Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в полнотекстовом ресурсе.  Заглавная страница ресурса... 

118

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЗИЦИИ НЕНАСИЛИЯ

 

В столице Башкортостана Уфе 20-21 мая 1999 г. состоялась Международная научно-практическая конференция по проблеме формирования позиции ненасилия.

Появление новой проблемы неслучайно. Неизмеримо возросла опасность необратимых изменений в цивилизации, которые могут привести к ее полному крушению. На пленарном заседании прозвучало семь докладов. Проблемы востребованности педагогики ненасилия обозначила Е.Е. Чепурных - заместитель министра общего и профессионального образования РФ. О конкретных формах внедрения принципов ненасилия в Башкортостане рассказала Г.М. Мухамедьянова - министр народного образования Республики Башкортостан. М.В. Кабатченко (Москва) - Президент международного движения "Педагоги за мир и взаимопонимание" - перечислил основные сферы опасностей: общеэкологическую, деформацию образования, обострение этнических отношений, самоуничтожение цивилизации. Н.В. Морозова (Москва) назвала направления развития службы практической психологии в образовательной среде, отметив, что наиболее действенному отряду "проводников" принципов ненасилия - практическим психологам - мешает отсутствие нормативно-правовой базы. С.Б. Баязитов (Уфа) дал развернутый анализ достижений и затруднений в конкретной деятельности практических психологов в Республике Башкортостан.

Полемическим был доклад В.Л. Бенина (Уфа). Отметив ряд моментов (нетипичность, идеализм, романтизм), он призывал к научному пересмотру основных положений гуманизма в соответствии с основной конечной целью - выживанием человечества. С теоретико-практической программой выступила член Американской ассоциации юристов, специалист по защите прав женщин Д. Пост. Она наглядно продемонстрировала технологию работы с программами по профилактике насилия, снабдив безвозмездно участников соответствующей литературой.

На секции "Принципы ненасилия как реальный путь разрешения глобальных проблем человечества" (руководители М.В. Кабатченко, Р.М. Фатыхова) доклады были прочитаны по нескольким темам. Общие проблемы экологического образования были затронуты в докладах А.Ф. Амирова, С.В. Трусова (Уфа), Л.А. Антонова (Благовещенск), С.А. Балакиревой (Уфа), Е.А Седлецкой (Москва) и других.

 

119

 

Вопрос о специфичности восприятия экологических проблем различными слоями общества (в частности, молодежью) был поднят в докладах Д.Н. Карпова (Стерлитамак), Н.П. Несговоровой (Курган).

Вопросы профилактики детской заболеваемости в системе образования обсуждались Т.А. Андронниковой (Москва), возможности предотвращения физического и психического насилия - З.Ю. Бикбулатовой (Уфа). Острую дискуссию вызвала проблема влияния бессознательных установок при самоопределении личности в моно- и полиэтнической среде, изложенная в докладе В.Ф. Сафина (Уфа).

Значение национальной культуры в процессе формирования гуманистически ориентированной личности обсуждалось в докладах, представленных А.М. Сафиной (Стерлитамак), В.К. Кочисовой (Владикавказ), А.Р. Джиоевой, Г.Х. Джиоевой (Владикавказ), Р.Н. Ахметжановой (Уфа) и других. Роль народной педагогики, а также различных педагогических технологий в укреплении такой позиции личности была представлена в материалах В.М. Смирнова, Л.В. Коршиковой (Самара), В.Н. Никитенко (Биробиджан). Особый интерес вызвал доклад К.Т. Султанова (Дербент) о целостной программе национально-региональной гуманизации образования и учебных планов школы, позволяющей повысить культуру и результативность учебного труда, уменьшить конфликтность во взаимоотношениях учащихся и преподавателей.

Вопросам укрепления в сфере образования гуманитарной парадигмы, предполагающей направленность на диалогическое общение, ненасильственное взаимодействие с внутренним миром детей, была посвящена работа секции "Организация и укрепление субъект-субъектных отношений в обучении и воспитании ребенка как условие формирования зрелой личности" (руководители: Н.В. Морозова, Москва; З.И. Тюмасева, Челябинск).

В большинстве сообщений рассматривались субъект-субъектные отношения в образовательном процессе. Поднимались вопросы организации содержания и форм практической реализации подобных отношений в образовании (Л.И Рюмшина, Ростов-на-Дону; Л.Г. Дмитриева, Уфа; З.И. Тюмасева, Челябинск).

Ю.С. Жуйков (Москва) отметил некоторую неправомерность, некорректность термина "субъект-субъектные отношения", аргументируя свою точку зрения тем, что целесообразнее в данном контексте говорить о "субъектных взаимоотношениях".

Обсуждались также роль учителя в организации субъект-субъектных отношений  (Н.С. Ефимова, Москва; А.В. Малолеткова, Стерлитамак; Ю.А. Кочеткова, О.И. Ферапонтова, Самара; Д.Ю. Чернов, Москва); проблемы диалогического общения (Л.Л. Ершова, Стерлитамак; И.Ф. Петрова, Уфа; Шен Али, Измир, Турция). Интересные сообщения представили Е.Л. Марголина (Ростов-на-Дону), М.Р. Манигалиева (Москва),   Т.А. Султанова (Уфа), Н.И. Исаева (Белгород), С.И. Галяутдинова (Уфа).

