Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в полнотекстовом ресурсе.  Заглавная страница ресурса... 

101

 

ЗА РУБЕЖОМ

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ КРЕАТИВНОСТИ В НАУКЕ И ИСКУССТВЕ

 

Л.Я. ДОРФМАН, Г.В. КОВАЛЕВА

 

Работа выполнена при поддержке РФФИ (проект № 96 — 06 — 80038а)

 

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ КРЕАТИВНОСТИ В НАУКЕ И ИСКУССТВЕ

В исследованиях креативности в области искусства и литературы сложилось несколько традиций. Во-первых, это подход к изучению продуктов творчества через анализ текстов. Согласно мнению некоторых авторов, как только текст создан, автор "умирает" в нем. Текст "сам по себе" характеризуется релевантностью; его же автор перестает иметь какое-либо существенное значение. Эта традиция берет начало в культурно-исторической психологии, идущей от В. Вундта (1912). Затем ее развивает Л.С. Выготский. В предисловии к своей знаменитой "Психологии искусства" он писал: "Мы пытаемся изучать чистую и безличную психологию искусства безотносительно к автору и читателю, исследуя только форму и материал искусства" [1; 9]. Позже эта линия исследований творчества развивалась (и продолжает развиваться) в рамках "искусствоведческой" психологии искусства и эмпирической эстетики (см., например, работы школы В.М. Петрова [3]-[6], [29], [33]).

Вторая традиция развивает когнитивные представления о креативности и рассматривает в качестве ее важнейших атрибутов оригинальность, полезность и возможность применения в настоящее время [27]. Креативность как дивергентное мышление рассматривается в оппозиции к интеллекту как конвергентному мышлению [16], [21], [22].

Третья традиция охватывает исследования креативности личности, или креативных личностей. После того, как Дж. Гилфорд стал определять различия между креативными и некреативными личностями, эта линия исследований была поддержана многими психологами [10], [13], [15], [19], [20], [26]. Есть мнение, однако, что исследования личностных факторов креативности уступают исследованиям художественных текстов в отрыве от личности их авторов [32].

 

ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЙ КРЕАТИВНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ

 

Условно можно выделить четыре области исследований креативных личностей. Первую область составляют исследования их черт и мотивов. Вторая, очень близкая к первой, область образуется исследованиями Я в связи с креативностью. Третью область исследований составляют работы по креативности в контексте самоактуализации. Четвертая область исследований креативности личности на границе с психиатрией и имеет дело с психопатологическими или близкими к патологии феноменами.

 

КРЕАТИВНЫЕ ЛИЧНОСТИ: ИХ ЧЕРТЫ И МОТИВЫ

 

В исследованиях личностных особенностей творчески проявивших себя лиц можно выделить, в свою очередь, несколько подходов. К. Мартиндэйл [27] утверждает, что

 

102

 

креативность является скорее генеральной чертой личности, чем когнитивным навыком. С другой стороны, креативность есть общая черта личности, а не множество связанных между собой личностных черт.

Однако большинство авторов все же склонны выделять некоторое множество черт личности, присущих креативным людям. Например, М. Чикжентмихалий [13] отмечает, что креативные личности содержат в себе одновременно на первый взгляд взаимоисключающие особенности: 1. Креативные личности обладают большой физической энергией, но в то же время часто находятся в состоянии покоя и отдыха. 2. В одно и то же время они суровы и наивны. 3. В их личности сочетаются игривость и дисциплина, ответственность и безответственность. 4. У креативных личностей перемежаются представления, фантазии, чувство реальности. 5. Креативные люди проявляют особенности как экстравертов, так и интровертов. 6. Креативные люди скромны и горды одновременно. 7. Они избегают стереотипов в области половых ролей. 8. Они проявляют одновременно бунтарский дух и консерватизм. 9. Многие из креативных личностей демонстрируют страсть к своей работе. Также они могут в высшей степени объективно оценивать свой труд. 10. Открытость и чувствительность креативных людей часто приводит к переживанию ими страдания и боли. Но также они очень любят удовольствия.

Т. Амабайл и М. Коллинз [8] приводят несколько иной перечень черт креативных личностей. В набор их характеристик включены: самодисциплина в части работы, способность отсрочить удовольствие, персеверативность в ситуациях фрустрации, независимость суждений, терпимость к неопределенности, высокая степень автономности, отсутствие половых стереотипов, интернальный локус контроля, склонность к риску, высокий уровень самоинициации и стремление выполнять задания наилучшим образом.

Согласно Р. Кеттеллу, наиболее доказанными чертами личности креативных людей в области науки и искусства являются шизотимия, радикализм, интроверсия, доминирование [12].

