Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в полнотекстовом ресурсе.  Заглавная страница ресурса... 

122

 

ЛИЧНОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ

 

Н.В. КУЗЬМИНА

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

 

Коссов Б.Б. Личность и педагогическая одаренность: новый метод. М.; Воронеж: Ин-т практ. психол.; НПО "МОДЭК", 1998. 128 с.

 

Монография Б.Б. Коссова является обобщением многолетних поисков автора в области методов диагностики структуры личности и ее важнейшей составляющей - структуры способностей и одаренности. Она представляет собой новое слово в области диагностики, поскольку построена на особом понимании личности, а также проблем гуманизации и гуманитаризации, новом назначении методов диагностики не столько для профориентации и профотбора, сколько для психологической поддержки личности на разных этапах профессионального становления и профессиональной образовательной деятельности преподавателя школы и вуза.

Главным достоинством монографии является ее соответствие новейшим концепциям и тенденциям развития психологической науки, как отечественной, так и зарубежной. В центре внимания автора - стиль жизнедеятельности как главная характеристика и проявление личности, а также педагогическая одаренность. Впервые в психологической литературе диагностические методики во всем их многообразии опираются на системно-стилевую концепцию личности. Это позволило автору создать оригинальные методики с высоким уровнем надежности.

Достоинством методик является то, что они опираются на современные возможности компьютеризации, что позволит в дальнейшем использовать их в маркетинговой деятельности вуза. Чтобы это было именно так, необходимо развертывание психологической службы в вузе и накопление опыта такой работы. Данная монография вполне может выполнять роль научно-методического и учебного пособия для работников такой службы и подготовки специалистов-психологов.

Большой интерес для широкого круга читателей представляет изложение собственного уникального опыта изучения педагогических способностей в самом широком диапазоне их проявления - от учащихся педагогических классов средней школы и студентов-педагогов технического вуза до учителей школы и преподавателей вуза. Это важно в аспекте развития непрерывного педагогического образования.

Для психолого-педагогической поддержки развития и саморазвития личности в системе личностно-развивающего образования приведены системно-структурные модели личности учащихся, студентов, учителей и преподавателей вуза двух обобщенных типов, различающихся по педагогическим способностям. Например, специальное внимание обращено на мотивационные особенности творческих студентов-педагогов. Сформулированы основные принципы личностно-развивающего подхода в высшем образовании.

Выделены и экспериментально обоснованы факторы, влияющие на повышение оперативности и практической эффективности диагностических и прогностических методик (на примере системно-стилевых). Разработан и подробно описан эффективный алгоритмический комплекс для программирования и компьютерной обработки диагностических данных.

В качестве пожелания к последующим изданиям книги можно посоветовать отдельно выделить раздел методологического обоснования надежности и валидности системно-стилевого

 

123

 

метода автора в психодиагностике, а именно материалы, как приведенные в данной книге, так и принципиально новые, недавно полученные автором и его сотрудниками в Шуйском педагогическом университете. Это же замечание относится и к новым подходам в компьютерной обработке получаемых системно-стилевых данных — как групповых, так и индивидуальных. По возможности следует уделить больше внимания специальному обсуждению такого практически важного вопроса, как способы использования психодиагностических данных не только в самоанализе и саморазвитии личности, но и в организации групповых занятий по тренажу и коррекции тех или иных особенностей личности.

Материал в монографии хорошо структурирован, логично выстроен. Книга написана хорошим языком и содержит научно обоснованные рекомендации, опирающиеся на методические предложения, рассчитанные на гуманизацию современного образования, в центре которой должна быть личность учащегося, личность преподавателя, личность руководителя.

Теоретическая значимость и практическая направленность монографии, глубина и современность, новизна и актуальность делают ее полезной и вызывающей интерес широкого круга читателей.