35
ПСИХОЛОГИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
ОБЩЕЕ ВВЕДЕНИЕ В ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
1. Понятие о психологическом консультировании
Суть психологического
консультирования - психологическая помощь психологически здоровым людям в
совладании с различного рода внутри- и межличностными затруднениями в процессе
специально организованного взаимодействия (беседы).
Цели консультирования: а)
преодоление конкретного психологического затруднения и б) личностный рост
клиента.
Две ориентации (тенденции) в
психологическом консультировании: 1) объективная, 2) субъективная
(феноменологическая). Различия между ориентациями: а) в целях (приспособление -
изменение жизни, б) в главном фокусе внимания (поведение - опыт), в) типе
коммуникации (эксплицитный - имплицитный), г) в представлении о главном
средстве, определяющем изменения (подкрепление - осознание), д) в представлении
о роли психологического контакта консультанта и клиента (важная, но вторичная -
решающая), е) в сроках (кратковременное - долговременное), ж) в объяснительных
моделях (причинность - интенциональность), з) в представлении о
"реальности" (конвенциональная - индивидуальная реальность).
Различные модели
психологического консультирования: а) медицинская, б) педагогическая, в) диагностическая,
г) социальная, д) психологическая. Основные характеристики, достоинства и
недостатки каждой модели.
2. Основные этапы психологического консультирования
Начальный этап. Цель - установление психологического контакта и заключение контракта
между клиентом и консультантом. Основное содержание этапа: прием клиента,
представление (знакомство), сбор первичной информации о клиенте, заключение
психологического контракта (обсуждение целей, методов, продолжительности,
стоимости консультирования, распределение ответственности, информирование
клиента о его правах и обязанностях, обсуждение вопросов конфиденциальности и
ее ограничений).
Этап расспроса клиента. Цель - как можно лучше
разобраться в проблеме клиента. Первая часть. Цель - разговорить клиента. Основное
ее содержание: а) поддержание и углубление психологического контакта с
клиентом, б) стимулирование клиента на дальнейший рассказ и его углубление, в)
целенаправленное развитие беседы, г) осмысление
36
сообщаемого клиентом. Основные приемы и средства,
используемые консультантом: прямые вопросы, нерефлексивное и активное слушание,
эмпатическое понимание, невербальное и вербальное ободрение клиента. Результат
подэтапа - формулирование консультативных гипотез. Источники выдвижения
консультативных гипотез: 1) рассказ клиента и наблюдение за ним, 2)
профессиональная теоретическая платформа консультанта. Вторая часть. Ее цель -
проверка выдвинутых консультативных гипотез. Основное содержание этой части:
активный поиск, сбор, уточнение информации, подтверждающей или опровергающей
выдвинутые консультативные гипотезы. Основные приемы и средства, используемые
консультантом: сфокусированные, целенаправленные, узкие вопросы; анализ
конкретных ситуаций, связанных с психологическими затруднениями клиента.
Результат всего этапа - гипотеза об источниках и причинах затруднений клиента.
Этап оказания
психологического воздействия. Цель - достижение клиентом понимания и преодоление
психологических затруднений. Основное содержание этапа: использование различных
психотехнических средств помощи клиенту в осмыслении и преодолении его
психологических трудностей. Основные приемы и средства, используемые
консультантом в зависимости от направления консультирования (см. ниже разделы о
направлениях в психологическом консультировании). Результат этапа и всего
консультирования - осознание клиентом источников и причин своих трудностей и
овладение конструктивными способами совладания с ними.
Заключительный этап
консультирования. Основное его содержание: подведение итогов консультирования,
обсуждение вопросов, касающихся дальнейших возможных контактов, прощание с
клиентом.
3. Личность консультанта
Проблема соотношения
профессиональных знаний и умений консультанта и его личности как средств
психологического воздействия на клиента. Консультант как модель психологически
здоровой личности для клиента. Искренность ("конгруэнтность")
консультанта. Личностные характеристики эффективных консультантов. Проблема
влияния личностных ценностей и жизненной философии консультанта на его
деятельность.
Типичные трудности
начинающего консультанта: а) совладание с тревогой, б) истинность и
самораскрытие, в) стремление к совершенству (перфекционизм), г) признание
пределов своей компетентности, д) понимание молчания (пауз) в консультативном
процессе, е) обращение с навязчивыми клиентами, ж) обращение с
немотивированными (невовлеченными) клиентами, з) отсроченность результатов
консультирования, и) избегание самообмана, к) потеря себя в проблеме клиента,
контрперенос, л) недостаток чувства юмора, м) постановка реалистических целей,
н) злоупотребление советами, о) поиск и развитие собственного консультативного
стиля.