Отношения между учителем и детьми складываются прежде всего в совместных занятиях, совместной учебной деятельности. По мнению Е.Н. Галкиной и А.К. Осницкого (Москва), для установления субъектных отношений необходима культура сотрудничества, способствующая формированию умений саморегуляции учащихся, их самостоятельности в учебе. Дефицит сотрудничества и доверия друг к другу, хотя бы в отношениях, приводит детей в группу риска, делает их менее самостоятельными в учебе и поведении.

В работе секции "Социально-экономические и психологические предпосылки свободного самоопределения личности в профессиональной сфере" (руководители: А.К Осницкий, Москва; Т.С. Чуйкова, Уфа) затрагивался широкий круг проблем гуманизации в профессиональном самоопределении.

А.Р. Кудашев (Уфа) обсуждал механизмы адаптации, которые активно генерируются человеком. В.П. Ростовский (Уфа) предлагает рассматривать процесс личностной адаптации как активный и творческий процесс приспособления личностью окружающего мира и себя путем привнесения в них изменений.

Активизирующее личность влияние совместно-проектной деятельности, полезность приобщения учащихся к самомаркетингу, поисково-исследовательской работе, игротехникам, преодолению непредсказуемых образовательных ситуаций рассматривали Л.В. Блинов (Биробиджан), Г.Х. Валеев (Стерлитамак), Р.В. Габдреев (Казань), Р.Э. Саитбаева (Москва). В работе В.А. Кузнецовой (Белебей) был затронут вопрос формирования исследовательских умений как условия успешного профессионального самоопределения.

 

120

 

Формированию учителя как "саморазвивающейся системы", необходимости согласования дидактического и личностно развивающего уровня в обучении и педагогическом взаимодействии было посвящено сообщение Н.Е. Седовой (Комсомольск-на-Амуре). М. Спикхейер (США) рассмотрела основные принципы обучении детей в школах США (индивидуализация, неформальность, равенство возможностей, правовая защита). Ю.И. Юричка (Бирск) предложила программу реабилитационной и профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями под флагом ненасилия и уважительного отношения к отечественным представлениям о логике психического развития детей.

Разноуровневость и возможная противоречивость идеалов профессиональной карьеры были проанализированы А.М. Шевелевой (Ростов-на-Дону). Ценностно-личностная саморегуляция, саморегуляция деятельности и формирование субъектности, обеспечивающие человеку самостоятельность и продуктивность усилий, рассматривались А.К. Осницким как условия установления ненасильственных отношений с окружением при выборе и освоении профессии.

А.О. Агафонова (Москва) показала, что повышенная конфликтность, агрессивность, напряженность в поведении, увеличение числа примитивных защит связаны с недостаточной гибкостью, независимостью и другими недостатками саморегуляции активности. Е.М. Коноз (Москва) обнаружила связи усиления нейротизации с повышением акцентуации функций планирования и программирования активности и слабостью функций моделирования условий. Х.С. Рафиков (Уфа) отметил возможности и важность выявления генетических задатков предрасположенности к разным видам активности.

В докладе А.В. Рубцова (Москва) заявлена полезность анализа построения способов совместной работы при моделировании участниками форм деятельности и ее организации. Г.Ш. Яхина (Москва) показала, что гуманизация проявлений власти возможна в процессе адаптации (с составляющими аттракции); индивидуализации (обнаружения собственной уникальности); и интеграции сотрудника в рамках деятельности (без деформирующих для личности последствий).

Т.С. Чуйкова (Уфа) рассматривала различные профессионально-личностные позиции психолога, требующие различных профессионально важных качеств при отборе абитуриентов, работе со студентами и подготовке практических психологов.

На секции "Семья как ведущий фактор в формировании свободной ответственной личности" (руководители: С.А. Беличева, Москва; М.В. Нухова, Уфа) обсуждались аспекты влияния семьи на развитие личности. Рассматривались: влияние семьи на формирование самосознания, определяющего характер отношений ребенка к себе, своим действиям, переживаниям и окружению (А.С. Архарова и С.В. Демидова, Рязань); формирование условий самораскрытия личности и доверительности в отношениях (М.В. Бородина, Ростов-на-Дону); компоненты психологического климата, определяющие личностное развитие подростка (Л.Н. Бородовицына, Белгород); стили родительского общения с ребенком и коррекция дисгармоний в общении (Н.С. Букина и О.И. Ферапонтов, Самара).

Н.М. Ахмеровой (Стерлитамак), Ю.А. Верхотурцевой (Уфа), А.И. Тащевой и Е.К. Павловской (Ростов-на-Дону) обсуждались проблемы формирования ненасилия в семье. М.В. Нухова (Уфа) отметила недостаток внимания к воспитывающей роли отца. Ю.А. Жаринов (Салават) связывает срывы и правонарушения детей последствиями физического и психического насилия в семье.

Виды помощи семье в преодолении кризисных ситуаций анализировались С.Н. Саитгалиевой (Уфа), О.С. Васильевой, И.Н. Хмарук (Ростов-на-Дону). О.А. Вильданова (Межгорье) поделилась опытом работы с семьями подростков с отклоняющимся поведением. В.В. Дезорцев (Уфа) подчеркнул ведущую роль коррекционной школы в адаптации аномального ребенка к условиям жизни.

Участников конференции ознакомили и с достижениями уфимцев в области практической психолого-педагогической помощи детям. Работа с детьми в центрах "Подросток", "Журавушка", "Саторис", Экологическом центре, Центре детского творчества вызвала живой интерес отечественных и зарубежных участников конференции, стала предметом оживленного обсуждения.

 

А.К. Осницкий

Москва

Р.М. Фатыхова, Т.С. Чуйкова

Уфа