Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в полнотекстовом ресурсе.  Заглавная страница ресурса... 

35

 

ПСИХОЛОГИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

 

ОБЩЕЕ ВВЕДЕНИЕ В ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

 

В. В. КОЛПАЧНИКОВ

 

1. Понятие о психологическом консультировании

Суть психологического консультирования - психологическая помощь психологически здоровым людям в совладании с различного рода внутри- и межличностными затруднениями в процессе специально организованного взаимодействия (беседы).

Цели консультирования: а) преодоление конкретного психологического затруднения и б) личностный рост клиента.

Две ориентации (тенденции) в психологическом консультировании: 1) объективная, 2) субъективная (феноменологическая). Различия между ориентациями: а) в целях (приспособление - изменение жизни, б) в главном фокусе внимания (поведение - опыт), в) типе коммуникации (эксплицитный - имплицитный), г) в представлении о главном средстве, определяющем изменения (подкрепление - осознание), д) в представлении о роли психологического контакта консультанта и клиента (важная, но вторичная - решающая), е) в сроках (кратковременное - долговременное), ж) в объяснительных моделях (причинность - интенциональность), з) в представлении о "реальности" (конвенциональная - индивидуальная реальность).

Различные модели психологического консультирования: а) медицинская, б) педагогическая, в) диагностическая, г) социальная, д) психологическая. Основные характеристики, достоинства и недостатки каждой модели.

 

2. Основные этапы психологического консультирования

Начальный этап. Цель - установление психологического контакта и заключение контракта между клиентом и консультантом. Основное содержание этапа: прием клиента, представление (знакомство), сбор первичной информации о клиенте, заключение психологического контракта (обсуждение целей, методов, продолжительности, стоимости консультирования, распределение ответственности, информирование клиента о его правах и обязанностях, обсуждение вопросов конфиденциальности и ее ограничений).

Этап расспроса клиента. Цель - как можно лучше разобраться в проблеме клиента. Первая часть. Цель - разговорить клиента. Основное ее содержание: а) поддержание и углубление психологического контакта с клиентом, б) стимулирование клиента на дальнейший рассказ и его углубление, в) целенаправленное развитие беседы, г) осмысление

 

                                                             36

 

сообщаемого клиентом. Основные приемы и средства, используемые консультантом: прямые вопросы, нерефлексивное и активное слушание, эмпатическое понимание, невербальное и вербальное ободрение клиента. Результат подэтапа - формулирование консультативных гипотез. Источники выдвижения консультативных гипотез: 1) рассказ клиента и наблюдение за ним, 2) профессиональная теоретическая платформа консультанта. Вторая часть. Ее цель - проверка выдвинутых консультативных гипотез. Основное содержание этой части: активный поиск, сбор, уточнение информации, подтверждающей или опровергающей выдвинутые консультативные гипотезы. Основные приемы и средства, используемые консультантом: сфокусированные, целенаправленные, узкие вопросы; анализ конкретных ситуаций, связанных с психологическими затруднениями клиента. Результат всего этапа - гипотеза об источниках и причинах затруднений клиента.

Этап оказания психологического воздействия. Цель - достижение клиентом понимания и преодоление психологических затруднений. Основное содержание этапа: использование различных психотехнических средств помощи клиенту в осмыслении и преодолении его психологических трудностей. Основные приемы и средства, используемые консультантом в зависимости от направления консультирования (см. ниже разделы о направлениях в психологическом консультировании). Результат этапа и всего консультирования - осознание клиентом источников и причин своих трудностей и овладение конструктивными способами совладания с ними.

Заключительный этап консультирования. Основное его содержание: подведение итогов консультирования, обсуждение вопросов, касающихся дальнейших возможных контактов, прощание с клиентом.

 

3. Личность консультанта

Проблема соотношения профессиональных знаний и умений консультанта и его личности как средств психологического воздействия на клиента. Консультант как модель психологически здоровой личности для клиента. Искренность ("конгруэнтность") консультанта. Личностные характеристики эффективных консультантов. Проблема влияния личностных ценностей и жизненной философии консультанта на его деятельность.