Проблема
"профессионального сгорания" консультанта: причины, проявления, пути
профилактики и преодоления. Персональная ответственность (внутренний локус
контроля) в отношении собственного состояния как решающий фактор профилактики и
преодоления "профессионального сгорания".
Проблема психологического консультирования
консультантов и работы под руководством супервизора как одна из сторон
подготовки к профессиональной деятельности.
4. Этические вопросы психологического консультирования
Права клиента в
консультативном процессе: а) право на получение квалифицированной
психологической помощи, б) право на информированное согласие о вступлении,
продолжении и окончании консультативных отношений, в) право на выбор
консультанта, г) право на нераспространение обсуждаемой личной информации.
Зависимость клиента от консультанта как этическая проблема. Характер
консультативных отношений: сотрудничество, но не манипуляция.
Профессиональные и этические
обязанности и права консультанта: а) обязанность
37
предоставить компетентную психологическую помощь, б)
конфиденциальность, в) право на передачу клиента другому консультанту в случае
невозможности оказания компетентной помощи. Конфиденциальность консультирования
и ее ограничения: обязанность предостеречь и защитить потенциальных жертв и
самого клиента в случае реальной опасности клиента для других или для себя
самого. Этические и правовые вопросы совмещения консультативных и иных
(дружеских, деловых, интимных) отношений психолога с клиентом.
5. Базовые умения консультанта
"Присутствие" и
"истинность" консультанта в контакте с клиентом как главное условие
развития "присутствия" и "истинности" клиента. Два
измерения "присутствия": открытость опыту и экспрессивность.
Представление о
коммуникативных уровнях в повседневном и консультативном взаимодействии:
формальный уровень, уровень поддержания контакта, стандартный, критический,
интимный. Критический и интимный уровни взаимодействия как уровни, ведущие к
изменениям клиента. Пути углубления консультативного контакта: передача клиенту
ответственности за развитие беседы, прояснение неявно выражаемого, углубление и
развитие значимых тем.
"Шкала межличностного
давления" в консультативном процессе: слушание, углубление,
инструктирование, требование. Общая характеристика каждого уровня шкалы. Умения
и приемы, используемые консультантом на каждом из уровней шкалы: а) уровень
слушания: молчание, невербальная поддержка рассказа клиента, повторение
сказанного клиентом, резюмирование, вербальное вдохновление клиента на развитие
рассказа, отражение очевидного, уточняющие высказывания, открытые вопросы, б)
уровень углубления: открытые вопросы, внимание к аспектам, фактическое
информирование, немедленное структурирование, предложение равнозначных
альтернатив, общее структурирование, предложение тем для обсуждения,
среднесфокусированные вопросы, в) уровень инструктирования:
среднесфокусированные вопросы, рациональные рекомендации, поддержка,
разубеждение клиента относительно его сомнений и страхов, обучение, проявление
альтернатив разной степени ценности, ограниченное направление, узкие вопросы,
г) уровень требования: узкие вопросы, настаивание, одобрение, конфронтация,
подкрепление или неодобрение, принятие на себя ответственности за действие или
поступок, команда, отвержение.
Работа с сопротивлением.
Понятие о сопротивлении. Готовность клиента как условие успешности работы с
сопротивлением. Типичные формы проявления сопротивления. Некоторые функции
сопротивления. Пути обращения с сопротивлением: указание на проявления сопротивления,
достижение понимания эффектов сопротивления, демонстрация альтернатив,
преодоление сопротивления. Результаты работы с сопротивлением.
6. Основные современные направления консультирования
Психоанализ. З. Фрейд - основатель
психоанализа. Ключевые понятия психоаналитической теории: структура личности
(Оно, Эго, Супер-Эго), сознание и бессознательное, защитные механизмы Эго
(вытеснение, отрицание, реактивное образование, проекция, замещение,
рационализация, сублимирование, регрессия, интроекция, идентификация,
компенсация и др.). Развитие личности. Значимость ранних этапов развития.
Стадии психосексуального развития личности (оральная, анальная, фаллическая,
латентная, генитальная). Значение учения о стадиях развития для
консультирования. Современные тенденции в психоанализе: Эго-психология и теория
объектных отношений. Консультативный процесс: цели, роль и функции
консультанта, опыт клиента, взаимодействие между клиентом и консультантом,
консультативные техники и процедуры (свободные ассоциации, анализ и интерпретация
сопротивления и переноса, анализ сновидений). Оценка подхода: достоинства и
ограничения.