Другие авторы отмечают связь уровня креативности с разными чертами личности. Например, Д. МакКиннон [26] обнаружил, что высококреативные архитекторы характеризовались слабой социализацией, разнообразием психологических черт, комплексностью и независимостью. Архитекторы среднего уровня креативности показали высокую степень нейротизма. У наименее креативных архитекторов степень нейротичности была ниже, чем в других подгруппах архитекторов. Кроме того, наименее креативные архитекторы были хорошо приспособлены к нормам общества и профессии, хорошо социализированы. Результаты, которые получил Ж. Желад [18], в известной степени сопоставимы с приведенными выше данными. Было обнаружено, что креативные дизайнеры и создатели рекламы характеризуются большей нейротичностью, чем специалисты тех же областей, которые явно не относятся к креативным личностям.

Своеобразие мотивации креативных личностей, как считает К. Мартиндэйл [27], определяется широким кругом их интересов. Они открыты новому опыту и предпочитают новизну. Внутренняя мотивация преобладает над внешней. Кроме того, креативные люди демонстрируют способность к широкой категоризации и идиосинкразии [14].

Некоторые авторы стремятся строить типологии креативных личностей. Например, Ф. Фарли [17] выделяет особый тип - Т-личность. Она определяется как искатель возбуждения. Люди с таким типом личности могут либо достигать высокого уровня креативности, либо демонстрировать деструктивное, даже криминальное поведение. Д. Датта-Рой [15] предложил модель личности художников, обратив внимание на их личностные стили и диспозиции.

 

Я И КРЕАТИВНОСТЬ

 

Несмотря на огромный массив исследований Я (Self, Ego), с одной стороны, и креативности, с другой, работ, направленных на изучение характера их взаимосвязей, весьма мало. Следует отметить, правда, что все они единодушно отмечают один и тот же результат: у креативных людей высокая сила Я.

Р. Кеттелл отмечает высокую силу Я у креативных личностей в науке и искусстве [12]. Ф. Бэррон [10] обнаружил, что креативные писатели и архитекторы имели наивысшую силу Я. На силу Я креативной личности

 

103

 

указывает также Х. Гоу [20]. Г. Айзенк показал, что высокая сила Я коррелирует с высоким уровнем психопатологии, в то время как высокая самоактуализация, наоборот, - с низкой психопатологией. Люди, которые имеют низкий уровень силы Я и низкий уровень психопатологии, являются некреативными [10].

Имеются также данные о связи с креативностью, самодостаточностью [12] и уверенностью в себе [27].

 

КРЕАТИВНОСТЬ КАК САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ

 

В западной литературе различают так называемую большую креативность и малую креативность (см. [24]). М. Боден [11] переформулировал это различение в терминах "исторической" против "личностной" креативности. Малая, или личностная, креативность относится к обыденной жизни и обыденным ситуациям, таким, как применение монеты для нарезки сыра, когда нет ножа. Большая, или историческая, креативность, наоборот, имеет дело с достижениями, которые оказали существенное влияние на культуру и общество, например творческие достижения Моцарта и Эйнштейна.

Креативность в русле самоактуализации (последняя не отождествляется только с достижениями гуманистической психологии) следует понимать как малую, или личностную, креативность. Креативность здесь есть естественная тенденция к личностному балансу, психическому здоровью и самоактуализации. Общая особенность подходов в русле этого направления состоит в развитии идей холизма по отношению к человеку, в опоре на его позитивные (в оппозиции к негативным) возможности. Краеугольные камни в это направление заложили А. Адлер, А. Маслоу и К. Роджерс.

Среди многих концептов, которые разрабатывал А. Адлер (стремление к власти, роль неполноценности и ее компенсации, представления о финальных целях и стилях жизни, социальный интерес), представления о роли творчества были развиты чуть ли не последними. Креативное Я является одним из его поздних интересов. А. Адлер усматривал креативность Я в свободе выбора между альтернативными жизненными стилями и финальными целями. Хотя цели могут инициироваться наследственностью и культурными факторами, в конечном итоге цель возникает все же благодаря креативной силе индивидуальности. В этом проявляется самодетерминация и уникальность индивидуальности. Обычно индивиды не осознают полностью свои цели. Через анализ ситуации в семье, паттерны совладания и воспоминания о раннем детстве психотерапевт может помочь индивидуальности определить ее цель как рабочую гипотезу. Полная психотерапия направлена на глубокие аттитюды и изменения личности. Благодаря этому ограничения, которые налагает стиль жизни, могут быть в значительной мере ослаблены, а иногда и элиминированы, открывая дверь полному функционированию и креативной жизни индивидуальности.

