Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в полнотекстовом ресурсе.  Заглавная страница ресурса... 

114

 

НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ИЗУЧЕНИИ НЕЙРОСТРУКТУРНЫХ ОСНОВ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ

 

Г.А. АМИНЕВ

 

УФА

 

Нейропсихология индивидуальных различий: Учеб. пособие / Хомская Е.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В., Ениколопова Е.В. М.: Рос. пед. агентство, 1997. 281 с.

 

Дифференциальная психофизиология переживает нелегкие времена. В павловском направлении исследования свойств нервной системы как природных предпосылок индивидуальных различий, заложенном Б.М. Тепловым и В.Д. Небылицыным, после фундаментальных трудов Э.А. Голубевой, можно сказать, подведены итоги. Такие первопроходцы, как А.И. Крупнов, В.Д. Русалов, И.В. Равич-Щербо, покинули психофизиологию и перешли в область дифференциальной психологии и общей психологии. Некоторые психологи говорят о дифференциальной психофизиологии как тупиковой отрасли.

Теоретически абсурдность этого мнения очевидна, ибо индивидуальные различия - одна из центральных проблем "домогательства человеком до своей сути" (М. Карим). И потому выяснение субстратного обеспечения этого явления не может не интересовать человечество. Вопрос в том, чтобы найти новые (не только павловские) направления поиска механизмов, которые давали бы эффективные средства психодиагностики, психокоррекции и оптимальной адаптации к требованиям профессиональной и учебной деятельности (Е.А. Климов).

В контексте этих проблем настоящим подарком для теоретиков и практических психологов стала новая монография Е.Д. Хомской с соавторами, посвященная нейропсихологии индивидуальных различий. Она открывает новое направление в науке и в психотехнологии, ибо дополняет прежнюю парадигму нейродинамического толкования индивидуальных особенностей поведения нейроструктурной. Авторы поставили цель развернуть широкую панораму обусловленности индивидуальных различий психомоторной, когнитивной и эмоциональной сферы особенностями межполушарных отношений.

Работа состоит из десяти глав. В первой анализируются методологические основания и ставится проблема. Особенную ценность для психолога-практика представляет вторая и третья главы, излагающие методы исследования межполушарной асимметрии и построения психометрических профилей латеральной организации мозга. Эта часть отвечает требованиям современной психодиагностической теории, ибо выверена на валидность и надежность.

В четвертой - шестой главах излагается экспериментальный материал, убедительно демонстрирующий связь между профилями латеральной организации и характеристиками двигательных функций, познавательной деятельности и эмоционально-личностных качеств. Вдумчивый педагог найдет здесь для себя материал для организации учебной деятельности с учетом когнитивного стиля учащихся (с. 134-137).

Сейчас в образовании большое значение придается культуре здоровья, в отдельных школах вводится валеология. Восьмая-девятая главы изучают вегетативное обеспечение регуляции сердечно-сосудистой системы в зависимости от гендерных и межполушарных различий, а также соотношение объективных и субъективных показателей здоровья, имеющее важное значение для перевода профилактики здоровья из плана социального в план субъективных самообязательств (ответственности субъекта за свое здоровье перед самим собой). Нетрудно понять важность конгруэнтности самочувствия и объективных физиологических параметров для своевременного предупреждения и развития внутренней картины болезни; этим определяется значимость полученных в этой главе данных (с. 204-221). И наконец, в последней главе много полезного могут почерпнуть тренеры, ибо здесь излагается связь межполушарной организации мозга с успешностью в спортивной деятельности.

В аннотации книга называется учебным пособием, а в предисловии - монографией. Полагаем, что это не случайно: книга вполне может служить пособием по спецкурсам для студентов

 

115

 

старших курсов и аспирантов. Она поднимет их психофизиологическую культуру, а практическому работнику даст возможность прогнозировать и понимать как успешные, так и малоуспешные результаты своей деятельности через учет межполушарной асимметрии клиентов. Хотим подчеркнуть, что это очень важно, так как сейчас книжный рынок наводнен психологической масскультурой всевозможных, подчас самопальных, не выверенных тестов и тренингов, эйфорически нагруженные авторы которых совершенно не интересуются глубинными мозговыми механизмами перестроек психики, возникающими в результате диадного или группового взаимодействия и определяющими степень их эффективности (например, в книгах основоположника личностно-ориентированной психотерапии К. Роджерса нет даже намека на учет многоуровневой организации личности).

В новых ориентирах образовательной политики Минобразования России предлагается широкомасштабный проект повышения качества образования через стажировки учителей в вузах (проект «Научная школа — школе»). Можно надеяться, что стажировки учителей и школьных психологов в МГУ на кафедре нейропсихологии и патопсихологии факультета психологии будут предусмотрены в соответствующих реестрах названного проекта, так как нейропсихология — это не только патология, но и норма, как убедили нас авторы книги.

Книга открывает новую страницу нейроструктурного изучения индивидуальных различий, и в силу этого, естественно, не все разделы ее равнозначны по объему, и многое осталось за бортом исследовательского корабля. Если исходить из принципа «морфологического ящика» генерирования тематик, принятого в теории инноватики, то данное направление можно было бы представить матрицей, строки которой образуют «межполушарные отношения, корково-подкорковые отношения, отношения новых и древних структур мозга и т.п.», а столбцы — различные аспекты субъективной реальности — «личность, характер, субъект, мотивы, интеллект и т.п.». Видим, что получается 15 актуальных тем, и пока только одна из них открыта данной монографией. Но в этом ее значение для психологической науки.

Далее монография только констатирует межполушарные различия, но не показывает, как управлять их динамикой, модифицировать эти отношения. В этой связи уместно добавить, что мозг не исчерпывается нейроструктурными образованиями, ибо в число иерархических уровней мы можем ввести биофизическую организацию индивидуальности, представленную индивидуальными особенностями мембран, активности насосов, аденилатциклазной системы, метаболизма микроэлементов, биоэнергетики, КВЧ-поле и т.п., и это дает еще 25 зон поиска. Рецензируемая монография позволяет с уверенностью прогнозировать, что эти поиски тоже приведут к успеху — к созданию технологий биоинженерии поведения и биопрограммированию индивидуального развития индивида. Поле дифференциальной психофизиологии расширяется, и в этом тоже важное значение исследовательского опыта коллектива авторов.