121
НАШИ
ЮБИЛЯРЫ
К 70-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Б.Б. КОССОВА
25 июня исполнилось 70 лет
Борису Борисовичу Коссову - доктору психологических
наук, профессору, заведующему кафедрой психологии в Шуйском госпедуниверситете.
Выпускник МГУ и аспирантуры Психологического института РАО, он является
учеником и последователем научных школ Б.М. Теплова и П.А. Шеварева
в Психологическом институте.
Уже в 1971 г. в монографии
"Проблемы психологии восприятия", подготовленной на основе докторской
диссертации, он, как отметил рецензент монографии Б.Ф. Ломов, "впервые в
развернутой форме излагает концепцию о системном строении психики" и
выступает одним из основоположников системного подхода в его современном виде в
отечественной психологии. Им открыт более общий, по сравнению с законом
различимости Кроссмена для одномерных объектов, закон относительной
различимости и доказана его справедливость для одномерных и многомерных перцептивных систем (обнаружения, различения, выделения,
распознавания). Впоследствии он конкретизировал общий системный подход
применительно даже к творческому мышлению ("Творческое мышление,
восприятие и личность". 1996).
В период
работы во ВНИИ физкультуры и спорта (1968 - 1976) и снова в Психологическом
институте (1983 - 1990) Б.Б. Коссов и сотрудники
руководимых им лабораторий распространили системный подход на изучение
закономерностей самоконтроля и саморегуляции спортивной деятельности, применив
его в научно-практической работе по психологическому обеспечению сборных команд
СССР и Вооруженных Сил ("Познавательные процессы у спортсменов": В 2 т.
1973 - 1976), а затем - для создания системы физического воспитания школьников
("Психомоторное развитие младших школьников". 1989;
"Психологические проблемы физического воспитания школьников". 1989).
Необычайной широтой
отличаются не только области собственно научных исследований Б.Б. Коссова (от психофизиологии до педагогической и общей
психологии, психологии управления и психологии личности), но и области их
практического приложения. Это объясняется необходимостью все более тщательной
проверки правомерности теоретических позиций и новой методологии системного
подхода. Так, принципиально важный шаг был сделан в психодиагностическом
обеспечении системно-стилевой концепции личности (после 1976 г.) во время его
работы с руководителями и слушателями Академии МВД. Тогда им впервые был
создан, практически использован и обоснован высоковалидный
системно-стилевой метод исследования (диагностики) личности. Одним из признаний
заслуг Б.Б. Коссова в отборе слушателей Академии и
изучении руководящих кадров было присвоение ему в 1981 г. воинского звания
"полковник".
Б.Б. Коссов
является одним из авторов новой концепции высшего образования, которую он
разрабатывал с коллегами из НИИ высшего образования, начиная с 1990 г., сначала
в качестве заведующего отделом, а в настоящее время - главного научного
сотрудника. Он также
122
руководит темой при Госкомвузе в рамках Научной
программы «Высшая школа России», является руководителем постоянного
межвузовского научного семинара «Психологическая поддержка в высшем
образовании», редактором ряда сборников и учебных пособий и организатором
«круглого стола» при «Психологическом журнале» (1994) на ту же тему.
С 1995 г. Б.Б. Коссов руководит вновь созданной кафедрой психологии в
Шуйском госпедуниверситете (ШГПУ). За это время
кафедрой было опубликовано три научных сборника, посвященных проблемам
образования, его гуманизации и развитию в нем
личности. При кафедре работает постоянный межвузовский научный семинар
«Психологическая поддержка в школе и вузе». Как профессор ШГПУ и Российского
университета дружбы народов Б.Б. Коссов много
внимания уделяет подготовке аспирантов и соискателей (всего их 22 человека).
При их активном участии на разных факультетах создаются компьютерные банки
индивидуально-психологических данных студентов. Теоретической
основой всей этой работы и популярного у студентов спецкурса «Психодиагностика
и личностно-развивающее образование» является системно-стилевая концепция
личности, получившая дальнейшее развитие и подтверждение в целом ряде последних
книг и статей Б.Б. Коссова («Личность и
педагогическая одаренность: новый метод исследования». 1998; «Психология
личности: проблемы теории, диагностики и развития». 1999 и др.).
Б.Б. Коссов
является действительным членом ряда международных академий. У тех, кто с ним
общается, он вызывает чувства уважения и симпатии. Его ценят как научного
руководителя и благожелательного человека. Б.Б. Коссов
пользуется заслуженным авторитетом среди коллег, друзей и учеников своим
бескорыстным служением науке. Все они искренне желают Б.Б. Коссову
новых научных и педагогических успехов, а также счастья и здоровья ему и его
семье.