Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в полнотекстовом ресурсе.  Заглавная страница ресурса... 

43

 

ГРУППОВАЯ РАБОТА КАК ФОРМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЧЕЛОВЕКА В СИТУАЦИИ БЕЗРАБОТИЦЫ

 

И.А. ВОЛОШИНА, О.В. ГАЛИЦЫНА, В.А. ГРЕБЕННИКОВ, Т.А. ЗНАКОВА

 

С переходом страны к новым формам экономической жизни и появлением нового для нашего общества социально-экономического явления - безработицы - со всей остротой встала проблема ее влияния на психическое состояние человека и необходимость поиска адекватных мер коррекции ее негативных последствий.

По данным ведомственной статистической отчетности, с 1994 по 1998 гг. объем услуг по психологической поддержке безработных граждан в службе занятости возрос почти в три раза. В этих данных наглядно проявляются психологические реалии нашего общества. Перед многими клиентами помимо проблем выбора или перемены профессии встают социально-психологические проблемы. Потеря работы и неопределенность социально-экономического положения воспринимаются ими как потеря жизненной перспективы.

В отечественной и зарубежной литературе отмечались негативные последствия безработицы, проявляющиеся в росте уровня заболеваемости и смертности, числа самоубийств, алкоголизма и разводов [7], [8]. В целом, у многих безработных снижаются способности адаптироваться к новым и сложным для них жизненным условиям.

Оказание эффективной помощи таким клиентам службы занятости осложняется из-за отсутствия целостного, достаточно проработанного методологического подхода к определению содержания, форм и методов психологической поддержки.

Как свидетельствует опыт практической деятельности, без решения личностных проблем безработных граждан часто бывает трудно решить и проблему их трудоустройства. В связи с этим, по нашему мнению, нельзя абстрагироваться от личностных проблем клиентов, однако необходимо четко определить границы компетенции профконсультанта в соответствии с уровнем его психологической подготовки и задачами, решаемыми службой.

В литературе, посвященной вопросам профориентации и психологического консультирования, несмотря на широкое распространение термина "психологическая поддержка", не было найдено достаточно четкого содержательного его определения. В данной работе психологическая поддержка будет рассматриваться как заданное воздействие на клиента в целях коррекции его психического состояния для облегчения процесса трудоустройства и закрепления на новом рабочем месте. Реализация данного воздействия может быть осуществлена на нескольких уровнях:

• мотивационном - как повышение активности человека, актуализация потребности в работе, в самопознании и саморазвитии;

• когнитивном - как повышение самооценки, коррекция представлений человека о самом себе;

эмоциональном - как коррекция текущего состояния клиента и формирование умений саморегуляции;

поведенческом - как формирование эффективных умений и навыков.

В соответствии с таким подходом основными задачами психологической поддержки в службе занятости являются:

• коррекция психического состояния безработных - снятие эмоционального напряжения для обеспечения эффективности профконсультации;

• социально-психологическая адаптация граждан (переоценка жизненной

 

44

 

ситуации и формирование у клиентов позитивной жизненной перспективы);

• обучение умениям и навыкам эффективного поведения на рынке труда.

Практическая необходимость решения указанных задач обусловлена психическим состоянием и особой жизненной позицией, характерной для российских безработных.

Как отмечают специалисты службы занятости, после увольнения трудовая активность людей в целом снижается. Для безработных характерны пассивность и иждивенческая позиция. По данным социологических исследований, проведенных в Тамбове и Москве, более половины безработных не участвуют ни в одной из форм занятости [13]. Молодые безработные относятся к своему положению как временному явлению, выход из которого произойдет без дополнительных усилий с их стороны, при помощи родителей, знакомых, государственных служб. Подобная позиция характерна и для части безработных женщин. В решении своих жизненных проблем они проявляют недостаточную активность и редко берут на себя ответственность за изменение существующей ситуации [6].

Многие безработные испытывают дистресс, сопровождающийся депрессией, повышенной тревожностью, психосоматическими заболеваниями [4], [5], [7], [11], [13]. Подобное состояние, по данным исследования В.С. Магуна и К.А. Ибрагимова, является одним из факторов обращения граждан в службу занятости [8].

