Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в полнотекстовом ресурсе.  Заглавная страница ресурса... 

110

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

А.С. ПУШКИН И ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА

 

14 мая 1999 г. в Психологическом институте РАО состоялась конференция "Пушкин и психология творчества". Открывая конференцию, А.А. Мелик-Пашаев (Москва) напомнил два высказывания А.Н. Островского: о том, что рассуждающий о А.С. Пушкине всегда рискует "украсть его праздник", и о том, что благодаря А.С. Пушкину "умнеет все, что способно поумнеть". Он выразил надежду, что участникам конференции в какой-то степени удастся избежать первой опасности и воспользоваться второй возможностью.

Затем слово было предоставлено священнику о. Сергию (Манохину). В своем выступлении "Творческий гений Пушкина как духовная проблема" о. Сергий коснулся множества аспектов как творчества А.С. Пушкина, так и его личности и исторической судьбы. Он отметил, что поэт в своем творчестве охватывает самые разные состояния души и человеческой жизни, стремясь "соединить несоединимое" - дворянскую культуру и народную традицию; он пытался преодолеть трагическую оторванность дворянства от "естественной" жизни, "воцерковить" романтизм.

А.А. Ильин (Тольятти) выступил с сообщением на тему "Поступок в творчестве А.С. Пушкина". В своих размышлениях докладчик опирался на исследования М.М. Бахтина, касающиеся, в частности, философии поступка. М.М. Бахтин полагал, что "современный кризис в основе своей есть кризис современного поступка". Говоря о поступке в связи с творчеством поэта, А.А. Ильин обратился, в первую очередь, к пророческому призванию А.С. Пушкина: "Пророк - это призвание, ставшее именем..." Пророчество, по мнению докладчика, и есть духовный поступок, значение которого всегда "современно", ибо оно - вне времени, вернее, - над временем.

Доклад А.М. Гуревича (Москва) был посвящен рассмотрению истории осмысления творчества А.С. Пушкина русской критикой, которая, с одной стороны, составила золотой фонд нашей культуры, а с другой, - стала ярким свидетельством "драмы непонимания" особенностей художественного гения А.С. Пушкина, его творческих задач и самой личности поэта. Автор подчеркнул, что постижение А.С. Пушкина для русской критики оказалось делом мучительно трудным, обусловленным, в первую очередь, "неуловимостью" и "загадочностью" самого творчества поэта.

Ограниченность "мифологического подхода" к творчеству А.С. Пушкина заключается, по мнению А.М. Гуревича, в том, что используется принцип "часть вместо целого". В результате происходит абсолютизирование одной грани творчества поэта за счет других. И потому насущная задача современного постижения А.С. Пушкина видится в преодолении ограниченности каждой из названных им версий-мифов: Пушкин - представитель "чистого искусства", Пушкин - революционер, Пушкин - монархист-державник и т.д. Цель такого усилия - восстановить в историческом и культурном сознании современного человека живой, "неуловимый", нехрестоматийный творческий облик самого А.С. Пушкина.

Т.И. Радомская (Москва) выступила с сообщение на тему "Проблема зла и его преодоления (Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин")". Она отметил, что одна из главных проблем пушкинского творчества - это проблема человеческой свободы и освобождения личности от социально-культурных стереотипов времени. А.С. Пушкин, по мнению докладчика, пытается разрешить эту проблему через героев своего романа. Поэт воспроизводит романтизм как культуру своего

 

111

 

времени, искажающую образ человека. Так, в начале романа в образе Татьяны причудливо сочетается свое и чужое, романтизм и противопоставляемое ему искреннее чувство. Освобождение от романтизма знаменует процесс возвращения героини к самой себе, момент ее духовного выздоровления. В подобном освобождении Татьяны от "штампов" своего времени заключено условие обретения ею свободы собственного нравственного выбора, условие становления того особого качества внутренней жизни русского человека, которое философ И.А. Ильин назвал "русскостью русской души".

М.В. Нозадзе (Тбилиси) представила фрагмент работы, посвященной теме "Пушкин и Грузия". Она обратила внимание, с одной стороны, на то, как глубоко А.С. Пушкин постигал особенности психологии, быта, песенного творчества Грузии, с другой - на то, какое значение для самого поэта имело его недолгое пребывание в Грузии. По убеждению М.В. Нозадзе, переживание, зафиксированное в строке "Далекий, вожделенный брег", сопровождало и поддерживало поэта до последних мгновений его земной жизни.

А.Н. Архангельский (Москва) в докладе "Эволюция героя в творчестве Пушкина" высказал мысль, которая заключалась в том, что выбранный А.С. Пушкиным сюжетно-ролевой принцип изображения мог изменяться от сочинения к сочинению, но он раз и навсегда совпал с общей жизненной установкой великого писателя: человек должен быть личностно свободен в границах, отведенных ему сословной традицией. В этом определении достаточно поменять слово "человек" на "культурную традицию", чтобы получить итоговую формулу самоорганизации системы его персонажей.

