Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в полнотекстовом ресурсе.  Заглавная страница ресурса... 

83

 

СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА

 

Л.С. КОЛМОГОРОВА

 

Анализируя состояние и проблемы современной школы, ученые [22] еще в конце 80-х гг. констатировали, что из социального института, ориентированного на повышение культуры в обществе, школа превратилась в рядового потребителя культурной продукции. В начале 90-х гг. психологи отмечали отрыв современного образования от культуры в целом: "В школьных предметах преобладает логическая компонента, она явно преобладает в ущерб историко-культурной и социокультурной составляющей знаний... В результате образование утратило культурный, нравственный, личностный, а вместе со всем этим и предметно-содержательный и предметно-деятельностный контекст и смысл. Это означает, что произошел разрыв образования и культуры, образования и жизни и даже образования и науки" [8; 128].

Особенно это высказывание относится, на наш взгляд, к таким областям гуманитарной культуры, как духовно-нравственная, психологическая, валеологическая.

Возвращению современной школе ее культуросозидающей роли посвящены работы А.Г. Асмолова, О.С. Газмана, В.П. Зинченко, А.В. Петровского и В.А. Петровского

 

84

 

и других. Определены составляющие понятия "базовая культура личности" как ориентира современного образования [4]. С позиций культурологического подхода (В.С. Библер и другие) разрабатываются конкретные учебные курсы.

Вместе с тем реальное воплощение идей культурологического подхода в образовании предполагает переосмысление, наполнение конкретным содержанием, детальную проработку всех компонентов педагогического процесса: от целевых ориентиров и отбора содержания образования до отслеживания результативности образовательного процесса.

На необходимость повышения психологической культуры учащихся и выделения ее как целевого ориентира общего среднего образования указывают многие педагоги и психологи.

В настоящее время разработаны и внедряются программы, курсы для средней школы, подготовлены учебные пособия, связанные с различными областями человекознания.

Разработаны концептуальные основы, программа психологии как учебного предмета, новые методы его преподавания [7].

Учитывая существующее положение в системе общего среднего образования (отсутствие в госстандарте образовательной области, связанной с человекознанием, программ, обеспечивающих преемственность содержания образования в этой области от возраста к возрасту), мы пошли по пути разработки и внедрения с 1994 г. в школе № 53, а позже - еще в ряде школ Барнаула экспериментального интегрированного курса "Человекознание" с I по XI классы.

В разработке программы мы исходили из представления о том, что современное образование призвано обеспечивать развитие личности, способной к самоопределению в социуме и культуре, к многоаспектной творческой деятельности, т.е. становление ее базисной культуры.

Основными чертами нашего курса являются:

1. Интеграция знаний о человеке (в основном, психологических, валеологических, этических). Выделение этих аспектов человекознания в качестве приоритетных связано, во-первых, с тем, что они крайне недостаточно представлены в содержании современного образования. Во-вторых, психология в школе должна быть самым непосредственным образом связана с этикой, а знания о человеке - усвоены на основе нравственности, так как сами по себе психологические знания не всегда служат добру и гармонии. Осознание необходимости усиления доминанты здоровья и здорового образа жизни, в частности, в педагогическом процессе, привело к мысли о включении медико-валеологического аспекта как одного из важнейших. Кроме того, в курсе фрагментарно представлены психотерапевтический, логический, эстетический, правовой, философский и педагогический аспекты, также осуществляются межпредметные связи с литературой, историей, физкультурой, биологией и т.д. Интегрированный характер курса обусловлен необходимостью создания целостного понятия и образа человека, особенно на начальном и конечном этапах школьного образования.

2. Приоритет практического аспекта образования над теоретическим: эмпирическим путем ведется поиск оптимального соотношения теоретического и практического компонентов подготовки учащихся. Основная цель курса - подготовка к решению проблем собственной жизни как в настоящем, так и в обозримом будущем. Исходным аспектом изучения проблем человека является онтологический: событийность, анализ бытия создают основу для последующего гносеологического аспекта анализа, построения программ, путей изменения бытия.

3. Педагогический процесс, построенный с позиций личностно-ориентированной педагогики и психологии, предполагает учет потребностей и запросов учащихся, отсутствие жесткого регламента при изучении тем курса, использование разнообразных форм и методов работы с детьми, основанных на учете и обогащении личного опыта ребенка, создании зон ближайшего развития.

