114
НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ИЗУЧЕНИИ НЕЙРОСТРУКТУРНЫХ
ОСНОВ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ
Г.А. АМИНЕВ
УФА
Нейропсихология индивидуальных различий: Учеб. пособие / Хомская Е.Д., Ефимова
И.В., Будыка Е.В., Ениколопова
Е.В. М.: Рос. пед. агентство, 1997. 281 с.
Дифференциальная
психофизиология переживает нелегкие времена. В павловском
направлении исследования свойств нервной системы как природных предпосылок
индивидуальных различий, заложенном Б.М. Тепловым и В.Д. Небылицыным,
после фундаментальных трудов Э.А. Голубевой, можно
сказать, подведены итоги. Такие первопроходцы, как А.И. Крупнов, В.Д. Русалов, И.В. Равич-Щербо,
покинули психофизиологию и перешли в область дифференциальной психологии и
общей психологии. Некоторые психологи говорят о дифференциальной психофизиологии
как тупиковой отрасли.
Теоретически абсурдность
этого мнения очевидна, ибо индивидуальные различия - одна из центральных
проблем "домогательства человеком до своей сути" (М. Карим). И потому
выяснение субстратного обеспечения этого явления не может не интересовать
человечество. Вопрос в том, чтобы найти новые (не только павловские)
направления поиска механизмов, которые давали бы эффективные средства
психодиагностики, психокоррекции и оптимальной
адаптации к требованиям профессиональной и учебной деятельности (Е.А. Климов).
В контексте этих проблем
настоящим подарком для теоретиков и практических психологов стала новая
монография Е.Д. Хомской с соавторами, посвященная нейропсихологии
индивидуальных различий. Она открывает новое направление в науке и в психотехнологии, ибо дополняет прежнюю парадигму
нейродинамического толкования индивидуальных особенностей поведения нейроструктурной. Авторы поставили цель развернуть широкую
панораму обусловленности индивидуальных различий психомоторной, когнитивной и
эмоциональной сферы особенностями межполушарных отношений.
Работа состоит из десяти
глав. В первой анализируются методологические основания
и ставится проблема. Особенную ценность для психолога-практика представляет
вторая и третья главы, излагающие методы исследования межполушарной асимметрии
и построения психометрических профилей латеральной организации мозга. Эта часть
отвечает требованиям современной психодиагностической теории, ибо выверена на валидность и надежность.
В четвертой - шестой главах
излагается экспериментальный материал, убедительно демонстрирующий связь между
профилями латеральной организации и характеристиками двигательных функций,
познавательной деятельности и эмоционально-личностных качеств. Вдумчивый
педагог найдет здесь для себя материал для организации учебной деятельности с
учетом когнитивного стиля учащихся (с. 134-137).
Сейчас в образовании большое значение придается культуре здоровья, в отдельных школах вводится валеология. Восьмая-девятая главы изучают вегетативное обеспечение регуляции сердечно-сосудистой системы в зависимости от гендерных и межполушарных различий, а также соотношение объективных и субъективных показателей здоровья, имеющее важное значение для перевода профилактики здоровья из плана социального в план субъективных самообязательств (ответственности субъекта за свое здоровье перед самим собой). Нетрудно понять важность конгруэнтности самочувствия и объективных физиологических параметров для своевременного предупреждения и развития внутренней картины болезни; этим определяется значимость полученных в этой главе данных (с. 204-221). И наконец, в последней главе много полезного могут почерпнуть тренеры, ибо здесь излагается связь межполушарной организации мозга с успешностью в спортивной деятельности.
В аннотации книга называется
учебным пособием, а в предисловии - монографией. Полагаем, что это не случайно:
книга вполне может служить пособием по спецкурсам для студентов
115
старших курсов и аспирантов. Она поднимет их
психофизиологическую культуру, а практическому работнику даст возможность
прогнозировать и понимать как успешные, так и малоуспешные результаты своей
деятельности через учет межполушарной асимметрии клиентов. Хотим
подчеркнуть, что это очень важно, так как сейчас книжный рынок наводнен
психологической масскультурой всевозможных, подчас
самопальных, не выверенных тестов и тренингов, эйфорически
нагруженные авторы которых совершенно не интересуются глубинными мозговыми
механизмами перестроек психики, возникающими в результате диадного
или группового взаимодействия и определяющими степень их эффективности
(например, в книгах основоположника личностно-ориентированной психотерапии К. Роджерса нет даже намека на учет многоуровневой
организации личности).
В новых ориентирах
образовательной политики Минобразования России
предлагается широкомасштабный проект повышения качества образования через
стажировки учителей в вузах (проект «Научная школа — школе»). Можно надеяться,
что стажировки учителей и школьных психологов в МГУ на кафедре нейропсихологии
и патопсихологии факультета психологии будут предусмотрены в соответствующих
реестрах названного проекта, так как нейропсихология — это не только патология,
но и норма, как убедили нас авторы книги.
Книга открывает новую
страницу нейроструктурного изучения индивидуальных
различий, и в силу этого, естественно, не все разделы ее равнозначны по объему,
и многое осталось за бортом исследовательского корабля. Если
исходить из принципа «морфологического ящика» генерирования тематик, принятого
в теории инноватики, то данное направление можно было
бы представить матрицей, строки которой образуют «межполушарные отношения,
корково-подкорковые отношения, отношения новых и древних структур мозга и
т.п.», а столбцы — различные аспекты субъективной реальности — «личность,
характер, субъект, мотивы, интеллект и т.п.». Видим, что получается 15
актуальных тем, и пока только одна из них открыта
данной монографией. Но в этом ее значение для психологической науки.
Далее монография только
констатирует межполушарные различия, но не показывает, как управлять их
динамикой, модифицировать эти отношения. В этой связи уместно добавить, что
мозг не исчерпывается нейроструктурными
образованиями, ибо в число иерархических уровней мы можем ввести биофизическую
организацию индивидуальности, представленную индивидуальными особенностями
мембран, активности насосов, аденилатциклазной
системы, метаболизма микроэлементов, биоэнергетики, КВЧ-поле
и т.п., и это дает еще 25 зон поиска. Рецензируемая монография позволяет с
уверенностью прогнозировать, что эти поиски тоже приведут к успеху — к созданию
технологий биоинженерии поведения и биопрограммированию индивидуального развития индивида. Поле
дифференциальной психофизиологии расширяется, и в этом тоже важное
значение исследовательского опыта коллектива авторов.