Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в полнотекстовом ресурсе.  Заглавная страница ресурса... 

140

 

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

 

ПСИХОДИАГНОСТИКА ГРУПП С ВЫСОКИМ РИСКОМ АЛКОГОЛИЗАЦИИ В ВУЗАХ МВД РФ

 

В.Р. АМИРОВА, С.А. БОГДАНЧИКОВ, Л.Н. ИВАНОВ

 

Ранняя диагностика нервно-психических расстройств среди личного состава органов охраны правопорядка, а также выявление лиц, склонных к противоправному поведению (в частности, на почве злоупотребления алкоголем) по-прежнему остаются актуальными проблемами для системы МВД РФ. Подтверждением тому может служить анализ дисциплинарной практики учебных заведений МВД, который отражает недостаточное качество профессионального отбора.

Помимо системы профессионального отбора и профессиональной ориентации личного состава ОВД, необходима также разработка системы четкого динамического контроля, в первую очередь, за нарушениями психического здоровья, так как изменения психической сферы наиболее часто сказываются на выполнении служебных обязанностей и являются причиной не только снижения работоспособности и инвалидизации сотрудников, но и лежат в основе профессиональных ошибок и чрезвычайных происшествий.

Целью исследования, проведенного в Саратовском юридическом институте МВД РФ, явилось изучение возможности раннего выявления среди слушателей лиц с высоким риском алкоголизации на основе данных психометрии, в частности, использования шкал достоверности и дополнительных шкал стандартизированного многофакторного метода исследования личности (СМИЛ).

Всего было обследовано 242 человека (223 респондента мужского пола и 19 — женского), из них 72 слушателя II курса, 23 слушателя III курса и 147 слушателей IV (выпускного) курса.

Компьютеризированная статистическая обработка результатов исследования производилась с использованием методов вариационной статистики. При расчете показателей достоверности в соответствии с критерием Стьюдента и проведении корреляционного анализа применялся пакет статистических программ STATGRAPHICS.

После предварительного анализа результатов психометрии респонденты были разделены на две группы — В и С. В группу В были включены лица с доминированием шкалы 007 (алкоголизм), в группу С — доминированием шкалы 009 (степень алкогольного изменения).

Усредненный показатель по шкале 007 в группе В составил 44,8 ±0,26 (SB) и статистически достоверно превысил показатель всех респондентов, включенных в обследование, который равнялся 37,5±0,27 [SB(p<0,001)].

Общая численность группы с доминированием шкалы 007 (алкоголизм) составила 37 человек, или 15,3 % от общего числа испытуемых (242 человека); из них 32 человека мужского пола, или 14,3 % от общего числа мужчин и 5 — женского пола, или 21,0 % от общего числа женщин.

Анализ распределения вошедших в группу В по курсам позволил отметить тенденцию к уменьшению численности слушателей к концу обучения.

Это, на наш взгляд, может быть объяснено общей аналогичной тенденцией, достигающей пика в начале четвертого года обучения.

Проведение более детального анализа в группе В позволило отметить ряд особенностей. В частности, данная группа характеризуется

 

                                                                   141

 

высокими показателями не только по шкале 007 (алкоголизм), но и по шкалам L (ложь), К (коррекция), 049 (доминирование), 092 (интеллект), 106 (лидерство), 197 (реальная социальная включенность), а также более низкими показателями (по сравнению со всеми остальными респондентами) по шкале 026 (самоконтроль), 057 (зависимость) и 074 (контроль над враждебностью). Статистически достоверная разница была получена при сопоставлении не только показателей шкалы 007, но и показателей шкал L, 026, 057 и 074. По остальным шкалам статистически достоверная разница сопоставляемых величин не была обнаружена.

Полученные результаты позволили предположить наличие взаимосвязи между уровнем алкоголизации, уровнем самоконтроля и уровнем контроля над враждебностью. Это потребовало проведения дополнительного корреляционного анализа, результаты которого отражают наличие статистически значимой линейной связи между показателем шкалы 007 и показателем шкалы К (r=0,23), показателем шкалы 049 (r=0,23), а также обратной корреляционной связи между показателем шкалы 057 (r=-0,24), 074 ( r =-0,30), 092 (r =-0,14) и 197 (r =-0,42).