Поэтому в работе с безработными необходимы мероприятия, направленные на коррекцию их состояния, повышение активности и ответственности.

В государственной службе занятости в качестве одной из основных форм психологической поддержки безработных используются групповые тренинговые занятия, которые реализуются в рамках программ социальной адаптации безработных граждан, проводимых в клубной форме ("Клубы ищущих работу", "Новый старт").

Главными задачами клубов являются обеспечение безработных информацией о рынке труда, обучение навыкам поиска работы и оказание помощи в практическом применении полученных навыков в целях минимизации сроков поиска подходящей работы.

Клубная форма позволяет осуществлять комплексную психологическую поддержку безработных, основанную на:

• коррекции нервно-психического состояния клиентов;

развитии и формировании у безработных качеств, способствующих успешному преодолению ситуации безработицы и обеспечению занятости.

В основу созданных клубов была положена канадская модель, получившая в настоящее время широкое распространение во многих европейских странах. Региональные службы занятости проводят адаптацию программ в соответствии с местными условиями.

Широкое распространение программ социальной адаптации безработных граждан в рамках клубной работы требует проведения специальных исследований по оценке психологических последствий участия безработных в этих программах.

Как уже отмечалось, психологическая поддержка безработных, обучающихся в клубах, проводится, главным образом, с помощью приемов и методов социально-психологического тренинга, направленных на снятие тревоги и напряженности, осознание своих потенциальных возможностей, овладение умениями и навыками, необходимыми для обеспечения трудоустройства.

Ориентация групповых занятий на решение этих задач определена зарубежным и отечественным (преимущественно эмпирическим) опытом работы с людьми, находящимися в ситуации безработицы. Литературные данные свидетельствуют о корректирующем влиянии тренинговых занятий на психическое состояние человека, его самовосприятие, восприятие жизненной ситуации в целом [9]. Однако целенаправленная работа по изучению психологических последствий тренинговых занятий в службе занятости не проводилась, и оценка их результативности для безработных редко подтверждалась конкретными данными.

Опыт исследовательской и практической работы позволяет предположить, что в результате подобных занятий оптимизируется психическое состояние клиента,

 

45

 

повышается его самооценка и самопринятие. Этот комплекс личностных изменений, влияющий в итоге на решение проблемы занятости, предположительно можно считать подтверждением результативности групповых занятий как формы психологической поддержки человека в ситуации безработицы. Однако, учитывая широкое распространение клубной работы, необходимо изучение динамики индвидуально-психологических качеств под воздействием тренинговых занятий и получение более точной исследовательской оценки их результативности.

 

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Для изучения психологических последствий и результативности групповых тренинговых занятий как формы психологической поддержки человека в ситуации безработицы на базе Департамента Федеральной государственной службы занятости ФГСЗ по Московской области проводилось психологическое исследование 82 безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости и участвующих в деятельности "Клубов ищущих работу". В основном выборку составили женщины (93,9 %) в возрасте от 30 до 40 лет (40,2 %), от 40 до 50 лет (30,5 %), имеющие среднее специальное (45,1 %) или высшее (42,7 %) образование и стаж безработицы 4 - 7 мес (41,5 %) или более 8 мес (35,4 %). Следует отметить, что по рассмотренным демографическим характеристикам исследованная выборка является достаточно типичной и для контингента безработных Московской области.

Психодиагностическое обследование проводилось с помощью батареи личностных тестов: 16-PF (Р. Кеттелл, форма А), Самоактуализационного теста (Л.Я. Гозман и соавт.) [3], Шкалы ситуативной тревожности (Ч.Д. Спилбергер - Ю.Л. Ханин), САН, EPQ (Г. Айзенк), Цветового теста Люшера. В батарею были включены многофакторые методики, позволяющие исследовать различные подструктуры личности, и методики, направленные на изучение отдельных качеств, предположительно способных изменяться под влиянием групповых занятий.

