Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в полнотекстовом ресурсе.  Заглавная страница ресурса... 

118

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ДЕТСКИХ ДОМАХ И ШКОЛАХ-ИНТЕРНАТАХ

 

7-8 декабря 1998 г. в Калуге состоялась региональная научно-практическая конференция "Развитие детей в условиях детских домов и школ-интернатов". Основной идеей конференции, собравшей около 200 ученых и практиков из Калужской, Тульской областей и Москвы, явилось определение путей развития и обеспечения успешной образовательной траектории детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа. Программа конференции включала два пленарных, четыре секционных заседания и семинар.

Наряду с общими проблемами организации форм жизнедеятельности и образования детей в детских домах, специальных (коррекционных) учреждениях, семейных детских домах на конференции были подняты и стали едва ли не самыми важными вопросы нравственного воспитания в современном обществе. Духовно-нравственная направленность была задана уже на первом пленарном заседании в выступлениях В.И. Слободчикова и Б.С. Братуся (Москва), которые поставили проблему современного нарастающего социального сиротства и деформированного развития детей - как следствия множества разрывов межпоколенных связей и распада традиционных ценностей. Такая постановка проблемы требует принципиально нового осмысления сущности и содержания работы учреждений интернатного типа.

В.И. Слободчиков в своем выступлении высказал идею о том, что уникальный педагогический опыт детских домов и школ-интернатов при специальном анализе может стать "точкой роста", точкой выхода из кризиса для всей сегодняшней педагогической теории. Основанием для такого вывода является существующая здесь практика культивирования со-бытийных детско-взрослых общностей, которые, по сути, являются источником и основанием полноценного развития детей в образовательных институтах разного типа. Ссылаясь на опыт своего детства, В.И. Слободчиков рассказал, как удавалось строить такие общности С.А. Калабалину, директору детского дома, в котором он вырос. В.И. Слободчиков подчеркнул также, что современное общее образование базируется по преимуществу на содержании наук, к которому не сводится весь "мир человека"; речь должна идти о целенаправленном проектировании вариативной образовательной среды, обеспечивающей индивидуальные траектории развития детей; для интернатных учреждений чрезвычайно актуальной является разработка по крайней мере двух типов образовательной среды - реабилитирующей (в широком смысле) и развивающей.

Б.С. Братусь в пленарном докладе говорил о плодотворности и принципиальной сложности в построении междисциплинарных связей между педагогикой и психологией; так, например, и в психологии, и в педагогике широко обсуждается проблема развития, но ни там ни там не ставится главный вопрос: развитие куда и для чего? Не решен также вопрос, какой образ человека они удерживают в своих представлениях. Б.С. Братусь раскрыл, как в новом научном направлении - в "нравственной психологии" - понимается "нормальное развитие человека", и проанализировал многочисленные подмены целостного образа человека в психологии его психологическими орудиями; показал также, что такие подмены возможны и в педагогике. В заключение он выразил мнение, что опыт нравственной психологии как науки сознательного служения задачам нравственного развития человека будет полезен и педагогам-ученикам, и практикам, собравшимся на конференции.

И.В. Кузнецов, директор Воротынской школы-интерната для детей с интеллектуальной

 

119

 

недостаточностью, рассказал о том, что обычно в таких учреждениях у детей не развивается собственное Я, отсутствует целеполагание, у ребенка формируется психология потребителя; в результате, выходя из коррекционного учреждения, он не готов самостоятельно жить в современном мире. Именно поэтому в Воротынской школе-интернате родилась и начала осуществляться идея создания "детской деревни", обеспечивающая не только организацию жизни детей по семейному типу, но и формирование навыков ведения общего хозяйства. Переход на новую форму организации жизни воспитанников благоприятно влияет на интеллектуальное и социальное развитие детей.

О. Андрей (Безбородов), зав. отделом благотворительности и социальной работы Калужской епархии, в своем докладе сообщил, что при малоярославецком Черноостроженском монастыре открыт детский приют "Отрада", в котором воспитываются девочки из неблагополучных семей. Кроме домашнего образования (им занимаются сестры и послушницы монастыря, имеющие педагогическое образование) девочек обучают также светским занятиям, различным ремеслам, умению вести домашнее хозяйство. Попав в приют, озлобленные дети превращаются в доброжелательных и открытых. Далее докладчик выразил надежду, что усилия Православной церкви и органов народного образования будут и далее объединяться на благо общему делу - обеспечению достойной жизни нашим детям.

