Свое 85-летие Психологический институт им.
Л.Г. Щукиной отметил рядом знаменательных событий. В последнюю неделю марта
была проведена юбилейная научно-практическая сессия, на которой ведущие сотрудники
Института выступили с докладами.
5 апреля 1999 г. в Московском Доме ученых прошло торжественное
заседание, посвященное замечательному юбилею.
6 апреля была открыта памятная доска — «Памятник архитектуры.
Охраняется государством», — прикрепленная к фасаду здания Психологического
института. В этот же день был открыт музей «Из истории Психологического
института им. Л.Г. Щукиной», а также проведено торжественное заседание,
посвященное 120-летию со дня рождения Г.Г. Шпета.
Ниже публикуются отдельные доклады, прозвучавшие в дни празднования
юбилея, и ряд приветствий, поступивших в адрес Института.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ им.
Л.Г. ЩУКИНОЙ
В.В. РУБЦОВ
Доклад, прочитанный 5 апреля
1999 г. в Центральном Доме Ученых РАН на торжественном заседании, посвященном
85-летнему юбилею Психологического института. Печатается с сокращениями
Психологический институт,
созданный в 1912 г. и открытый в 1914 г. профессором МГУ Г.И. Челпановым, был
первым в России (и в то время - третьим в мире) научно-исследовательским и
образовательным психологическим институтом. В разное время он носил различные
названия: Научно-исследовательский институт психологии РСФСР, Институт общей и
педагогической психологии АПН СССР и др. В системе Российской Академии
образования в 1992 г. институту было возвращено его первоначальное название -
Психологический институт им. Л.Г. Щукиной. С институтом связаны имена
выдающихся представителей отечественной культуры и науки - психологов,
историков, филологов. Среди них Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.В. Зеньковский,
К.Г. Локс, Л.М. Лопатин, А.Ф. Лосев, Б.Л. Пастернак, П.С. Попов, Л.Н. Шестов,
Г.Г. Шпет и другие.
За более чем 85-летнюю
историю существования в стенах института работали выдающиеся отечественные
ученые-психологи: Г.И. Челпанов, Л.С. Выготский, П.П. Блонский, С.В. Кравков,
К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, Н.И. Жинкин, Н.А. Рыбников, А.Н. Леонтьев, А.А.
Смирнов, Н.А. Бернштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, А.Р. Лурия, Ф.Д. Горбов,
М.И. Лисина, Л.И. Божович, Е.И. Бойко, Н.А. Менчинская, П.А. Шеварев, П.М.
Якобсон, А.В. Запорожец, Д.А. Ошанин, Д.Б. Эльконин, А.И. Миракян, В.В. Давыдов
и другие, создавшие широко известную в России и за рубежом отечественную научную
психологическую школу.
В настоящее время Психологический
институт является крупнейшим научно-исследовательским
4
учреждением России, научные подразделения которого
ведут широкомасштабные психологические исследования - от изучения фундаментальных
проблем теории и истории психологии, закономерностей развития и
регуляции психики до практико-ориентированных разработок проблем
развития человека в конкретных видах его деятельности (в общении, игре, учебной
и профессиональной деятельности и др.). Приоритетные направления в работе
института определяются социальным заказом на психологическое обеспечение
обучения, развития и воспитания детей и взрослых в условиях сложно меняющегося
общества, в условиях создания и поддержки эффективных систем личностно-ориентированного
образования, предназначенных для различных контингентов обучаемых. Эти
направления определяются также потребностями развития и управления социальной
сферы.
На текущий момент институт
определил следующие приоритетные направления исследований:
1) проблемы истории и теории психологии, исторической психологии, по существу затрагивающие анализ и развитие фундаментальных идей и научных теорий;
2) методологические проблемы
и фундаментальные закономерности психического развития человека в современных
условиях;
3) психологические основы
развивающего образования с ориентацией на разработку психологического
обеспечения личностно-ориентированных образовательных систем;
4) психология возрастного
развития детей в семье, в школе и вне школы;
5) психологическая
диагностика;
6) подготовка и повышение
психологической квалификации педагогов и управленцев дошкольного, среднего,
высшего, профессионального и дополнительного образования;
7) психологические методы
отбора, диагностики и профессионального становления представителей различных
профессий;
8) психологическая служба в
образовании;
9) психология одаренности;
10) психология
индивидуальных различий, способностей, склонностей и задатков;
11) психотерапия и
психологическая реабилитация;
12) этика и психология
семейной жизни.