Типичные трудности начинающего консультанта: а) совладание с тревогой, б) истинность и самораскрытие, в) стремление к совершенству (перфекционизм), г) признание пределов своей компетентности, д) понимание молчания (пауз) в консультативном процессе, е) обращение с навязчивыми клиентами, ж) обращение с немотивированными (невовлеченными) клиентами, з) отсроченность результатов консультирования, и) избегание самообмана, к) потеря себя в проблеме клиента, контрперенос, л) недостаток чувства юмора, м) постановка реалистических целей, н) злоупотребление советами, о) поиск и развитие собственного консультативного стиля.

Проблема "профессионального сгорания" консультанта: причины, проявления, пути профилактики и преодоления. Персональная ответственность (внутренний локус контроля) в отношении собственного состояния как решающий фактор профилактики и преодоления "профессионального сгорания".

Проблема психологического консультирования консультантов и работы под руководством супервизора как одна из сторон подготовки к профессиональной деятельности.

 

4. Этические вопросы психологического консультирования

Права клиента в консультативном процессе: а) право на получение квалифицированной психологической помощи, б) право на информированное согласие о вступлении, продолжении и окончании консультативных отношений, в) право на выбор консультанта, г) право на нераспространение обсуждаемой личной информации. Зависимость клиента от консультанта как этическая проблема. Характер консультативных отношений: сотрудничество, но не манипуляция.

Профессиональные и этические обязанности и права консультанта: а) обязанность

 

                                                            37

 

предоставить компетентную психологическую помощь, б) конфиденциальность, в) право на передачу клиента другому консультанту в случае невозможности оказания компетентной помощи. Конфиденциальность консультирования и ее ограничения: обязанность предостеречь и защитить потенциальных жертв и самого клиента в случае реальной опасности клиента для других или для себя самого. Этические и правовые вопросы совмещения консультативных и иных (дружеских, деловых, интимных) отношений психолога с клиентом.

 

5. Базовые умения консультанта

"Присутствие" и "истинность" консультанта в контакте с клиентом как главное условие развития "присутствия" и "истинности" клиента. Два измерения "присутствия": открытость опыту и экспрессивность.

Представление о коммуникативных уровнях в повседневном и консультативном взаимодействии: формальный уровень, уровень поддержания контакта, стандартный, критический, интимный. Критический и интимный уровни взаимодействия как уровни, ведущие к изменениям клиента. Пути углубления консультативного контакта: передача клиенту ответственности за развитие беседы, прояснение неявно выражаемого, углубление и развитие значимых тем.

"Шкала межличностного давления" в консультативном процессе: слушание, углубление, инструктирование, требование. Общая характеристика каждого уровня шкалы. Умения и приемы, используемые консультантом на каждом из уровней шкалы: а) уровень слушания: молчание, невербальная поддержка рассказа клиента, повторение сказанного клиентом, резюмирование, вербальное вдохновление клиента на развитие рассказа, отражение очевидного, уточняющие высказывания, открытые вопросы, б) уровень углубления: открытые вопросы, внимание к аспектам, фактическое информирование, немедленное структурирование, предложение равнозначных альтернатив, общее структурирование, предложение тем для обсуждения, среднесфокусированные вопросы, в) уровень инструктирования: среднесфокусированные вопросы, рациональные рекомендации, поддержка, разубеждение клиента относительно его сомнений и страхов, обучение, проявление альтернатив разной степени ценности, ограниченное направление, узкие вопросы, г) уровень требования: узкие вопросы, настаивание, одобрение, конфронтация, подкрепление или неодобрение, принятие на себя ответственности за действие или поступок, команда, отвержение.

Работа с сопротивлением. Понятие о сопротивлении. Готовность клиента как условие успешности работы с сопротивлением. Типичные формы проявления сопротивления. Некоторые функции сопротивления. Пути обращения с сопротивлением: указание на проявления сопротивления, достижение понимания эффектов сопротивления, демонстрация альтернатив, преодоление сопротивления. Результаты работы с сопротивлением.

 

6. Основные современные направления консультирования

Психоанализ. З. Фрейд - основатель психоанализа. Ключевые понятия психоаналитической теории: структура личности (Оно, Эго, Супер-Эго), сознание и бессознательное, защитные механизмы Эго (вытеснение, отрицание, реактивное образование, проекция, замещение, рационализация, сублимирование, регрессия, интроекция, идентификация, компенсация и др.). Развитие личности. Значимость ранних этапов развития. Стадии психосексуального развития личности (оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная). Значение учения о стадиях развития для консультирования. Современные тенденции в психоанализе: Эго-психология и теория объектных отношений. Консультативный процесс: цели, роль и функции консультанта, опыт клиента, взаимодействие между клиентом и консультантом, консультативные техники и процедуры (свободные ассоциации, анализ и интерпретация сопротивления и переноса, анализ сновидений). Оценка подхода: достоинства и ограничения.

