Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в полнотекстовом ресурсе.  Заглавная страница ресурса... 

107

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ПСИХОЛОГИИ НАУКИ

 

Т.Д. МАРЦИНКОВСКАЯ

 

МОСКВА

 

Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юревич А.В., Ярошевский М.Г. Психология науки: Учебное пособие. М.: Моск. психолого-соц. ин-т; Флинта, 1998. 312 с.

 

Анализ закономерностей научного творчества, стремление ученых выявить те факторы, которые влияют на создание теоретических концепций и могут помочь в объяснении того, почему та или иная теория возникает именно в это время, в этой стране, в недрах конкретной научной школы или в уме того или иного ученого, с давних пор является одной из основных проблем науковедения.

Когда на смену стройным концепциям, которые связывали науковедение с жесткой логикой прогрессивного развития науки, пришли новые теории, разрушившие здание логики, но не давшие взамен новой опоры,

108

 

многие ученые обратились к психологии научного творчества в надежде, что именно изучение процесса творчества, раскрытие закономерностей творческого мышления поможет найти ответы и на вопросы о том, как же развиваются научные концепции, открываются новые законы и создаются новые теории.

Однако, как наглядно показано в данной книге, закономерности, открытые при исследовании процесса творческого мышления в экспериментальной ситуации, не могут однозначно объяснить и научное творчество. Это связано с тем, что при решении заданной экспериментатором задачи, в центре внимания оказываются особенности операций мышления, уровень интеллекта и творческих способностей человека, тогда как при создании теории важным моментом является совокупность всех качеств личности, так как именно конкретный ученый, со всеми его достоинствами и недостатками, с особенностями его мировоззрения и идеалов, совершает то или иное открытие. К. Поппер, М. Блок и другие ученые смешивали психологию творчества и психологию науки, которые не тождественны друг другу. Попытка же свести вопросы научного открытия к изучению факторов, определяющих уровень дивергентного мышления, приводит к отказу от поиска закономерностей развития науки и сведению их к трем "В" (Bath - ванна, в которой будто бы Архимед открыл свой знаменитый закон, Bus - автобус, войдя в который Пуанкаре решил сложную задачу, и Bed - кровать, где химику Леви приснился опыт, позволивший объяснить механизм передачи нервного импульса, а Менделееву - его периодическая таблица).

Материал, представленный в книге, подробно и доказательно демонстрирует, что научный подход к исследованию закономерностей развития науки возможен, но основой для него должна стать не психология творчества, но психология науки; она и является тем ключиком, который откроет нам занавес, скрывающий тайну становления научного знания.

Хотя отдельные работы по психологии науки появлялись и ранее, данная книга - первое учебное пособие по новой дисциплине "Психология науки", что заставляет отнестись к ней с особым вниманием. Книга хорошо и четко структурирована, несмотря на то, что авторы, подчеркивая, что это новое направление, оговаривают субъективизм своего подхода. Хотя читатели, знакомые с данной проблематикой, легко узнают автора каждой главы даже без расшифровки, которая дана вначале, книга является абсолютно цельной, пронизанной единой логикой и единым научным мировоззрением, что, видимо, объясняется принадлежностью авторов к одной школе. Таким образом, само пособие может служить определенной иллюстрацией тех понятий, которые в нем описываются - научной школы, когнитивного стиля, личностных особенностей ученых.

Представляется, что одним из важнейших достоинств этой работы является то, что она гармонично синтезирует подходы нескольких наук - науковедения, философии, психологии. Тот факт, что возможность выхода на новый уровень понимания динамики становления науки связана с появлением новой, синтетической дисциплины, ярко проявляет достоинства межпредметных и межкультурных связей, доказавших свою продуктивность во многих областях знания. Переплетение и сопоставление различных параметров - науковедческих, социологических, индивидуально-психологических - делает содержащиеся сведения более доказательными и интересными для читателя.

Как уже говорилось, один из основных разделов книги посвящен вопросам собственно научного творчества, при этом впервые дано комплексное описание типологии и стадий творческого процесса в науке и продемонстрирована разница между интеллектуальными способностями, творческим мышлением и творчеством ученого, включающим и мотивационно-личностные компоненты.

Значимым моментом является и анализ роли профессионального общения, прежде всего в русле определенной научной школы. При этом становится очевидным, как сказалось отсутствие свободного общения, невозможность прямой передачи знаний и научных традиций, на нашей науке. Значимость именно непосредственного контакта между учителем и учениками, между всеми членами научного коллектива не вызывает сомнения, так же как и влияние не только объективных факторов (социальная важность исследований, обоснованность научной программы), но и особого климата, который может сформироваться (или не сформироваться) в группе и который связывает ее членов общими переживаниями,

 

109

 

эмоциональными отношениями, способствующими ее превращению в сообщество единомышленников. Поэтому некоторое возражение вызывает то приоритетное значение, которое отдается в книге научной программе лидера школы, ее новизне и научной значимости. Этому противоречат и известные факты о роли таких школ как, например, школы Г.И. Челпанова, В.Вундта, некоторых других ученых, которые сыграли огромную роль в развитии психологической науки. Хотя их лидеры и не имели четкой научной программы, они смогли сформировать из своих учеников и последователей ярких ученых, которые в дальнейшем разработали и новые научные концепции.

Многие подходы к проблеме научного знания, раскрытые в книге, как представляется, могут быть использованы для изучения не только научного, но и художественного творчества. Несмотря на значительную разницу между ними, такие факторы, как принадлежность к определенной школе, эмиграция, социальная перцепция, важность учета целостной личности, а не только уровня творческой одаренности, могут быть безусловно перенесены и в психологию искусства.

Важно и то, что эту книгу интересно читать, она хорошо написана и проиллюстрирована любопытными фактами и наблюдениями. В ней можно выделить два плана — один для студентов и всех занимающихся данной проблемой, кому интересны в первую очередь приведенные факты, дополненные наглядными примерами, и второй план — для историков науки, методологов, — вскрывающий новые грани в науковедении и психологии научного творчества и стимулирующий дальнейшие открытия в процессе рефлексии научного путей становления научного знания.