Индивидуальная психология А. Адлера - основоположника
подхода. Ключевые
38
понятия индивидуальной психологии: субъективное
восприятие реальности, целостность личности (холизм), стремление к цели,
чувство недостаточности и стремление к компенсации, превосходству,
компетентности, три неблагоприятные ситуации детства, комплекс неполноценности,
реальная и псевдокомпенсация, жизненный стиль, базовые ошибки, жизненные
задачи, приоритеты, социальное чувство (интерес), порядок (очередность)
рождения. Консультативный процесс: цели, роль и функции консультанта, опыт
клиента, взаимодействие между клиентом и консультантом, консультативные техники
и процедуры (установление психологического контакта: слушание, эмоциональная
поддержка и ободрение; исследование индивидуальной динамики: интервью, опросник
жизненного стиля, анализ ранних воспоминаний, анализ сновидений и приоритетов,
суммирование впечатлений; интерпретаций, ведущая к инсайту; реориентация:
метафорическое взаимодействие, парадоксальная интенция, действие как "если
бы", "поимка себя за рукав", "счастливая и несчастливая
кнопки", разработка и следование рабочим планам изменений и др.). Оценка
подхода: достоинства и ограничения.
Экзистенциальный подход в
психологическом консультировании. В. Франкл, Р. Мэй, И. Ялом - виднейшие
представители подхода. Экзистенциально-философские корни подхода: Ф. М.
Достоевский, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, М. Бубер.
Ключевые понятия экзистенциального подхода: сознание и самосознание, свобода и
ответственность, стремление к сохранению и проявлению своей идентичности и к
глубоким отношениям с другими, поиск смысла, тревога как атрибут человеческого
существования, осознание неизбежности смерти.
Центрированный на человеке
подход в консультировании. К. Р. Роджерс - основоположник подхода. Ключевые понятия: позитивный
взгляд на природу человека, человеческий потенциал, тенденция к актуализации и
самоактуализации, Я-концепция, Я-идеальное, внутренний оценочный механизм и
внешняя оценочная система, конгруэнтность/неконгруэнтность, эмпатийное
понимание, безусловное принятие/уважение, угроза и тревога, защитные механизмы
(искажение, отрицание), феноменологический мир человека, опыт, полностью
функционирующая личность. Консультативный процесс: цели, роль и функции
консультанта, опыт клиента, взаимодействие между клиентом и консультантом,
консультативные техники и процедуры: три базовые установки консультанта как
условия позитивных изменений и личностного роста клиента. Оценка подхода:
достоинства и ограничения.
Гештальт-подход в
психологическом консультировании. Ф. Перлз - основоположник подхода. Ключевые
понятия: гештальт, "здесь и теперь", осознание, незавершенные дела,
избегание, уровни (слои) невроза, контакт и сопротивление контакту, защитные
механизмы (интроекция, проекция, ретрофлексия/оборачивание на себя,
дефлексия/отвлечение, конфлюенция/слияние), энергия и блоки свободному течению
энергии. Консультативный процесс: цели, роль и функции консультанта, опыт
клиента, взаимодействие между клиентом и консультантом, консультативные техники
и процедуры: гештальт-эксперимент, его подготовка и проведение в процессе консультирования,
диалоговые упражнения ("техника пустого стула", ролевые игры и др.),
"делание кругов", принятие на себя ответственности, проективные игры,
обращение в противоположное, преувеличение/уменьшение, техника "побудьте с
вашим чувством", работа со сновидениями и др. Оценка подхода: достоинства
и ограничения.
Транзактный анализ в
психологическом консультировании. Э. Берн - основоположник подхода. Основные
понятия: эго-состояния ("Родитель", "Взрослый",
"Ребенок"), транзакция, типы транзакций, предписания и ранние
решения, поглаживания, игры, купоны, жизненный сценарий, пересмотр ранних
решений и выход за пределы сценария. Консультативный процесс: цели, роль и
функции консультанта, опыт клиента, взаимодействие между клиентом и
консультантом, консультативные
39
техники и процедуры: структурный анализ, транзактный
анализ, анализ семейного программирования, анализ ритуалов,
времяпрепровождения, игр и жизненных сценариев. Оценка подхода: достоинства и
ограничения.