По А. Маслоу, в самоактуализации личность проявляет интегрированность и преодолевает расщепленность. Благодаря эпизодам самоактуализации личность становится более открытой опыту, совершенной и спонтанной, юмористичной, трансцендентной и независимой от низших потребностей. Благодаря эпизодам самоактуализации человек раскрывает свои возможности, близкие к сущности его бытия. Креативность является одной из важных характеристик самоактуализации. А. Маслоу опирается на опыт "особенно креативных людей". При этом, однако, он понимает креативность широко. Креативность есть качество, которое может быть применено к любой задаче в жизни. Если усиление личности является первостепенной, а занятия живописью - второстепенной задачей, то усиление личности является более важным и креативным, чем занятия живописью. Хотя А. Маслоу благоволил артистам, ученым и святым, он не исключал из своего поля внимания также домохозяек, плотников и спортсменов.

Концепция актуализирующейся тенденции К. Роджерса [31] включает всю область мотивации, напряжения, потребности, редукцию напряжения, а также креативность, которая выражается в поиске тенденций к удовольствию. Актуализирующаяся тенденция характеризует человека как целое, но не его отдельные компоненты (такие, как Я). Идеальные условия жизни человека создаются благодаря полному функционированию

 

104

 

личности. Это означает, что личность свободно выражает свои чувства, совершает независимые поступки, является креативной и живет "хорошей" жизнью. "Хорошая жизнь есть процесс, а не состояние бытия. Это - направление, а не место назначения" [31; 186].

Неприспособленный человек представляет собой противоположный полюс по отношению к полностью функционирующей (реализующей себя) индивидуальности. Неприспособленный человек - это защищающийся человек. Он скорее поддерживает свою жизнь, чем улучшает ее и повышает ей цену. Он живет по заранее составленному плану, чувствует себя объектом манипуляций, а не свободным, конформистом и зависящим от других, а не креативным. Полностью функционирующая личность, наоборот, свободна от защит, открыта опыту, креативна и способна жить "хорошей жизнью".

Хотя на первый взгляд малая креативность далека от креативности в области искусства и литературы, на самом деле имеются противоположные свидетельства. Влияние опыта и жизненных обстоятельств на творчество художников показано при анализе журналов, переписки, содержания картин художников, живших в другое, чем их исследователи, время (см., например, [18]). В последнее время появились работы, в которых влияние обстоятельств жизни на творческий процесс в области визуальных искусств изучается на примере современных художников. Результаты качественных исследований с использованием глубинных интервью свидетельствуют о влиянии на художников событий, переживаний, опыта и воспоминаний, наиболее существенных в их жизни, на темы, образы, экспрессию и т.п. в их произведениях [23]. После того как Э. Шостром [34] разработал самоактуализационный тест (Personal orientation inventory), появилась возможность эмпирических количественных исследований малой креативности в связи с собственно художественным творчеством.

 

КРЕАТИВНОСТЬ И ПСИХОПАТОЛОГИЯ

 

Аристотель, по-видимому, был первым, кто указал на связь креативности с психическими болезнями. С тех пор прошло много лет. Интенсивные исследования этой проблемы начались с XIX в. Среди работ последних лет следует назвать прежде всего исследования Ф. Поста [30], А. Людвига [25] и Г. Айзенка [16].

Ф. Пост изучил биографии 350 всемирно известных креативных личностей, чтобы определить, насколько у них были выражены психические отклонения. Были получены данные по 291 биографии, из них 48 были художниками визуальных искусств, 50 - филологи и мыслители, 45 - ученые, 46 - государственные деятели и национальные лидеры, 52 - композиторы, романисты и драматурги - 50. В силу малочисленности биографии женщин были исключены из дальнейшего анализа, хотя каждая из них имела серьезные психиатрические и/или психосексуальные проблемы. В биографиях мужчин были отмечены пять суицидов (Э. Хемингуэй, В. Ван Гог, А. Гитлер, Л. Больцман, П.И. Чайковский). 22 человека предпринимали попытки к совершению суицида. В отличие от ученых, в группе которых психические отклонения были выражены в наименьшей степени, романисты и драматурги имели семейные истории, связанные с психиатрическими болезнями. Писатели, артисты и интеллектуалы имели психосексуальные проблемы. Депрессивные состояния особенно превалировали у писателей. Алкоголизм был проблемой для писателей, артистов и композиторов, в меньшей степени - для политиков и интеллектуалов и вообще отсутствовал в группе ученых.