А.А. Мелик-Пашаев (Москва) выступил с докладом "Душа поэта. Пушкин и психология художественного творчества". Поводом для его размышлений послужила мысль Н.В. Гоголя о том, что А.С. Пушкин самим собою показал миру, что значит "быть поэтом". Сравнивая два текста, посвященные одному и тому же событию (частное письмо и стихотворение "Вновь я посетил..."), докладчик показал, что человек в повседневной жизни и в художественном творчестве находится в разных позициях по отношению к действительности. Во втором случае его позицию определяет высшее, творческое Я, "вненаходимое" не только по отношению к явлениям и событиям внешнего мира, но и по отношению к собственному эмпирическому Я. Эта свойственная всякому истинному искусству позиция с максимальной полнотой реализуется именно в творчестве А.С. Пушкина.

В докладе Н.С. Лейтеса (Москва) было показано, что описания основных персонажей пушкинских произведений включают в себя сведения об их детстве. С обстоятельствами детских лет часто связаны черты их характера и дальнейшей судьбы. В кратких психологических зарисовках детей указаны точные приметы возраста. В детях А.С. Пушкину открывались такие высшие для него ценности, как гармония и свобода. В отношении поэта к детству проявилось его гуманистическое и светлое отношение к миру.

Н.Н. Фомина (Москва) свой доклад "Пушкин в детском творчестве. Исторический аспект" начала с сообщения об объявленном в журнале "Искусство в школе" конкурсе детского рисунка "Читая Пушкина". Анализ результатов этого конкурса выявил, что для детей предыдущих поколений было более характерно "исследовательское" отношение к самому тексту. Так, дети 30 - 40-х гг. очень увлекались иллюстрированием пушкинских сказок, романа "Дубровский", поэмы "Руслан и Людмила"; они тщательно выписывали огромное число персонажей, детали костюма и т.п. Для современного детского рисунка особенно характерны крупные планы - как деталей, так и отдельных лиц; сцены редко иллюстрируются подробно и т.д. Также был отмечен достаточно яркий для современного детского рисунка "сдвиг" в сторону усиления его выразительных свойств: если в "старых" рисунках наблюдается "сюжетное рисование", то в современных работах предпочтение отдается настроению (даже если для его создания в картине ребенку приходится "жертвовать" определенной фактологической точностью).

Конференцию украсило небольшое выступление замечательных артистов - солистки "Новой оперы" Яны Иваниловой и пианиста, доцента Московской консерватории Михаила Никешичева, исполнивших романсы русских композиторов на слова А.С. Пушкина.

З.Н. Новлянская (Москва) выступила с докладом "Творчество Пушкина в школьном курсе литературы". Она отметила, что в системе современного образования нет ни

 

112

 

одного курса литературы, который обошел бы своим вниманием творчество А.С. Пушкина. И вместе с тем проблема действительного приобщения подрастающего поколения к наследию одного из самых «изучаемых» поэтов остается по-прежнему очень актуальной. З.Н. Новлянская рассказала о созданном совместно с Г.Н. Кудиной школьном курсе литературы и об исходных методологических основаниях данного курса. Две линии пронизывают весь цикл обучения детей по программе «Литература как предмет эстетического цикла»: линия развития читательского и литературно-творческого опыта ученика и линия исторического построения курса литературы (с V класса). Знакомство с творчеством А.С. Пушкина начинается уже с первого года обучения, но здесь поэт остается для детей еще «автором среди прочих авторов». Однако с каждым годом дети все больше приближаются к самому А.С. Пушкину — читают его «как Пушкина», а не просто как поэта-лирика, к примеру. В IX классе эта линия постепенного углубления в творчество поэта смыкается с «историческим» А.С. Пушкиным — ярчайшим явлением литературы первой трети XIX в. Благодаря такому построению программы школьники адекватно, по-взрослому, начинают видеть выдающуюся роль А.С. Пушкина в развитии русской и мировой литературы, в становлении и смене художественно-творческих направлений в отечественной словесности.

М.Ф. Головина (Москва) в своем выступлении «Мы играем в Лицей» поделилась уникальным педагогическим опытом современного «лицействования». У истоков этой традиции, сложившейся в московской школе № 234, — случай: удачный праздник, посвященный 165-летию открытия Лицея в Царском Селе. С тех пор школа «заболела» и А.С. Пушкиным, и атмосферой того первого Лицея, его идеями дружбы, чести, внутренней свободы, достоинства человека. Для тех, кто испытал себя в этом опыте современного лицействования, А.С. Пушкин стал более чем выдающейся фигурой российской культуры — он стал памятным событием их собственной жизни. Не случайно в ежегодных Лицейских вечерах «Школы самоопределения» принимают участие не только ученики, но и ее выпускники, окончившие школу 15—20 лет назад.

 

Н.Ф. Чубук

Москва