Уже простое перечисление
этих направлений демонстрирует высокий уровень разработок отечественной
психологии, ее непреходящую фундаментальность, заложенную нашими выдающимися
учителями. Проводимые сегодня в институте фундаментальные исследования
ориентированы на изучение методологических, теоретических, экспериментальных
проблем когнитивного, социального и духовного развития человека, разработку
актуальных проблем педагогической, возрастной, социальной психологии и
психологии личности, научных основ детской практической психологии. В Институте
разрабатываются методы психологической помощи населению, система диагностики
возрастного развития человека, создаются пакеты диагностических методик
экспертизы эффективности образовательной среды школы, разрабатываются методы
психотерапевтической помощи детям и взрослым и др.
Практико-ориентированные
направления деятельности института в современных условиях связаны с
психологическим обеспечением развивающего и развивающегося образования, включающим
разработку теоретико-методических основ педагогики и психологии развития,
создание новой по своим задачам и функциям практико-ориентированной науки, на
основе которой становится возможным превращение образования в средство развития
общественных систем, реальное средство развития социокультурной жизни человека.
Со времени своего основания Психологический институт был и остается в хорошем смысле слова "кузницей" для подготовки высоко квалифицированных научных кадров для Москвы, России, а сейчас - и для стран ближнего зарубежья. Только за период 1994-1998 гг. на его диссертационных советах было защищено 25 докторских и 77 кандидатских диссертаций. В течение этого же периода ежегодно в его аспирантуре обучалось в среднем 30 аспирантов и 30 соискателей.
Результаты научных
исследований Психологического института широко используются в массовом
образовании: издаются учебники, учебные пособия для вузов, школ и
профессиональных учебных заведений, выпускается методическая и популярная
литература для учителей и родителей, создаются авторские курсы и программы
обучения.
5
За последние пять лет сотрудники института подготовили и опубликовали: 73 фундаментальные монографии, 90 сборников научных трудов, 15 учебников и учебных пособий, 100 методических пособий и методических рекомендаций, свыше 300 статей.
Психологический институт
проводит последовательную политику по сохранению традиций отечественной науки,
организует целенаправленное переиздание трудов несправедливо забытых ее
представителей - Г.И. Челпанова, В.В. Зеньковского, Л.М. Лопатина и других. В
институте регулярно проводятся конференции и семинары, посвященные научному
наследию корифеев отечественной психологии. Так, в 1995-1998 гг. состоялись
конференции, посвященные памяти Л.С. Выготского, А.А. Смирнова, Б.М. Теплова,
Н.А. Менчинской, Д.Б. Эльконина, Д.А. Ошанина, Л.И. Божович, ежегодно
проводятся традиционные "Челпановские чтения".
Психологический институт
ведет активную научную и научно-организационную деятельность. В 1994-1998 гг.
его сотрудники приняли участие в работе 60 российских научных конференций и
семинаров, участвовали в 42 международных научных конференциях и конгрессах,
причем нередко были основными организаторами и руководителями секций,
симпозиумов, научных направлений. Из наиболее значимых мероприятий этого
периода следует специально отметить организацию и проведение институтом III
Международного конгресса по теории деятельности (Москва, июнь 1995 г.), в котором
участвовали ученые из 21 страны, а также, совместно с Психологическим
институтом Российского государственного гуманитарного университета, -
Международной конференции "Культурно-исторический подход: развитие
гуманитарных наук и образования", посвященной 100-летию со дня рождения
Л.С.Выготского (Москва, октябрь 1996 г.), в работе которой участвовали ученые
из 46 стран.
Институт является членом
Американской психологической ассоциации, активно участвует в работе
Международной организации ISCRAT. 29 сотрудников института - члены ISSBD
(Международного общества исследования развития поведения). Совместно с
Висконсинским университетом (США) Психологический институт участвует в
долгосрочной международной программе "Психология образования", имеет
устойчивое научное сотрудничество с университетами Италии, США, Финляндии,
Франции, Швейцарии, Дании, Японии, Великобритании, Германии.
О высоком профессиональном
уровне сотрудников Психологического института свидетельствует число грантов,
полученных от различных научных фондов. Так, в период с 1994 по 1998 гг.
институт имел гранты от РГНФ (27), РФФИ (9), Фонда Сороса (6), от
Международного научного фонда (3), Института "Открытое общество" (3).
