120
Л.И. БОЖОВИЧ И
СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
(К 90-ЛЕТИЮ СО
ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
26-27 января
Конференция была
организована научным коллективом лаборатории научных основ детской практической
психологии Психологического института РАО (зав. лабораторией И.В. Дубровина),
являющейся преемником лаборатории, которой в течение 30 лет (с 1945 по 1975
гг.) руководила Л.И. Божович (в разное время лаборатория называлась
"Психология воспитания", "Психология личности" и т.п.).
Пленарное заседание
конференции открыл доклад В.Э. Чудновского (Москва), в котором была
проанализирована концепция личности, разработанная Л.И. Божович, ее значение
для отечественной психологии развития. Докладчик подробно остановился на вкладе
Л.И. Божович в развитие идей своего учителя - Л.С. Выготского, особо подчеркнув
революционную роль Л.И. Божович во введении нового и, как тогда казалось,
абсолютно неприемлемого для советской науки 1940 - 1960-х гг.
экспериментального подхода к изучению личности. Она, по существу, открыла для
отечественной психологии мир зарубежной психологии личности. Именно она впервые
дала конструктивный и позитивный анализ вклада З. Фрейда, К. Роджерса, А.
Маслоу, К. Хорни, Г.С. Салливена и других западных ученых в мировую науку, что
по тем временам было актом не только научного, но и гражданского мужества.
Особый интерес слушателей вызвало обсуждение значения идей, разработанных Л.И.
Божович, для анализа современной ситуации в образовании, в обществе, в
частности проблемы коллективизма и конформизма, соотношения ориентации на
самооценку и оценку окружающих, нравственного развития. В.Э. Чудновский, делясь
своими воспоминаниями о совместной работе с ней, особо отметил человеческие,
нравственные, личностные качества самой Лидии Ильиничны, которые оказали
огромное влияние на всех, кто ее знал, работал с ней, а возможно, и на сам
процесс развития отечественной психологии. Опираясь на известный афоризм
американского психолога Э. Толмена "Л.С. Выготский - это Моцарт в
психологии", В.Э. Чудновский закончил свой доклад словами: "Л.И.
Божович - Сахаров в психологии".
И.В. Дубровина (Москва) в своем сообщении
акцентировала внимание слушателей на современных проблемах психологии
воспитания подрастающего поколения, в частности в связи с задачами практической
психологии образования. Она отметила, что сегодня не потеряла актуальности
работа Л.И. Божович, выполненная совместно с ленинградским педагогом Т.Е.
Конниковой "Возрастной подход в работе пионерской организации",
поскольку, несмотря на упразднение пионерской организации, не теряют актуальности
ни проблема воспитания ребенка в коллективе сверстников, ни специфика
воспитания на разных возрастных этапах, ни важность осознания психологом,
педагогом, воспитателем тех целей, которые он перед собой ставит.
121
Высказанные И.В. Дубровиной идеи получили развитие в докладе В.С. Собкина (Москва), посвященном проблеме ценностных ориентаций современных подростков. Докладчик продемонстрировал эвристичность разработанного в школе Выготского - Божович представления о социальной ситуации развития и обосновал целесообразность уточнения этого понятия в термине "социокультурная ситуация развития". Именно через призму этого понятия он сравнил - на базе кросс-культурного социологического исследования - современных подростков с подростками прошлых лет, отечественных и зарубежных подростков в их отношении к миру, взрослым, разным аспектам молодежной субкультуры и т.п.
Доклад Е.Н. Волковой
(Нижний Новгород) "Интегральные личностные образования" и доклад Н.Х.
Александровой (София, Болгария) "Старость как этап онтогенеза"
были посвящены проблемам личности взрослого человека. Оба докладчика показали
продуктивность приложения теории Л.И. Божович к анализу зрелого возраста,
становления личности профессионала, специфики личности старого человека.