Включение в тестовую батарею достаточно новой методики - Самоактуализационного теста - было вызвано ее направленностью на определение уровня самоактуализации личности, под которой авторы понимают "...максимальную реализацию всех возможностей человека, адекватное восприятие окружающих, мира и своего места в нем, богатство эмоциональной сферы и духовной жизни, высокий уровень психического здоровья и нравственности" [2; 3-4]. Именно на повышение уровня самоактуализации, если рассматривать данное понятие комплексно, направлена вся деятельность "Клубов ищущих работу". Формирование подобной мотивации у российских безработных крайне необходимо в современных условиях.

В основу групповых занятий с безработными были положены нормативные документы ФГСЗ. В процессе занятий использовались разнообразные психологические приемы и методы работы: ролевые игры с применением видеозаписи, психотехнические игры и упражнения, методы "мозгового штурма" и направленной дискуссии. Отрабатывались умения и навыки общения с "работодателем" по телефону и лично (на собеседовании). Руководитель "Клуба ищущих работу" знакомил клиентов с информацией о положении на рынке труда, методикой оптимального поиска работы.

 

46

 

Таблица 1

Статистическое сравнение результатов обследования безработных по 16-PF

с нормативными данными (критерий Уилкоксона)

Фактор

Медиана

выборки

Количество значений ниже гипотетической медианы

Средний ранг значений ниже гипотетической медианы

Количество значений

выше гипотетической медианы

Средний ранг значений

выше гипотетической медианы

р

A

B

C

E

F

G

H

I

L

M

N

O

Q1

Q2

Q3

Q4

6

4

6

5

5

7

5

6

5

5

8

5

5

5

8

5

29

59

31

57

52

14

42

40

50

61

11

49

44

52

12

59

34,47

43,14

46,77

46,35

46,06

19,21

41,40

43,48

43,81

45,45

25,55

41,06

40,16

44,83

26,33

44,03

53

23

51

25

30

68

40

42

32

21

71

33

38

30

70

23

45,35

37,28

38,29

30,44

33,60

46,09

41,60

39,71

30,35

30,02

43,97

42,15

43,05

35,73

44,10

35,00

0,001*

0,000

0,240

0,000*

0,001*

0,000*

0,860

0,880

0,140

0,000*

0,000*

0,150

0,760

0,004*

0,000*

0,000*

Примечание к табл. 1 и 3. Знаком * отмечены значения p£0,05.

 

Процедура исследования включала:

1) предварительный опрос клиентов с целью составления анкеты, направленной на исследование проблем, связанных с безработицей. В опросе приняли участие 62 человека из шести "Клубов ищущих работу" Московской области. Содержание анкеты позволило получить оценки безработными собственных мыслей и переживаний, актуальных для них в данной ситуации;

2) формирование семи экспериментальных групп численностью 10 - 12 человек (всего 82 человека). Отбор участников проводился по результатам изучения документов и последующего собеседования с отобранными кандидатами с целью выбора лиц с высокой мотивацией к участию в работе "Клуба ищущих работу";

3) психодиагностическое обследование безработных;

4) групповые тренинговые занятия с безработными;

5) повторное психодиагностическое обследование и анкетирование клиентов в конце групповой работы с целью изучения психологических последствий групповых тренинговых занятий. Для этого участников занятий просили по пятибалльной шкале оценить наличие и степень выраженности изменений после прохождения занятий:

• во взаимоотношениях в семье;

• в отношениях со знакомыми и близкими;

• в повседневном состоянии и самочувствии;

• в действиях по поиску работы;

• в способностях и умениях;

• в отношении к возможности трудоустройства;

• в переживаниях;

• в личностных качествах;

• в ценностях и возможностях самореализации.

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

 

Сравнение результатов обследования групп безработных, различных по стажу безработицы (1 - 4 мес, 5 - 8 мес, более 8 мес), не выявило статистически значимых различий (критерий Уилкоксона). Это свидетельствует о том, что длительность пребывания человека в ситуации безработицы не оказывает влияния на диагностируемые качества.

