Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в полнотекстовом ресурсе.  Заглавная страница ресурса... 

52

 

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

 

С.Е. БОРИСОВА

 

В последнее время социально-психологический тренинг применяется в различных областях человеческой практики, в том числе в работе с профессионалами. Это объясняется тем, что он позволяет за сравнительно непродолжительное время решить задачу интенсивного формирования и развития профессионально значимых навыков и умений, а также скорректировать неадекватное профессиональное поведение.

Под социально-психологическим тренингом (СПТ) в самом широком смысле понимается практика психологического воздействия, основанная на методах групповой работы. В ходе СПТ происходит овладение определенными социально-психологическими знаниями и коррекция поведения личности, формируются навыки межличностного взаимодействия, развиваются рефлексивные способности (например, способность анализировать ситуацию и собственное поведение), умение гибко реагировать на ситуацию и быстро перестраиваться в различных условиях [8; 328]. В процессе тренинга возможно изменение стереотипов, имеющихся у участников группы [6] и мешающих им справляться с нестандартными обстоятельствами профессиональной деятельности.

Проведение СПТ основывается на некоторых принципах, а именно: представления Я участника, активности на занятиях, открытой обратной связи, "здесь и теперь" и других. Содержание этих принципов достаточно полно раскрыто в научной литературе [4], [6], [7], [9] и поэтому не рассматривается в данной статье. Однако отметим, что соблюдение этих принципов в процессе тренинга является важнейшим условием его эффективности.

СПТ может применяться как средство работы с профессионалами в целях повышения эффективности их служебной деятельности. При этом одним из наиболее оптимальных нам представляется СПТ методом деловой игры. Его особенностью является воссоздание предметного и социального содержания профессиональной деятельности [9]. Такое воссоздание достигается благодаря игровому имитационному моделированию и решению профессионально-ориентированных ситуаций при целесообразном сочетании индивидуальной и групповой игровой деятельности участников [3].

Достоинство этого вида СПТ объясняется тем, что условия деловой игры являются весьма приближенными к условиям реальной служебной деятельности. В подобных игровых условиях становится возможным формирование умений конструктивного ролевого поведения, связанного с выполнением определенных профессиональных обязанностей. Другая особенность этого вида тренинга заключается в групповом, а, следовательно, и более интенсивном взаимодействии его участников. Групповое взаимодействие, по мнению К. Левина, в большей степени, чем индивидуальная работа, способствует возникновению эффективных изменений в установках личности (цит. по [9; 67]). Это объясняется, в частности, тем, что выявление и изменение своих неадаптивных установок зависит от умения видеть себя глазами окружающих людей.

Еще одним преимуществом СПТ методом деловой игры является наличие проблемных ситуаций, которые, как утверждает И.В. Горлинский [2], повышают интерес и мотивацию играющих к продуктивной

 

53

 

деятельности, что способствует, на наш взгляд, не только формированию у них необходимых профессиональных навыков и умений, но и появлению стремления к самоанализу и саморазвитию. Захватывающее действие игрового процесса способствует большей спонтанности и естественности поведения представителей группы, побуждает их к самовыражению и заставляет интенсивно сопереживать и анализировать происходящее.

Также отметим, что благодаря методу деловой игры возможна диагностика некоторых психологических явлений. Такая диагностика необходима для того, чтобы ведущий мог умело и гибко выбирать наиболее оптимальные способы взаимодействия с участниками игры, учитывать их личностные особенности, актуальный уровень их развития и готовность к научению и самоизменению.

Психологическая диагностика в процессе СПТ становится возможной в виду следующих обстоятельств. Несмотря на то, что игровой процесс подчиняется определенным правилам, он отличается относительной неопределенностью развития. В результате снимаются некоторые ограничения поведенческих реакций, и участники тренинга принимают такие самостоятельные решения, в которых в наибольшей степени выражены их психические и социально-психологические характеристики. Эти характеристики проявляются, в частности, в эмоциональном отношении к игровой роли, стремлении (или отсутствии стремления) к идентификации с нею и выборе средств для ее реализации. Таким образом, становится возможной психологическая диагностика личностных характеристик представителей группы. Это позволяет ведущему оперативно ориентироваться в процессе СПТ и выбирать наиболее подходящие способы взаимодействия с участниками деловой игры.