В докладах Н.Н. Толстых
(Москва) и А.М. Прихожан (Москва) рассматривались проблемы развития
личности и индивидуальности, эмоций и чувств в онтогенезе. Докладчики основное
внимание уделили анализу того, как развивались в последние два десятилетия идеи
Л.И. Божович и какое значение они имеют для решения актуальных проблем
современной психологии развития. Особое внимание было уделено тем сторонам
наследия Л.И. Божович, которые до сегодняшнего дня существуют в виде гипотез,
например ее разработке проблемы "ненасыщаемых потребностей" в развитии
высших чувств и личности в целом. Обсуждалась также и сегодня остро звучащая
критика Лидией Ильиничной идеи "присвоения", которая разрабатывалась
некоторыми последователями Л.С. Выготского.
Н.И. Гуткина (Москва) рассказала о том,
насколько эффективным оказывается практическое приложение исследований школы
Л.И. Божович для психологического консультирования. Открытые Л.И. Божович и ее
сотрудниками (Л.С. Славиной, М.С. Неймарк и другими) феномены "смыслового
барьера", "аффективного переживания", "аффекта неадекватности"1, способы психологического анализа
природы этих явлений, их преодоления и психопрофилактики позволяют и понять
проблемы консультируемого, и эффективно помочь ему. Опыт применения разработанной
Л.И. Божович и Л.С. Славиной экспериментальной беседы обеспечивает, по мнению
Н.И. Гуткиной, быструю и эффективную помощь в процессе консультирования.
В сообщении Т.П. Гавриловой (Москва) рассматривались различные профессиональные установки исследователя личности. Докладчик считает необходимым рефлексию таких позиций по отношению к проблеме личности, как психолог-исследователь, психотерапевт, преподаватель психологии. Проведя ретроспективный историко-культурный анализ, она показала, что в настоящее время происходит известное размывание границ этих установок, приводящее к замене психологии личности психологией клиента, психологией человека. В результате сегодня теряется наработанное в отечественной и зарубежной психологии научное представление о психологии личности, а распространение получают, с одной стороны, так называемая вершинная психология человека, оперирующая категориями "дух", "вера", "совесть", "соборность" и т.п., а с другой - глубинная психология, уходящая корнями в психоанализ и служащая основанием для психотерапевтической практики.
Е.Д. Божович (Москва) познакомила
участников конференции с неопубликованными фрагментами работ Лидии Ильиничны,
хранящимися в ее архиве. Проведя серьезную работу по анализу этого архива, Е.Д.
Божович выбрала отрывки, в которых рассматриваются закономерности развития и
распада высших психических функций применительно к психологии целостной
личности, а также высшие нравственные чувства и сложное соотношение мотивов,
разных по уровню, содержанию, степени осознанности, на примере поведения героев
Ф.М. Достоевского.
"Круглый стол", которым завершалась работа конференции, объединил выступления, посвященные различным аспектам изучения личности и практической работы в этой области, с теми, которые преимущественно были посвящены воспоминаниям о Л.И. Божович как ученом и человеке. Выступил сын Лидии Ильиничны - Виктор Ильич Божович, известный искусствовед, который поделился как своими воспоминаниями детских лет, когда частыми гостями дома были А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец и другие ученики и последователи Л.С. Выготского, так и уже взрослыми впечатлениями от ее ироничных, остроумных «домашних» оценок, связанных как с ее научной работой, так и жизнью вообще.
В работе «круглого стола»
также приняли участие Э.А. Фарапонова, Е.О. Смирнова, Т.Д. Попова, Т.В.
Снегирева, Т.В. Фролова, В.С. Трипольский и другие.
Можно сказать, что работа конференции,
посвященной 90-летию со дня рождения замечательного ученого и человека, прошла
вполне в стиле Л.И. Божович — без лишнего пафоса и сантиментов, живо, остро, с
искренней научной заинтересованностью ее участников — не мемориально.
А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых
1 Синдром «аффект неадекватности» был включен — благодаря работе М.С. Неймарк — в перечень симптомокомплексов болезней, используемый психологами и психиатрами США (DSM-IV). — Прим. авт.