В то же время сравнение результатов исследования факторной структуры личности безработных (16-PF) по данным первого исследования с нормативными данными (критерий Уилкоксона) позволило выявить статистически значимые различия (р<0,05) по ряду факторов (табл. 1). Процентное соотношение обследованных, имеющих различный уровень выраженности факторов 16-PF, по которым были получены значимые различия, представлено в табл. 2.

Как показывают приведенные данные (см. табл. 1, 2) и подтверждает опыт практической деятельности, в групповой работе принимают участие клиенты,

 

47

 

имеющие определенные личностные черты. Это прежде всего склонность следовать общепринятым правилам и нормам поведения, опыт и тактичность в общении, способность контролировать свои действия, инертность, склонность к подчинению, пассивность, зависимость от группы, доброжелательность, рассудительность и осторожность, прагматичность, конкретность мышления или недостаточная внимательность (что может создавать определенные трудности в процессе обучения).

 

Таблица 2

Процентное соотношение уровней выраженности факторов 16-PF у безработных, значимо отличающихся от нормативных данных

Фактор

Низкие результаты (1—3 стэна), %

Результаты ниже среднего уровня

(4—5 стэнов), %

Результаты выше среднего уровня

(6—7 стэнов), %

Высокие результаты (8—10 стэнов), %

A

B

E

 F

G

M

N

Q2

Q3

Q4

4,9

29,3

29,3

24,4

0,0

39,0

1,2

15,9

4,9

19,5

30,5

43,9

40,2

39,0

17,1

36,6

11,0

47,6

8,6

52,4

46,3

15,8

26,8

29,3

48,8

20,8

34,1

32,8

34,1

23,2

18,3

11,0

3,7

7,3

34,1

3,8

53,7

3,7

52,4

4,9

 

Психологическая результативность групповых тренинговых занятий определялась по данным сравнительного анализа результатов первого и повторного обследования (табл. 3). По ряду показателей были получены статистически значимые различия (р<0,05). Наиболее существенные из них:

фактор M (16-PF) - произошло значительное снижение результатов, что может быть связано с формированием у участников таких качеств, как прагматичность, реалистичность;

фактор C (16-PF) - повысилась эмоциональная устойчивость участников как результат групповой работы по развитию уверенности в себе, в своих силах и возможностях. Именно на это направлены многочисленные психотехнические упражнения на самопрезентацию, контроль своего эмоционального состояния, развитие умения взаимодействовать с другими людьми;

фактор H (16-PF) - возрос уровень смелости и активности в контактах с другими людьми;

фактор L (16-PF) - снизилась настороженность участников к другим людям, повысилась их открытость в самовыражении чувств и эмоций;

фактор О (16-PF) - несколько снизилась тревожность в конце обучения. Отсутствие значительных изменений по данному фактору можно объяснить тем, что основная проблема участников занятий - трудоустройство - пока еще не решена, поэтому уровень неуверенности, беспокойства еще достаточно высок. В то же время наличие общих ориентиров, новых знаний, умений, навыков, полученных в ходе обучения, приводит к росту стабильности психического состояния участников и снижению их общей тревожности;

фактор Q4 (16-PF) - снизился уровень психофизической напряженности (напряжение, беспокойство, нервозность);

фактор E (EPQ) - повысилась степень экстравертированности участников группы. В первую очередь это связано с увеличением степени их общительности и активности в контактах с другими людьми, ростом оптимизма в оценке собственной жизненной ситуации;

фактор N (EPQ) - снизился уровень нейротизма. Это связано с развитием уверенности в себе, овладением приемами общения на равных, отрабатываемых на клубных занятиях.