В рамках данной статьи мы рассматриваем один из вариантов проведения СПТ методом деловой игры. Описание этого мероприятия сопровождается методическими рекомендациями его ведущим.

Целями предлагаемого тренинга являются, во-первых, развитие умений, помогающих осознавать наличие проблемных профессиональных ситуаций, во-вторых, развитие способности анализировать данную ситуацию и свое поведение в ней и, в-третьих, вырабатывание умений профессионального поведения, которые являются оптимальными в используемой в деловой игре служебной ситуации и способствуют ее разрешению.

Эффективность проведения СПТ методом деловой игры во многом зависит от понимания его целей участниками группы. В связи с этим ведущему во вступительном слове рекомендуется не только сформулировать цели занятия, но и более подробно раскрыть значимость и содержание каждой из них, сопровождая свои пояснения примерами.

Также отметим, что уже в начале занятия важно создать атмосферу взаимного доверия. Это позволяет участникам контролировать и исправлять свое неадекватное поведение [4; 17]. Если в группе не создается атмосфера понимания и поддержки, то уменьшается способность ее участников точно понимать мотивы, ценности и эмоции друг друга. В таких условиях участники тренинга создают видимость взаимодействия и используют осторожную стратегию принятия решений. Дж. Гибб указывает два способа создания поддерживающей, доверительной атмосферы в группе: замена осуждающих высказываний описательными и переориентация контролирующего поведения на совместное решение проблем (цит. по [9; 75]). Достижение взаимного понимания и доверия участниками тренинга, их заинтересованность в саморазвитии обеспечиваются также соблюдением одного из принципов организации СПТ - принципа добровольного участия в тренинге.

На подготовительном этапе СПТ методом деловой игры ведущий в общих чертах знакомит группу с содержанием игрового процесса и его правилами, а также демонстрирует материалы игры.

Общее правило, которое выполняют на данном этапе играющие, заключается в представлении их друг другу (при условии, что в группе имеются незнакомые друг другу участники). При этом каждый участник

 

54

 

прикалывает к своей одежде карточку-визитку с указанным на ней именем; это имя может быть как настоящим, так и вымышленным. Ведущий подчеркивает, что в течение СПТ участники обращаются друг к другу только по "тренинговому" имени.

Затем представители группы разбиваются в игровые команды (ролевые группы) - игроков-"актеров" и экспертов. Среди них выбираются (в некоторых случаях с помощью ведущего) "старшие", которые руководят работой в своих командах, интегрируют идеи и мнения участников игры. "Старшим" в командах игроков-"актеров" сообщается также, что у них имеется дополнительная функция: они назначают непосредственных исполнителей игровых ролей, представляющих данные команды.

Отметим, что на подготовительном этапе игры имеет значение предварительная диагностика особенностей личности представителей группы. Эта диагностика необходима для осуществления наиболее оптимального подбора контингента участников игры в соответствии с полученными результатами. Так, в состав группы экспертов желательно ввести тех, кто характеризуется аналитическим складом мышления, способен независимо от личных пристрастий оценивать ход происходящих событий и наиболее объективно подходит к принятию решений. К непосредственному же разыгрыванию ситуаций привлекаются артистичные участники с прогностическими способностями, отличающиеся точностью и конкретностью высказываний. "Старшими" лучше выбрать тех, кто обладает организаторскими способностями, не сочетающимися с ярко выраженным стремлением к подавлению окружающих.

Если данный вид тренинга проводится с участниками впервые, то такая практика распределения ролей представляется наиболее целесообразной. При повторном проведении СПТ методом деловой игры возможно применение другого приема распределения ролей, например, когда "старшими" становятся те участники, организаторские способности которых развиты недостаточно.

Специфика данного вида СПТ, а также число команд (ролевых групп) определяют и число участников деловой игры. Для каждой из ролевых групп желательным является состав не менее пяти и не более восьми человек. Соблюдение этого условия обеспечивает, с одной стороны, создание между участниками обратной связи, с другой - способствует тому, чтобы ролевая группа была динамичной и предлагала более разнообразные способы поведения и решения проблемных ситуаций.