4. Непрерывность и системность в изучении материала с постепенным наращиванием уровня сложности в соответствии с возрастными особенностями учащихся, включение сквозных тем курса.

85

 

5. Психология, этика, валеология - основные аспекты предмета "Человекознание" рассматриваются в контексте культуры. Это значит, что приобщение детей к культуре должно иметь национальные корни при сравнительном изучении других культур в пространстве и времени. С этой целью анализируется и используется то достояние, которое остается актуальным для современного подрастающего поколения.

6. Образовательная программа нацелена на повышение, в основном, психологической, валеологической, нравственной культуры учащихся. В ней заложено обращение к бытию человека в пространстве культуры, именно категорией культуры опосредствовано взаимодействие, общение педагога с детьми.

В содержании нашего курса условно выделены следующие сквозные разделы, в той или иной полноте представленные в программах по годам обучения (с I по XI классы):

1. Сущность и природа человека.

2. Самопознание, саморегуляция, самосовершенствование.

3. Психические процессы (культура познания, эмоций и чувств).

4. Общение и взаимоотношения. Коммуникативная культура.

5. Поведение в различных ситуациях (обычных, экстремальных и т.д.). Культура поведения.

6. Нравственные основы жизни человека.

7. Культура самоопределения. Смысл жизни и выбор жизненного пути.

8. Мир семьи. Культура семейных отношений.

9. Здоровье и здоровый образ жизни. Гигиена и элементы сексологии.

10. Таинственные и загадочные явления психики.

При разработке концептуальных основ курса возникла необходимость более детальной теоретической проработки содержания понятия "культура личности", ее аспектов. В этой статье речь пойдет об одном из аспектов базисной культуры личности - психологической. Для того, чтобы создавать полноценные условия для ее становления, необходимо изучить этот феномен во всех составляющих, определить возрастные особенности и этапы ее становления.

Остается проблемой определение понятия "психологическая культура" личности, выделение ее параметров, уровней. Отметим, что термин "психологическая культура" не попал ни в один из отечественных психологических словарей. В справочной литературе представлены определения отдельных ее составляющих (коммуникативной культуры, культуры поведения, культуры мышления). В специальной литературе встречаются определения как общей, так и профессиональной психологической культуры. Характеристику общей психологической культуры дает О.И. Мотков: "Психологическая культура включает комплекс активно реализующихся культурно-психологических стремлений и соответствующих умений... Развитая психологическая культура включает: систематическое самовоспитание культурных стремлений и навыков; достаточно высокий уровень обычного и делового общения; хорошую психологическую саморегуляцию; творческий подход к делу; умение познавать и реалистически оценивать свою личность" [16; 8].

Н.Н. Обозов [17] в понятие "психологическая культура" включает три компонента: 1) понимание и знание себя и других людей, 2) адекватная самооценка и оценка других людей, 3) саморегулирование личностных состояний и свойств, саморегуляция деятельности, регулирование отношений с другими людьми.

Отметим, что перечисленные характеристики психологической культуры описывают, на наш взгляд, не все ее составляющие (например, не включены такие ее компоненты как образы, представления, символы, отношения и т.д.).

О психологической культуре человека можно говорить в контексте различных сфер жизнедеятельности (профессиональной, личной), с учетом ряда особенностей (национальных, возрастных и т. д.). Профессиональная психологическая культура определяется спецификой той или иной деятельности (учителя, врача, менеджера и т. д.), особенностями решаемых задач.

В этом ракурсе базисная психологическая культура личности определяется

 

86

 

наличием характеристик, параметров, определяющих готовность эффективно решать широкий круг повседневных задач независимо от особенностей узких, специальных видов деятельности, выполнять широкий спектр социальных ролей безотносительно к конкретной профессиональной деятельности. Именно в таком понимании она должна стать предметом изучения и освоения.

Психологическая культура включает в себя как образованность (обученность и воспитанность), так и основные параметры развития личности. Это соответствует исходному пониманию термина "культура" ("пайдейя"), принятому еще в Древней Греции. Причем индивидуальная психологическая культура не может рассматриваться вне контекста той культуры, в которой человек вырос, живет, она содержит в себе черты как общечеловеческой, так и национальной, социально-стратовой культуры, "вычерпывая" ее достояние в пространстве и времени. "Культура - это мировая кладовая прошлого всех народов, и того именно прошлого, которое входит в будущее и не забывается... Так что культура - это дело связи народов и каждого народа в отдельности с самим собой" [19; 131]. К сожалению, на наш взгляд, в последнее время наблюдается разрыв временной межпоколенной связи в гуманитарной культуре, в том числе нравственной, психологической, причины которого и основные линии еще предстоит изучить. Остается также проблемой: кто должен решать, что взять в будущее молодому поколению, - то, что считают нужным их воспитатели, учителя, или то, что они выберут сами? Как, доверив школьникам самим сделать выбор (ведь это основа гуманизации), обеспечить эту "связь народа с самим собой"?

