О. М. ДЬЯЧЕНКО
Наша психология, все мы
понесли невосполнимую утрату... 1 ноября 1998 г. после тяжелой болезни ушла из
жизни Ольга Михайловна Дьяченко — доктор психологических наук,
член-корреспондент РАО, заведующая лабораторией психологии способностей Центра
семьи и детства РАО, научный руководитель программы «Развитие», лауреат премии
правительства РФ в области образования. Имя О. М. Дьяченко известно не только у
нас в стране, но и за ее пределами.
Ольга Михайловна была
удивительно светлым и чистым человеком. Ее жизнерадостность, обаяние, ясный ум
покоряли сердца всех, кто с ней работал и общался. Ее любили все: и друзья, и
учителя, и ученики, и воспитатели, и дети.
Ольга Михайловна прожила
короткую, но яркую жизнь. Она родилась 16 августа 1948 г. В 1966 г. поступила
на психологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова и в 1971 г. окончила его
с отличием. Она была любимой ученицей
Л. А. Венгера. После окончания университета он пригласил ее в свою лабораторию
в НИИ дошкольного воспитания, где в 1975 г. она защитила под его руководством
кандидатскую диссертацию, а в 1990 г. - докторскую. После смерти Л. А. Венгера
в 1992 г. она стала полноправным наследником его дела, возглавив его
лабораторию. Ольга Михайловна продолжала и творчески развивала традиции научной
школы, которая по праву может называться школой Венгера — Дьяченко.
Исследования познавательного
развития дошкольников привели О. М. Дьяченко к созданию оригинальной концепции
творческого воображения. В основе этой концепции лежит понимание воображения
как специфической высшей психической функции, развитие которой происходит через
овладение особыми средствами; в качестве таких средств могут выступать образы,
модели, символы, а также речь.
Значительным научным вкладом
О. М. Дьяченко является разработка проблемы индивидуальных особенностей
воображения, его зависимости от личностных качеств детей. В результате
исследований она пришла к выделению и различению двух видов воображения —
познавательного и эмоционального.
О. М. Дьяченко была крупным
деятелем дошкольного образования. Результаты ее исследований нашли широкое
воплощение в практике воспитания детей. Ею разработаны многочисленные методы
диагностики познавательных и творческих способностей, методы развивающего
обучения, новые способы активизации творческой деятельности дошкольников.
Совместно с Л. А. Венгером она создала программу развития творческих способностей
на разных этапах школьного детства. Она является одним из главных авторов
программ «Развитие» и «Одаренный ребенок», на основе которых строится работа с
дошкольниками во многих образовательных учреждениях России.
Ольга Михайловна стояла у
истоков практической психологии в детском саду. В ее лаборатории разрабатывали
положение о функциональных обязанностях практического психолога в дошкольных
учреждениях и методы его работы, что нашло свое отражение в «Курсе введения в
дошкольную практическую психологию».
О. М. Дьяченко — автор
многочисленных трудов по психологии детей дошкольного возраста, программ,
пособий по развитию детей, сборников и упражнений, в том числе «Воображение
дошкольника», «Психическое развитие дошкольников», «Развитие воображения
дошкольников», «Дидактические игры по развитию умственных способностей
дошкольников и пр.
Трудно перечислить все
заслуги Ольги Михайловны Дьяченко. Она ушла на взлете своих творческих сил. Ее
безвременная кончина оборвала множество нитей и планов. Остались незавершенные
исследования, ненаписанные киши, нереализованные методики... И все же смерть не
может унести программу Венгера —Дьяченко, ее игры, методики. Многочисленные
коллеги и ученики О. М. Дьяченко, впитавшие ее творческий импульс, будут
развивать ее идеи и реализовывать ее замыслы. Навсегда останется с нами ее
светлый образ — воплощение мужества и женственности, доброты и ума, трудолюбия
и жизнерадостности...
Светлая память об Ольге
Михайловне Дьяченко будет с ее учениками, друзьями, коллегами, со всеми, кому
выпало счастье знать это удивительного человека.