Здесь же отметим, что материалы деловой игры могут быть представлены проблемными профессиональными ситуациями, например, при проведении СПТ с сотрудниками милиции возможно использование части стимульного материала методики "Ассоциативный рисуночный тест" [11; 185, 198] (см. рис. 1, 2), и игровыми ролями.

Игровые роли представляют собой инструкции для участников группы. Они определяются контекстом игры, а именно, профессионально-ориентированной ситуацией. Инструкции задаются таким образом, чтобы была известна некоторая область возможных решений. В то же время желательно, чтобы инструкции носили проективный характер, который способствует возникновению творческого поиска и нахождению большего количества вариантов решения сложной профессиональной ситуации. Пример инструкции: "На данном рисунке одно из действующих лиц всегда изображено говорящим определенные слова другому. Вашей группе (представителю группы) отводится роль отвечающего за другого человека. Стремитесь к конструктивному решению назревающего конфликта. Не пытайтесь отделаться шуткой. Кроме того, вам (игровой команде и ее представителю) необходимо подготовиться к публичному обоснованию выбранной стратегии поведения. Это обоснование состоится на этапе анализа игрового процесса, т.е. после непосредственной инсценировки игровой ситуации и выступления экспертов".

После формирования игровых команд и ознакомления их с материалами игры ведущий предоставляет им время (15 мин) для продумывания контраргументов. Такой прием способствует усилению и напряжению игрового

 

55

 

эмоционального потенциала [8; 70], что активизирует деятельность ролевых групп и помогает им включиться в игру.

 

Рис.1

Рис.2

 

Если в процессе выполнения задания у участников тренинга возникают какие-либо вопросы, ведущий отвечает на них и дает необходимые консультации.

В соответствии с установленным регламентом игры (примерно через 15 мин) проводится диагностика готовности групп к непосредственному разыгрыванию ситуаций. При этом используются методы наблюдения за поведением участников деловой игры и беседы с ними.

Правило, с которым необходимо ознакомить представителей группы и которое предваряет основной этап игрового процесса, заключается в том, что непосредственные исполнители игровой роли, в случае необходимости, могут взять оперативную паузу. Это правило дает игроку возможность посовещаться с ролевой группой, которую он представляет, и скорректировать свое поведение.

Основной этап СПТ методом деловой игры начинается с непосредственного разыгрывания игровых ролей. При этом ведущий обращает внимание участников СПТ на время диалога (не менее трех минут) и на неограниченное количество "ходов".

Отметим, что момент начала непосредстственного исполнения профессионально-ориентированных ролей является в некоторой степени критическим. Как утверждают Я.С. Гинзбург и Н.М. Коряк [1], именно в этот момент наиболее вероятны сбои в игре. По мнению этих авторов, психологические проблемы в деловой игре могут возникать, например, в случае, когда участник использует игровую ситуацию для решения своих личностных проблем. В этом случае игровая мотивация оказывается подавленной сверхзначимыми личностными мотивами. В таком случае авторы рекомендуют ведущему деловой игры организовать перераспределение ролей.

Нам хотелось бы сделать уточнение относительно данной рекомендации. Дело в том, что предоставление права исполнения игровых ролей другим участникам может восприниматься предыдущими представителями игровых команд как условное наказание. Последнее не является основательным стимулом к проявлению активности и может привести к возникновению неадекватных защитных реакций

 

56

 

и усугублению существующих личностных проблем участника СПТ. На наш взгляд, задача ведущего заключается не в перераспределении игровых ролей, а в оказании игроку психологической поддержки в решении возникающих в процессе игры затруднений.