А. Людвиг изучал связи между психическими болезнями и исключительно высокими креативными достижениями на материале анализа биографической информации о мужчинах и женщинах, которые жили в XX в. и достигли исключительно высоких результатов в искусствах, науке, военном деле, бизнесе, общественной деятельности. В качестве источников использовались Американская и Британская энциклопедии. Полученные данные квантифицировались, а главный результат работы состоял в том, что по определенным личностным характеристикам и состоянию ментального здоровья можно было предсказывать с высокой надежностью креативные достижения на протяжении жизненного пути. Оригинальность

105

 

исследования А. Людвига состояла в том, что, образовав выборку знаменитых людей в 1000 человек, он выделил в ней две крайние подгруппы, которые вошли в верхний (250 человек, высшая элита) и нижний (249 человек, элита менее высокого уровня) квартили. В частности, было установлено на статистически высоком уровне значимости, что представители высшей элиты страдали хроническими болезнями и психическими расстройствами, особенно депрессией, алкоголизмом, трудностями адаптации, соматическими проблемами. Имелись документальные свидетельства о том, что они проходили соответствующие курсы лечения.

Г. Айзенк изучал эту же проблему несколько в ином ключе. Он опирался не на биографический метод, а на психометрические исследования. Все началось с того, что в 1952 г. Г. Айзенк предположил, что структуру личности определяют не только нейротизм и интроверсия - экстраверсия. Есть также третье важное измерение (черта) личности - психотизм, являющийся ортогональным и к нейротизму, и к интроверсии - экстраверсии. Последующий анализ психотизма показал, что один полюс этой переменной связан с такими чертами личности, как альтруизм, социабельность, способность к эмпатии, конвенционализм, конформизм. Другой полюс этой же переменной связан с такими чертами личности, как криминальность, импульсивность, враждебность, агрессивность, психопатия, шизоидность, депрессивность, аффективные расстройства, шизоаффективность и шизофрения. Более того, при высоком уровне психотизма личность обнаруживает, с одной стороны, высокий уровень креативности, а с другой - агрессивность, "холодность", эгоцентричность, импульсивность, антисоциальность, недружественность, упрямство и грубость.

 

ОБЩАЯ ОЦЕНКА

 

Следует оценить весьма высоко достижения в области исследований креативности личности западными авторами. Главный результат этих работ заключается в том, что параметры креативности личности не могут быть сведены к креативности мышления. Изучение личностных аспектов креативности следует рассматривать как самостоятельную область научных исследований.

Один из главных вопросов, который остается открытым, состоит в том, чтобы понять, как в креативной личности сосуществуют выраженные тенденции, с одной стороны, к самоактуализации, а с другой, - к психопатологии. На этот парадокс обратил внимание

Г. Айзенк, однако он разрешил его в пользу психопатологии [16]. Очевидно, может быть и другая постановка этого же вопроса. В частности, можно предположить, что есть некая (пока загадочная) связь между самоактуализацией и некоторыми параметрами психопатологии (например, психотизмом).

Вызывает некоторое удивление относительно небольшое количество исследований связей креативности с Я. По-видимому, это связано с тем, что до сих пор нет более или менее признанных представлений о Я и его структуре, несмотря на огромный массив исследований Я безотносительно к креативности.

Вне поля внимания западных психологов остался и другой, не менее важный исследовательский вопрос. Дело в том, что основное внимание уделяется тому, чтобы выделить креативность из личности, обособить креативные факторы от "некреативных". Установка на обособление и дифференциацию приводит, в свою очередь, к определенным стратегиям исследований. Они состоят в выделении "креативных" и "обычных" выборок испытуемых и применении соответственно ex post facto исследовательского дизайна. Между тем совершенно не изученным остается вопрос об обратных влияниях креативности на личность и Я, особенности их состава и структуры. Это другая, синтетическая установка. Основной исследовательский вопрос, который может быть поставлен при этом, состоит в том, чтобы выяснить следующее: какую роль выполняет креативность по отношению к структуре личности и Я? Креативность интегрирует личность и Я или, наоборот, приводит к ее дифференциации и фрагментации? Фактически речь идет о том, могут ли креативные параметры личности выполнять функцию модераторов и медиаторов (о модераторах и медиаторах см. [9]) структуры личности и Я.

 

106

 

1. Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987.

2. Вундт В. Очерки психологии. М.: Моск. книгоизд-во, 1912.

3. Голицын Г.А., Георгиев М.Н., Петров В.М. Показатели межполушарной асимметрии творческого процесса в изобразительном искусстве // Вопр. психол. 1989. № 5. С. 148 — 153.

