118
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ДЕТСКИХ ДОМАХ И ШКОЛАХ-ИНТЕРНАТАХ
7-8 декабря
Наряду с общими проблемами
организации форм жизнедеятельности и образования детей в детских домах,
специальных (коррекционных) учреждениях, семейных детских домах на конференции
были подняты и стали едва ли не самыми важными вопросы нравственного воспитания
в современном обществе. Духовно-нравственная направленность была задана уже на
первом пленарном заседании в выступлениях В.И. Слободчикова
и Б.С. Братуся (Москва), которые поставили проблему современного нарастающего социального
сиротства и деформированного развития детей - как следствия множества разрывов межпоколенных связей и распада традиционных ценностей.
Такая постановка проблемы требует принципиально нового осмысления сущности и
содержания работы учреждений интернатного типа.
В.И. Слободчиков в своем выступлении высказал идею о том, что уникальный педагогический опыт детских домов и школ-интернатов при специальном анализе может стать "точкой роста", точкой выхода из кризиса для всей сегодняшней педагогической теории. Основанием для такого вывода является существующая здесь практика культивирования со-бытийных детско-взрослых общностей, которые, по сути, являются источником и основанием полноценного развития детей в образовательных институтах разного типа. Ссылаясь на опыт своего детства, В.И. Слободчиков рассказал, как удавалось строить такие общности С.А. Калабалину, директору детского дома, в котором он вырос. В.И. Слободчиков подчеркнул также, что современное общее образование базируется по преимуществу на содержании наук, к которому не сводится весь "мир человека"; речь должна идти о целенаправленном проектировании вариативной образовательной среды, обеспечивающей индивидуальные траектории развития детей; для интернатных учреждений чрезвычайно актуальной является разработка по крайней мере двух типов образовательной среды - реабилитирующей (в широком смысле) и развивающей.
Б.С. Братусь в пленарном докладе говорил
о плодотворности и принципиальной сложности в построении междисциплинарных
связей между педагогикой и психологией; так, например, и в психологии, и в
педагогике широко обсуждается проблема развития, но ни там
ни там не ставится главный вопрос: развитие куда и для чего? Не решен также
вопрос, какой образ человека они удерживают в своих представлениях. Б.С. Братусь раскрыл, как в новом научном направлении - в
"нравственной психологии" - понимается "нормальное развитие
человека", и проанализировал многочисленные подмены целостного образа
человека в психологии его психологическими орудиями; показал также, что такие
подмены возможны и в педагогике. В заключение он выразил мнение, что опыт
нравственной психологии как науки сознательного служения задачам нравственного
развития человека будет полезен и педагогам-ученикам, и практикам, собравшимся
на конференции.
И.В. Кузнецов, директор Воротынской
школы-интерната для детей с интеллектуальной
119
недостаточностью, рассказал о том, что обычно в
таких учреждениях у детей не развивается собственное Я, отсутствует целеполагание, у ребенка формируется психология
потребителя; в результате, выходя из коррекционного учреждения, он не готов
самостоятельно жить в современном мире. Именно поэтому в Воротынской школе-интернате
родилась и начала осуществляться идея создания "детской деревни",
обеспечивающая не только организацию жизни детей по семейному типу, но и
формирование навыков ведения общего хозяйства. Переход на новую форму
организации жизни воспитанников благоприятно влияет на интеллектуальное и
социальное развитие детей.
О. Андрей (Безбородов), зав. отделом
благотворительности и социальной работы Калужской епархии, в своем докладе
сообщил, что при малоярославецком Черноостроженском
монастыре открыт детский приют "Отрада", в котором воспитываются
девочки из неблагополучных семей. Кроме домашнего образования (им занимаются
сестры и послушницы монастыря, имеющие педагогическое образование) девочек
обучают также светским занятиям, различным ремеслам, умению вести домашнее
хозяйство. Попав в приют, озлобленные дети превращаются в доброжелательных
и открытых. Далее докладчик выразил надежду, что усилия Православной церкви и
органов народного образования будут и далее объединяться на благо общему делу -
обеспечению достойной жизни нашим детям.
