Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в полнотекстовом ресурсе.  Заглавная страница ресурса... 

31

 

ПСИХОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

 

СИТУАЦИОННАЯ МОТИВАЦИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ У ПОДРОСТКОВ

 

Т.И. ПЕТРАКОВА, Д.Л. ЛИМОНОВА, Е.С. МЕНЬШИКОВА

 

Исследования, посвященные проблеме приобщения подростков к наркотикам, можно разделить на две группы: направленную на установление преморбидной отягощенности подростков, склонных к употреблению наркотиков, неврозами, аффективными расстройствами и латентными формами эндогенных заболеваний [1]; и изучающую тенденции негативных изменений в социальной сфере, общие мотивы и мотивировки злоупотребления, роль различных социальных групп, типы семейного воспитания [2] - [4]. Подобные работы, отражая индивидуальный и социальный контекст приобщения подростков к наркотикам и фона злоупотребления ими, ярко свидетельствуют о необходимости социальных и коррекционных воздействий. Однако эти исследования не позволяют расширить собственно методические приемы и техники, используемые в работе с подростками.

В данном исследовании основной целью явилось изучение положительной мотивации употребления наркотиков в различных ситуациях для разработки методик профилактической работы с подростками. В связи с этим были поставлены следующие задачи.

1. Выявить особенности ситуационной мотивации употребления наркотиков у подростков, проанализировать данные, свидетельствующие о готовности к употреблению психоактивных веществ.

2. Изучить психологические механизмы и особенности мотивации употребления наркотиков на фазе приобщения, первых проб.

3. Выяснить возможности изменения типичных ситуаций, провоцирующих употребления наркотиков, в практической коррекционной работе с подростками.

 

МЕТОДИКА И ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве методического приема исследования была разработана и апробирована проективная техника в виде описания 15 затруднительных ситуаций, требующих принятия определенного решения [5]. Каждая ситуация содержала предложение попробовать наркотики со стороны какого-либо лица из ближайшего окружения подростка. Методика разработана в мужском и женском вариантах. Ниже приведены примеры стимульных ситуаций.

"С нетерпением вы ожидали встречи со своим любимым. Вы готовы были пожертвовать всем, лишь бы оставаться рядом с ним. В этот вечер ваш друг был в подавленном настроении и все ваши попытки развлечь его оканчивались неудачей. Наконец, парень вам признался в том, чего бы он хотел. Он предложил вам изведать необычные ощущения, с чувством описывал, что сегодня вы как никогда будете близки друг другу,

 

                                                                  32

 

любовь станет прекрасней и сильней, а все вокруг будет напоминать увлекательный сон".

"На дискотеке вы познакомились с М., понравились друг другу, нашли, что у вас есть общие интересы, вместе проводили вечера. М. рассказал вам о своих знакомых, "классной жизни", компаниях, доступных девчонках. Однажды новый приятель предложил вам "травку"".

Испытуемых просили в ответ на предложение употребить наркотик рассказать о своих возможных последующих действиях, объяснить их. Полученные ответы представляли собой согласие или отказ подростков употребить наркотик, описание их мыслей, чувств и мотивировок принятия решения.

Объектом исследования явились 124 учащихся (69 мальчиков и 55 девочек) в возрасте 14 — 17 лет.

По данным предварительного анонимного опроса было установлено, что из общего числа обследованных 53 человека (52,7 %) хотя бы один раз в жизни принимали наркотическое или токсикоманическое вещество.

Экспериментирование с психоактивными веществами можно рассматривать как акт поведения в определенных ситуациях, которые объективно требуют решения эмоциональных проблем, преодоления жизненных трудностей.

Анализ полученных ответов позволял судить об определенной готовности подростков к приему наркотиков, обусловленной степенью информированности как о действии наркотиков, так и о нежелательных последствиях их употребления, наличием стремления испытать соответствующие ощущения, убеждениями, ценностями, связанными с представлениями о социальной нежелательности или осуждении обществом приема наркотиков. Эта предрасположенность подростка складывается и реализуется в конкретном поведении при определяющем значении усвоенных им представлений о допустимости употребления психоактивных веществ в определенных обстоятельствах.

