Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в полнотекстовом ресурсе.  Заглавная страница ресурса... 

118

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

ЮБИЛЕЙНАЯ СЕССИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

 

С 22 по 26 марта с.г. в Психологическом институте РАО им. Л.Г. Щукиной состоялась юбилейная научно-практическая сессия, посвященная 85-летию института. Сессия проходила под общим девизом "Психологическая наука и образование". С вступительным словом о роли института в развитии психологической науки выступил директор В.В. Рубцов.

Всего на сессии было заслушано и обсуждено более 20 докладов, которые отличались разнообразием жанров и тематики. Среди них были и сугубо теоретические доклады, и практики-ориентированные работы и сообщения об экспериментальных исследованиях.

Первый день работы сессии был посвящен истории института. Уникальные исторические данные были представлены в докладе М.Г. Ярошевского, проанализировавшего историю формирования и развития в институте двух ведущих научных школ - школы Челпанова и школы Выготского.

С историко-культурным анализом развития науки в институте выступили Б.С. Братусь и В.В. Умрихин. Они остановились на истории возникновения института и изложили свою точку зрения на его современное состояние. Особо была подчеркнута необходимость укрепления философско-психологических исследований.

Среди теоретических докладов особый интерес вызвали доклады Н.И. Чуприковой, Б.Д. Эльконина, В.И. Панова.

В докладе Н.И. Чуприковой был сформулирован всеобщий универсальный закон развития: от общего к частному, от целого - к частям. Обоснование этого закона осуществлялось на основе анализа и обобщения самых разнообразных научных фактов и литературных источников. Автор использовал теоретические представления не только психологии, но и философии, биологии, физиологии, культурологии и т.д.

Конкретное воплощение данного всеобщего закона в практике обучения было представлено в докладе Н.П. Локаловой. Она рассказала о разработанных и внедренных ею уроках психологического развития в обычных классах начальной школы, в основу которых положено овладение детьми основами анализа и системной дифференциации.

В докладе Б.Д. Эльконина был предложен новый подход к развивающему обучению в подростковом возрасте. Автор проанализировал обобщенную картину развивающего обучения подростка с трех разных позиций: с позиции субъекта, предмета и способа обучения. Особо была подчеркнута роль онтологической децентрации в этом возрасте.

Сообщение В.И. Панова было посвящено актуальным проблемам экопсихологического подхода к изучению психики человека.Автор зафиксировал различные уровни взаимовлияния психики и среды в субъект-объектной парадигме. Доклад вызвал острую дискуссию, в которой обсуждались различные понимания категории "субъекта", соотношения психики и среды, содержание категории "среды" и т.д.

А.К. Осницким были сформулированы основные критерии самодеятельности человека, среди которых автор выделил: целостность и структурную полноту системы саморегуляции, необходимость использования функциональных связей, владение средствами анализа и конструирования разных уровней саморегуляции, умение оперировать со знаковой информацией и согласованность системы саморегуляции с опытом субъектной активности.

В докладе М.К. Кабардова был представлен анализ системы "Учитель - Метод - Ученик" в дифференциально-психологическом аспекте. Автор убедительно показал необходимость учета индивидуальных возможностей учащегося, стиля педагогической деятельности, а также особенности используемого педагогом метода. Согласно позиции автора, эффективность процесса обучения зависит от "валентности" этих факторов по отношению друг к другу.

 

119

 

Ряд докладов наряду с общеметодологическими позициями отражал конкретный опыт практической работы в области образования, основанный на научной концепции авторов. Так, сообщение Л.М. Митиной было посвящено концепции и технологии профессионального развития педагога. Автор представил модель конструктивного изменения поведения учителя, основанную на результатах теоретико-экспериментального исследования. Данная модель уже используется в практике и предназначена для реализации в системах подготовки и переподготовки учителя.

Сообщение А.М. Матюшкина содержало разносторонний анализ актуальных проблем обучения одаренного ребенка, в котором наряду с общетеоретическими позициями, были представлены конкретные методы и результаты многолетней педагогической работы с одаренными детьми.

В докладе Н.И. Гуткиной были заявлены психологические принципы развития познавательной мотивации и произвольности в учебной деятельности, а также конкретные формы реализации этих принципов в практике работы "групп развития" с детьми, не готовыми к обучению в школе.