4. Голицын Г.А. и соавт. Факторы асимметрии творческого процесса: отбор существенных признаков музыкального творчества // Психол. журн. 1990. Т. 11. № 3. С. 101 — 114.

5. Петров В.М. Эта таинственная цикличность... // Число и мысль. Вып. 9. М.: Знание, 1986. С. 86 — 112.

6. Петров В.М., Бояджиева Л.Г. Перспективы развития искусства: методы прогнозирования. М.: Русский мир, 1996.

7. Adler A. Understanding life. Harmondsworth: Penguin, 1997.

8. Amabile T.M., Collins M.A. Creatine // Manstead A.S.R., Hewstone M. (eds.) The Blackwell encyclopedia of social psychology. Oxford: Blackwell Publ., 1996.P. 142 — 144.

9. Baron R.M., Kenny D.A. The moderator-mediator variable distinction in social psychological research: Conceptual, strategic and statistical considerations // J. Pers. Soc. Psychol. 1986. V. 51. N 6. P. 1173 — 1182.

10. Barron F. Creative person and creative process. N.Y.: Holt, Rhinehart & Winston, 1969.

11. Boden M. The creative mind: Myths and mechanisms. N.Y.: Basic Books, 1992.

12. Cattell R.B. Personality and learning theory. N.Y.: Spring, 1979.

13. Csikszentmihalyi M. Creativity. Flow and the psychology of discovert and invention. N.Y.: Harper Perennial, 1997.

14. Dailey A., Martindale C., Borkum J. Creativity, synestnesia and physiognomic perception // Creat. Res. J. 1997. V. 10. N 1. P. 1 — 8.

15. Dutta-Roy D. Personality model of fine artists // Creat. Res. J. 1996. V. 9. P. 391 — 394.

16. Eysenck H.J. Genius. The natural history of creativity. Cambridge: Camb. Univ. Press, 1995.

17. Farley F. The big T in personality // Psychol. Today. 1986. V. 20. N 5. P. 44 — 52.

18. Gaillard J.M. The expression of psychodynamic forces in the paintings of Modigliani // Inter. J. Short-Term Psychotherapy. 1992. V. 7. P. 109 — 122.

19. Gelade G.A. Creativity in conflict: The personality of the commercial creative // J. Genetic Psychol. 1997. V. 158. N 1. P. 67 — 78.

20. Gough H.G. A creative personality scale for the Adjective Check List // J. Pers. Soc. Psychol. 1979. V. 37. N 8. P. 1398 — 1405.

21. Guilford J.P. Creativity // Am. Psychologist. 1950.V. 5. P. 444 — 454.

22. Guilford J.P. The nature of human intelligence. N.Y.: McGraw-Hill, 1967.

23. Jones K. et al. Influential factors in artists' lives and themes in their artwork // Creat. Res. J. 1997. V. 10. N 2. P. 221 — 228.

24. Li J. Creativity in horizontal and vertical domains // Creat. Res. J. 1997. V. 10. N 2; 3.    P. 107 — 132.

25. Ludwig A.M. The price of greatness. Resolving the creativity and madness controversy. N.Y.; L.: The Guilford Press, 1995.

26. MacKinnon D.W. Personality and the realization of creative potential // Am. Psychologist. 1965. V. 20. P. 273 — 281.

27. Martindale C. Personality, situation and creativity // Glover J.A., Ronning R.R., Reynolds C.R. (eds.) Handbook of creativity. N.Y.: Plenum. 1989. P. 211 — 232.

28. Maslow A. The farther reaches of human nature. N.Y.: Viking Press, 1985.

29. Petrov V. Evolution of art and brain asymmetry: A review of empirical investigations // Emerging visions of the aesthetic process: (Psychology, semiology and philosophy). N.Y.: Camb. Univ. Press, 1992. P. 255 — 268.

30. Post F. Creativity and psychopathology: A study of 291 world-famous men // Brit. J. Psychiatry. 1994.V. 165. P. 22 — 34.

31. Rogers C.R. On becoming a person. Boston: Houghton Mifflin, 1961.

32. Runco M.A. Personal creativity: Lessons from literary criticism // Dorfman L. et al. (eds.) Emotion, creativity and art. V. 1. Perm: Perm State Institute of Arts and Culture, 1997. P. 305 — 317.

33. Shepeleva S., Batov V., Petrov V. Left- and right-hemispherical features in poetry: A method of measurement // Dorfman C. et al. (eds.) Emotion, creativity and art. Perm: Perm State Institute of Arts and Culture, 1997. P. 287 — 302.

34. Shostrome E. Personal orientation inventory. N.Y.: Educat. and industrial testing service, 1966.

 

Поступила в редакцию 17.III 1998 г.