Высокая социальная и научная
значимость проводимых в институте исследований и разработок подтверждается тем,
что его сотрудники в 1997 г. были удостоены двух Государственных премий
Президента и двух Государственных премий Правительства Российской Федерации в
области образования: авторский коллектив под руководством академика РАО В.В.
Давыдова - за создание и внедрение системы развивающего обучения; группа под
руководством члена-корреспондента РАО И.В. Дубровиной - за разработку и
создание в стране системы психологической службы образования; академики РАО
А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский - за разработку научно-педагогических основ
преподавания психологии в вузах и создание концептуально обоснованного
комплекса современной учебной литературы для вузов и учительского корпуса;
группа под руководством академика РАО Г.Г. Граник - за учебно-методический
комплект "Русская филология". В 1998 г. сотрудники института
удостоены двух Государственных премий Президента: член-корреспондент РАО Д.И.
Фельдштейн - за работу в области психологической теории развития личности и
авторский коллектив под руководством академика РАО В.В. Рубцова - за разработку
системы психологического обеспечения развивающего образования на основе теории
социогенеза. Всего высокого звания лауреата Государственной премии в области
образования в 1997 и 1998 гг. удостоены
33 ученых института.
Научные и
научно-организационные заслуги сотрудников института отмечены специальными
наградами - медалями и грамотами. Медалью К.Д. Ушинского награждены
6
10 сотрудников, медалью "В память 850-летия
Москвы" - 94 специалиста, этой награды они удостоены за активное участие в
развитии образования и социальной сферы нашей столицы.
Важное значение имеют
исследования и разработки, которые выполняет Психологический институт в рамках
основных федеральных программ: "Дети России", "Дети
Чернобыля", "Здоровье населения России", "Одаренные
дети", "Дети-инвалиды", "Государственный стандарт
дошкольного образования", - а также городских программ Правительства
Москвы "Столичное образование" и "Образование и здоровье".
Многие результаты фундаментальных исследований института внедрены и широко
используются на образовательных площадках Москвы, Московской области,
Калужской, Тульской, Владимирской, Костромской областях, а также в Сибири,
Поволжье, Бурятии, Удмуртии, других регионах Российской Федерации. Институт
ведет совместные работы с учеными Украины, Казахстана, Беларуси, Азербайджана,
Армении, Грузии.
При Психологическом институте
действует около 75 экспериментальных и базовых образовательных учреждений
различных типов и видов - ясли, детские сады, школы и школы-лаборатории, лицеи,
гимназии, колледжи, ПТУ, институты, психолого-медико-социальные центры и др.
При научном руководстве специалистов института на этих площадках создаются
новые образцы содержания образования, разрабатываются и проходят апробацию
современные технологии, ориентированные на обучение и развитие различных
контингентов детей.
Не менее важным критерием
высокой научной и научно-практической планки Института является тот факт, что
его сотрудники возглавляют редакционные советы или являются членами редколлегий
таких известных отечественных научных журналов, как "Вопросы
психологии", "Детский практический психолог", "Психологическая
наука и образование", "Мир психологии", "Психологическое
обозрение", "Московский психотерапевтический журнал",
"Искусство в школе", "Медиатека", а также международных
журналов - "Журнал для родителей" (Голландия), "Психология в
образовании" (Швейцария) и др. Под руководством и при участии сотрудников
института издается замечательная 70-томная серия "Психологи
отечества" и многое, многое другое. Весь комплекс издаваемой литературы
направлен на решение актуальной в современных условиях задачи психологического
обеспечения современного образования и прямо адресован педагогам, методистам,
учащимся и родителям.
Ровно 85 лет назад в своей
знаменитой речи на открытии Психологического института 23 марта 1914 г. в день
Св. мученицы Лидии Г.И. Челпанов, указывая на принципиальное значение образовательных
задач университетской науки, специально подчеркивал, что современный
университет - это обязательное соединение, или, как сейчас говорят,
"интеграция" высокой профессиональной учебной и научной деятельности.
Собственно, для целей развития университетской науки при Московском
университете и создавался Психологический институт. Сегодня, выполняя заветы
Г.И. Челпанова и отмечая высокий уровень фундаментальной и прикладной науки
института, мы можем с полным основанием сказать, что институт является и
современным центром психологического образования. Бесспорным достижением этого
направления деятельности института стало открытие в 1996 г. в системе
Московского комитета образования нового Московского городского психолого-педагогического
института. Около 70 % его профессорско-преподавательского состава - это
специалисты Психологического института им. Л.Г. Щукиной. При поддержке
Правительства Москвы и Московского комитета образования, руководства Российской
академии образования Психологический институт РАО и МГППИ de facto
существуют и действуют как целостный научно-образовательный комплекс, а по сути
дела - как современный Психологический университет, демонстрируя пример того,
как в опоре на академические НИИ в непростых экономических условиях возможна
эффективная форма интеграции науки и образования.