Полученные результаты не противоречат общепринятым представлениям о личности субъекта, склонного к злоупотреблению алкоголем. Более того, можно сказать, что они дополняют “классический” психологический портрет и выявляют ряд особенностей, характерных для изучаемого контингента. В частности, заслуживает внимания тот факт, что данная группа лиц характеризуется доминированием, высоким уровнем интеллекта, качествами лидера, а также высоким уровнем социальной включенности.

Теперь перейдем к обсуждению результатов группы С, характеризующейся доминированием шкалы 009, показатель которой составил 70,2 ±2,97 и тем самым статистически достоверно превысил показатель аналогичной шкалы в группе В, который равнялся 37,2±0,74 (р<0,001).

Общая численность группы с доминированием шкалы 009 (степень алкогольного изменения) составила пять человек, или 2,1 % от общего количества слушателей, включенных в обследование, из них три слушателя мужского пола, или 1,34 % от общего количества мужчин, включенных в исследование, и два слушателя (10,5 %) женского пола.

Выделенная на основе высоких показателей шкалы 009 группа С характеризовалась также высокими показателями шкал 016 (уровень тревоги), 019 (отзывчивость), 057 (зависимость), 099 (осознанная враждебность), 139 (идеи преследования), 162 (предубежденность), 165 (психастения). При этом была получена статистически достоверная разница по всем указанным шкалам, за исключением шкалы F (аггравация) и К (коррекция).

Отметим, что присутствие обратной зависимости между степенью алкогольного изменения и показателем шкалы 139 (идеи преследования) не исключает (в отдельных случаях) наличия симптоматики психотического уровня, которая маскируется алкогольной зависимостью.

Кроме того, в группе С, как и в группе В, был проведен корреляционный анализ, результаты которого свидетельствуют о наличии статистически достоверной связи между сопоставляемыми величинами, за исключением шкалы L (ложь).

Кроме перечисленных групп риска, представляется возможным выделение лиц на основе доминирования шкалы 052 (преступность) (группа D) и шкалы 172 (рецидивизм) (группа Е).

Группу с доминированием шкалы 052 можно охарактеризовать на основе сочетания высоких показателей указанной шкалы с высоким уровнем самоконтроля и враждебности, а также наличием идей преследования на фоне высокого интеллекта и выраженной тенденции к лидерству. В численном отношении эта группа составила 0,4 % от общего числа включенных в исследование респондентов.

Численность респондентов группы Е с ведущей шкалой 172 (рецидивизм) составляет 0,7 % от общего числа испытуемых, включенных в исследование. Данная группа характеризовалась высоким уровнем интеллекта и лидерства, склонностью к доминированию и высокой социальной включенностью на фоне низкой зависимости и самоконтроля.

Подробный статистический анализ групп D и Е провести было невозможно из отсутствия (на данном этапе исследования)

                                                                   142

 

достаточного объема статистического материала.

Полученные результаты свидетельствуют не только о возможности, но и необходимости формирования групп интенсивного психологического сопровождения на основе результатов психодиагностики, в частности, использования шкал достоверности и дополнительных шкал СМИЛ. Последующее консультирование и соответствующее обоснование позволит сформировать группы с высоким риском девиаций и (или) группы диспансерного наблюдения.

Преобладание в выделенных группах риска респондентов женского пола свидетельствует о необходимости целенаправленного изучения данного вопроса и разработки программ психологического сопровождения личного состава сотрудников ОВД с учетом отмеченной особенности.

Наблюдение за группами, характеризующимися доминированием шкал 007 (алкоголизм), 009 (степень алкогольного изменения), 052 (преступность) и 172 (рецидивизм), целесообразно продолжить в динамике на основе сопоставления результатов психометрии и клинического наблюдения.

Мы полагаем, что полученные нами результаты, непосредственно относящиеся к системе профессионального отбора и обучения в вузах МВД, имеют не только узкое прикладное, но и общее практическое, а также общепсихологическое значение.

Поступила в редакцию 6.VIII 1998 г.