Основываясь на определениях культуры, принятых современной отечественной культурологией [3], [5], [6], [13] и данных психологами [4], мы рассматриваем понятие "базисная психологическая культура" как системное многокомпонентное образование. Оно может быть раскрыто с точки зрения следующих основных аспектов: гносеологического, процессуально-деятельностного, субъективно-личностного.

Рассмотрим содержание каждого аспекта более детально.

В гносеологическом аспекте мы следуем выделенным в философии, культурологии компонентам культуры: нормы, знания, значения, ценности, символы.

Культурные нормы человека связаны с нормативностью социального поведения, его ролевыми функциями, социальными ожиданиями и т.д. В то же время с усвоением норм связано такое наследие психологической культуры, как предрассудки, стереотипы психологии людей, проявляющиеся в сознании, подсознании, поведении.

Психологические знания как результат процесса познания людьми самих себя, других и как результат развития науки, выраженные в представлениях, понятиях, теориях, могут быть как научными, так и житейскими, обыденными; как практическими, так и теоретическими.

Значения - культурное средство соединения с миром посредством знаков. Значения выражаются в образах, условных знаках, жестах и словах, одежде и т.д.

Символы в сфере психологии могут быть объектом рассмотрения с точки зрения различных форм проявления в психической деятельности (сказки, сновидения, метафоры и т.д.), их трактовки, придания им личностного смысла и влияния на деятельность человека.

Ценности являются одним из наиболее сложных компонентов психологической культуры как в плане определения, так и в плане их присвоения ребенком. Ценности соотносятся не с истиной, а с представлением об идеале: желаемом и нормативном.

Таким образом, одной из центральных проблем содержания психологического образования школьников, входящего в предмет "Человекознание", является определение того, что, когда, в каком объеме и на каком уровне сложности представить для освоения в различные возрастные периоды из огромного багажа, накопленного психологией за время ее существования, а также психологического опыта, накопленного мировой практикой и представленного в художественной литературе, фольклоре.

Процессуально-деятельностный аспект анализа психологической культуры определяется кругом и содержанием задач, которые предстоит научиться решать ученику,

 

87

 

и организацией деятельности по ее освоению. Нами определен (пока ориентировочно) перечень типовых задач, приемов и способов деятельности, которые должны быть сформированы на каждом возрастном этапе в курсе "Человекознание".

Процессуально-деятельностный аспект анализа предполагает решение вопроса о содержании той активности, которая лежит в основе освоения культуры. Введение ребенка в мир психологической, как и любой другой, культуры возможно двумя путями: через репродукцию известного человечеству опыта и через творчество, "открытие" истин, постижение психических явлений, законов, освоение действий в личном опыте, через "инсайты", в специально организованных и приближенных к реальной жизни ситуациях. Используя в работе оба пути, мы отдаем приоритет второму.

Мы организуем процесс усвоения фундаментальных знаний о человеке на основе достижений деятельностной теории учения. С этой целью нами выделен круг понятий, которые должны освоить учащиеся; широко используется решение задач, анализ текстов, элементы эксперимента, наблюдения, самонаблюдение и т.д.

Вместе с тем деятельность по присвоению культуры имеет черты воспитательного процесса, который организуется в рамках различных видов деятельности (в педагогическом процессе - это домашние задания и поручения, совместная деятельность детей с привлечением членов семьи, праздники, тренинги, игры и т.д.), стержнем и организующим началом которых являются занятия по человекознанию.

Осуществляя проблемный подход к введению учащихся в мир психологической культуры, организуется постановка проблемных задач, создание проблемных ситуаций, обеспечивающие их творческую активность, используется метод творческого самовыражения. Учащимся даются творческие индивидуальные задания и поручения.

Несмотря на принципиальные различия в организации и содержании этапов этих двух путей, в их исходном и конечном пунктах они обязательно предполагают рефлексию по поводу выполненной деятельности, достигнутых успехов, трудностей, отношений, себя как субъекта деятельности.