Бихевиоральный подход к
психологическому консультированию. А. Лазарус - виднейший представитель современной
бихевиоральной терапии и консультирования. Основные понятия: классическое и оперантное
обусловливание, роль когнитивных процессов, научения, подкрепление, научный
метод (конкретность, измеряемость, воспроизводимость) в консультировании.
Консультативный процесс: цели, роль и функции консультанта, опыт клиента,
взаимодействие между клиентом и консультантом, консультативные техники и
процедуры: релаксационный тренинг, систематическая десензитизация, методы
моделирования (А. Бандура), тренинг социальных умений (уверенности и т. п.),
программы руководства самим собой и
самоуправления; мультимодальная терапия А. Лазаруса (диагностика семи главных
сфер функционирования личности, "технический эклектизм" при
консультативном воздействии). Оценка подхода: достоинства и ограничения.
Рационально-эмотивная
терапия (РЭТ)
и другие когнитивно-бихевиоральные подходы в психологическом консультировании.
А. Эллис - основоположник рационально-эмотивной терапии. А. Т. Бек, Д.
Майхенбаум - виднейшие представители современного когнитивно-бихевиорального
подхода. Основные понятия РЭТ: иррациональные верования/убеждения,
"настоятельная" потребность и "простое" предпочтение,
"должен" и "обязан". A-B-C-теория личности, обнаружение и
опровержение иррациональных верований на основе научного (эмпирические
доказательства плюс логика) метода, замена иррациональных идей рациональными,
рациональное переструктурирование и достижение рациональной философии жизни как
основа эмоционального благополучия и поведенческой успешности человека.
Консультативный процесс: цели, роль и функции консультанта, опыт клиента,
взаимодействие между клиентом и консультантом, консультативные техники и
процедуры: когнитивные методы (опровержение иррациональных идей и убеждений в
диалогическом взаимодействии, заполнение форм самопомощи по обнаружению и
замене иррациональных убеждений, библиотерапия, изменение языка
("должен" - "предпочитаю"), юмор); эмотивные методы
(рационально-эмотивное управляемое воображение, ролевые игры, "атака на
смущение", поведенческие методы; см. выше: Бихевиоральный подход...).
Представление о системе когнитивной терапии А. Т. Бека. Представление о системе
когнитивной модификации поведения Д. Майхенбаума. Оценка подхода: достоинства и
ограничения.
7. Интегративная тенденция в современном психологическом
консультировании
Данные исследований об
интегративных тенденциях в современном консультировании. Механический эклектизм
и осмысленная интеграция различных подходов в индивидуальной консультативной
практике. Преимущества глубокого и осмысленного владения различными подходами к
оказанию психологической помощи. Выработка согласованного интегративного
представления о сущности человека, причинах и условиях психологического
благополучия и неблагополучия, выработка индивидуального консультативного стиля
как критерия профессионализма консультанта.
Алешина Ю. Б. Индивидуальное и семейное психологическое
консультирование. М.: Изд-во МГУ, 1994.
Адлер А. Наука жить. Киев: Port-Royal, 1997.
Атватер И. Я Вас слушаю... М., 1988.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в
игры. М., 1983.
Василюк Ф. Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984.
Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. М.,
1993.
Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.:
Независимая фирма "Класс", 1994.
Морли С., Шефферд Д., Спенс С. Методы когнитивной терапии в
тренинге социальных навыков. СПб., 1996.
Перлз Ф. С., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по
гештальт-терапии. М., 1995.
Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека.
М., 1994.
Сидоренко Е.
В. Комплекс
«неполноценности» и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера.
СПб., 1993.
Фанч Ф. Преобразующие диалоги. Киев, 1997.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
Энрайт Д. Гештальт, ведущий к просветлению. СПб., 1994.
Юнг К. Г. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994.
Bugental
J. F. T. The art of the psychotherapist. N. Y.: W. W.
Norton & Comp., Inc., 1987.
Corey
G. Theory and practice of counseling and psychotherapy.
4-th ed. Pacific Grove, CA: Brooks/Cole Publ. Co, 1991.
Dass
R., Gorman P. How can I help? N. Y.: Alfred A. Knopf, 1991.
Kottler
J. A., Blau D. S. The imperfect therapist:
Learning from failure in therapeutic practice. San Francisco/ Oxford:
Jossey-Bass Publ., 1990.
Kottler
J. A. The complete therapist. San Francisco/ Ox-ford:
Jossey-Bass Publ., 1991.