Наши данные показывают, что использованная методика позволяет выявить поведенческий аспект установки подростков по отношению к употреблению наркотиков.

 

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

Из всех обследованных 45 (36,5 %) положительно отнеслись к предложению попробовать наркотик. Большинство испытуемых, положительно ответивших в данных ситуациях, - это молодежь, уже имевшая опыт употребления наркотиков (75 %). Здесь обращает на себя внимание не столько очевидность факта влияния прошлого опыта, сколько наличие группы потенциальных "экспериментаторов", т.е. тех подростков, которые готовы впервые попробовать психоактивное вещество (1/4 от всех, выразивших намерение употребить наркотик). Представляется, что если в контексте профилактических занятий ориентироваться на эту конкретную группу риска, то принятие подростком решения "пробовать - не пробовать', "употреблять - не употреблять" можно сделать более опосредствованным.

Среди таких подростков 67,2 % выразили однозначное желание употребить наркотик. Их установка жестко детерминирована импульсивным побуждением и непосредственно влечет за собой принятие предложения. Наиболее частые мотивировки в этой группе основаны на знании того, что наркотики вызывают приятные ощущения, необычные переживания, улучшают настроение, помогают "забыться" и получить "кайф", т.е. можно отметить положительное отношение подростков этой подгруппы к употреблению наркотиков. Из других мотивировок наиболее часто встречаются объяснения типа "в жизни нужно все попробовать", "от одного раза ничего не будет", "если все так плохо, лучше попробовать". Для этой группы характерно преобладание эмоционального компонента в побуждении принять наркотик,

                                                                    33

 

причем здесь важны как ближайшие цели, так и защитный положительный прогноз или стереотип.

Другие подростки из числа согласившихся (12,1 %) были менее импульсивны в решении, хотя и не имели ничего против наркотиков. Они были избирательны к виду наркотического вещества, способу его применения и обстоятельствам, которые могли бы служить для этого оправданием: "отказался бы от "химии", но согласился бы с "планом""[1], "согласился бы только на "колеса", но колоться никогда не буду". Таким образом, у данных подростков также имеется положительная установка к наркотикам, однако в нее включены альтернативы, предполагающие выбор наименее опасных веществ и способов их употребления. Мотивация употребления того или иного вещества основана на личных убеждениях, сформированных в среде подростков, начинающих употреблять психоактивные вещества. Эти убеждения могут сказываться впоследствии. Как показывает опыт, при формировании наркомании, выборе наркотика имеет значение способ его употребления. Например, абсолютное большинство пациентов с героиновой наркоманией начинало с курения препаратов каннабиса, переходя затем к вдыханию героина. Можно предположить определенную последовательность или разновидности процесса приобщения. Первый тип - это решение импульсивное, эмоционально окрашенное, без признаков анализа ситуации и возможных последствий. Второй тип - это решение, учитывающее обобщенные признаки видов веществ и способов употребления, оно, следовательно, несет элементы опосредствования имеющейся информацией.

Следующая подгруппа подростков продемонстрировала неоднозначный ответ - "скорее "да", чем "нет"" (20,7 %). У них выявлена потребность в дополнительной информации о том, что представляет собой предлагаемый наркотик, какие эффекты он дает, как его принимают, каковы сроки формирования зависимости, возможны ли неблагоприятные последствия для организма. Для них также имела значение авторитетность и значимость лица, которое предлагает наркотик, возможность поддержки с его стороны ("попробую, но в присутствии подруги"), достоверность получаемых сведений ("она мне хочет помочь, ведь подруга все-таки медик"); обеспечение секретности употребления ("если не узнают родители"), их собственное настроение и желания. Можно считать, что у подростков данной подгруппы установка к употреблению наркотиков включает как анализ веществ и способов их введения, так и оценку ситуации, в которой они предлагаются. При наличии этого важнейшего составляющего когнитивного компонента обнаруживается слабость собственно критического элемента в принятии решения. Подростки усвоили иллюзорное представление о том, что наркотик может быть одним из способов преодоления жизненных проблем, поскольку при выполнении определенных условий они готовы согласиться на его употребление. Это третий тип принятия решения, который несет элементы опосредствования мышлением.