Мы понимаем, что присвоение психологической культуры - далеко не всегда организованный и регламентируемый процесс. Ее носителями и "передатчиками" являются семья, художественные произведения, значимые личности, массовая культура и т. д. Вместе с тем мы  считаем, что необходима система целенаправленной работы школы по повышению психологической культуры всех участников педагогического процесса. Не останавливаясь подробно на описании процесса работы с детьми, отметим только, что он существенно отличается от используемых в обучении форм и методов, так как выполняет, помимо познавательной, еще ряд функций (ценностно-смысловую, конструктивную, психотерапевтическую).

В субъективно-личностном аспекте анализа те компоненты, которые объективно представлены в культуре, характеризуются как ставшие достоянием личности, присвоенные субъектом отношений. Психологическая культура личности - это, прежде всего, реально существующий феномен, охватывающий все сферы психики (аффективно-потребностную, познавательную) и деятельности. Так, О.С. Газман определяет культуру личности как "гармонию культуры знаний, культуры творческого взаимодействия и культуры чувств и общения... Культура - это достижение личностью некоторой гармонии, дающей ей социально устойчивую, продуктивную включенность в общественную жизнь и труд, а также личностный эмоциональный комфорт" [4; 227]. В этом плане могут быть выделены и проанализированы культура общения, речи, поведения, чувств, мышления и т.д.

Многочисленные исследования психологов посвящены изучению процесса становления отдельных компонентов культуры личности, однако, зачастую, вне связи с особенностями педагогического процесса и, в целом, процесса гуманитаризации образования.

Следует отметить, что становление указанных составляющих культуры личности является эффектом всей системы воздействий, и чрезвычайно сложно определить, какое влияние окажет введение такого компонента образования, как "Человекознание".

 

88

 

Вместе с тем мы исходим из предположения о том, что в основе многих видов неблагополучия детей, как правило, лежит низкий уровень их гуманитарной, в том числе психологической, культуры. Полагаем, что систематическая работа по разработанным нами школьным программам приведет к повышению ее уровня. В этой связи, с разработкой и введением специальных курсов, необходима проработка, конкретное наполнение содержанием таких понятий, как условия, параметры, критерии, уровни, этапы становления базисной психологической культуры личности.

Несмотря на широкое использование понятий "коммуникативная культура", "культура поведения", "культура мышления", анализ определений показывает, что в их понимании нет единства, далеко не всегда эти и подобные им понятия раскрываются достаточно полно.

Мы исходим из понимания культуры как: а) системы специфически человеческих видов деятельности, б) совокупности духовных ценностей, в) процесса самореализации творческой сущности человека.

Это определило выделение нами следующих составляющих психологической культуры личности, которые могут быть основой для выделения параметров диагностики, а также ориентиров, определяющих цели, задачи, содержание и эффективность образовательной деятельности: 1) психологическая грамотность, 2) психологическая компетентность, 3) ценностно-смысловой компонент, 4) рефлексия, 5) культуротворчество.

Психологическая грамотность представляет собой азы психологической культуры, с которых начинается ее освоение с учетом возраста, индивидуальных, национальных и других особенностей. Психологическая грамотность означает овладение психологическими знаниями (фактами, представлениями, понятиями, законами и т.д.), умениями, символами, правилами и нормами в сфере общения, поведения и т.д.

Психологическая грамотность может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений психики как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта, извлекаемого из традиций, обычаев, непосредственного общения человека с другими людьми и т.д. Психологическая грамотность предполагает овладение системой знаков и их значений, способами деятельности, в частности, способами психологического познания.

В целом наше представление согласуется с характеристикой психологической грамотности как минимального необходимого уровня развития психологической культуры, данной Е.А. Климовым [9].

В определении психологической компетентности мы придерживаемся определения компетентности, данного в работе М.А. Холодной: "Компетентность - это особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности" [22; 369].

В работах психологов рассматриваются отдельные стороны психологической компетентности: компетентность в общении, интеллектуальная компетентность и т.д.

Основное отличие психологической грамотности от компетентности заключается, на наш взгляд, в том, что грамотный человек знает, понимает (например, как вести себя, как общаться в той или иной ситуации), а компетентный - реально и эффективно может использовать знания в решении тех или иных проблем. Задача развития компетентности - не просто больше и лучше знать о человеке, но и  включать эти знания в жизненную практику.