Секция "Успешная
образовательная траектория в условиях детских домов и школ-интернатов"
(руководители В.И. Слободчиков, Т.П.
Войтенко, Калуга) была адресована руководителям этих учреждений и
проводилась в форме открытого семинара. Основное внимание было сконцентрировано
на обсуждении профессиональной модели воспитателя интернатного
учреждения и его психолого-педагогической подготовке, необходимой для
профессионально-грамотного проектирования педагогической деятельности.
Ключевыми теоретическими конструктами в работе секции являлись:
возрастно-нормативная модель развития, событийная общность, совместная
деятельность взрослых и детей. В ходе обмена мнениями участники секции выразили
озабоченность по поводу отсутствия в педвузах и университетах профильной
подготовки студентов по специальности "Воспитатель интернатного
учреждения".
Секция
"Развитие детей в специальных (коррекционных) учреждениях"
(руководители В.В. Зарецкий, Москва, Л.В. Тихонова, Калуга) была
представлена дефектологами, психологами, воспитателями и руководителями
коррекционных учреждений. Было заслушано девять сообщений, в которых
рассматривались вопросы педагогической реабилитации и коррекции
психолого-педагогических условий развития ребенка.
Секция
"Развитие ребенка в условиях детского дома" (руководители Н.С. Вощенкова, О.А. Алдошина, Калуга) работала по трем
направлениям: система воспитательной работы (И.Н. Ушакова, Н.Н. Пинаева),
система социальной работы в детском доме (Л.И. Назуцкина,
С.В. Стрекун) и психологическая мастерская по программе "Система
коррекционных упражнений "Замещающий онтогенез"" (И.Ю.
Варварская, С.И. Серов).
В рамках конференции для
приемных родителей семейных детских домов проводился семинар
"Психологическая среда семейного детского дома" (руководитель Г.П.
Иванов).
На секции "Нравственное воспитание в современном обществе" (руководители Б.С. Братусь, В.Г. Щур, М.Н. Миронова) обсуждались возможности использования средств художественного творчества в нравственном воспитании детей (Л.Н. Галкина), обращения к национальным корням, в том числе - к традиционным для России религиозным ценностям (Л.А. Лодочкина), формирования у ребенка духовного стержня, который позволит ему противостоять негативным влияниям жизни (Е.В. Кузнецова, В.И. Моисеенко). Далее было высказано положение, ставшее ключевым в работе секции, что без нравственного взрослого не может быть и нравственного ребенка (И.Н. Исакова). Развивая эту мысль, Б.С. Братусь раскрыл содержание категорий "смысл, смысловые уровни, смысловая вертикаль", "реальные и назывные ценности" и остановился на возможных механизмах трансляции детям нравственных смыслов и ценностей. Затронул он также и вопрос о роли религии в удержании от разрушения нашего общества в условиях ценностного релятивизма.
Эту мысль продолжила на
втором пленарном заседании в своем выступлении М.Н. Миронова, которая
сообщила о результатах исследования структуры личности педагогов. Подавляющему
большинству педагогов Калужской области не свойствен "прозападный образ
гуманистического человека", ведущей здесь является скорее тенденция к
образованию общности и некоторая готовность принять духовные ценности как
реальные. Подобная "готовность" может стать источником подлинной
нравственности взрослых.
В.Г. Щур на пленарном заседании
говорила о главной драме современного социального
120
сиротства: ребенок знает, что у него есть родители,
но он отвергнут ими. Для воспитателя это сложнейшая педагогическая проблема;
большие надежды в этой ситуации вызывает опыт решения ее священником и
психологом о. Борисом Ничипоровым (Конаково, Тверская
обл.). В руководимом им культурно-образовательном центре «Новая
Корчева» такие дети не только преображаются сами, но
и, вовлекая в его работу близких взрослых, позитивно меняют отношения в семье.
Всего на конференции выступило 55 человек.