В зависимости от предшествующего опыта положительные ответы на предложение употребить наркотики распределялись следующим образом. В подгруппе, имевшей опыт употребления, наибольшая доля ответов пришлась на импульсивное решение (72,5 %) и наименьшая была связана с интеллектуальным опосредствованием (12,5 %). Несколько иное соотношение выявлено в подгруппе не имевших опыта. Как и в предыдущей подгруппе, наибольшая доля ответов была импульсивна (50,3 %), а на втором месте по частоте - решения, связанных с элементами мышления (33,3 %), но без критического анализа. Ответы большей части обследованных ориентированы на конкретный эпизод, собственный

 

                                                                   34

 

опыт, сиюминутное желание и состояние. Обучение умению принимать отрицательное решение об употреблении наркотиков, связанному с интеллектуальной переработкой достоверной информации, может иметь существенное значение в профилактике приобщения к наркотикам.

В группе не имевших опыта употребления наркотиков, но в эксперименте соглашавшихся с предложением его попробовать больше половины (56,5 %) приводят гедонистические мотивировки ("зная, что будет кайф, не откажусь", "мне предлагают отдохнуть... и один раз можно"). Другие испытуемые из этой группы усвоили представления о том, что с помощью наркотика можно избавиться от негативных переживаний, достигнуть успеха или самоутвердиться, справиться с затруднительным положением и устроить свое будущее.

Треть испытуемых, имевших опыт употребления наркотиков, в экспериментальной ситуации описывают не столько мысли и чувства, как требует инструкция, а те положительные переживания, которые у них были в наркотическом опьянении. При этом они в большинстве случаев соглашаются с предложением употребить наркотик. Здесь, по-видимому, можно говорить об актуализации психологического влечения к наркотику.

Нами было выявлено, что наиболее часто согласие принять наркотик подростки высказывали в трех типах ситуаций.

1. Когда наркотик предлагается как "лекарство" от сильных эмоциональных переживаний: страха, ненависти, обиды, досады, бессилия, беспомощности, одиночества. Часто подобные ситуации связаны с неблагополучной семейной обстановкой и травмирующими семейными отношениями (присутствие в семье сожителей, алкоголизм родителей, безнадзорность, жестокое обращение с подростком).

2. Если главным является вопрос, оправдывает ли цель принятие наркотического средства, то определяющими становятся ценности и личностные смыслы подростка в значимой для него ситуации выбора. Кроме того, выявляется способность испытуемого противостоять давлению группы или авторитету, рассчитывать на собственные силы, самостоятельно принимать решения, нести ответственность за свое поведение.

3. Когда намерение принять наркотик вызывается такими факторами, как конформизм, демонстративный протест против мнения старших, склонность к риску, любопытство, стремление к самоутверждению среди сверстников, снятие эмоционального напряжения.

Выделение типичных ситуаций было обусловлено необходимостью апробировать использование рассказов в молодежной аудитории с тем, чтобы впоследствии, проведя групповую дискуссию и критический анализ возможных последствий, оценить возможность применения данного приема в работе с подростками.

Варианты наиболее провокационных ситуаций использовались нами в качестве однократного кратковременного вмешательства на уроках с учащимися VIII и IX классов средней школы (84 человека). Первоначально после устного предъявления рассказов было проведено тайное голосование в отношении употребления психоактивных веществ. Затем методом "мозгового штурма" производилось сопоставление аргументации "за" и "против". Были также оценены близкие и отдаленные негативные последствия однократного употребления, важность личного решения и способы отказа от "соблазнительных" предложений. В заключение проведено повторное тайное голосование в отношении личной позиции подростков в связи с возможностью употребления наркотика.