 

48

 

Таблица 3

Результаты статистического сравнения данных первого и повторного психодиагностических обследований (по критерию Уилкоксона)

Показатель

Первое обследование

Повторное обследование

p

Среднее значение

Медиана

Среднее значение

Медиана

16-PF

Фактор A

Фактор B

Фактор C

Фактор E

Фактор F

Фактор G

Фактор H

Фактор I

Фактор L

Фактор M

Фактор N

Фактор O

Фактор Q1

Фактор Q2

Фактор Q3

Фактор Q4

12,27

  6,93

14,39

12,04

11,01

14,35

12,38

11,15

  9,50

11,30

11,61

11,99

12,35

  9,63

13,54

13,05

12

7

14

12,5

11

14

12

11,5

10

12

12

12

12

9,5

14

13

13,05

7,67

15,91

12,29

11,37

14,21

13,91

11,32

8,66

4,09

13,16

10,23

12,51

9,01

14,07

11,49

13

8

16

12

10

14

14

12

8,5

4

12

10

13

9

14

11,5

0,04*

0,04*

0,0004*

0,40

0,37

0,61

0,0002*

0,47

0,02*

0,000*

0,38

0,000*

0,55

0,11

0,24

0,000*

Самоактуализационный тест

Шкала Tc

Шкала I

Шкала SAV

Шкала Ex

Шкала Fr

Шкала S

Шкала Sr

Шкала Sa

Шкала Nc

Шкала Sy

Шкала A

Шкала C

Шкала Cog

Шкала Cr

6,49

41,63

10,77

10,78

5,16

6,09

7,63

9,09

6,38

4,10

6,50

9,02

5,29

5,67

7

43

11

11

5

6

8

9

6

4

6,5

9

5

6

7,27

43,77

11,80

10,87

5,49

5,93

9,10

9,51

6,40

4,09

6,16

8,89

5,63

5,93

7,5

43

12

11

5

6

9

9

7

4

6

9

5

6

0,006*

0,02*

0,004*

0,38

0,12

0,55

0,000*

0,17

0,59

0,88

0,15

0,67

0,07

0,33

САН

Самочувствие

Активность

Настроение

5,15

4,95

4,87

5,5

4,8

5,1

5,72

5,55

5,80

6

5,9

5,95

0,000*

0,000*

0,000*

EPQ

Шкала P

Шкала E

Шкала N

Шкала ситуативной тревожности

Показатель CO (Люшер)

4,38

12,88

12,79

26,88

 

 

14,21

4

13

13

25,25

 

 

14

3,70

14,82

10,80

19,23

 

 

13,29

3,5

15,5

10,5

17

 

 

12

0,01*

0,000*

0,000*

0,000*

 

 

0,18

 

49

 

Помимо этого отмечается улучшение текущего состояния клиентов: понижается тревожность (табл. 4), улучшается самочувствие, повышается активность и настроение.

В меньшей мере произошло изменение следующих показателей.

По фактору А (16-PF) возросла доброжелательность участников в общении, их открытость в проявлении собственных эмоций, чувств и настроений.

Увеличились значения показателей по базовым шкалам Самоактуализационного теста: Тс (компетентность во времени) и I (поддержка). В начале занятий средние значения по шкалам находились ниже нормативных, что может быть интерпретировано следующим образом. До занятий безработные ориентируются преимущественно лишь на один отрезок временноґй шкалы (прошлое, настоящее или будущее) или дискретно воспринимают свой жизненный путь, имеют высокую степень зависимости, конформности, несамостоятельности ("направляемые извне" личности). По окончании занятий средние показатели по базовым шкалам поднялись до уровня нормы.

 

Таблица 4

Процентное соотношение уровней тревожности у безработных по данным первого и повторного обследований

 

Уровень тревожности

Первое обследование, %

Повторное обследование, %

Низкая тревожность

Умеренная тревожность

Высокая тревожность

68,3

29,3

2,4

85,4

14,6

0

 

Повышение показателей по шкале Sr (самоуважение) свидетельствует о способности участников ценить свои достоинства, положительные черты характера, уважать себя за это. Подобная динамика не является случайной - ряд упражнений тренинга преследует именно эти цели.

По шкале SAV (ценностная ориентация) происходит некоторое увеличение показателей вследствие принятия участниками ряда ценностей, присущих самоактуализирующейся личности.