А.Б. Николаева в своем сообщении выделила приоритеты психологической преемственности детского сада и школы. Автор призвал к смягчению резкого перехода к формально-ролевым отношениям на стыке двух образовательных звеньев и к более тесному "сосуществованию" детского сада и школы.

Большой интерес вызвал очень четкий по мысли и по форме доклад И.М. Улановской, в котором был представлен оригинальный, научно-обоснованный подход к определению качества образовательной среды основной школы. Ею была предложена модель независимой экспертизы, включающая три блока: выявление внутренних целевых установок школы, средств и результатов воздействия образовательной среды.

Доклады, представленные на сессии, отражали также конкретные экспериментальные исследования в области образования. Следует отметить исследование Ю.Ю. Балашовой, посвященное диагностике реактивной тревожности школьников и ее понижению с помощью учебников нового типа (разработанных группой Г.Г. Граник). Эксперимент показал, что обучение по новым учебникам не только улучшает технику чтения и орфографическую грамотность школьников, но и в значительной степени снижает уровень школьной тревожности. В докладе Т.Г. Раевской были показаны результаты исследования, посвященного ориентации современных школьников на образование как социальную и субъективную ценность. В работе установлено, что для подавляющего большинства современных школьников образование является действительно важной жизненной ценностью. Причем современные подростки выступили как носители двух противоположных моделей ценности образования - процессуальной и результативной.

Наряду с образовательной тематикой на сессии были представлены исследования, посвященные классическим фундаментальным проблемам общей и возрастной психологии. Т.В. Ермолова и К.Н. Поливанова посвятили свои сообщения проблеме возрастных кризисов. Т.В. Ермолова заявила новый подход к выявлению содержания личностных новообразований возрастных кризисов; на материале экспериментального исследования было показано, что новообразованием кризиса семи лет является социальное Я ребенка, которое осуществляется в реальном ролевом поведении. Содержательным фокусом доклада К.Н. Поливановой был психологический механизм возрастных переходов. Согласно позиции автора, таким механизмом является субъективация психологических достижений предшествующего периода и переход на новый уровень произвольности.

Большой интерес вызвал также доклад А.А. Адаскиной, в котором было представлено экспериментальное исследование зарождения художественного образа в процессе восприятия действительности. В работе была выделена специфика художественного восприятия обычных предметов, суть которой состоит в эмоциональности и целостности восприятия, и показана отрицательная возрастная динамика этих особенностей от дошкольного к подростковому возрасту.

Доклад Г.В. Шуковой был посвящен зрительному восприятию пространственной протяженности. На материале тщательного лабораторного эксперимента была доказана роль процессуальной длительности в восприятии пространственной протяженности и предложен психологический механизм порождения восприятия пространственности.

Следует отметить сообщение Ю.В. Кортневой, в котором была предложена оригинальная модификация классической методики Хоппе, измеряющей уровень притязаний. Предложенная методика позволяет сделать важное различение демонстрируемого и реального (или скрытого и открытого) уровня притязаний.

В целом, сессия показала, что в Институте достаточно интенсивно проводятся теоретические и экспериментальные исследования, в которых

 

120

 

продолжаются и развиваются традиционные для нашей страны научные школы. Доложенные работы еще раз продемонстрировали, что фундаментальные исследования сотрудников института находят широкое и разнообразное применения в практике образования и социальной сфере в целом.

В период сессии в институте работала экспертная комиссия по присуждению премий Г.И. Челпанова и А.А. Смирнова за лучшие доклады. По результатам работы комиссии были присуждены следующие премии.

Премию им. Г.И. Челпанова I степени: Н.И. Чуприкова - "Всеобщий универсальный закон развития" и Б.Д. Эльконин - "Развивающее обучение в подростковом возрасте".

Премию им. Г.И. Челпанова II степени: М.К. Кабардов - "Врожденное и приобретенное в системе "Учитель - Метод - Ученик"" и Г.В. Шукова - "Изучение механизмов зрительного восприятия пространственной протяженности".

Премию им. А.А. Смирнова I степени получила И.М. Улановская - "Подход к определению качества образовательной среды".

Премия им. А.А. Смирнова II степени была присуждена А.А. Адаскиной - "Зарождение художественного образа в процессе восприятия действительности" и Т.В. Ермоловой - "Социальное Я как личностное новообразование кризиса семи лет".