В результате было выявлено, что при первом голосовании готовность употребить наркотик выразили 39,8 % опрошенных

                                                                    35

 

подростков, а при втором - только 23,5 %. Эти данные убедительно свидетельствуют о целесообразности применения данного приема в профилактической работе. Однако следует отдавать себе отчет в том, что результат имеет кратковременный эффект и одноразовое вмешательство обладает весьма ограниченным влиянием на реальное поведение.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате исследования поведения подростков в экспериментальных ситуациях, побуждающих к употреблению наркотических веществ, были установлены следующие закономерности.

Мотивация подростков, согласившихся в экспериментальной ситуации попробовать наркотик, в большинстве случаев характеризуется импульсивностью, реакцией на побуждение (62,7 %). Второй тип положительной мотивации (20,7 %) включает использование наличной информации о предпочтительных веществах и способах употребления. И, наконец, третий тип ситуационной мотивации отражает наличие элементов оценки и опосредствования решения мышлением (12,1 %) при отсутствии критического анализа.

Спонтанное решение употребить наркотик объясняется сочетанием влияния прошлого опыта и беспрепятственности, располагающей к злоупотреблению наркотиками. В группе подростков, не имевших опыта употребления наркотиков, но в эксперименте соглашавшихся с предложением его попробовать, значительная часть демонстрирует гедонистические ожидания и представления о том, что с помощью наркотика можно избавиться от негативных переживаний, достигнуть успеха или самоутвердиться, справиться с затруднительным положением и положительно повлиять на будущее. В связи с этим можно утверждать, что мотивация, связанная с конкретными ситуациями, несущими негативные аффективные переживания, играет важнейшую роль в формировании и активизации особого "состояния готовности" к употреблению наркотических веществ.

В работе показано, что если в контексте профилактических занятий ориентироваться на конкретную группу риска (т.е. подростков, не имеющих опыта употребления, но готовых впервые попробовать наркотик), то принятие решения "пробовать - не пробовать", "употреблять - не употреблять" можно сделать более опосредствованным и тем самым способствовать отказу от употребления наркотика. Занятия включали также обучение способам отказа от "соблазнительных" предложений.

Таким образом, в результате проведенного исследования и апробации предложенного метода были получены данные, позволяющие сформулировать дополнительные принципы профилактической работы с подростками в учебных группах. Эти принципы основываются на учете всех основных особенностей ситуационной мотивации. При использовании в практической работе примеров наиболее провоцирующих ситуаций появляется возможность адекватно расставить акценты при выборе личного решения, при рассмотрении возможных альтернатив и последствий. Предложенный методический прием позволяет оказать воздействие на ожидания и представления учащихся, привить им чувство ответственности за свое решение. Уточнение представлений о способах использования наркотиков, связанных с опасностью для здоровья, позволяет ввести дополнительные фрагменты в тематику занятий. При этом следует иметь в виду, что любая информация подобного рода должна опираться на наличный уровень знаний аудитории.

 

1. Битенский В.С., Херсонский Б.Г. Мотивировка и условия, способствующие злоупотреблению опиатами у подростков // Психологические исследования и психотерапия в наркологии / Под ред. А.Е. Личко. Л., 1989. С. 83 — 87.

2. Гульдан В.В., Корсун А.М. Поиск впечатлений как фактор приобщения подростков к наркотикам // Вопр. наркол. 1990. № 2. С. 40 — 44.

 

36

 

3. Гульдан В.В., Романова О.Л., Сиденко О.К. Подросток-наркоман и его окружение // Вопр. психол. 1993. № 2. С. 44 — 48.

4. Петракова Т.И. Особенности поведенческого компонента установки на употребление наркотиков у подростков // Позднякова М.Е. (ред.) Наркомания как форма девиантного поведения. М.: ИСРАН, 1997. С. 13 — 22.

5. Пятницкая И.Н. Наркомании. М.: Медицина, 1994. С. 185 — 212.

 

Поступила в редакцию 5.V 1998 г.



[1] «План» - жаргонное название марихуаны.