Индивидуальная психология А. Адлера - основоположника подхода. Ключевые

 

                                                       38

 

понятия индивидуальной психологии: субъективное восприятие реальности, целостность личности (холизм), стремление к цели, чувство недостаточности и стремление к компенсации, превосходству, компетентности, три неблагоприятные ситуации детства, комплекс неполноценности, реальная и псевдокомпенсация, жизненный стиль, базовые ошибки, жизненные задачи, приоритеты, социальное чувство (интерес), порядок (очередность) рождения. Консультативный процесс: цели, роль и функции консультанта, опыт клиента, взаимодействие между клиентом и консультантом, консультативные техники и процедуры (установление психологического контакта: слушание, эмоциональная поддержка и ободрение; исследование индивидуальной динамики: интервью, опросник жизненного стиля, анализ ранних воспоминаний, анализ сновидений и приоритетов, суммирование впечатлений; интерпретаций, ведущая к инсайту; реориентация: метафорическое взаимодействие, парадоксальная интенция, действие как "если бы", "поимка себя за рукав", "счастливая и несчастливая кнопки", разработка и следование рабочим планам изменений и др.). Оценка подхода: достоинства и ограничения.

Экзистенциальный подход в психологическом консультировании. В. Франкл, Р. Мэй, И. Ялом - виднейшие представители подхода. Экзистенциально-философские корни подхода: Ф. М. Достоевский, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, М. Бубер. Ключевые понятия экзистенциального подхода: сознание и самосознание, свобода и ответственность, стремление к сохранению и проявлению своей идентичности и к глубоким отношениям с другими, поиск смысла, тревога как атрибут человеческого существования, осознание неизбежности смерти.

Центрированный на человеке подход в консультировании. К. Р. Роджерс - основоположник подхода. Ключевые понятия: позитивный взгляд на природу человека, человеческий потенциал, тенденция к актуализации и самоактуализации, Я-концепция, Я-идеальное, внутренний оценочный механизм и внешняя оценочная система, конгруэнтность/неконгруэнтность, эмпатийное понимание, безусловное принятие/уважение, угроза и тревога, защитные механизмы (искажение, отрицание), феноменологический мир человека, опыт, полностью функционирующая личность. Консультативный процесс: цели, роль и функции консультанта, опыт клиента, взаимодействие между клиентом и консультантом, консультативные техники и процедуры: три базовые установки консультанта как условия позитивных изменений и личностного роста клиента. Оценка подхода: достоинства и ограничения.

Гештальт-подход в психологическом консультировании. Ф. Перлз - основоположник подхода. Ключевые понятия: гештальт, "здесь и теперь", осознание, незавершенные дела, избегание, уровни (слои) невроза, контакт и сопротивление контакту, защитные механизмы (интроекция, проекция, ретрофлексия/оборачивание на себя, дефлексия/отвлечение, конфлюенция/слияние), энергия и блоки свободному течению энергии. Консультативный процесс: цели, роль и функции консультанта, опыт клиента, взаимодействие между клиентом и консультантом, консультативные техники и процедуры: гештальт-эксперимент, его подготовка и проведение в процессе консультирования, диалоговые упражнения ("техника пустого стула", ролевые игры и др.), "делание кругов", принятие на себя ответственности, проективные игры, обращение в противоположное, преувеличение/уменьшение, техника "побудьте с вашим чувством", работа со сновидениями и др. Оценка подхода: достоинства и ограничения.

Транзактный анализ в психологическом консультировании. Э. Берн - основоположник подхода. Основные понятия: эго-состояния ("Родитель", "Взрослый", "Ребенок"), транзакция, типы транзакций, предписания и ранние решения, поглаживания, игры, купоны, жизненный сценарий, пересмотр ранних решений и выход за пределы сценария. Консультативный процесс: цели, роль и функции консультанта, опыт клиента, взаимодействие между клиентом и консультантом, консультативные

 

                                                              39

 

техники и процедуры: структурный анализ, транзактный анализ, анализ семейного программирования, анализ ритуалов, времяпрепровождения, игр и жизненных сценариев. Оценка подхода: достоинства и ограничения.