Рост показателей по методике "Самоактуализационный тест" обусловлен личностно-ориентированной направленностью тренинговой работы, основными задачами которой являются:

• уменьшение степени фиксации сознания безработных на переживании настоящей, неблагоприятной для них ситуации, когда у них ничего не получается ("ничего не получается в жизни"), оказание помощи в осмыслении прошлого, настоящего и будущего участников в позитивной перспективе;

• коррекция ценностных ориентаций обучающихся, активизация их жизненной позиции, раскрытие способностей и творческого потенциала.

Именно этим можно объяснить тот факт, что 84 % прошедших обучение отметили в анкете позитивные изменения в своих ценностях и появление возможности самореализации.

Исследование позволило выделить основные блоки проблем, сопровождающих безработицу:

1) проблемы, связанные с отсутствием работы или с ее поиском (например, "отсутствие работы", "трудно устроиться на работу", "нет работы в городе", "отсутствие рабочих мест") - 58 %;

2) "подвешенное состояние" (например, "неудовлетворенность", "тревога", "беспокойство", "неуверенность", "состояние потерянности") - 37 %;

3) забота о родных и близких (воспитание, учеба, здоровье детей и т.п.) - 32 %;

4) тяжелое материальное положение - 26%;

5) необходимость повышения квалификации, переквалификации - 24 %;

6) личные трудности (например, "неустроенная личная жизнь", "неприятности дома", "личные отношения в семье") - 16 %;

7) плохое состояние здоровья - 7 %.

В процессе групповой работы, проводимой в "Клубе ищущих работу", наиболее эффективно могут и должны решаться проблемы первых двух блоков. Обучение умениям и навыкам оптимального

 

50

 

 поиска работы и оказание психологической поддержки через снятие негативного состояния и формирование установки на активный поиск работы являются основными задачами деятельности "Клуба ищущих работу". Частично происходит разрешение проблем шестого блока. Решение проблем третьего блока не входит в цели деятельности клуба, однако острота переживания этих проблем значительно снижается за счет повышения адекватности осознавания своей ситуации и своего поведения, происходящего в ходе групповой работы, и личностного роста участников (степени их самоактуализации и возможностей самореализации). Разрешение проблем блоков 4, 5 и 7 связано с изменением объективной ситуации клиента (устройством на работу, профессиональным обучением), что не может быть решено непосредственно в групповой работе.

Содержательный анализ изменений, которые произошли с участниками, по данным самоотчетов позволил выявить следующее.

88 % участников отметили у себя наличие значительных позитивных изменений, 11 % - изменений средней выраженности, и только один участник указал, что позитивные изменения или совсем отсутствовали, или были слабыми.

При этом участниками были отмечены следующие позитивные изменения:

• улучшение повседневного состояния и самочувствия (91 %);

• активизация действий по поиску работы (85 %);

• актуализация ценностей и возможностей самореализации (84 %);

• развитие способностей и умений (81 %);

• позитивные изменения в переживаниях (79 %);

• позитивные изменения в личностных качествах (79 %);

• улучшение отношений со знакомыми, близкими (59 %);

• улучшение взаимоотношений в семье (35 %).

Наиболее значительные изменения произошли в мотивации участников групповой работы, их состоянии и самочувствии, а также в реализации активных действий по поиску работы, что связано, в первую очередь, с овладением необходимыми для этого умениями и навыками и, в ряде случаев, применением их на практике. Это позволяет говорить о возможном разрешении наиболее важных для безработных проблем, в том числе носящих психологический характер. Следует отметить, что проблемы семейного плана, отмеченные приблизительно 30 % участников перед занятиями в "Клубе ищущих работу", были также в той или иной степени решены.

Таким образом, данные самооценки свидетельствуют о достаточно высокой эффективности клубной работы. При этом следует отметить, что большинству участников, по-видимому, свойственны или недооценка, или переоценка ее эффекта в связи с эмоционально-аффективным отношением к занятиям, друг другу и ведущему. Наиболее ярко это проявляется в письменных и устных отзывах участников о своем обучении в "Клубе ищущих работу": "Занятия дали мне возможность оценить себя, не отчаиваться при неудачах и, конечно, повысили уверенность в себе", "Повысилась самооценка, прибавилась уверенность в себе", "Занятия вселили в меня веру в то, что я обязательно устроюсь на работу".

