122
К ЮБИЛЕЮ Д.А. ФАРБЕР
Действительный член
Российской академии образования, доктор биологических наук, профессор, член
редакционного совета журнала "Вопросы психологии" Дебора Ароновна Фарбер
встречает свой юбилей 24 мая в гуще разнообразных дел, отвечающих
разносторонности ее натуры. Подготовка статей к печати, сдача учебного пособия
по психофизиологии ребенка, работа с аспиранткой, обдумывание направлений
исследования на 2000 г., выступления на заседаниях Отделения психологии и
возрастной физиологии РАО, рецензирование научных работ, проведение
консультации - все это и многое другое делается ею заинтересованно, с полной
отдачей, как и в начале пути.
Д.А. Фарбер - выпускница
кафедры физиологии животных биологического факультета МГУ, который она
закончила с отличием в 1947 г.
В 1957 г. Д.А. Фарбер начала
ЭЭГ-исследования мозга новорожденных в Институте акушерства и гинекологии МЗ
СССР и на всю жизнь связала себя с возрастной нейро- и психофизиологией. В 1964
г. она основала лабораторию нейрофизиологии когнитивной деятельности, которая в
составе Института возрастной физиологии РАО уже более 30 лет занимается
исследованием структурно-функционального созревания мозга как основы
осуществления психических процессов в условиях естественного эксперимента -
индивидуального развития человека.
Д.А. Фарбер - сторонница
междисциплинарных исследований и комплексного подхода к анализу мозгового
обеспечения познавательной деятельности. Совместные исследования с психологами,
нейропсихологами, нейроморфологами, использование для интерпретации данных
результатов экспериментальных исследований на животных, учет поведенческих
реакций и педагогических характеристик ребенка привели к выявлению основных
закономерностей структурно-функционального созревания мозга, возрастных
особенностей его функционирования и индивидуальной специфики мозговой стратегии
познавательной деятельности. Результаты этих исследований явились научной
основой для методических разработок детских психологов и педагогов. Полученные
экспериментальные материалы позволили выявить "альтернативные
стратегии" мозгового обеспечения различных видов деятельности одинаковой
субъективной сложности, на этой основе был конкретизирован и получил дальнейшее
развитие принцип динамической локализации функций Выготского - Лурия. Общность
основных теоретических позиций и информативность данных, полученных в
лаборатории Д.А. Фарбер, определили их использование А.Р. Лурия в книге
"Основы нейропсихологии" для иллюстрации своих положений. Доклады
Д.А. Фарбер, насыщенные богатым экспериментальным материалом и важными
теоретическими обобщениями,
123
всегда звучали на конференциях, посвященных А.Р. Лурия и Л.С. Выготскому.
Результаты исследований Д.А.
Фарбер, характеризующие функциональную зрелость и функциональные возможности
мозга у детей разного возраста, дополнили нейрофизиологическим материалом
представления о сензитивных и критических периодах онтогенеза и создали базу
для организации адекватных формирующих воздействий с учетом зоны ближайшего развития.
Д.А. Фарбер опубликовала
более 250 научных работ, она — автор, соавтор и редактор монографий, сборников,
учебных пособий, часть из которых отмечены премиями. Ее имя широко известно в
научных кругах в нашей стране, так и за рубежом.
Яркая незаурядная личность,
Д.А. Фарбер объединяет коллег и сотрудников, привлекает студентов, аспирантов и
соискателей к разработке актуального и гуманного направления онтогенетических
исследований.
Редколлегия журнала «Вопросы
психологии», коллеги и друзья психологи от всей души поздравляют Дебору
Ароновну с юбилеем и желают ей здоровья и долгих лет плодотворной деятельности.