Секция "Успешная образовательная траектория в условиях детских домов и школ-интернатов" (руководители В.И. Слободчиков, Т.П. Войтенко, Калуга) была адресована руководителям этих учреждений и проводилась в форме открытого семинара. Основное внимание было сконцентрировано на обсуждении профессиональной модели воспитателя интернатного учреждения и его психолого-педагогической подготовке, необходимой для профессионально-грамотного проектирования педагогической деятельности. Ключевыми теоретическими конструктами в работе секции являлись: возрастно-нормативная модель развития, событийная общность, совместная деятельность взрослых и детей. В ходе обмена мнениями участники секции выразили озабоченность по поводу отсутствия в педвузах и университетах профильной подготовки студентов по специальности "Воспитатель интернатного учреждения".

Секция "Развитие детей в специальных (коррекционных) учреждениях" (руководители В.В. Зарецкий, Москва, Л.В. Тихонова, Калуга) была представлена дефектологами, психологами, воспитателями и руководителями коррекционных учреждений. Было заслушано девять сообщений, в которых рассматривались вопросы педагогической реабилитации и коррекции психолого-педагогических условий развития ребенка.

Секция "Развитие ребенка в условиях детского дома" (руководители Н.С. Вощенкова, О.А. Алдошина, Калуга) работала по трем направлениям: система воспитательной работы (И.Н. Ушакова, Н.Н. Пинаева), система социальной работы в детском доме (Л.И. Назуцкина, С.В. Стрекун) и психологическая мастерская по программе "Система коррекционных упражнений "Замещающий онтогенез"" (И.Ю. Варварская, С.И. Серов).

В рамках конференции для приемных родителей семейных детских домов проводился семинар "Психологическая среда семейного детского дома" (руководитель Г.П. Иванов).

На секции "Нравственное воспитание в современном обществе" (руководители Б.С. Братусь, В.Г. Щур, М.Н. Миронова) обсуждались возможности использования средств художественного творчества в нравственном воспитании детей (Л.Н. Галкина), обращения к национальным корням, в том числе - к традиционным для России религиозным ценностям (Л.А. Лодочкина), формирования у ребенка духовного стержня, который позволит ему противостоять негативным влияниям жизни (Е.В. Кузнецова, В.И. Моисеенко). Далее было высказано положение, ставшее ключевым в работе секции, что без нравственного взрослого не может быть и нравственного ребенка (И.Н. Исакова). Развивая эту мысль, Б.С. Братусь раскрыл содержание категорий "смысл, смысловые уровни, смысловая вертикаль", "реальные и назывные ценности" и остановился на возможных механизмах трансляции детям нравственных смыслов и ценностей. Затронул он также и вопрос о роли религии в удержании от разрушения нашего общества в условиях ценностного релятивизма.

Эту мысль продолжила на втором пленарном заседании в своем выступлении М.Н. Миронова, которая сообщила о результатах исследования структуры личности педагогов. Подавляющему большинству педагогов Калужской области не свойствен "прозападный образ гуманистического человека", ведущей здесь является скорее тенденция к образованию общности и некоторая готовность принять духовные ценности как реальные. Подобная "готовность" может стать источником подлинной нравственности взрослых.

В.Г. Щур на пленарном заседании говорила о главной драме современного социального

 

120

 

сиротства: ребенок знает, что у него есть родители, но он отвергнут ими. Для воспитателя это сложнейшая педагогическая проблема; большие надежды в этой ситуации вызывает опыт решения ее священником и психологом о. Борисом Ничипоровым (Конаково, Тверская обл.). В руководимом им культурно-образовательном центре «Новая Корчева» такие дети не только преображаются сами, но и, вовлекая в его работу близких взрослых, позитивно меняют отношения в семье.

Всего на конференции выступило 55 человек.

 

Т.П. Войтенко, М.Н. Миронова

Калуга