Очевидны реальные
преимущества такой интеграции. Во-первых, с самого начала базой для образования
будущих специалистов стала научная психологическая школа, доказавшая свою
значимость в решении большого числа важных социальных проблем. Во-вторых, на
базе учебного института осуществляется не подготовка психологов
7
вообще, а адресная подготовка специалистов, которые
смогут практически работать в образовании, в различных областях социальной
сферы города. Организуя свою деятельность через Районные управы города,
Окружные управления образования, систему городских психологических служб и
центров, вновь созданный комплекс берет на себя функцию базового центра
поддержки столичного образования, оказания психологической помощи населению
города, а тем самым функцию "Службы психологической поддержки и
сопровождения развития московского региона". Это стало возможным за счет
организации и проведения силами ведущих специалистов, студентов и аспирантов
практико-ориентированных, заказных исследований и разработок, прямо
направленных на решение наиболее острых вопросов жизни детей и взрослых, иначе
говоря, за счет адресного целевого внедрения психологической науки в
образование и социальную сферу города. В деле возрождения Челпановского
института как современного научно-образовательного практико-ориентированного
комплекса неоценимую помощь оказывает Московский комитет образования в лице
Л.П. Кезиной.
Современный Психологический
институт РАО - это значимое научно-исследовательское учреждение в системе
академической науки, и в этом - бесспорно заслуга и позиция Президиума нашей
Академии, а также Отделения психологии и возрастной физиологии РАО.
Невозможно представить себе
деятельность Психологического института без реального сотрудничества с
академическими институтами, с психологическими факультетами университетов и
вузов, с городскими учреждениями - Московским городским педуниверситетом,
МИПКРО, другими центрами и образовательными учреждениями столицы, префектурами,
окружными управлениями образования, многими организациями и ведомствами,
учеными и профессионалами. Долгая общая история и повседневная совместная
работа связывает Психологический институт с двумя другими крупнейшими центрами
отечественной психологии – факультетом психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и
Институтом психологии РАН.
В дни празднования юбилея на
фасаде здания Психологического института установлена мемориальная доска,
которая увековечивает институт как Памятник истории культуры, а также открыта
постоянная выставка истории института, под руководством проф. Т.Д.
Марцинковской проходит научный семинар, посвященный 120-летию со дня рождения
Г.Г. Шпета. Все это - светлая память о наших замечательных Учителях, которую
бережно хранят сотрудники, да и сами стены института. Все, кто бывает в
Психологическом институте, отмечают его особую традиционную жизненную
атмосферу, притягивающую к себе людей, дающую тепло и согревающую души. Эта
атмосфера поддерживается прежде всего благодаря его старейшим сотрудникам: А.А.
Бодалеву, Т.Н. Борковой, Э.А. Голубевой, Г.Г. Граник, К.М. Гуревичу, Т.Н.
Жуковой, А.В. Захаровой, О.А. Конопкину, Н.С. Лейтесу, А.М. Матюшкину, И.В. Равич-Щербо,
А.Г. Рузской, Э.А. Фарапоновой, Д.И. Фельдштейну, В.Э. Чудновскому, Н.И.
Чуприковой, М.С. Шехтеру. К сожалению, юбилейные дни были омрачены
скоропостижной смертью начальника отдела кадров Софьи Николаевны Тимофеевой,
являвшейся одним из воплощений души Психологического института. Институт
глубоко скорбит о безвременной кончине этого замечательного человека.
Психологический институт задумывал, творил и
строил Георгий Иванович Челпанов, и его Идея по праву торжествует сегодня. Наш
выдающийся современник и историк науки проф. М.Г. Ярошевский пишет: "В
начале XX в. Г.И. Челпанов отстаивал научное понимание психики, тогда как
общество заполонили различные варианты религиозно-мистического воззрения на мир
и место в нем человека". "В России была психологическая мысль, но еще
не было окончательно сформировано научно-психологическое сообщество... Работой
Г.И. Челпанова такое сообщество подготавливалось. Одним из первых центров его
консолидации стал Психологический институт..."1.