Психологическая поддержка в рамках данного вида СПТ может осуществляться в форме такого вмешательства, при котором ведущий подсказывает, намекает и помогает участникам СПТ, когда они сталкиваются с трудностями, и предоставляет им обратную связь в течение всего процесса взаимодействия [8]. Обратная связь, осуществляемая в атмосфере взаимной заботы и доверия, позволяет участникам контролировать и направлять свое неадекватное поведение; коррекцию поведения конкретного человека могут оказывать и представители игровых команд. В то же время ведущему в процессе проведения тренинга нежелательно слишком часто и жестко вмешивается в ход игры и предлагать решение проблемных профессионально-ориентированных ситуаций в готовом виде, так как это подавляет участников СПТ и не способствует их саморазвитию.

На этапе анализа ведущий организует обсуждение результатов игры. Сначала экспертам предоставляется возможность высказать свое мнение. При этом важны не критика и обвинения в адрес игроков, а описание их поведения. Описание поведения означает сообщение о наблюдаемых действиях участников игры без приписывания им установок и личностных черт. Такой прием, как утверждает К. Рудестам [8], вызывает наименьшую психологическую самозащиту игроков и наибольшее желание изменить свое поведение.

Затем группы игроков-"актеров" могут отстаивать и обосновывать свои решения, действия, стиль исполнения ролей и выбранную ими стратегию поведения. Ведущий должен дать возможность личностной защиты игроку, представлявшему ту или иную ролевую группу. Также ведущему необходимо помнить, что после обмена мнениями важно сохранение доброжелательных отношений между участниками группы.

Л.А. Петровская [5] рекомендует для организации дискуссии использовать видеозапись игрового процесса, так как видеопросмотр является эффективной формой осуществления обратной связи, которая позволяет более полно проанализировать игровой процесс и его результаты.

В заключение ведущий обобщает содержание занятия, констатирует достигнутые результаты и формулирует итог игры.

Подчеркивая высокую эффективность СПТ методом деловой игры, уточним, что реализация этого мероприятия требует тщательной продуманности и длительной организационно-методической подготовки. Немаловажной представляется и квалификация ведущего: для него желателен опыт проведения СПТ.

Несмотря на немалые усилия, необходимые для организации СПТ методом деловой игры, данное мероприятие представляется весьма эффективным. Причем оно может быть направлено не только на формирование и коррекцию профессионального поведения, но и на профилактику кризисов профессионального становления. Под такими кризисами понимаются непродолжительные по времени периоды (до года) кардинальной перестройки личности и изменения вектора ее профессионального развития [5; 35]. Эти периоды могут сопровождаться возникновением у специалиста раздражительности, внутреннего дискомфорта, неудовлетворенности содержанием и условиями профессиональной деятельности, а также отношениями с коллегами. Проведение СПТ препятствует развитию неэффективного профессионального поведения, снижает возможность разочарований в профессиональной деятельности и помогает специалисту справиться с возникшими затруднениями.

 

1. Гинзбург Я.С., Коряк Н.М. Социально-психологическое сопровождение деловой игры // Игровое моделирование. Методология и практика. Новосибирск: Наука, 1987. С. 61-78.

2. Горлинский И.В. Педагогическая система гибкого обучения специалистов в высших учебных заведениях МВД России: Учебн. пособ. М.: Акад. управления МВД России, 1997.

3. Давыдов Н.А., Бойченко Н.А. Как быстро научиться интересно и эффективно обучать специалистов.

 

57

 

Элементы педагогического менеджмента в процессе обучения специалистов. Симферополь: Таврия, 1992.

4. Дебольский М.Г. Проведение социально-психологических тренингов в уголовно-исполнительной системе: Учебн. пособ. М.: Акад. управления МВД России, 1996.

5. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности // Психол. журн. 1997. Т. 18. № 6. С. 35-44.

6. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во МГУ, 1982.

7. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе: Метод. разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. М.: Рос. пед. агентство, 1995.

8. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом) / Под ред А.А. Деркача. М.: Изд. дом "Красная площадь", 1996.

9. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / Общ. ред. и вступ. ст. Л.А. Петровской. М.: Прогресс, 1993.

10. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. Минск: Харвест, 1997.

11. Урываев В.А. Применение психодиагностических методов в работе с кадрами на выдвижение: Канд. дис. М., 1990.

 

Поступила в редакцию 25.II 1998 г.