной (Омск) “Этнология и этнопсихология”, А. Болотовой (Москва)
“Время и его отражение в межличностных взаимодействиях”. Достаточно
представительными на конгрессе были делегации психологов Украины, Грузии,
Молдавии, Эстонии и Литвы, что способствовало инициации дискуссий о путях
развития психологии, проблемах коммуникации между учеными разных стран.
Резюмируя, можно отметить,
что интенсивная работа VI Европейского конгресса по психологии позволила
выявить состояние, проблемы и перспективы развития европейской психологии в
преддверии XXI в.
Москва