Ценностно-смысловой компонент психологической культуры личности представляет собой совокупность личностно значимых и личностно ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений, верований в области психики человека, его деятельности, взаимоотношений с окружающими и т.д. Ценность в отличие от нормы (норматива) предполагает выбор и поэтому именно в ситуациях выбора наиболее ярко проявляются характеристики, относящиеся к ценностно-смысловому компоненту культуры человека. По степени действенности ценности можно разделить на ценностные отношения и ценностные ориентации.

Рефлексия представляет собой отслеживание целей, процесса и результатов своей

 

89

 

деятельности по присвоению психологической культуры, осознание тех внутренних изменений, которые происходят, а также себя как изменяющейся личности, субъекта деятельности и отношений. Сознательное отношение личности к своей жизни, к себе в настоящем, прошлом и будущем является одним из показателей психологической культуры личности.

Культуротворчество означает, что человек уже в детском возрасте является не только творением культуры, но и ее творцом. Творческое начало присуще культуроосвоению уже в дошкольном возрасте. Объектом психологического творчества могут выступать образы и цели, символы и понятия, поступки и отношения, ценности и убеждения. В процессе творческого поиска ребенок делает для себя открытия, пусть небольшие, в области человекознания.

На наш взгляд, выделенные составляющие психологической культуры личности универсальны и могут быть отнесены к нравственной, валеологической, экологической и другим компонентам общей культуры.

Данные компоненты не существуют изолированно друг от друга. Так, мы не противопоставляем, а лишь условно разделяем процесс культуроосвоения и культуротворчества. Взаимосвязи могут проявиться практически между всеми компонентами: организация личностной рефлексии позволяет достичь преобразований в ценностно-смысловой сфере, которая может повлиять на повышение грамотности и компетентности.

Конкретные для каждого возраста характеристики психологической культуры были положены в основу построения экспериментальной программы интегрированного курса "Человекознание", ее целевых ориентиров, а также системы диагностики процесса становления базисной психологической культуры личности.

В начальном звене были поставлены следующие задачи: 1) обеспечить успешную адаптацию ребенка к школе и преемственность при переходе от одного возрастного периода к другому, поддерживать и развивать познавательную активность, снимать утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные со школой; 2) дать представление о внутреннем мире человека (его духовно-нравственной, эмоционально-волевой и познавательной сферах), о своем месте в окружающем мире (природе, социуме, времени); 3) привести к осознанию и усвоению (соответственно возрасту) элементарных знаний и понятий о своем организме, психике, здоровье, нравственности; 4) учить выделению, анализу и оценке нравственно-психологического и валеологического аспектов действительности, поведения, отношений с точки зрения эталонов и образцов, представленных в культуре; 5) формировать приемы и способы познавательной, учебной, коммуникативной, игровой, гигиенической и других видов деятельности, устойчивых форм поведения в соответствии с усвоенными образцами и эталонами, индивидуальными особенностями учащихся; 6) готовить учащихся к выполнению широкого спектра социальных ролей; 7) активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности учащихся, побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и выработке личного отношения к ним, собственной внутренней позиции, собственных ценностных ориентаций; 8) на основе самопознания, самоотношения, самооценки перейти к элементам самоуправления, самоорганизации, саморазвития личности; 9) развивать творческие способности, способствовать творческому самовыражению.

В содержании программы для начальных классов были представлены в той или иной мере материалы из названных выше разделов. Отбор содержания программы определялся, прежде всего, представлениями о возрастных возможностях детей, формируемых психических новообразованиях и значимости изучаемого материала для жизни ребенка.

В заключение приведем разработанные на основе нашего представления о психологической культуре личности и используемые в нашем исследовании (констатирующем и контрольном срезах) параметры диагностики ее составляющих для младшего школьного возраста:

1. Психологическая грамотность.

1.1. Общие представления о психике человека.

1.2. Знания норм и правил общения, поведения, отношений.

 

                                                              90

 

1.3. Знания об общечеловеческих ценностях и идеалах.

1.4. Знание требований, ожиданий, предъявляемых к исполнению основных социальных ролей.

1.5. Психологическая наблюдательность, понимание внутренних состояний человека.

1.6. Умение дать элементарный психологический анализ поведения человека в той или иной ситуации.

1.7. Знание символов, метафор.

1.8. Представление о чертах характера.

2. Психологическая компетентность.

2.1. Адекватность поведения в обычных ситуациях принятым нормативам (умения благодарить, извиняться, просить).

2.2. Умение согласовать свою позицию, точку зрения с другим человеком, договариваться.