Бихевиоральный подход к психологическому консультированию. А. Лазарус - виднейший представитель современной бихевиоральной терапии и консультирования. Основные понятия: классическое и оперантное обусловливание, роль когнитивных процессов, научения, подкрепление, научный метод (конкретность, измеряемость, воспроизводимость) в консультировании. Консультативный процесс: цели, роль и функции консультанта, опыт клиента, взаимодействие между клиентом и консультантом, консультативные техники и процедуры: релаксационный тренинг, систематическая десензитизация, методы моделирования (А. Бандура), тренинг социальных умений (уверенности и т. п.), программы руководства самим собой  и самоуправления; мультимодальная терапия А. Лазаруса (диагностика семи главных сфер функционирования личности, "технический эклектизм" при консультативном воздействии). Оценка подхода: достоинства и ограничения.

Рационально-эмотивная терапия (РЭТ) и другие когнитивно-бихевиоральные подходы в психологическом консультировании. А. Эллис - основоположник рационально-эмотивной терапии. А. Т. Бек, Д. Майхенбаум - виднейшие представители современного когнитивно-бихевиорального подхода. Основные понятия РЭТ: иррациональные верования/убеждения, "настоятельная" потребность и "простое" предпочтение, "должен" и "обязан". A-B-C-теория личности, обнаружение и опровержение иррациональных верований на основе научного (эмпирические доказательства плюс логика) метода, замена иррациональных идей рациональными, рациональное переструктурирование и достижение рациональной философии жизни как основа эмоционального благополучия и поведенческой успешности человека. Консультативный процесс: цели, роль и функции консультанта, опыт клиента, взаимодействие между клиентом и консультантом, консультативные техники и процедуры: когнитивные методы (опровержение иррациональных идей и убеждений в диалогическом взаимодействии, заполнение форм самопомощи по обнаружению и замене иррациональных убеждений, библиотерапия, изменение языка ("должен" - "предпочитаю"), юмор); эмотивные методы (рационально-эмотивное управляемое воображение, ролевые игры, "атака на смущение", поведенческие методы; см. выше: Бихевиоральный подход...). Представление о системе когнитивной терапии А. Т. Бека. Представление о системе когнитивной модификации поведения Д. Майхенбаума. Оценка подхода: достоинства и ограничения.

 

7. Интегративная тенденция в современном психологическом консультировании

Данные исследований об интегративных тенденциях в современном консультировании. Механический эклектизм и осмысленная интеграция различных подходов в индивидуальной консультативной практике. Преимущества глубокого и осмысленного владения различными подходами к оказанию психологической помощи. Выработка согласованного интегративного представления о сущности человека, причинах и условиях психологического благополучия и неблагополучия, выработка индивидуального консультативного стиля как критерия профессионализма консультанта.

 

Литература

Алешина Ю. Б. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Изд-во МГУ, 1994.

Адлер А. Наука жить. Киев: Port-Royal, 1997.

Атватер И. Я Вас слушаю... М., 1988.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1983.

Василюк Ф. Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984.

Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. М., 1993.

Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.: Независимая фирма "Класс", 1994.

Морли С., Шефферд Д., Спенс С. Методы когнитивной терапии в тренинге социальных навыков. СПб., 1996.

Перлз Ф. С., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии. М., 1995.

Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

Сидоренко Е. В. Комплекс «неполноценности» и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера. СПб., 1993.

Фанч Ф. Преобразующие диалоги. Киев, 1997.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.

Энрайт Д. Гештальт, ведущий к просветлению. СПб., 1994.

Юнг К. Г. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994.

Bugental J. F. T. The art of the psychotherapist. N. Y.: W. W. Norton & Comp., Inc., 1987.

Corey G. Theory and practice of counseling and psychotherapy. 4-th ed. Pacific Grove, CA: Brooks/Cole Publ. Co, 1991.

Dass R., Gorman P. How can I help? N. Y.: Alfred A. Knopf, 1991.

Kottler J. A., Blau D. S. The imperfect therapist: Learning from failure in therapeutic practice. San Francisco/ Oxford: Jossey-Bass Publ., 1990.

Kottler J. A. The complete therapist. San Francisco/ Ox-ford: Jossey-Bass Publ., 1991.