 

ВЫВОДЫ

 

1. Еще во многом предварительные результаты исследования безработных граждан свидетельствуют об определенном своеобразии их личности. Клиенты, принимающие участие в групповой работе, отличаются прежде всего выраженностью таких качеств, как следование общепринятым нормам и правилам поведения, тактичность в общении, способность контролировать свои действия, склонность к подчинению и зависимость от группы, пассивность, доброжелательность, конкретность мышления.

2. Не были выявлены различия в эмоциональном состоянии и личностных особенностях клиентов с разным стажем безработицы, которые в соответствии с распространенными теоретическими представлениями

 

51

 

должны испытывать специфические для данного этапа реакции.

3. Характер изменения личностных характеристик безработных в процессе обучения соответствует решению основных задач психологической поддержки в службе занятости. Это позволяет говорить о достаточно высокой результативности групповой работы как формы психологической поддержки, что подтверждается также данными самооценок участников клубной работы.

Содержание групповых занятий адекватно отражает основные психологические проблемы, сопровождающие человека в ситуации безработицы. Они направлены на формирование психических состояний и развитие личностных качеств, обеспечивающих возможность разрешения человеком данной жизненной ситуации (повышение эмоциональной устойчивости и уверенности в себе, рост смелости и активности в межличностных контактах, повышение степени экстравертированности, формирование практичности и реалистического представления о жизни и самом себе).

Наиболее ярко это подтверждается статистическими данными. В обследованной группе через 2 - 3 мес после окончания обучения смогли трудоустроиться почти 50 % безработных.

 

1. Борисова Е.С., Дановский С.Л. Динамика социологических и психологических особенностей безработных граждан // Опыт, содержание и методы профориентационной и психологической работы Департамента труда и занятости Правительства Москвы / Под ред. С.А. Карташова. М.: Департ. тр. и занятости Прав-ва Москвы, 1995. С. 64-74.

2. Гребенников В.А. Групповые формы и методы работы с безработными // Организация, содержание и методика профориентационной работы в службе занятости. М.: ФСЗ России, 1994. С. 44-50.

3. Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализационный тест. М.: Рос. пед. агентство, 1995.

4. Дановский С.Л. Социальная типология безработных // Человек и труд. 1993. № 5-6. С. 22-24.

5. Дановский С.Л. Социальная и психологическая характеристика безработных // Социол. исслед. 1994. № 5. С. 82-89.

6. Кузнецова И.В., Соколова Н.В. Некоторые психологические особенности безработных женщин // Женщины России: проблемы адаптации и развития в новых экономических условиях. Иваново, 1995. С. 49-52.

7. Леана К., Фельдман Д. Как справиться с потерей работы. М.: Нива России, 1995.

8. Магун В.С., Ибрагимов К.А. Мотивы граждан, обращающихся в органы по трудоустройству населения // Мотивация и поведение человека в сфере труда / Под общ. ред. Е.Г. Антосенкова. М.: Госком СССР по тр. и соц. вопросам, 1990. С. 73-84.

9. Натаров В.И. Влияние курса социально-психологического тренинга на самооценку "образа-Я" // Психол. журн. 1990. Т.11.№ 5. С. 74-78.

10. Оше В.К. Психологические проблемы безработицы // Опыт, содержание и методы профориентационной и психологической работы Департамента труда и занятости Правительства Москвы / Под ред. С.А. Карташова. М.: Департ. тр. и занятости Прав-ва Москвы, 1995. С. 15-30.

11. Пельцман Л. Стрессовые состояния у людей, потерявших работу // Психол. журн. 1992. Т.13. № 1. С. 126-130.

12. Справочник по инженерной психологии / Под ред. Б.Ф. Ломова. М.: Машиностроение, 1982. С. 274-276.

13. Феофанов К.А. Ценностно-нормативный аспект безработицы в России // Социол. исслед. 1995. № 9. С. 69-74.

 

Поступила в редакцию 27.I 1998 г.