2.3. Умение слушать других, вхождение в контакт с другими людьми.

2.4. Освоение и адекватное применение основных приемов и способов запоминания, повторения, анализа, сравнения, обобщения, классификации, создание образов фантазии.

2.5. Освоение и адекватное использование элементарных приемов и способов познания другого человека, психологического анализа ситуации.

2.6. Умение действовать в ситуации выбора, осуществление нравственного выбора в конфликтной ситуации.

2.7. Умение контролировать себя и свои действия.

2.8. Умение проявлять и принимать сочувствие, сопереживание.

2.9. Умение адекватно вести себя в ситуации успеха и неуспеха.

2.10. Умение планировать и организовывать свою жизнедеятельность.

3. Ценностно-смысловой компонент.

3.1. Интерес к внутреннему миру человека, его особенностям, личностная значимость полученных знаний.

3.2. Ценностное отношение к себе (самоценность), стремление понять и принять себя.

3.3. Стремление регулировать поведение и отношения в соответствии с гуманистическими и общечеловеческими ценностями.

3.4. Стремление к самосовершенствованию.

3.5. Вера в человека, в себя и в свои возможности.

3.6. Стремление к жизнетворчеству.

3.7. Отношение к родителям, друзьям, близким, сверстникам.

3.8. Направленность личности.

4. Рефлексия.

4.1. Осознание "прироста" знаний о человеке.

4.2. Осознание "прироста" знаний о себе.

4.3. Самооценка поведения.

4.4. Самооценка личностных качеств.

4.5. Представление о себе во временной перспективе.

4.6. Осознание себя как носителя социальных ролей.

5. Культуротворчество.

5.1. Проявление творческого самовыражения в области человекознания.

5.2. Элементы саморегуляции, самопрограммирования, самокорректировки, самоорганизации.

5.3. Инсайты в области человекознания (идеи, мысли, образы).

5.4. Нахождение нового решения, выхода из реальной проблемной ситуации.

На основе выделенных параметров нами разработан и апробирован диагностический комплекс, позволяющий получить данные о динамике психологической культуры учащихся. Изложение и обсуждение полученных результатов составит содержание отдельной публикации.

 

 

1. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. Трактат о начальной ступени образования, основанной на принципах гуманно-личностной педагогики. М., 1996.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.

3. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию. М.: Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1992.

4. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление. М., 1989.

5. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994.

6. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Р.-на-Д., 1997.

7. Забродин Ю.М., Попова М.В. Психология в школе: Учебно-метод. пособие для учителя. М., 1994.

                                                            91

 

8. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки Российской психологии. М.: Тривола, 1994.

9. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 1988.

10. Колмогорова Л.С., Григорьевская Н.Н., Модина И.А. Играя и общаясь, познаем мир и себя. Человековедение: 1 класс: Пособие для психологов, педагогов. Барнаул, 1996.

11. Колмогорова Л.С., Борисова Т.С., Григорьевская Н.Н. Мой мир во мне и вокруг меня. Человековедение: 2 класс: Пособие для психологов, педагогов. Барнаул, 1997.

12. Колмогорова Л.С., Гуляева Е.К. От самопознания - к самоорганизации и саморазвитию. Человековедение: 3 класс: Пособие для психологов, педагогов. Барнаул, 1997.

13. Кузнецова Т.Ф., Межуев В.М., Шайтанов Н.О. Культура: теории и проблемы. М., 1995.

14. Мещеряков Б.Г. Утопические размышления о гуманитарном образовании // Человек. 1996. № 6.

15. Мещеряков Б.Г., Мещерякова И.А. Введение в человекознание. М., 1994.

16. Мотков О.И. Психология самопознания личности: Практическое пособие. М., 1993.

17. Обозов Н.Н. Психологическая культура взаимных отношений. Л., 1986.

18. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: Пособие для студентов психол. ф-тов. М.: Логос, 1995.

19. Пришвин М. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. М., 1980.

20. Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч. Т. 3. М., 1981.

21. Таланчук Н.М. 100 новых идей в педагогике, связанных с открытием фундаментальных законов систематического синергетизма. Казань. 1993.

22. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.; Томск, 1997.

23. Школа - 1988. Проблемы. Противоречия. Перспективы. М., 1988.

24. Щуркова Н.Е. "Философия жизни" в школе: Метод. материалы к учебному курсу человековедения. М., 1994.

 

Поступила в редакцию 30.IX 1997 г.